Напоминание

Педагогический проект "Здравствуй,гостья – Зима"


Авторы: Муратова Наталья Александровна, Сейтумерова Гульнара Энверовна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 10"
Населённый пункт: г. Краснокамск, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогический проект "Здравствуй,гостья – Зима"
Раздел: начальное образование





Назад




Педагогический Проект

«Здравствуй, гостья - Зима»

для детей от 7 до 11 лет с ОВЗ

Составитель:

учитель-логопед

Муратова Н.А.

Тема педагогического Проекта«Здравствуй, гостья - Зима»

Постановка проблемы

Главное условие успешного обучения в школе – нормальное речевое развитие, то есть

владение словарем, грамматикой языка, связной речью в соответствии с возрастом. Обучающиеся с

ОВЗ

частности,

с

задержкой

психического

развития)

в

условиях

инклюзивного

обучения

испытывают

трудности

в

формулировках

устных

ответов,

составлении

связных

рассказов,

пересказах текстов вследствие речевого недоразвития и задержке психического развития.

У обучающихся с ЗПР недостаточно сформированы знания о смене времен года, активный

словарь

снижен,

не

хватает

практики

активного

использования

пассивного

словаря,

стойкий

характер

носят

аграмматизмы

в

речи.

Реалия

времени

такова,

что

в

общеобразовательных

учреждениях

- на занятиях в ДОУ, уроках в школе эти дети отмалчиваются. Недостаточно

продуктивного общения и дома, с родителями.

Таким образом, была определена потребность отработать с моей, учителя – логопеда,

помощью с детьми с ЗПР и их родителями одну из важных лексических тем – «Зима». Был

составлен

и

реализован

педагогический

проект

с

целью

научить

детей

с

ЗПР

активно

высказываться по данной теме, составлять описательные рассказы, запомнить и выразительно

рассказывать стихи русских поэтов о зиме.

Значимость

Проект

позволит

обучающимся

и

их

родителям

понять

необходимость,

значимость

совместного общения с целью восполнения пробелов предшествующего воспитания и обучения,

почувствовать себя нужными и интересными друг другу, обрести уверенность в роли рассказчика,

научиться

самостоятельному

поиску

информации,

почувствовать

радость

от

творчества,

от

возможности поучаствовать в общественном мероприятии.

Благодаря

Проекту

у

обучающихся

формируются

навыки

познавательной

активности,

коммуникативной деятельности, развивается творческое воображение, а также самостоятельность,

инициативность, умение планировать свою деятельность.

Актуальность и востребованность

Проекта заключается в том, что в настоящее время между детьми и родителями беседы об

увиденном, прочитанном, совместные наблюдения за явлениями природы, их обсуждение сведены

к

минимуму,

если

вообще

имеют

место

быть.

А

промежуточные,

итоговые

аттестации

образовательных учреждений всё больше предъявляют к обучающимся требования свободного

изложения

своих

мыслей

об

увиденной

картине,

о

прочитанном

рассказе

в

виде

написания

сочинений.

А,

как

известно,

письменная

речь

строится

на

основе

устной

речи.

Дети,

чьё

разговорное общение в семье не имеет практической направленности в сторону развития связной

речи, обогащения словаря (особенно прилагательными) не способны качественно справиться с

данным видом задания (написание сочинения).

Таким образом,

Цель Проекта

- обучение составлению рассказов на тему «Зима»

обучающихся начальных классов с ОВЗ .

Достижение цели планируется посредством решения ряда задач.

Задачи:

I.Коррекционно – образовательные:

1.

Сформировать представления о причине смены времён года.

2.

Расширить, уточнить, актуализировать словарь по теме «Зима».

3.

Совершенствовать

навык

рассматривания

картин

о

зиме,

формировать

целостность

представления об изображённом на картинах.

4.Совершенствовать синтаксическую сторону речи.

II. Коррекционно - развивающие

1.

Учить умению самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг нас.

2.

Развивать связную речь.

3.

Развивать слуховое, тактильное, зрительное, обонятельное восприятия.

4.

Развивать творческое воображение.

5.

Развивать общую, мелкую моторики.

III. Коррекционно – воспитательные

1.

Воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на картине.

2.

Воспитывать инициативность, самостоятельность.

Участники Проекта:

- учитель – логопед,

- обучающиеся начальных классов: дети с ОВЗ, посещающие коррекционно-развивающие

занятия с учителем – логопедом в СОШ № 10 –12 обучающихся,

- родители обучающихся – 12 человек.

Продолжительность Проекта– среднесрочный, в течение 3месяцев.

Режим занятий: - 2 раза в месяц.

Вид Проекта –обучающий, информационный, творческий.

Результаты Проекта:

- оформляются в виде выставки творческих работ, запись фонограмм с рассказами обучающихся.

Методы:

-по способам подачи речевого материала: репродуктивный.

-по источнику знаний: практические– экскурсии, наблюдения, беседы,обсуждения, изготовление

творческих работ.

Форма работы: - индивидуальная и подгрупповая.

Ожидаемые результаты

- проведены совместные экскурсии обучающихся и их родителей в городские парки с

последующим обсуждением по плану,

- сформированы знания о причине смены времён года,

- изготовлены новогодние игрушки для домашних, школьной или дворовых новогодних

ёлок,

- выучены стихотворения русских поэтов о зиме;

- составлены описательные рассказы по картинам русских художников о зиме;

- рассказаны пересказы обучающихся по рассказам русских писателей о зиме;

- сформированы навыки контроля за произносительной стороной речи.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Первый этап – подготовительный.

Второй этап – основной (практическая часть проекта).

Третий этап – завершающий.

Первый этап – подготовительный

Во время коррекционно – развивающих занятий, проходимых в Центре для обучающихся с

ОВЗ мной было отмечено, что у них очень скудные представления о причинах смены времён года,

а желание узнать больше по данной теме - велико.

Исходя из этого, я решила разработать Проект и определила тему «Здравствуй, гостья -

Зима», поставила цели и задачи.

Родители с удовольствием поддержали мой Проект и приняли в нём участие.

В

соответствии

с

определенными

мной

задачами

я

разработала

план

-

график

мероприятий.

Второй этап – основной

Практическая часть Проекта заключается в организации деятельностиобучающихся и их

родителей.

Родители организуют, проводят совместные прогулки со своими детьми, с последующим

обсуждением

увиденного

по

плану,

предложенному

учителем

логопедом,

учителем

-

дефектологом.

Учитель – логопед проводит обучающие, информационные, творческиекоррекционно –

развивающие занятия с обучающимися.

Третий этап – завершающий.

На завершающем этапе проводится оценка результатов и определение перспектив развития

Проекта.

План-график мероприятий

Месяц

Мероприятия

Цели

Ответственные

1

2

3

4

I.

Первый этап - подготовительный

Н

оя

б

рь

3

не

де

ля

Опрос обучающихся

Беседа с родителями об

актуальности создания

проекта «Зимняя

сказка»

Подбор литературы

Определение уровня знаний обучающихся,

базового объёма словаря по теме Проекта

Формирование интереса у родителей к

Проекту, обсуждение его важности.

Создание развивающей среды повышающей

мотивацию обучающихся.

Учитель –

дефектолог,

Учитель - логопед

1

2

3

4

Н

оя

б

рь

4

не

де

ля

Подготовка пособий

«Картинная галерея» и

«Земля и Солнце»

Создание демонстрационных пособий с

целью классификации и обобщения знаний

по теме Проекта

Учитель - логопед

II.Второй этап – основной

Д

ек

аб

рь

1

не

де

ля

Экскурсия в парк

нашего города с

последующим

обсуждением

увиденного по плану.

Составление рассказа

по плану

Подгрупповое

коррекционно -

развивающее занятие

«Земля и Солнце»

Развитие зрительного, слухового внимания,

целостного восприятия, навыка

диалогической, монологической связной речи

Формирование представлений о причинах

смены времён года. Расширение пассивного,

активного словарей по теме Проекта развитие

связной речи.

Родители

Учитель - логопед

Д

ек

аб

рь

3

не

де

ля

Изготовление

новогодних ёлочных

украшений, игрушек.

Украшение дворовых

новогодних ёлок.

Изготовление поделки

для участия в школьном

конкурсе - выставке

«Зимушка - зима»

Развитие мелкой моторики, творческих

способностей.

Воспитание социальной значимости

Учитель –

логопед

Родители

Я

н

ва

рь

3

не

де

ля

Подгрупповое

коррекционно -

развивающее занятие

«Произведения русских

писателей о зиме»

Развитие познавательного интереса к теме

Проекта, способностей к самостоятельному

поиску информации, словесной памяти.

Совершенствование грамматического строя

речи.

Обогащение, расширение словаря по теме

Проекта.

Учитель –

логопед

Родители

Я

н

ва

рь

4

не

де

ля

Подгрупповое

коррекционно -

развивающее занятие

«Картинная галерея»

Формирования умения составления рассказа с

опорой на план, мнемотаблицу.

Совершенствование грамматического строя

речи.

Развитие связной речи.

Обогащение словаря.

Развитие творческого воображения.

Учитель –

логопед

III.Третий этап - заключительный

Январь

4

неделя

Организация

выставки

творческих работ

«Зимушка - зима»

Развитие творческого воображения.

Учитель –

логопед

Оценка результатов Проекта

1.

Мониторинг сформированности навыков и умений у детей, удовлетворенности детей и

родителей работой в программе, анализ эффективности работы.

2.

Результаты участия творческих работ детей в выставках различного уровня.

Отчёт о реализации педагогического Проекта«Здравствуй, гостья - Зима»

С

1

декабря

2017

г.

По

31

января

2018

г.

был

реализован

педагогический

проект

«Здравствуй, гостья - Зима».

В проекте приняли участие

- обучающиеся 1 - 4 классов: дети с ОВЗ, посещающие коррекционно-развивающие занятия

учителем – логопедом – 12 человек.

- родители обучающихся – 12 человек.

Все мероприятия проведены согласно плану-графику проекта.

Результаты:

- проведены совместные экскурсии обучающихся и их родителей в городские парки;

- расширены знания о причине смены времён года;

- выучены стихи о зиме русских авторов ;

- составлены пересказы рассказов о зиме с использованием мнемотаблиц;

- составлены рассказы по картинам русских художников о зиме по плану;

- изготовлены творческие работы;

- принято участие - в школьной выставке творческих работ «Зимушка - зима»;

- организована выставка творческих работ в логопедическом кабинете ;

- обогащён, актуализирован словарь по теме «Зима».

Поставленные цели достигнуты. Ожидаемые результаты получены.

___________________/Муратова Н.А./

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10».

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по УВР:

Директор школы:

_________Л.А.Трунова

___________Н.А.Мазеина

«__» __________ 2017г.

«__» ___________ 2017г.

Положение

о конкурсе - выставке «Зимушка – зима»

Цель конкурса:

Воспитание чувства прекрасного, умения ценить красоту.

Задачи конкурса:

1.

Способствовать развитию творческих способностей.

2.

Воспитывать чувство прекрасного.

3.

Развивать интерес и познавательные способности к зимнему времени года.

4.

Воспитание чувства коллективизма

Условие конкурса:

В конкурсе принимают участие работы, выполненные обучающимися и в сотворчестве с

родителями: поделки, рисунки, коллажи на зимнюю тему.

Участники конкурса:

Обучающиеся 7 – 10 лет, посещающие коррекционные логопедические занятия.

Порядок и сроки проведения конкурса:

Выставка проводится с 18 по 22 декабря 2017 года.

Место проведения конкурса:

Выставка работ организована в логопедическом кабинете СОШ № 10.

Основные оценочные критерии конкурса:

Художественный подход при выполнении рисунков, поделок,композиции.

Награждение участников конкурса:

Все участники конкурса получают сладкие призы. Победитель конкурса получает подарок.

Жюри конкурса:

Конкурсные работы оценивают обучающиеся, посещающие коррекционные занятия на логопункте

путем голосования.



В раздел образования