Авторы: Муратова Наталья Александровна, Сейтумерова Гульнара Энверовна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 10"
Населённый пункт: г. Краснокамск, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогический проект "Здравствуй,гостья – Зима"
Раздел: начальное образование
Педагогический Проект
«Здравствуй, гостья - Зима»
для детей от 7 до 11 лет с ОВЗ
Составитель:
учитель-логопед
Муратова Н.А.
Тема педагогического Проекта«Здравствуй, гостья - Зима»
Постановка проблемы
Главное условие успешного обучения в школе – нормальное речевое развитие, то есть
владение словарем, грамматикой языка, связной речью в соответствии с возрастом. Обучающиеся с
ОВЗ
(в
частности,
с
задержкой
психического
развития)
в
условиях
инклюзивного
обучения
испытывают
трудности
в
формулировках
устных
ответов,
составлении
связных
рассказов,
пересказах текстов вследствие речевого недоразвития и задержке психического развития.
У обучающихся с ЗПР недостаточно сформированы знания о смене времен года, активный
словарь
снижен,
не
хватает
практики
активного
использования
пассивного
словаря,
стойкий
характер
носят
аграмматизмы
в
речи.
Реалия
времени
такова,
что
в
общеобразовательных
учреждениях
- на занятиях в ДОУ, уроках в школе эти дети отмалчиваются. Недостаточно
продуктивного общения и дома, с родителями.
Таким образом, была определена потребность отработать с моей, учителя – логопеда,
помощью с детьми с ЗПР и их родителями одну из важных лексических тем – «Зима». Был
составлен
и
реализован
педагогический
проект
с
целью
научить
детей
с
ЗПР
активно
высказываться по данной теме, составлять описательные рассказы, запомнить и выразительно
рассказывать стихи русских поэтов о зиме.
Значимость
Проект
позволит
обучающимся
и
их
родителям
понять
необходимость,
значимость
совместного общения с целью восполнения пробелов предшествующего воспитания и обучения,
почувствовать себя нужными и интересными друг другу, обрести уверенность в роли рассказчика,
научиться
самостоятельному
поиску
информации,
почувствовать
радость
от
творчества,
от
возможности поучаствовать в общественном мероприятии.
Благодаря
Проекту
у
обучающихся
формируются
навыки
познавательной
активности,
коммуникативной деятельности, развивается творческое воображение, а также самостоятельность,
инициативность, умение планировать свою деятельность.
Актуальность и востребованность
Проекта заключается в том, что в настоящее время между детьми и родителями беседы об
увиденном, прочитанном, совместные наблюдения за явлениями природы, их обсуждение сведены
к
минимуму,
если
вообще
имеют
место
быть.
А
промежуточные,
итоговые
аттестации
образовательных учреждений всё больше предъявляют к обучающимся требования свободного
изложения
своих
мыслей
об
увиденной
картине,
о
прочитанном
рассказе
в
виде
написания
сочинений.
А,
как
известно,
письменная
речь
строится
на
основе
устной
речи.
Дети,
чьё
разговорное общение в семье не имеет практической направленности в сторону развития связной
речи, обогащения словаря (особенно прилагательными) не способны качественно справиться с
данным видом задания (написание сочинения).
Таким образом,
Цель Проекта
- обучение составлению рассказов на тему «Зима»
обучающихся начальных классов с ОВЗ .
Достижение цели планируется посредством решения ряда задач.
Задачи:
I.Коррекционно – образовательные:
1.
Сформировать представления о причине смены времён года.
2.
Расширить, уточнить, актуализировать словарь по теме «Зима».
3.
Совершенствовать
навык
рассматривания
картин
о
зиме,
формировать
целостность
представления об изображённом на картинах.
4.Совершенствовать синтаксическую сторону речи.
II. Коррекционно - развивающие
1.
Учить умению самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг нас.
2.
Развивать связную речь.
3.
Развивать слуховое, тактильное, зрительное, обонятельное восприятия.
4.
Развивать творческое воображение.
5.
Развивать общую, мелкую моторики.
III. Коррекционно – воспитательные
1.
Воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на картине.
2.
Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Участники Проекта:
- учитель – логопед,
- обучающиеся начальных классов: дети с ОВЗ, посещающие коррекционно-развивающие
занятия с учителем – логопедом в СОШ № 10 –12 обучающихся,
- родители обучающихся – 12 человек.
Продолжительность Проекта– среднесрочный, в течение 3месяцев.
Режим занятий: - 2 раза в месяц.
Вид Проекта –обучающий, информационный, творческий.
Результаты Проекта:
- оформляются в виде выставки творческих работ, запись фонограмм с рассказами обучающихся.
Методы:
-по способам подачи речевого материала: репродуктивный.
-по источнику знаний: практические– экскурсии, наблюдения, беседы,обсуждения, изготовление
творческих работ.
Форма работы: - индивидуальная и подгрупповая.
Ожидаемые результаты
- проведены совместные экскурсии обучающихся и их родителей в городские парки с
последующим обсуждением по плану,
- сформированы знания о причине смены времён года,
- изготовлены новогодние игрушки для домашних, школьной или дворовых новогодних
ёлок,
- выучены стихотворения русских поэтов о зиме;
- составлены описательные рассказы по картинам русских художников о зиме;
- рассказаны пересказы обучающихся по рассказам русских писателей о зиме;
- сформированы навыки контроля за произносительной стороной речи.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Первый этап – подготовительный.
Второй этап – основной (практическая часть проекта).
Третий этап – завершающий.
Первый этап – подготовительный
Во время коррекционно – развивающих занятий, проходимых в Центре для обучающихся с
ОВЗ мной было отмечено, что у них очень скудные представления о причинах смены времён года,
а желание узнать больше по данной теме - велико.
Исходя из этого, я решила разработать Проект и определила тему «Здравствуй, гостья -
Зима», поставила цели и задачи.
Родители с удовольствием поддержали мой Проект и приняли в нём участие.
В
соответствии
с
определенными
мной
задачами
я
разработала
план
-
график
мероприятий.
Второй этап – основной
Практическая часть Проекта заключается в организации деятельностиобучающихся и их
родителей.
Родители организуют, проводят совместные прогулки со своими детьми, с последующим
обсуждением
увиденного
по
плану,
предложенному
учителем
–
логопедом,
учителем
-
дефектологом.
Учитель – логопед проводит обучающие, информационные, творческиекоррекционно –
развивающие занятия с обучающимися.
Третий этап – завершающий.
На завершающем этапе проводится оценка результатов и определение перспектив развития
Проекта.
План-график мероприятий
Месяц
Мероприятия
Цели
Ответственные
1
2
3
4
I.
Первый этап - подготовительный
Н
оя
б
рь
3
не
де
ля
Опрос обучающихся
Беседа с родителями об
актуальности создания
проекта «Зимняя
сказка»
Подбор литературы
Определение уровня знаний обучающихся,
базового объёма словаря по теме Проекта
Формирование интереса у родителей к
Проекту, обсуждение его важности.
Создание развивающей среды повышающей
мотивацию обучающихся.
Учитель –
дефектолог,
Учитель - логопед
1
2
3
4
Н
оя
б
рь
4
не
де
ля
Подготовка пособий
«Картинная галерея» и
«Земля и Солнце»
Создание демонстрационных пособий с
целью классификации и обобщения знаний
по теме Проекта
Учитель - логопед
II.Второй этап – основной
Д
ек
аб
рь
1
не
де
ля
Экскурсия в парк
нашего города с
последующим
обсуждением
увиденного по плану.
Составление рассказа
по плану
Подгрупповое
коррекционно -
развивающее занятие
«Земля и Солнце»
Развитие зрительного, слухового внимания,
целостного восприятия, навыка
диалогической, монологической связной речи
Формирование представлений о причинах
смены времён года. Расширение пассивного,
активного словарей по теме Проекта развитие
связной речи.
Родители
Учитель - логопед
Д
ек
аб
рь
3
не
де
ля
Изготовление
новогодних ёлочных
украшений, игрушек.
Украшение дворовых
новогодних ёлок.
Изготовление поделки
для участия в школьном
конкурсе - выставке
«Зимушка - зима»
Развитие мелкой моторики, творческих
способностей.
Воспитание социальной значимости
Учитель –
логопед
Родители
Я
н
ва
рь
3
не
де
ля
Подгрупповое
коррекционно -
развивающее занятие
«Произведения русских
писателей о зиме»
Развитие познавательного интереса к теме
Проекта, способностей к самостоятельному
поиску информации, словесной памяти.
Совершенствование грамматического строя
речи.
Обогащение, расширение словаря по теме
Проекта.
Учитель –
логопед
Родители
Я
н
ва
рь
4
не
де
ля
Подгрупповое
коррекционно -
развивающее занятие
«Картинная галерея»
Формирования умения составления рассказа с
опорой на план, мнемотаблицу.
Совершенствование грамматического строя
речи.
Развитие связной речи.
Обогащение словаря.
Развитие творческого воображения.
Учитель –
логопед
III.Третий этап - заключительный
Январь
4
неделя
Организация
выставки
творческих работ
«Зимушка - зима»
Развитие творческого воображения.
Учитель –
логопед
Оценка результатов Проекта
1.
Мониторинг сформированности навыков и умений у детей, удовлетворенности детей и
родителей работой в программе, анализ эффективности работы.
2.
Результаты участия творческих работ детей в выставках различного уровня.
Отчёт о реализации педагогического Проекта«Здравствуй, гостья - Зима»
С
1
декабря
2017
г.
По
31
января
2018
г.
был
реализован
педагогический
проект
«Здравствуй, гостья - Зима».
В проекте приняли участие
- обучающиеся 1 - 4 классов: дети с ОВЗ, посещающие коррекционно-развивающие занятия
учителем – логопедом – 12 человек.
- родители обучающихся – 12 человек.
Все мероприятия проведены согласно плану-графику проекта.
Результаты:
- проведены совместные экскурсии обучающихся и их родителей в городские парки;
- расширены знания о причине смены времён года;
- выучены стихи о зиме русских авторов ;
- составлены пересказы рассказов о зиме с использованием мнемотаблиц;
- составлены рассказы по картинам русских художников о зиме по плану;
- изготовлены творческие работы;
- принято участие - в школьной выставке творческих работ «Зимушка - зима»;
- организована выставка творческих работ в логопедическом кабинете ;
- обогащён, актуализирован словарь по теме «Зима».
Поставленные цели достигнуты. Ожидаемые результаты получены.
___________________/Муратова Н.А./
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10».
СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДАЮ:
Зам.директора по УВР:
Директор школы:
_________Л.А.Трунова
___________Н.А.Мазеина
«__» __________ 2017г.
«__» ___________ 2017г.
Положение
о конкурсе - выставке «Зимушка – зима»
Цель конкурса:
Воспитание чувства прекрасного, умения ценить красоту.
Задачи конкурса:
1.
Способствовать развитию творческих способностей.
2.
Воспитывать чувство прекрасного.
3.
Развивать интерес и познавательные способности к зимнему времени года.
4.
Воспитание чувства коллективизма
Условие конкурса:
В конкурсе принимают участие работы, выполненные обучающимися и в сотворчестве с
родителями: поделки, рисунки, коллажи на зимнюю тему.
Участники конкурса:
Обучающиеся 7 – 10 лет, посещающие коррекционные логопедические занятия.
Порядок и сроки проведения конкурса:
Выставка проводится с 18 по 22 декабря 2017 года.
Место проведения конкурса:
Выставка работ организована в логопедическом кабинете СОШ № 10.
Основные оценочные критерии конкурса:
Художественный подход при выполнении рисунков, поделок,композиции.
Награждение участников конкурса:
Все участники конкурса получают сладкие призы. Победитель конкурса получает подарок.
Жюри конкурса:
Конкурсные работы оценивают обучающиеся, посещающие коррекционные занятия на логопункте
путем голосования.