Напоминание

"Музыка эпохи барокко"


Автор: Кулагина Елена Александровна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств № 3"
Населённый пункт: город Сызрань Самарской области
Наименование материала: Сценарий лекции–концерта
Тема: "Музыка эпохи барокко"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 3»

г.о. Сызрань

Сценарий лекции-концерта

«Музыка эпохи барокко»

отделений «фортепиано», «скрипка», «флейта»

Автор сценария - преподаватель

теоретических дисциплин ДШИ № 3

Кулагина Е.А.

г.о. Сызрань

2018

1

Слайд № 1

Добрый

вечер,

дорогие

друзья!

Сегодня нам предстоит встреча с

прекрасной

музыкой,

музыкой

эпохи, отстоящей от нас на три с

половиной века – эпохи барокко.

К а к

э т о

у в л е к а т е л ь н о

мысленно

заглянуть

вглубь

веков, представить, каким тогда

был мир, люди, искусство…

2

Слайд № 2

Ком н ат ы

я н т а р н ы е

г о р я т.

Завитки и выступы лепнины.

Слайд № 3

Красные

кафтаны

а р ап ч ат,

Кринолины, царственные спины.

Слайд № 4

Маскарад

затеяли

чуть

свет;

Н у

а

н оч ь ю ,

с р ед и

т ь м ы

кромешной

3

Слайд № 5

П р о л е т я т

в

л у ч а х ,

-

х в о с т а х

к о м е т ,

-

Алые кусты огней потешных.

Слайд № 6

Но не слышно птичьих голосов,

И

г у л я е т

в е т е р

о д и н о к о

Средь роскошно убранных лесов

Пышного

осеннего

барокко.

(автор стихотворения

Анна Субетто)

Слайд № 7

Стиль барокко зародился в эпоху

Позднего Возрождения, в конце

XVI

н а ч а л е XVII

в в . ,

в

итальянских

городах

Риме,

Мантуе,

Венеции,

Флоренции.

И з

И т а л и и

с т и л ь

распространился по Европе, где

властвовал до XVIII в.

4

Слайд № 8

XVII

в.

называют

ещё

веком

Р а з у м а .

Б ы л и

с д е л а н ы

выдающиеся

открытия

во

всех

областях

знания:

в

математике,

физике,

химии,

географии.

Развитие науки было связано с

именами

Галилея,

Паскаля,

Ньютона.

Слайд № 9

И всё же главным для этой эпохи

б ы л о

з а р о ж д е н и е

н о в о й

к у л ь т у р ы

е в р о п е й с к о г о

общества.

Главной

задачей

искусства

стало

отражение

внутреннего

мира

человека,

р а с к р ы т и е

е г о

ч у в с т в ,

переживаний.

Стиль охватил все виды

творчества: литературу, музыку,

т е а т р ,

я р ко

п р о я в и л с я

в

архитектуре, изобразительном и

декоративно-прикладном

искусствах.

Слайд № 10

В

п р о и звед е н и я х

б а р о к ко

о т м е ч а ю т с я

к о н т р а с т ы ,

динамичность,

страстность

и

н а п р я ж е н н о с т ь

о б р а з о в ,

стремление

к

совмещению

реальности и иллюзии, величию

и пышности.

5

Слайд № 11

Слайд № 12

Эпоха барокко добавила в жизнь

представителей

высшего

и

среднего

класса

множество

развлечений: театр, фейерверки,

конные прогулки, бал-маскарад.

Обязательным танцем на балах

был,

конечно,

менуэт

танец

французского

происхождения,

популярный в Европе с XVII в.

Его называли королём танцев и

танцем

королей.

Н а з ва н и е

происходит

от

французского

menu

– м а л е н ь к и й

ш а г .

Д е й с т в и т е л ь н о ,

м е н у э т

исполнялся мелкими шагами, в

умеренном

темпе,

плавно,

с

м н о ж е с т в о м

п о к л о н о в

и

п

р

и

с

е

д

а

н

и

й

.

Леопольд Моцарт.

Менуэт ре минор.

Исполняет Анастасия

Мартынова, 1 класс,

преподаватель фортепиано

Г. В. Пронина.

По поводу происхождения слова

«барокко» споры ведутся до сих

пор.

Самые

распространенные

версии

перевода:

«вычурный»

(излишне затейливый, сложный,

замысловатый),

«причудливый».

П о р а ж а е т

в е л и ч и е м

и

п ы ш н о с т ь ю

а р х и т е к т у р а

барокко,

например,

площадь

собора святого Петра в Риме –

работа

Джованни

Лоренцо

Бернини,

который

вместе

с

Франческо

Борромини

стал

о д н и м

и з

и з в е с т н е й ш и х

6

архитекторов эры Барокко.

Слайд № 13

А

еще

слово

«барокко»

в

переводе

с

португальского

-

«жемчужина

н еп рави л ь н ой

формы».

Такие

жемчужины

были

популярны

в XVII

веке.

О н и

и с п о л ь з о в а л и с ь

д л я

с о з д а н и я

р о с к о ш н ы х

драгоценностей.

Слайд № 14

Слайд № 15

В

музыке

искусство

барокко

достигло

огромных

вершин

в

т в о р ч е с т в е

и т а л ь я н с к и х

к о м п о з и т о р о в

К л а у д и о

Мо н т е в е р д и ,

А р к а н д ж е л о

Корелли,

Антонио

Вивальди,

английского

композитора

Генри

П ё р с е л л а ,

н е м е ц к и х

композиторов

Георга

Фридриха

Генделя

и

особенно

Иоганна

Себастьяна Баха.

Г е н и а л ь н ы й

н е м е ц к и й

композитор

Иоганн

Себастьян

Бах является автором огромного

количества

произведений;

их

насчитывается более тысячи – и

это только те, которые дошли до

нас, а ведь еще примерно треть

написанного

им

была

утеряна!

Он

сочинял

музыку

во

всех

известных в эту эпоху жанрах и

в

каждом

сказал

своё

новое

слово.

7

Слайд № 16

Слайд № 17

Юные

пианисты

начинают

знакомство

с

музыкой

Баха

с

Н о т н о й

т е т р а д и

А н н ы

Магдалены

Бах.

Так

звали

в т о р у ю

с у п р у г у

И о г а н н а

Себастьяна

Баха

его

верную

спутницу

и

подругу

жизни,

д о б р у ю

м а т ь

д л я

е г о

осиротевших

после

смерти

первой жены детей. Кроме того,

о н а

п р е к р а с н о

п е л а ,

п од д е р ж и ва л а

т в о р ч е с к и е

устремления своего мужа и была

е го

в е р н о й

п о м о щ н и ц е й .

И.С. Бах. Менуэт ре минор

из Нотной тетради

Анны Магдалены Бах.

Исполняет София Евтушкова,

2 класс,

преподаватель фортепиано

Т. О. Нестерова.

И.С. Бах. Менуэт Соль мажор.

Исполняет Вячеслав Бредихин,

2 класс,

преподаватель фортепиано

Т. О. Нестерова.

8

Слайд № 18

Из

клавишных

инструментов

в

э п о х у

б а р о к к о

б ы л и

распространены орган, клавесин

и

клавикорд,

из

ст рунных

смычковых – барочная скрипка,

виола, виолончель и контрабас.

И.С. Бах. Марш.

Исполняет Полина Карелова,

7 класс, преподаватель

фортепиано Т. О. Нестерова,

партия скрипки

Л. А. Куликова.

Слайд № 19

Слайд № 20

Большинству произведений Баха

присущ полифонический склад.

По гречески poly – много, phone

звук,

т.е.

в

бу к ва л ь н ом

п е р е в од е

с л о в о

о з н а ч а е т

«многоголосие».

П о л и ф о н и ч е с к и й

с к л а д

определился

уже

в

небольших

пьесах

И.С.

Баха,

которые

он

написал в педагогических целях

для

сыновей

в

маленьких

прелюдиях, фугах, инвенциях.

И.С. Бах.

Маленькая прелюдия

До мажор.

Исполняет Светлана Жданова,

2 класс,

преподаватель фортепиано

Д. В. Моргун.

Слайд № 21

9

Духовые инструменты получили

новое осмысление в творчестве

И.С. Баха.

Их роль в передаче

м у з ы к а л ь н ы х

о б р а з о в ,

д р а м а т у р г и ч е с к о м

и

динамическом развитии выросла

неизмеримо.

И.С. Бах. Менуэт.

Исполняет Мария Мороз,

флейта, 5 класс,

преподаватель В.Н. Рожкова,

концертмейстер А. А.

Жоголева.

Слайд № 22

Слайд № 23

Из

двадцати

детей

И.С.

Баха,

рожденных

в

двух

браках,

в

живых осталось десять: шестеро

мальчиков

и

четыре

девочки.

С ы н о в ь я

у н а с л е д о в а л и

композиторский дар своего отца.

С т а р ш и й

л ю б и м ы й

с ы н

В и л ь г е л ь м

Ф р и д е м а н

прославился

как

виртуозный

клавесинист,

композитор

и

легендарный

органист.

Он

с л у ж и л

в

г о р о д е

Г а л л е

органистом

одной

из

церквей,

был

городским

директором

музыки

и

получил

прозвище

«галльский Бах».

Вильгельм Фридеман Бах.

Прелюдия соль минор.

Исполняет Снежана Хоменок,

4 класс, преподаватель

фортепиано Г. В. Пронина.

Слайд № 24

10

И.С. Бах. Маленький прелюд

для скрипки и фортепиано.

Исполняет София

Трапезникова, 6 класс,

преподаватель фортепиано

Д. В. Моргун.

Партия скрипки Л.А. Куликова.

Слайд № 25

Слайд № 26

Погружаясь в ту или иную

э п о х у,

в с е гд а

и н т е р е с н о

проследить,

какой

была

мода

т о г о

в р е м е н и .

Детали мужского костюма

эпохи

барокко:

камзолы,

жабо,

банты,

туфли

с

пряжками.

Одежда всячески демонстрирует

богатство

и

знатность

своего

обладателя.

Женские платья шились из таких

и з ы с к а н н ы х

т к а н е й ,

к а к

узорчатая

парча,

роскошный

ш ё л к .

Д л я

у к р а ш е н и я

и с п о л ь з о в а л а с ь

в ы ш и в к а ,

кружева, ленты, шнуры, обилие

драгоценностей.

Продолжая

общие

тенденции

барокко,

в

сложных

драпировках

платья

отображаются движение и блеск,

свет

и

тень.

В

моду

входят

зонтики,

муфты,

веера,

трости,

косметика, напудренные парики,

высокие прически с множеством

локонов. Пуда, белила и румяна

использовались так обильно, что

11

лицо больше напоминало маску.

Слайд № 27

Вот поэтому мы видим на всех

портретах И.С. Баха в парике, по

требованиям моды того времени.

И снова прозвучит музыка

И.С. Баха.

Маленькая прелюдия

Ре мажор.

Исполняет Дарья Куровская,

4 класс, преподаватель

фортепиано А.А. Жоголева.

Слайд № 28

Слово «инвенция» в переводе с

латинского

означает

«выдумка,

изобретение».

В

этих

пьесах

И.С. Бах действительно проявил

большую

изобретательность.

И

хотя

композитор

ставил

перед

собой скромные учебные задачи,

и н в е н ц и и

н е

п р о с т о

упражнения.

Каждая

из

них

высокохудожественное

произведение. Основу инвенции

составляет обычно короткая, но

выразительная тема. Сначала она

проводится

одноголосно,

затем

тему запевает второй голос. Так

Бах использует приём имитации,

который

является

одним

из

основных

средств

развития

в

полифонии.

И.С. Бах. Двухголосная

инвенция До мажор.

Исполняет Дарья Старых,

2 класс,

преподаватель фортепиано

К. П. Клёнова.

Слайд № 29

12

Му з ы ка

Б а ха

п р о н и к н у т а

человечностью

и

любовью

к

людям. Каждый образ баховской

музыки

способен

вме стить

целую повесть, поэму, историю.

Бе зусловно,

п о с л ед у ю щ и е

поколения

композиторов

от

Мендельсона

до

Шостаковича

испытали

на

себе

велико е

обаяние таланта И.С. Баха.

Слайд № 30

Слайд № 31

Вашему вниманию

предлагается Ария в

старинном стиле

французского композитора

Габриэля Мари.

Исполняет Кристина Щепка ,

7 класс,

преподаватель фортепиано

Г.В. Пронина,

партия скрипки –

Л. А. Куликова.

13

Слайд № 32

И.С. Бах. Соната.

Исполняет Станислав Жоголев

(флейта),

преподаватель В. Н. Рожкова,

концертмейстер

А. А. Жоголева.

Слайд № 33

Слайд № 34

Клавир

в

творчестве

Баха

был

н а с т о я щ е й

т в о р ч е с к о й

лабораторией.

В

этой

области

Бах,

не

стеснённый

внешними

з а п р е т а м и

и

ц е р к о в н ы м

ко н т р ол е м ,

м о г

с в о б о д н о

э к с п е р и м е н т и р о в а т ь

и

осуществлять

самые

смелые

проекты

и

идеи.

Бах

смог

з а с т а в и т ь

и н с т р у м е н т ,

п р е д н а з н а ч е н н ы й

д л я

аккомпанемента или домашнего

музицирования,

заговори ть

серьезно

и

внушительно

о

з н а ч и т е л ь н ы х

и

в а ж н ы х

явлениях жизни, передать с его

помощью

большие

чувства

и

м ы с л и .

Б а х

р а с ш и р и л

худ оже с т в е н н ы е

с р е д с т в а

инструмента, обогатил его новой

в и р т у о з н о й

т е х н и к о й ,

п р е о б р а з и л

с о д е р ж а н и е

музыкальных образов. Бах писал

для клавира на протяжении всей

е г о

т в о р ч е с к о й

ж и з н и .

В 1722 году в Кётене

композитор

завершил

большой

труд

первый

том

«Хорошо

темперированного

клавира».

14

Много

лет

спустя

в

Лейпциге

Бах

вновь

вернулся

к

форме

цикла

24

прелюдий

и

фуг

с

привлечением всех тональностей

мажорного

и

минорного

ладов.

Так появился второй том ХТК.

Эти 48 прелюдий и фуг по сей

д е н ь

я в л я ю т с я

непревзойденными

образцами

полифонической

клавирной

музыки.

И.С. Бах. Прелюдия и фуга

Ми мажор из I тома ХТК.

Исполняет Элия Хабибуллина,

8 класс,

преподаватель фортепиано

К. П. Клёнова

Слайд № 35

При

жизни

Баха

н ач а л а с ь

история

фортепиано.

В

1709

г.

ит а льянский

и з г о т о в и т е л ь

клавесинов Кристофори изобрёл

м о л о т о ч ко в ы й

к л а в е с и н ,

который

назвал

«пианофорте».

Про

это

изобретение

узнал

немецкий

изготовитель

органов

Зильберман и тут же изготовил

свою

версию,

предложив

Баху

опробовать её. Отзывы и советы

Б а х а

п о м о г л и

д о в е с т и

инструмент

до

совершенства.

Весь

свой

громадный

труд

-

«Хорошо

темперированный

клавир» - Бах, по сути, посвятил

н о в ом у,

н а р о ж д а ю щ е м у с я

инструменту.

Слайд № 36

И.С. Бах.

Прелюдия и фуга Си бемоль

мажор из I тома ХТК.

Исполняет Виктор Морозов,

8 класс,

преподаватель фортепиано

15

К.П. Клёнова.

Слайд № 37

Слайд № 38

Георг

Фридрих

Гендель

был

соотече ственником

Баха

и

современником – у них один и

тот же год рождения, 1685, они

родились

в

почти

соседних

городах Тюрингии и Саксонии,

о б а

б о р о л и с ь

з а

с в о и

музыка льные

иде а лы,

о б а

ослепли в конце жизни…

Г. Гендель.

Гавот с вариациями.

Исполняет ансамбль

скрипачей

«Волшебный смычок»,

руководитель

А. И. Костюнина.

Вот

и

подошла

к

концу

наша

с егодняшняя

вст реча.

Мы

надеемся,

что

прикосновение

к

вечному искусству не оставило

вас

равнодушными.

Мы

не

говорим

«До

свидания»,

а

говорим

«До

новых

встреч

с

16

нами и с музыкой!»

Слайд № 39

Спасибо за внимание!

17



В раздел образования