Автор: Кочин Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: "Детская школа искусств имени А.С.Розанова
Населённый пункт: Мурманская область, Кировск
Наименование материала: ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема: ОСНОВЫ ХОРОВОГО ПЕНИЯ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Кировска»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ ХОРОВОГО ПЕНИЯ»
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ - ХОР»
СРОК ОБУЧЕНИЯ – 1 ГОД
г. Кировск 2017
СОГЛАСОВАНО
Директор
МБУДО «ДШИ им. А.С. Розанова»
УТВЕРЖДАЮ
И. о. директора
МБОУ «СОШ № 2 г. Кировска»
______________М.Г. Ващенко
_____________И.Г. Веденкова
« » ___________ 2017г.
« » ____________ 2017г.
Разработчик
–
Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
«Детская
школа
искусств
имени
Александра
Семеновича
Розанова», преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин МБУДО «ДШИ им.
А.С. Розанова» Кочин Елена Александровна
2
Структура программы учебного предмета
«Коллективное музицирование- хор»
I. Пояснительная записка
-
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
-
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
пл аном
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.
Формы и методы контроля
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Список учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы
3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном
процессе
Программа
учебного
предмета
«Коллективное
музицирование
-
хор»
разработана на основе:
-
«Рекомендаций
по
организации
образовательной
и
методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных
письмом
Министерства
культуры
Российской
Федерации
от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ
-
Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
N273-ФЗ| ст 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ»
-
с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального
исполнительства в детских школах искусств.
Программа
учебного
предмета
«Коллективное
музицирование
-
хор»
осуществляется и действует на базе МБОУ «СОШ № 2» и реализуется посредством
сетевой
формы.
Программа
рассчитана
на
начальные
классы
(1-4
класс)
с
возрастной категорией от 07 до 12 лет.
Обучение по предмету «Коллективное музицирование - хор» занимает особое
место в музыкальном образовании ребенка, способствует эстетическому воспитанию
детей с учетом запросов и потребностей обучающихся.
Хоровое пение - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной
деятельности.
Учебный предмет направлен на приобретение учащимися знаний, умений и
навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное
образование,
духовно-нравственное
развитие
ученика,
на
овладение
детьми
духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.
Данная программа нацелена на приобщение детей к традиционной певческой
хоровой культуре, позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал
ребенка,
способствует
развитию
целого
комплекса
умений,
совершенствованию
певческих навыков, помогает реализовать потребность в коллективном общении,
Программа
составлена
на
основе
нескольких
программ
по
коллективному
музицированию
(хор),
рекомендованных
для
детских
музыкальных
школ:
на
основании типовой программы «Хоровой класс. Коллективное музицирование»
для ДМШ и ДШИ ВМКУЗ ИК, Москва 1988год; сборника примерных программ для
ДМШ и ДШИ «Коллективное музицирование (хор)», МК РФ НМЦ ХО, Москва 2003
год.
Актуальность
программы
связана
с
воспитанием
художественно-
эстетического
вкуса
и
развитием
культурно-духовных
ценностей
детей
и
подрастающего
поколения,
потребностью
современного
общества
в
развитии
4
вокального
музицирования
и
массового
хорового
пения,
а
также
пропаганде
классической и народной вокальной музыки.
Программа по предмету «Коллективное музицирование -хор» предназначена
для учащихся с разной степенью музыкальных данных и способностей. В подборе
репертуара
учитываются
особенности
разноуровневого
развития
учащихся,
что
помогает
осуществлять
необходимую
коррекцию
для
позитивного
продвижения
каждого обучающегося.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок
реализации
учебного
предмета
«Коллективное
музицирование
-хор»
составляет один год, продолжительность учебных - 35 недель в год.
3.
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Год обучения
1-й год
всего
Полугодия
1
2
2
Количество недель
16
19
35
Количество часов
16
19
35
4.
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
- 1,0 час в неделю, продолжительность урока - 40 минут
- сводный хор - 1,0 час в неделю, продолжительность урока - 40 минут
5. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия проводятся в коллективной форме (от 12 до 30 человек).
6. Цель и задачи учебного предмета
Целью
учебного
предмета
«Коллективное
музицирование
-хор»
является
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащихся на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства,
овладение
знаниями
и
представлениями
об
основах
хорового
искусства,
формирование практических умений и навыков хорового пения
Задачи учебного предмета
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
формирование
у
учащихся
эстетических
взглядов,
нравственных
установок
и
потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
5
воспитание
активного
слушателя,
зрителя,
участника
т во рч е с ко й
самодеятельности.
приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков по предмету
«Коллективное
музицирование
хор»,
позволяющих
исполнять
музыкальные
произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и
стилевыми традициями;
приобретение
знаний
основ
музыкальной
грамоты,
основных
средств
выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой
музыкальной терминологии;
воспитание
у
детей
культуры
хорового
исполнительства,
стремления
к
практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков.
7. Структура учебного предмета
Структура
программы
отражает
все
аспекты
работы
преподавателя
с
учащимися.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
распределение учебного материала по полугодиям;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля учащихся;
методическое обеспечение учебного процесса.
В
соответствии
с
данными
направлениями
строится
основной
раздел
программы «Содержание учебного предмета».
8. Методы обучения
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ, разбор, музыкального произведения);
- наглядный (показ правильного исполнения);
- практический (освоение вокально-технических навыков, проработка отдельных
частей и всего произведения );
-
прослушивание
записей
выдающихся
хоровых
коллективов
и
посещение
концертов для повышения общего уровня развития учащихся;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6
Первое полугодие:
1.Работа над певческой установкой
2.Работа над постановкой дыхания, кантиленой
3.Работа над звукообразованием и дикцией
4.Изучении анатомии голосового аппарата (учитывая возраст ребенка)
5.Освоение вокально - хоровых упражнений (начиная с коротких попевок из 3-5
звуков, упражнения на отдельные гласные в сочетании с согласными)
6. Работа над строем и ансамблем
7. Ознакомление с дирижерским жестом
8.Работа над репертуаром
Второе полугодие:
1. Закрепление работы над певческой установкой
2.Продолжение работы над постановкой дыхания и кантиленой (ознакомление с
навыком "цепного дыхания")
3. продолжение работы над звукообразованием и дикцией
4.Закреплание вокально-хоровых упражнений из 3-5 звуков и добавление простых
2-х голосных попевок
5. Продолжение работы над строем и ансамблем
6. Закрепление ознакомления с дирижерским жестом
7. Работа над репертуаром
8.Участие в школьных концертах
В течение учебного года должно быть пройдено 15-18 одноголосных песен
различных по содержанию и характеру. Темпы песен от умеренно медленных и
умеренно быстрых, динамика от mf до mp, с диапазоном от «ре» первой октавы до
«до-ре» второй октавы.
Певческая установка
Прямое положение корпуса в положение сидя или стоя. Следить за
положением головы, - она не должна задираться или наоборот быть опущена. Если
ребёнок
сидит,
то
руки
на
коленях,
если
стоит
-
руки
свободно
висят
вдоль
туловища. Необходима хорошая опора в ногах, следовательно в положении стоя
ребенок должен опираться на две ноги и если он сидит, то по возможности ноги
также должны опираться в пол. Рот открываем свободно. Желательна вертикальная
форма
рта,
так
как
она
помогает
«округлению»
звука,
его
красоте.
К
этим
требованиям приходится возвращаться каждый урок, так как навыки певческой
установки усваиваются детьми постепенно.
Дыхание
7
При дыхании обратить внимание на свободное положение плеч и головы.
Научить ребёнка брать короткое, бесшумное дыхание перед началом пения. Научить
правильно расходовать дыхание на музыкальную фразу (постепенный выдох). С
первых уроков приучать детей брать дыхание по дирижерскому жесту.
Звукообразование
Научить детей правильно открывать рот. Петь без напряжения и крика.
Преимущественно мягкая атака, что способствует развитию кантиленного пения и
образованию спокойного, мягкого звука. Округление гласных. Пение non legato,
legato.
Дикция
С помощью дикционных упражнений добиться активности губ и языка.
Ясное произношение согласных с опорой на гласные. Отнесение согласных внутри
слова к следующему слогу. Короткое произношение согласных в конце слова.
Строй, ансамбль
Добиваться активного унисона (чистое и выразительное интонирование
диатонических ступеней лада ), ритмической устойчивости в умеренных темпах при
соотношении
простейших
длительностей
(четверть,
восьмая,
половинная),
соблюдение динамической ровности и одинакового произношения текста.
Вокально-хоровые упражнения
В упражнениях использовать короткие попевки из 2-3-5 звуков, в основном
нисходящего движения в зоне примарных тонов. Особенно полезны упражнения на
отдельные гласные в сочетании с различными согласными. В конце года включить в
упражнения самые простые двухголосные попевки, например, один голос стоит,
другой двигается ( косвенное голосоведение)
Дирижерский жест
Ознакомление и понимание элементарных дирижерских указаний: "внимание",
"дыхание", "начало" и "окончание " пения.
Исполнительские задачи
Развитие выразительности исполнения, начальная работа над музыкальной фразой.
Примерный репертуарный список:
8
Одноголосие с сопровождением
Русская нар. прибаутка «Андрей-воробей»
Русская нар. прибаутка. Обр.А.Гречанинова «Андрей-воробей»
Русские нар. песни «Во поле береза стояла», «Сидит дрема», «Не летай соловей»
Аренский А. «Кукушка»
Бойко Р. «О чем думает птица»
Гречанинов А. «Дон-Дон»
Гершфельд Д. «Ежик»
Гладков Е. «У кого растут усы»
Калинников В. «Тень-тень», «Киска»
Красев М. «Золотая осень»
Корнаков Ю. «Нет страны чудесней»
Литовко А. «Ути-ути»
Песков А. «Пробуждальная песня», «Самый лучший дом»,
Парцхаладзе М. «Колокольчик»
Чичков Ю. «Здравствуй, Родина моя!»
Чичков Ю. «Спасибо», «История с игрушками»
Англ. нар. песня «Про котят»
Бельгийская нар. песня «Карлуша»
Аренский А. «Расскажи мотылек»
Бах И.С. «За рекою старый дом»
Бах И.С. «Ты шуми зеленый бор»
Бетховен Л. «Малиновка»
Бойко Р. «Небылицы»
Бойко Р. «Дело было в Каролине»
Гайдн И. «Мы дружим с музыкой»
Григ Э. «Детская песенка»
Гречанинов А. «Про теленочка»
Компанеец З. «Первые ноты»
Корнаков Ю. «Необыкновенный футбол»
Металлиди Ж. «Петь по-всякому могу»
Пахмутова А. «Кто пасется на лугу»
Струве Г. «Моя Россия»
Русская нар. песня «Сеяли девушки яровой хмель»
Французская нар. песня «Кадэ Руссель»
Чешская нар. песня «Вот волынки заиграли»
Алябьев А. «Зимняя дорога»
Кюи Ц. «Осень»
Римский - Корсаков Н. «Белка»
Аренский А. «Там вдали за рекой»
Брамс И. «Петрушка»
9
Кабалевский Д. «Наш край»
Спадавеккиа А. «Добрый жук» из к/ф «Золушка»
Одноголосие без сопровождения.
Русская нар. песня «Со вьюном я хожу»
Русская нар. песня «Ходила младешенька по борочку»
Белорусская нар. песня «Сел комарик на дубочек»
Русская нар. песня «У меня ль во садочке»
Эстонская нар. песня «Хор нашего Яна»
Мусоргский М. «Вечерняя песня»
Чайковский П. «Старинная французская песенка»
Двухголосие с сопровождением
Вебер В. Обр. Попова В. «Вечерняя песня»
Латышская нар.песня «Где ты был так долго?»
Струве Г. «Козлик»
Хумпердинк Э. «Стоит стар человечек»
Гретри А. «Спор»
Крупа - Шушарина С. «Мыльные пузырики», «Танец тигрят», «Джазовая песенка»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения программы по учебному предмету «Коллективное
музицирование хор» является приобретение учащимися следующих знаний, умений
и навыков:
навыков исполнения музыкальных произведений ( хоровое исполнение);
умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
знаний
основных
средств
выразительности,
используемых
в
музыкальном
искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
навыков публичных выступлений;
навыков
общения
со
слушательской
аудиторией
в
условиях
музыкально-
просветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Основными
видами
контроля
успеваемости
по
предмету
«Коллективное
музицирование хор» являются промежуточная аттестация:
концертные выступления учащихся в 1-м полугодии и во 2 -м полугодии
учебного года
10
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Важнейшей задачей педагога хорового класса является создание условий для
развития
личности
ребенка,
развитие
мотивации
к
познанию
и
творчеству,
творческой
самореализации
ребенка.
Хоровые
занятия
должны
способствовать
развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, овладению
вокально
-
хоровыми
навыками,
проявлению
творческой
индивидуальности
учащихся.
Лексика, темп работы на уроках должна соответствовать возрасту, степени
подготовки, восприимчивости каждого ребенка.
Изучаемые произведения должны быть небольшими по протяженности. При
введении
в
работу
нового,
более
сложного
материала
важно
соблюдать
постепенность. Объяснения следует делать краткие и конкретные, подкрепляя их
исполнением голосом.
Начальному этапу обучения следует уделить пристальное внимание.
Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний во многом определяют
успехи дальнейшего музыкального развития и образования учащихся.
Обязательными являются подготовительные упражнения (распевания) в начале
урока. Подготовительные упражнения ставят своей задачей разогрев певческого
аппарата
и
отрабатывание
определенных
технических
навыков.
Далее
следует
работа
над
произведениями,
позволяющая
применить
полученные
навыки
от
подготовительных упражнений во время исполнения произведений и закрепления
их. Вся работа должна строиться по определенному плану.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ
И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список нотной литературы
1.Школа хорового пения, вып.1, составители Бандина А,. Тихеева Л., Попов В.,
«Музыка», М., 1973.
2. Грибков И. «Вместе с хором». Из репертуара Детского хора телевидения и радио
Санкт-Петербурга:Выпуски 1,2,3,4,5. СПб, «Союз художников», 2003-2011.
3. Школа хорового пения, вып.1, составители Попов В., Тихеева Л., «Музыка». М.,
1986.
4. Гродзенская Н. «Композиторы-классики детям». М., 1979.
5
. Струве
Л.
«Музыкальные
ступеньки».
Методика
развития
музыкальных
способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001.
6. Славкин М. «Поет детский хор «Преображение» М., «Владос» 2001.
7. Ходош Э. «Поет детский хор». Ростов - на - Дону,1998.
11
8.
Подснежник.
Песни
и
романсы
русских
композиторов
в
сопровождении
фортепиано для детей и юношества. Составитель В.Герчик. М. Гос.муз. изд. 1962.
9.
Травка
зеленеет.
Песни
русских
композиторов
для
детей
в
сопровождении
фортепиано. М., Изд. «Музыка» 1975.
10. Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная
папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007.
11.
Итальянские
песни
для
голоса
в
сопровождении
фортепиано.
Составитель
В.Уваров. М., «Музыка» 1986.
12. Немецкие народные песни для детей школьного возраста. М., «Музыка» 1984
13.
Чешские
и
словацкие
народные
песни
для
детей
школьного
возраста
в
сопровождении фортепиано. М., «Музыка» 1983.
14. Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора, 2-е издание. «Современная
музыка», 2009.
Список методической литературы
1. Огороднов Д.Е., Воспитание певца в самодеятельном ансамбле. Киев. 1980
2. Добровольская Н., Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.
3. Виноградов К.П., Работа над детским хором.-М.,1967.
4. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать о детском голосе. -М., 1972.
5. Луканин А., Вокальные упражнения на уроках в общеобразовательной школе - М.,
1964.
6. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002.
7. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000.
8 . Михайлова
М.,
Развитие
музыкальных
способностей
детей.
-
Ярославль,
«Академия развития», 1997.
9. Теория и методика музыкального образования детей:
Научно-методическое
пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. - М., 1998.
10. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания.
Учебное пособие. М.,1990.
11. Самарин ВА., Осеннева М., Уколова Л., Методика работы с детским вокально-
хоровым коллективом. М., Академия,1999.
12. Боровик, Т., Машина, П. От слова к музыке. Речевые упражнения. Учебное
пособие для развития чувства метроритма в классах сольфеджиоДМШ,1995.
13. Добровольская Н. Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре, М.,1987
12
14. Гонтаренко Н.Б.Уроки сольного пения: Вокальная практика, Ростов- на-Дону,
2014
13