Автор: Хаснутдинова Анастасия Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ЦДЮТиЭ
Населённый пункт: город Амурск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Веселые туристы"
Раздел: дополнительное образование
«Веселые туристы»
Методическая разработка
Амурск, 2018
Занятия
туризмом
способствуют
развитию
морально-волевых
качеств:
дружбы,
коллективизма,
взаимовыручки.
Участие
в
туристских
походах,
экспедициях и других мероприятиях воспитывают находчивость, мужество, умение
преодолевать
трудности
в
сложных
ситуациях,
самостоятельность,
честность,
ответственность за порученное дело, требовательность к себе и товарищам, а также
способствует
приобретению
расширенных
знаний
об
окружающем
мире
и
его
развитии.
Туризм способствует развитию интересно и содержательно организовывать
свой
досуг,
осваивать
практические
навыки
в
жизни;
повышает
мотивацию
на
здоровье и здоровый образ жизни.
Ц е л ь
р а б о т ы : организация
содержательного
детского
досуга
и
способствование гармоничному развитию личности ребенка.
Задачи:
1.
Формирование дружного коллектива группы
2.
Содействие развитию взаимодействия, взаимовыручки
3.
Формирование туристических навыков.
Ход игры:
Участники игры:
1.
Конкурсанты 2 команды по 7-10 человек.
2.
Эксперты, жюри (педагоги или родители) 3 человека.
3.
Группа обеспечения игры: ведущий и его помощник.
Игра включает в себя 5 этапов; представление команд, конкурс, подведение
итогов.
1 этап: «Загадки»
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое
туризм и чем занимаются туристы. Наступит время, и вы отправитесь по настоящей
туристской тропе. А сегодня мы потренируемся здесь, как надо ходить в поход. Вы
готовы отправляться в поход?
Дети: Да.
Педагог: Вот сейчас мы это и узнаем. Я буду загадывать загадки, а Вы их
отгадайте.
Каждой команде по очереди загадываются загадки, если ответа у команды нет,
на вопрос может ответить вторая команда.
1.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой,
Умещается в кармане,
А ведет нас за собой.
(Компас)
2.
В поход идут и дом берут,
В котором дома не живут.
(Палатка)
3.
Он с тобою и со мной
Шел лесными стежками,
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками.
(Рюкзак)
4.
За тобою он плетется,
Хоть на месте остается.
(След)
5.
Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.
(Термос)
6.
По лесам и по полям,
Тащит больше, чем весит сам.
(Турист)
2 этап: «Собери рюкзак»
Для
того,
чтобы
отправиться
в
путешествие,
нужно
собрать
все
самое
необходимое. Для этого каждой команде выдается рюкзак, он забит вещами, но там
не только необходимые вещи, но и есть лишнее предметы, которые не понадобятся в
туристическом
походе.
Учащимся
нужно
достать
содержимое
рюкзака
и
затем
сложить только то, без чего не обойтись.
Оборудование и материал: рюкзак, компас, аптечка, мазь от комаров, спички,
щетку, зубную пасту, мыло, палатка, котелок, топор, лопатка, вода.
Лишние предметы на свое усмотрение.
3 этап: «Логика»
Каждой
команде
выдается
картинка
про
туристов,
учащиеся
должны
внимательно
ее
рассмотреть
и
ответить
правильно
на
вопросы,
за
каждый
правильный ответ 1 балл.
1. Сколько туристов живет в этом лагере?
Ответ: 4 туриста, 4 ложки и тарелки, список на дереве из 4 человек.
2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
Ответ: несколько дней назад, паутина на палатке
3. На чем они сюда приехали?
Ответ: приплыли на лодке, весла у дерева
4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
Ответ: недалеко, на картинке видно курицу
5. Откуда дует ветер: с севера или юга?
Ответ: с юга, на палатке виден флажок, который указывает направление ветра. Если
посмотреть на сосны, то с северной стороны у них ветки короче. Значит ветер дует с
юга.
6. Какое сейчас время дня?
Ответ: утро. Используя предыдущий ответ можно определить стороны света, а
посмотрев на тень от повара, видно, что солнце находится на востоке, а значит
сейчас утро.
7. Куда ушел Шура?
Ответ: ловить бабочек. За кустами видно сачок.
8. Кто вчера был дежурным? (Назовите по имени.)
Ответ: Коля. Сегодня дежурит не Шура (он ловит бабочек), не Коля (он у рюкзака с
буквой "К"), и не Вася (он фотографирует, в его рюкзаке с буквой "В" лежит
штатив). Значит дежурный - Петя, а вчера дежурил Коля.
9. Какое сегодня число какого месяца?
Ответ: 8 августа. Сегодня дежурит Петя, значит 8 число. Видно арбуз, значит сейчас
август.
Физминутка:
«Мы идём во лесок» (под музыку)
Педагог: - Мы идём во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба)
Впереди ручеёк,
Перейти - вот мосток. (На носочках)
Пробирайся осторожно -
Замочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба)
4 этап: "Собери сам"
Каждой
команде
раздаются
по
пять
конвертов,
в
которых
разрезанные
картинки по туристической тематике. Участники должны собрать картинки и по ним
составить рассказ о маленьком путешествии их команды.
5 этап: "Пойми меня"
Условия этого этапа по принципу популярной игры "Крокодил". Каждый из
участников
команды
вытягивает
карточку
и используя
только
мимику,
жесты,
движения
показывает
слово,
которое
написано
на
карточке.
Ему
запрещается
произносить слова (любые, даже «да», «нет» и т.п.) и звуки, особенно те, по которым
легко угадать слово (например, по звуку «мяу» можно легко догадаться, что загадана
кошка).
Примеры слов:
Бабочка
Улитка
Компас
Дрова
Медведь
Река
Камень
Дождь
Паутина
Паук
Ложка
Крапива
Игра закончена, теперь дадим возможность жюри подвести итоги. А мы за это время
проведем рефлексию.
Каждому участнику раздаются карточки, на которых они должны продолжить фразу.
Рефлексия деятельности
Подведение итогов, награждение.
Список литературы:
У меня получилось…
Я научился…
Сегодня на занятии я смог…
Занятие дало мне для жизни…
За урок я…
1.
Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма.
2.
Маслов
А.Г.
«Программа
детского
объединения
участников
движения
«Школа
безопасности» - М., ФЦДЮТиК, 2007.
3.
Методические
материалы
и
документы
по
курсу
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»:
Книга
для
учителя/
Сост.
А.Т.Смирнов.
Б.И.Мишин;
под
общей ред. А.Т.Смирнова. – М., Просвещение, 2001. – 160 с.
4.
Личная безопасность./ Гл.ред. В.Володин – М.. «Аванта+», 2001.
5.
Майсак Г. Н. «Среди нехоженых дорог одна твоя…» - Ногинск МО, Городская
станция юных туристов, 1994.