"Технологическая карта как современная форма планирования урока"
Автор: Ярлыкова Дина Сергеевна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: Минусинский сельскохозяйственный колледж Населённый пункт: город Минусинск, Красноярский край Наименование материала: доклад Тема: "Технологическая карта как современная форма планирования урока" Раздел: среднее профессиональное
Минусинский сельскохозяйственный колледж
Доклад
Технологическая карта как современная форма
планирования урока
План
Глава 1. Система требований к современному уроку
Глава 2. Технологическая карта
Глава 3 ШАБЛОНЫ технологических карт урока
Мастер производственного обучения первая квалификационная
категория Ярлыкова Д.С.
Минусинск 2016
Глава 1. Система требований к современному уроку
На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни»
пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным
отличием
современного
подхода
являет ся
ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных
программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и
умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному
обществу
нужны
образованные,
нравственные,
предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные
последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
Система требований к современному уроку определяется:
концепцией
федеральных
государственных
образовательных
стандартов,
принципами
современной
дидактики,
позицией
системно-
деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося
обеспечивается,
прежде
всего,
формированием
в
процессе
активной
образовательной
деятельности
универсальных
учебных
действий
-
личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы
образовательного процесса);
направленно стью
образовательной
деятельно сти
н а
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектированием
и
конструированием
социальной
среды
развития обучающихся в системе образования;
активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся;
п о с т р о е н и е м
о б р а зо ват е л ь н о го
п р о ц е с с а
с
у ч е т о м
индивидуальных
возрастных,
психологических
и
физиологических
особенностей
обучающихся)
и
компетентностного
подхода
(тезис
о
достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и
умения в практической деятельности).
Система требований к уроку включает:
1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены
конкретные,
достижимые,
понятные,
диагностируемые
цели.
По
возможности
целеполагание
осуществляется
совместно
с
обучающимися,
исходя
из
сформулированной
(желательно
обучающимися)
проблемы.
Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы
деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке, они должны
знать и план (способы) достижения поставленных задач.
2.
Мотивация. Учитель
должен
сформировать
интерес
(как
самый
действенный
мотив)
как
к
процессу
учебной
деятельности,
так
и
к
достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются также
решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания.
3.
Практическая
значимость
знаний
и
способов
деятельности.
Учитель
должен
показать
обучающимся
возможности
применения
осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.
4. Отбор содержания. На уроке должны быть качественно отработаны
знания, которые обеспечивают достижение результатов урока, определенных
программой.
Вся
остальная
информация
может
носить
вспомогательный
характер
и
не
должна
создавать
перегрузок.
Результат
урока
является
объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики
всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов
как целевых установок урока.
Выполнение
данных
требований
определяет
роль
учителя
как
управленца, а обучающихся - как активных субъектов деятельности, что
становится
решающей
предпосылкой
для
реализации
целевых
установок
современной системы образования.
- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших
группах.
Учимся
общаться,
спорить,
отстаивать
своё
мнение,
просить
помощи или предлагать её другим.
Самое главное – эмоциональный настрой урока.
Глава 2. Технологическая карта.
Технологическая
карта
(2)
—
это
новый
вид
методической
продукции,
обеспечивающей
эффективное
и
качественное
преподавание
учебных
курсов
и
возможность
достижения
планируемых
результатов
освоения
основных
образовательных
программ
в
соответствии
с
ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать
эффективный
учебный
процесс,
обеспечить
реализацию
предметных,
метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий),
существенно
сократить
время
на
подготовку
учителя
к
уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса
по темам.
Технологическая карта отвечает на вопросы: (3)
Какие операции необходимо выполнять.
В какой последовательности выполняются операции.
С
какой
периодичностью
необходимо
выполнять
операции
(если
операция повторяется более одного раза).
Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
Результат выполнения каждой операции.
Какие
необходимы
инструменты
и
материалы
для
выполнения
операции.
Структура технологической карты: (4)
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
межпредметные связи и особенности организации пространства (формы
работы и ресурсы);
этапы
изучения
темы
(на
каждом
этапе
работы
определяется
цель
и
прогнозируемый
результат,
даются
практические
задания
на
отработку
материала
и
диагностические
задания
на
проверку
его
понимания
и
усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю: (5)
реализовать планируемые результаты ФГОС;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на полугодие, год посредством перехода
от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися
на каждом этапе освоения темы.
Тем самым
значительно
повышается
уровень
мотивации
учащихся
к
учебной
деятельности;
появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
учащиеся позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные
знания
и
умения
в
интеллектуально-преобразовательной
деятельности
в
рамках изучаемой темы.
Технологическая
карта
урока
(6)
–
это
способ
графического
проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по
выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть
этапы
урока,
его
цели,
содержание
учебного
материала,
методы
и
приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность
учителя и деятельность обучающихся .
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и
алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для
о своения
учебной
информации
и
формирования
л и ч н о с тн ы х ,
метапредметных
и
предметных
умений
школьников,
соответствующих
требованиям ФГОС к результатам образования.
«Самоопределение в деятельности»
«Учебно-познавательной деятельности»
«Интеллектуально-преобразовательной деятельности»
«Рефлексивной деятельности»
Результатом является умение анализировать и оценивать успешность
своей деятельности. Таким образом, представленная технология не только
обеспечивает
условия
для
формирования
личностных,
метапредметных
(познавательных,
регулятивных,
коммуникативных),
но
и
развития
информационно-интеллектуальной компетентности учащихся.
Понятие
«технологическая
карта»
пришло
в
образование
из
промышленности.
Технологическая
карта
в
дидактическом
контексте
представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание
от цели до результата с использованием инновационной технологии работы
с информацией.
Су щ н о с т ь
п р о е кт н о й
п ед а го ги ч е с ко й
д е я т е л ь н о с т и
в
технологической
карте
заключается
в
использовании
инновационной
технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по
освоению
темы,
оформлении
предполагаемых
образовательных
результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные
черты:
интерактивность,
структурированность,
алгоритмичность
при
работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Форма
записи
урока
в
виде
технологической
карты
дает
возможность
максимально
детализировать
его
еще
на
стадии
подготовки,
оценить
рациона льность
и
п от е н ц и а л ь н у ю
эффективность
выбранных
содержания,
методов,
средств
и
видов
учебной деятельности на каждом этапе урока . Следующий шаг – оценка
каждого
этапа,
правильности
отбора
содержания,
адекватности
применяемых методов и форм работы в их совокупности.
На
первых
порах
педагогу
сложно
создать
технологическую
карту
урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие
затруднения
вызывает
декомпозиция
целей
урока
на
задачи
этапов,
конкретизация
содержания
этапов
своей
деятельности
и
деятельности
обучающихся
на
каждом
этапе.
В
помощь
учителю
можно
предложить
возможные формулировки деятельности.
Формулировки деятельности учителя и обучающихся (7)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися
поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на…
Формулирует задание…
Напоминает обучающимся, как…
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель с ранее изученным
материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения…
Записывают слова, предложения.
Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.
Выполняют упражнение в тетради.
По очереди комментируют…
Обосновывают выбор написания…
Приводят примеры.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Выделяют (находят, подчеркивают,
комментируют) орфограммы.
На слух определяют слова с изучаемой
орфограммой.
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет:
индивидуальный контроль;
выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Диктует.
Дает:
комментарий к домашнему
заданию;
задание на поиск в тексте
особенностей...
Организует:
взаимопроверку;
коллективную проверку;
проверку выполнения
упражнения;
беседу по уточнению и
конкретизации первичных знаний;
оценочные высказывания
обучающихся;
обсуждение способов решения;
поисковую работу обучающихся
(постановка цели и план действий);
самостоятельную работу с
учебником;
беседу, связывая результаты
урока с его целями.
Подводит обучающихся к выводу о…
Наводящими вопросами помогает выявить
причинно-следственные связи в…
Обеспечивает положительную реакцию
детей на творчество одноклассников.
Акцентирует внимание на конечных
результатах учебной деятельности
обучающихся на уроке
Составляют схемы слов (предложений).
Проводят морфемный анализ слов.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания по карточкам.
Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.
Читают и запоминают правило,
проговаривают его друг другу вслух.
Озвучивают понятие…
Выявляют закономерность…
Анализируют…
Определяют причины…
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в паре.
Сравнивают…
Читают текст.
Читают план описания…
Подчеркивают характеристики…
Находят в тексте понятие, информацию.
Слушают стихотворение и определяют…
Слушают доклад, делятся впечатлениями
о…
Высказывают свое мнение.
Осуществляют:
самооценку;
самопроверку;
взаимопроверку;
предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей
работы на уроке.
Называют основные позиции нового
материала и как они их усвоили (что
получилось, что не получилось и почему)
Технокарта отличается от традиционного конспекта только
формой. (8)
В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее
— в виде таблицы — основные элементы содержания. Как правило, после
таблицы уместно разместить дополнения — например, тест или задачи с
решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить
время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой
составляющей педагогического труда.
ЭТАПЫ УРОКА: (9)
1.
Организационный момент
2.
Проверка домашнего задания
3.
Актуализация субъективного опыта учащихся
4.
Изучение новых знаний и способов деятельности
5.
Первичная проверка понимания изученного
6.
Закрепление пройденного материала
7.
Применение изученного материала
8.
Обобщение и систематизация
9.
Контроль и самоконтроль
10. Коррекция
11. Домашнее задание
12. Подведение итогов учебного занятия
13. Рефлексия.
При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один.
Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны
быть на каждом уроке:
— Этап организации учебного занятия;
— Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной
деятельности;
— Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);
— Этап подведения итогов учебного занятия;
— Рефлексия.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте
учебной программы.
Отобрать
учебный
материал
(определить
его
содержание,
объем,
установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный
материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данной
группе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах
урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью учащихся.
Продумать
оптимальный
темп
урока,
то
есть
рассчитать
время
на
каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный
урок
строится
на
основе
использования
технических
средств
с
применением
как
традиционных,
так
и
инновационных
педагогических технологий.
Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у
учащихся
формируется
умение
самостоятельно
добывать
новые
знания,
собирать
необходимую
информацию,
делать
выводы,
умозаключения,
т.е.
развиваются
у
школьников
умения
и
навыки
самостоятельности
и
саморазвития.
ФГОС (10)
Основные
этапы
организации
учебной
деятельност
и
Цель
этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельн
ость
учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникатив
ная
Регулятивная
1.
Постановка
учебных
задач
Создание
проблем
ной
ситуации
.
Фиксаци
я новой
учебной
задачи
Организо
вывает
погружен
ие в
проблему,
создает
ситуацию
разрыва.
Пытаются решить
задачу известным
способом.
Фиксируют
проблему.
С л у ш а ю т
учителя.
Строят
понятные
для
собеседника
высказывания
Принимают
и
сохраняют
учебную
цель
и задачу.
2.
Совместное
исследовани
е проблемы.
Поиск
решения
учебной
задачи.
Организо
вывает
устный
коллектив
ный
анализ
учебной
задачи.
Фиксируе
т
выдвинут
ые
ученикам
и
гипотезы,
организуе
т их
обсужден
ие.
Анализируют,
доказывают,
аргументируют
свою точку зрения
Осознанно
строят
речевые
высказывания,
рефлексия
своих
действий
Исследуют
условия
учебной
задачи,
обсуждают
предметные
способы
решения
3.
Моделирова
ние
Фиксаци
я в
модели
существе
нных
отношен
ий
изучаемо
го
объекта.
Организу
ет
учебное
взаимоде
йствие
учеников
(группы)
и
следующе
е
обсужден
ие
Фиксируют в
графические
модели и
буквенной форме
выделенные связи
и отношения.
Воспринимаю
т
о т в е т ы
обучающихся
Осуществляют
самоконтроль
Принимают
и
сохраняют
учебную
цель
и задачу.
составлен
ных
моделей.
4.
Конструиро
вание
нового
способа
действия.
Построе
ние
ориентир
ованной
основы
нового
способа
действия
.
Организу
ет
учебное
исследова
ние для
выделени
я
понятия.
Проводят
коллективное
исследование,
конструируют
новый способ
действия или
формируют
понятия.
Участвуют
в
обсуждении
содержания
материала
Принимают
и
сохраняют
учебную
цель
и
з а д а ч у .
Осуществляют
самоконтроль
5. Переход к
этапу
решения
частных
задач.
Первичн
ый
контроль
за
правильн
остью
выполне
ния
способа
действия
.
Диагност
ическая
работа
(на
входе),
оценивает
выполнен
ие
каждой
операции.
Осуществляют
работу по
выполнению
отдельных
операций.
Учатся
формулироват
ь
собственное
м н е н и е
и
позицию
Осуществляют
самоконтроль
6.
Применение
общего
способа
действия
для
решения
частных
задач.
Коррекц
ия
отработк
и
способа.
Организу
ет
коррекци
онную
работу,
практичес
кую
работу,
самостоят
ельную
коррекци
онную
работу.
Применяют
новый способ.
Отработка
операций, в
которых
допущены
ошибки.
Строят
рассуждения,
понятные
для
собеседника.
Умеют
использовать
р е ч ь
д л я
регуляции
своего
действия
Самопроверка.
Отрабатывают
с п о с о б
в
целом.
Осуществляют
пошаговый
конт роль
п о
результату
7. Контроль
на этапе
окончания
учебной
темы.
Контроль
.
Диагност
ическая
работа
(на
выходе):
-
организац
ия
дифферен
цированн
ой
коррекци
онной
работы,
-
контроль
но-
оцениваю
Выполняют
работу,
анализируют,
контролируют и
оценивают
результат.
Рефлексия
своих
действий
Осуществляют
пошаговый
конт роль
п о
результату
щая
деятельно
сть.
Главное,
что
должен
обеспечить
урок
-
это
создание
комфортной
обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление
«Комфорт» – это обстановка,. обеспечивающая удобство , спокойствие,
уют.
Глава 3 ШАБЛОНЫ технологических карт урока
Технологическая карта с дидактической структурой урока (11-13)
Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................
Дидактическая
структура урока*
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания для
учащихся,
выполнение
которых
приведет к
достижению
планируемых
результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организационный
момент
Проверка
домашнего
задания
Изучение нового
материала
Закрепление
нового материала
Контроль
Рефлексия
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая
структура урока
Методическая структура урока
Признаки
решения
дидактических
задач
Организационны
й момент
Методы
обучени
я
Форма
деятельност
и
Методически
е
приемы и их
содержание
Средств
а
обучени
я
Способы
организации
деятельност
и
Актуализация
знаний
Сообщение
нового
материала
Закрепление
изученного
материала
Подведение
итогов
Домашнее
задание
* Дидактическая структура урока формируется в соответствии с
основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока.
Опорная таблица для конструирования учебного занятия (14)
Образовательные задачи УЗ
Возможные
методы
и
приёмы
выполнения
Организационный этап
П р и в е т с т в и е ,
п р о в е р к а
подготовленности, организация внимания
Р апорт
деж урного,
ф и кс а ц и я
отсутствующих,
стихотворный
настрой
и
др.
Проверка выполнения домашнего задания
Установить правильность, полноту и
осознанность домашнего задания, выявить
и устранить в ходе проверки обнаруженные
проблемы
Тесты,
дополнительные
вопросы,
продолжи
ответ…,
р а з н оу р о в н е в ы е
самостоятельные работы
Подготовка учащихся к работе на основном этапе
О б е с п е ч и т ь
м о т и в а ц и ю ,
актуализация субъектного опыта
Сообщение
темы
и
цели
(в
виде
п р о б л е м н о г о
з а д а н и я ,
в
в и д е
эвристического
вопроса,
через
показ
конечных
результатов,
использование
технологической карты мыследеятельности
– кластер. В начале урока даётся загадка,
отгадка к которой будет открыта при работе
над новым материалом
Этап усвоения новых знаний и способов действий
Обеспечить
в о с п р и я т и е ,
о с м ы с л е н и е
и
первичное
запоминание
изучаемого
материала
Содействовать
усво ению
спо собов,
с р е д с т в ,
которые
привели
к
определённому
выбору
Работа с определением
Использование
обыденных аналогий
Представление
основного материала одновременно в
словесной и знаково-символической
формах,
представление
изученного
материала
в
сравнительных
и
классификационных
т а бл и ц а х ,
р а с с ка з ,
л е к ц и я ,
с о о б щ е н и е ,
модульное обучение, использование
к о м п ь ю т е р н о г о
у ч е б н и к а ,
проблемное обучение, коллективное
обучение,
построение
структурно-
логической
схемы,
генетический
метод обучения
Первичная проверка понимания изученного
Ус т а н о в и т ь
п р а в и л ь н о с т ь
и
осознанность
изученного
материала,
выявить
пробелы,
провести
коррекцию
О п о р н ы й
т е к с т,
п о д г о т о в к а
учащимися своих вопросов, своих примеров
по новому материалу
пробелов в осмыслении материала
Этап закрепления новых знаний и способов действий
Обеспечить
в
ходе
закрепления
повышение уровня осмысления изученного
материала, глубины понимания
Использование
взаимообразных
задач,
вопросно-ответное
общ е н и е ,
придумывание своих заданий
Применение знаний и способов действий
Обеспечить
усвоение
знаний
и
способов действий на уровне применения
их в разнообразных ситуациях
Разноуровневые
самостоятельные
работы,
деловая
игра,
учебные
ситуации,
групповая работа, дискуссия
Обобщение и систематизация
О б е с п е ч и т ь
ф о р м и р о в а н и е
целостной
системы
ведущих
знаний
учащихся,
обеспечить
уст ановление
внутрипредметных
и
межпредметных
связей
Построение
«дерева»
«темы»,
построение
«здания
темы».
Построение
б л о к - ф о р м у л ы :
у м е н ь ш а е м о е -
вычитаемое=разность.
Учебные
ситуации,
«пересечение тем»
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
Выявление
качества
и
уровня
усвоения знаний и способов действий
Разноуровневые
самостоятельные
и
контрольные
работы,
тесты,
задания
на
выделение
существенных
признаков
(глубина)
задания,
на
конструирование
нескольких способов решения одной и той
ж е
з а д а ч и
( г и б к о с т ь ) ,
з а д а ч и
с
избыточными,
противоречивыми
данными
(способность к оценочным действиям)
Коррекция знаний и способов действий
Проведение
коррекции
выявленных
пробелов в знаниях и способах действия
Использование
разделённых
на
мелкие
этапы
и
звенья упражнений
Применение
р а з в ё р н у т ы х
и н с т р у к ц и й
с
регулярным
контролем.
Те сты,
задания
с
пропусками,
структурно-
логические схемы с пропусками
Информация о домашнем задании
Обеспечить
понимание
учащимися
цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания
Три уровня домашнего задания:
Стандартный минимум
Повышенный
Творческий
Подведение итогов занятия
Дать
качественную
оценку
работы
класса и отдельных учащихся
Сообщение
учителя,
подведение
итогов самими учащимися
Рефлексия
Инициировать рефлексию учащихся
по
поводу
своего
психоэмоционального
состояния, мотивации своей деятельности и
в з а и м о д е й с т в и я
с
у ч и т е л е м
и
одноклассниками
Телеграмма,
СМС,
незаконченное
предложение, координаты
Выводы: (15 слайд)
Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие
модели карт урока включают разные структурные компоненты.
Технологическая
карта
дает
возможность
отразить
деятельностную
составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является
актуальным, прежде всего, для развивающего образования. ТК -это Проект
урока, составленный учителем с возможной корректировкой (заложенной
изначально вариативностью урока). Исходя из определения «технологическая
карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться
при конструировании технологической карты урока:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны быть указаны операции, их составные части.
Проанализировав
(на
основе
открытых
электронных
источников
информации) достаточно большое количество технологических карт урока,
разработанных
учителями-
практиками,
я
пришла
к
выводу,
что
унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.
Однако, можно выделить основные блоки:
1. блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
2. инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
3. организационно - деятельностный (структуризация на действия и
операции).
Этап урока, цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД