Напоминание

Специфика судебной публичной речи


Автор: Стоногин Роман Сергеевич
Должность: студент Юридического института имени А.Г и Н.Г Столетовых ВлГУ
Учебное заведение: Юи ВлГУ
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: статья
Тема: Специфика судебной публичной речи
Раздел: высшее образование





Назад




Специфика судебной публичной речи

Стоногин

Роман

Сергеевич, магистр

Юридического

института

Владимирского

государственного

университета

имени

Александра

Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Научный руководитель: Петрова Ирина Леонидовна, кандидат

юридических наук, доцент кафедры «Теория и история государства и права»

Юридического

института

Владимирского

государственного

университета

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В статье рассмотрено понятие «судебное публичное

говорение»,

как

вид

ораторского

искусства,

которому

присущи

свои

специфические, неординарные черты. Приведены мнения известных юристов

относительно

данного

мастерства.

В

статье

говорится

о

необходимости

развития

данного

навыка

у

начинающих

юристов,

как

показателя

их

профессионализма.

Ключевые слова: судебное публичное говорение, красноречие,

судебное ораторство, специфика судебного красноречия.

Specificity of judicial public speech

Stonogin Roman Sergeyevich, master of Law Institute of Vladimir state

University named Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs.

Supervisor: Irina

Leonidovna

Petrova,

candidate

of

legal

Sciences,

associate Professor of the Department "Theory and history of state and law" Of the

law Institute of the Vladimir state University named after Alexander Grigoryevich

and Nikolay Grigoryevich Stoletov.

Abstract: the article considers the concept of "judicial public

speaking" as a form of public speaking, which has its own specific, extraordinary

features. The opinions of well-known lawyers on this skill are given. The article

refers to the need to develop this skill in novice lawyers as an indicator of their

professionalism.

Keywords: judicial public speaking, oratory, forensic oratory, the

specifics of judicial eloquence

Cудебное

публичное

говорение

один

из

древнейших

видов

ораторского искусства, и каждая эпоха, каждая страна, народ вносят в него

изменения.

Местом

рождения

судебного

красноречия

является

Древняя

Греция.

Практическое

применение

ораторское

искусство

получило

в

Сицилии. Там уже наметились его основные виды: политическое и судебное,

распространившиеся

затем

и

в

Афинах

в

V

веке

до

н.э.

период

общественного расцвета, роста культуры.

Владение

ораторским

искусством

имеет

особо

важное

значение

в

деятельности

юристов.

Ораторское

мастерство

юристов,

выступающих

в

судебных

прениях,

часто

называют

судебным

красноречием,

основное

назначение которого - способствовать установлению истины по делу.

Искусство

судебного

оратора

проявляется

в

умении

построить

судебную

речь

так,

чтобы

привлечь

внимание

судей

и

удержать

его

в

продолжение

всего

выступления,

выстроить

систему

опровержений

и

доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и

убедить в этом суд и аудиторию.

Красноречие

как

умение

«говорить

красиво»

является

составной

частью

судебного

ораторского

искусства

-

эффективного

средства

эмоционального воздействия.

Так,

по

мнению

Н.П.

Карабчевского,

«судебное

красноречие

представляет собой красноречие особого рода. На его нельзя смотреть лишь с

точки зрения эстетики. Вся деятельность судебного оратора-деятельность

боевая. Это - вечный турнир перед возвышенной и недосягаемой «дамой с

повязкой на глазах»

1

.

Выступления в суде более нуждаются в ораторском искусстве, нежели в

простом красноречии. Ораторское искусство как комплекс знаний и умений

оратора по подготовке и произнесению публичной речи включает в себя

следующие элементы: умение подбирать материал, навыки построения речи

и публичного говорения с целью оказания определенного воздействия на

слушателей, умение доказывать и опровергать, умение убеждать, речевое

мастерство.

Судебное

красноречие

имеет

свои

особенности,

свою

специфику,

которая

обусловлена

нормами

процессуального

законодательства

и

предполагает

оценочно-правовой

характер

речи.

Основная

функция

1



Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для

юристов)/ИвакинаН.Н.-.М.:Норма, 2017г. -592с.

судебного

красноречия

(или

судебного

ораторского

искусства)

-

способствовать установлению юридической истины по делу, формированию

внутреннего убеждения судей.

Стоит заметить, что Ивакина Н.Н.

замечает: «Тактика речи, стиль,

ораторские приемы и речевые средства у каждого оратора свои, проверенные,

отработанные.

Одни

покоряют

судебную

аудиторию

силою

своего

вдохновения,

как

Ф.Н.

Плевако,

другие

-

глубиной

мысли

и

ясностью

изложения, как А.Ф. Кони. Но каждому судебному оратору важно уметь

говорить доступно, грамотно, аргументированно. Это главное».

2

Например, известному российский юристу А.Ф. Кони были характерны

глубокий

разбор

обстоятельств

дела,

строгая

логичность,

тонкий

психологический

анализ

действий

подсудимого.

Он

отмечал,

что

«в

основании

судебного

красноречия

лежит

необходимость

доказывать

и

убеждать,

т.

е.

иными

словами,

необходимость

склонять

слушателей

присоединиться к своему мнению»

3

Так в обвинительных речах А. Ф. Кони обращает на себя внимание

высокая частотность употребления градации. Это стилистическое средство,

состоящее

из

двух

или

более

единиц,

размещенных

по

возрастающей

интенсивности

действия

или

качества.

Изобилует

такими

конструкциями

речь «По делу об утоплении крестьянки Емельяновой её мужем». Именно

градация позволяет Кони подчеркнуть черты характера и поведения каждого

участника трагического события, причем в составе ее могут быть разные

части речи. Например: «Но бывают дела другого рода, где свидетельские

показания

имеют

совершенно

иной

характер,

они

сбивчивы,

неясны,

туманны…» [4, c. 41]; «Первое время они живут счастливо, мирно и тихо…»

[4, c. 45].

4

2



Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для

юристов)/ИвакинаН.Н.-.М.:Норма, 2017г. -592с.

3



Кони А. Ф. Приемы и задачи прокуратуры // Кони А. Ф. Избранные труды и речи. М.:

Юрайт, 2011. С. 511–589

4



Кони А. Ф. По делу об утоплении крестьянки Емелья- новой ее мужем // Кони А. Ф.

Избранные труды и речи. М.: Юрайт, 2011. С. 41–56.

В

целом

тексты

обвинительных

речей

А.

Ф.

Кони

отличает

разнообразие средств стилистического синтаксиса, использование которых

подчеркивает незаурядный филологический дар выдающегося юриста

Искусство судебного оратора проявляется в умении четко определить

тему спора (тезис, целевую установку), построить судебное выступление так,

чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всей речи, в

умении полно и объективно проанализировать обстоятельства дела, указать

причины

преступления

или

гражданского

конфликта,

дать

глубокий

психологический анализ личностей подсудимого и потерпевшего, выстроить

систему

опровержений

и

доказательств,

сделать

правильные

правовые

выводы и убедить в этом судей и аудиторию.

Проявляется оно и в умении оказать психологическое воздействие, в

умении найти точные языковые средства для выражения мыслей, так как

содержательная,

ценная

мысль

нуждается

в

совершенной

форме.

Совершенство

речи

создает

в

судебной

аудитории

атмосферу

доверия

оратору.

Говорить

хорошо

в

суде

-

это

говорить

по

существу,

тщательно,

всесторонне и объективно анализируя материалы дела, опираясь на нормы

права; говорить доходчиво, логично, убедительно, в соответствии с нормами

литературного языка.

Мастерство судебного оратора основывается на постоянном упорном,

целенаправленном труде. Только частые упражнения и желание добиться

высокого мастерства приведут к умению говорить публично. В искусстве

судоговорения уметь говорить - значит свободно владеть всеми материалами

дела,

всеми

доказательствами,

ощущать

форму

своей

речи,

понимать

ее

значение,

знать

секреты

профессии

оратора.

Четкое,

ясное,

безупречно

аргументированное изложение своей позиции - важный признак культуры

ораторского труда.

Высшим

уровнем

культуры

речи

является

речевое

мастерство,

заключающееся

в

умении

ясно

(доходчиво),

логично

и

убедительно

раскрывать

мысли,

в

богатстве

словаря

и

разнообразии

грамматических

конструкций.

Как полагает П.С. Пороховщиков, речь судебного оратора представляет

собой

художественное

произведение.

5

Следовательно,

в

речи

судебного

оратора должно присутствовать три части. Во-первых, объяснение дела. Во-

вторых, нравственная и законная оценка преступления. В-третьих, в речи

оратора должно присутствовать решение о виновности или невиновности

подсудимого. Для того чтобы в речи имелись все три части, необходимо,

чтобы

судебный

оратор

владел

точным

слогом,

а

также

знанием

функционирования языка.

Важно передать информацию не только грамотно, но и экспрессивно;

не

штампованными,

надоевшими

словами,

а

по-своему,

самобытно,

индивидуализировано. Речевое мастерство включает в себя умение найти

наиболее точное, а значит, наиболее подходящее для конкретной ситуации и

стилистически оправданное средство языка. Речевое искусство предполагает

и

умение

пользоваться

риторическими

приемами,

способствующими

эмоциональному, психологическому воздействию.

Для

того

чтобы

судебная

речь

воздействовала

на

окружающих,

на

слушающих ее людей, она должна обладать специфическими качествами,

такими, как:

1) убедительность;

2) понятность;

3) ясность;

4) доходчивость (простота);

5) точность;

6) логичность;

7) уместность;

8) чистота;

9) правильность;

5



Иванова А.П. О языке закона/ Иванова А.П.-.М.:Норма, 2010г. -38с.

10) эффективность;

11) лаконичность;

12) краткость;

13) выразительность, эмоциональность, экспрессивность;

14) индивидуальность.

Если вкратце ответить на вопрос, какова специфика судебного ораторского

искусства, необходимо привести слова С.А. Андреевского: «И если бы от

меня

потребовали,

чтобы

я

самом

сжатом

виде

определил,

какая

же

существует разница в нашем деле между истинным искусством и мишурой,

то

я

бы

ответил:

истинное

искусство-это

простота,

искренность,

содержательность и оригинальность, в отличие от мишуры, которая есть

вычурность, фальшь, пустословие и банальность»

6

.

Таким образом, исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод о том,

что

риторическое

образование

юристов

имеет

большое

значение

в

формировании умения говорить публично, что будет свидетельствовать о

высоком уровне профессионализма юриста.

Список литературы

1.

Ивакина

Н.Н.

Основы

судебного

красноречия

(риторика

для

юристов)/ИвакинаН.Н.-.М.:Норма, 2017г. -592с.

2.

Иванова А.П. О языке закона/ Иванова А.П.-.М.:Норма, 2010г. -38с.

6



Введенская Л.А Риторика для юристов/ Введенская Л.А. -.М.:Норма, 2013г. -149с.

3.

Введенская Л.А Риторика для юристов/ Введенская Л.А. -.М.:Норма,

2013г. -149с.

4.

Кони А. Ф. Приемы и задачи прокуратуры // Кони А. Ф. Избранные

труды и речи. М.: Юрайт, 2011. С. 511–589

5.

Кони А. Ф. По делу об утоплении крестьянки Емелья- новой ее мужем

// Кони А. Ф. Избранные труды и речи. М.: Юрайт, 2011. С. 41–56.



В раздел образования