общеобразовательное учреждение Ростовской области «Матвеево-Курганская
специальная школа-интернат»
Программа психокоррекционных занятий
по индивидуальной работе
с детьми, имеющими нарушения
в интеллектуальной и
эмоциональной сферах
Педагог-психолог
Луговская О.Д.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только
отдельной
функции.
Полноценность
ребенка
снижается
во
всех
его
жизненных
проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание
мотивов деятельности и тем самым регулирует его поведение (К.С. Лебединская).
Нарушение интеллекта характеризуется глубокими изменениями в структуре и
качественных характеристиках эмоциональных реакций и состояний ребенка, что
предполагает
включение
ребенка
в
систему
коррекционной
работы
программы
занятий по оптимизации изменений его эмоционально сферы.
Структура коррекционной программы включает в себя:
1)
первичное
диагностическое
обследование
уровня
сформированности
и
особенностей эмоциональной сферы детей;
2)
направленное
коррекционное
воздействие
с
целью
оптимизации
нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей;
3)
рекомендации родителям по осуществлению коррекционно–воспитательных
воздействий на детей;
4)
заключительное
психодиагностическое
обследование
для
определения
эффекта коррекционного воздействия.
Для
определения
результативности
коррекционного
во зд е й с т в и я
психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до
и после проведения программы.
Содержание
коррекционного
воздействия. О н о
в к л юч а е т
в
с е б я
индивидуальные и групповые формы работы с целью коррекции эмоциональных
нарушений детей с нарушением интеллекта через оптимизацию межличностного
взаимодействия. Программа включает в себя 8 занятий. Время одного занятия 25 – 35
минут. Программа рассчитана на детей подросткового возраста.
Если занятие проводится
в группе, то группа должна быть однородна по
возрасту, число участников группы 6–8 человек.
2
Занятие 1. Как видит себя ребенок в окружающем мире.
Цель: дать
возможность
ребенку
с
помощью
вербальных
и
невербальных
приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.
Стимульный
материал: цветные
карандаши,
фломастеры,
большие
листы
ватмана, маленькие призы.
Порядок проведения. Детям предлагается выбрать образ сказочного героя, с
которым бы они могли себя сравнить, или представить себя сказочным героем,
который им больше всего нравится.
Затем каждому ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно
этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.
После этого каждому ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного
персонажа
на
карточке
и
потом
эту
карточку
приколоть
к
одежде.
С
детьми
договариваются, что при общении с другими людьми они будут вести себя как их
герой.
В заключительной части детям предлагается объяснить, что именно привлекло
их в манере общения того или иного сказочного персонажа.
Занятие 2. Умею ли я слушать другого человека.
Ц е л ь : формирование
положительных
эмоциональных
реакций
ребенка
в
отношениях с другими людьми.
Стимульный
материал:
музыкальные
фрагменты
с
записями
спокойной
и
агрессивной музыки.
Порядок проведения: детям рассказывается сказка о том, как жили–были в одной
стране разные сказочные герои (те герои, которых выбрали сами дети), а потом
каждому
ребенку
дается
возможность
рассказать,
как
жили,
что
делали,
как
общались
между
собой
сказочные
герои.
После
этого
специалист,
включая
фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание детей на негативные
формы общения. После этого вместе с детьми необходимо сделать вывод о том, как
важно
уметь
внимательно
слушать
другого
человека,
а
также
ободрить
положительное эмоциональное реагирование детей.
3
Занятие 3. Хочу сказать приятное другому человеку.
Цель: формирование эмпатических реакций ребенка.
Порядок проведения: задание состоит в том, чтобы сказочные персонажи, по
очереди входя в помещение, сначала похвалили других, а потом и себя. По ходу
выполнения задания психолог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала
положительные
реакции
окружающих.
Затем
он
просит
рассказать
о
том,
что
чувствовали дети, когда их хвалили, и что больше им понравилось: слушать похвалу
в свой адрес или самому хвалить другого.
В заключение психолог дает задание детям похвалить своих родственников,
друзей, знакомых и даже незнакомых людей.
Занятие 4. Роли, которые играют люди.
Цель: формирование
навыков
эмоционально
стабильных
реакций
детей
в
ситуациях отсутствия предварительного опыта.
Стимульный материал: разные атрибуты – шапочка доктора, указка учителя,
кисточка художника и т.д.
Порядок
проведения. Детям предлагается сначала определить роли сказочных
героев. Согласно выбранным ролям строится ситуация общения, после чего дети
должны объяснить, как изменилось их эмоциональное состояние и поведение.
Вторая часть занятия включает в себя моделирование ситуаций, в которых
сказочные
герои
действуют
как
профессионалы,
используя
соответствующие
атрибуты. После этого дети должны объяснить, как изменились их эмоциональное
состояние и поведение.
Занятие 5. Где мне сесть?
Цель: сформировать
у
детей
представления
о
зависимости
эмоциональных
реакций от ситуаций общения.
Порядок
проведения.
На
открытом
пространстве
детям
предлагается
приблизится
друг
к
другу
на
максимально
удобное
для
общения
расстояние.
Психолог следит за тем, как дети осуществляют этот процесс, и затем просит их
объяснить, почему они выбрали такое расстояние. После этого он предлагает детям
4
удалиться друг от друга и общаться с этого расстояния, а потом объяснить, что они
при
этом
испытывают
и
что
изменилось.
Выбрав,
наиболее
комфортное
пространственное
размещение,
дети
должны
объяснить,
какое
эмоциональное
состояние они испытывают на различных дистанциях общения.
Занятие 6.
«Не все то золото, что блестит»
Ц е л ь : создать
возможность,
чтобы
ребенок
мог
задуматься
о
природе
человеческой привлекательности и симпатии.
Стимульный материал: изображения человеческих лиц.
Порядок проведения. Психолог показывает детям изображения разных людей и
просит
отметить
те,
которые
им
более
всего
понравились.
Затем
выбирают
те
портреты, которые понравились большинству или всем, и просит объяснить, почему
именно
эти
портреты
привлекли
внимание
детей.
Дети
описывают
свои
эмоциональные реакции, возникающие при просмотре тех или иных изображений.
В следующем упражнении детям предлагается объяснить смысл поговорки: «Не
все
то
золото,
что
блестит».
В
результате
занятия
психолог
подводит
детей
к
пониманию
того,
что
не
только
внешняя
привлекательность,
но
и
внутренние
достоинства человека позволяют нам признать его красоту.
Занятие 7. «Сказка»
Цель: формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций.
Порядок
проведения.
В
ходе
занятия
разыгрываются
ситуации,
в
которых
сказочные персонажи должны участвовать в решении спорных вопросов и проблем.
Сначала сказочным персонажам предлагают самостоятельно разрешить эти вопросы,
а
затем
психолог
предлагает
решение
этих
проблем
с
использованием
приемов
неконфликтного реагирования.
В заключение занятия детей просят объяснить, какие способы реагирования
привели к положительному решению ситуации и почему.
5
Занятие 8. «Сопереживание».
Цель: познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим
людям.
Порядок проведения. В начале занятия конструируется сказочная ситуация, в
которой персонажи помогают одному из них справиться со сложным положением,
причем его дети выбирают сами. Затем психолог просит объяснить каждого ребенка,
что он чувствовал, когда помогал другому, и в итоге подводит всех к выводу о том,
что помощь может вызывать радостные чувства и у того человека, который ее
оказывает.
6