Напоминание

"Классификация типов педагогической запущенности по разным основаниям"


Автор: Юдина Елена Александровна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Молодая гвардия"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Классификация типов педагогической запущенности по разным основаниям"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Классификация типов педагогической запущенности по разным

основаниям

Термин «педагогически запущенные» в литературе часто используется

как

синоним

метафоры

«трудные»

дети.

Социально-педагогическая

запущенность не дифференцируется некоторыми зарубежными учеными как

разноплановый

феномен.

Существует

единая

категория

«трудных

детей»:

неадаптированных, девиантных, неприспособленных.

В

эту

категорию

входят

подростки,

нуждающиеся

в

коррекции

их

личности:

непослушные,

капризные,

упрямые,

недисциплинированные,

грубые, лживые, не имеющие желания или привычки трудиться, склонные к

аффективным формам поведения, то есть дети, которые составляют «группу

риска» для дальнейшего развития.

Обращаясь к понятию «трудный подросток», нужно учитывать, что

существующие

классификации

этого

контингента

даются

по

разным

основаниям.

П о

с и л е

п р о я в л е н и я

с о ц и а л ь н о й

з а п у щ е н н о с т и

и л и

трудновоспитуемости

предлагается

классификация

в

работе

М.А.

Алемаскина. Автор считает, что необходимо иметь единые требования к

дифференциации таких подростков. Критериями трудновоспитуемости могут

быть уровень развития качеств личности, отношение к основным видам

деятельности, способы поведения.

1)

Трудновоспитуемые

дети, которые

равнодушно

относятся

к

учебному

труду,

периодически

нарушают

правила

поведения,

дисциплину.

Для

них

характерны

проявления

некоторых

отрицательных качеств (нечестность, грубость). По отношению к

ним эффективны меры педагогического воздействия в условиях

классного коллектива и семьи.

2)

Педагогически

запущенные

подростки,

о т р и ц ат е л ь н о

относящиеся к учебной и общественно полезной деятельности.

Им свойственно систематическое нарушение дисциплины, норм

морали

(прогулы,

драки,

употребление

никотина

и

алкоголя),

проявление

отрицательных

нравственных

качеств

(лживость,

лень,

жестокость).

По

отношению

к

ним

эффективны

педагогические

воздействия

школьного

коллектива

и

общественности по месту жительства.

3)

Подростки-правонарушители

это

трудновоспитуемые

или

педагогически

запущенные

дети,

которые

совершают

правонарушения

(мелкое

воровство,

хулиганство),

нарушают

административные нормы, состоят на учете в инспекции по делам

несовершеннолетних или направлены в спецшколы.

4)

Несовершеннолетние преступники

э то

п е д а г о г и ч е с к и

запущенные

подростки

и

юноши,

которые

совершили

преступления, нарушили социальные нормы и направлены судом

в воспитательно-трудовые колонии.

Есть более содержательные классификации: они строятся по степени

педагогической запущенности детей. Одной из таких является классификация

В.Г. Баженова.

B

первую

группу

входят

школьники,

степень

педагогической

запущенности которых незначительна. У них неустойчивы отрицательные

качества, интерес к школе сохраняется, отношение к учебе положительное.

Конфликтов с учителями и сверстниками нет. Детей этой группы отличает

легкая внушаемость, безволие, неуверенность в себе. Им свойственны такие

качества,

как

лень,

неумение

противостоять

своим

отрицательным

ситуативным желаниям, рассеянность, безынициативность. Положение таких

детей в коллективе неблагополучно, но они не оказываются в изоляции.

Детей второй группы характеризует низкая успеваемость, конфликтные

отношения

со

сверстниками,

учителями.

Такие

дети

живут

в

неблагополучных

семьях.

Им

свойственна

показная

г руб о с т ь .

Познавательные интересы их развиты недостаточно, в начальных классах они

не

осваивают

учебные

действия,

отличаются

легкой

внушаемостью,

подвержены отрицательному влиянию. Эмоционально-волевая сфера таких

детей

характеризуется

неумением

владеть

собой,

вспыльчивостью,

озлобленностью. Однако конфликты со сверстниками не носят затяжного

характера, а с учителями возникают из-за неуспеха в учебной деятельности.

Детей

третьей

группы

характеризует

отрицательное

отношение

к

нравственным и правовым нормам. Они грубы по отношению к родителям,

учителям,

одноклассникам.

Обстановка

в

семье

неблагополучная.

Таким

детям

свойственна

очень

низкая

успеваемость,

безволие,

склонность

к

аффективным вспышкам, слабость процессов торможения. Изолированность

в классе они компенсируют общением в подростковых группах с автономной

моралью.

К этому распределению близка классификация В.Д. Пурина, который

рассматривает педагогическую запущенность по степени ее выраженности.

При легкой степени у ребенка преобладают положительные качества,

проявления запущенности носят эпизодический характер. Ребенок хорошо

чувствует себя в семье, среди сверстников, но его отношение к учению

весьма неопределенное, обнаруживаются первые «ростки» академической

неуспеваемости

из-за

отставания

в

развитии

психических

процессов,

отсутствия объема знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту.

При

выраженной

степени

положительные

качества

личности

проявляются

все

слабее,

а

признаки

запущенности

приобретают

более

зримый характер: отношение ребенка к учебе равнодушное, он оказывается

несостоятельным

как

субъект

деятельности,

отношения

со

сверстниками

ухудшаются, возможны проявления агрессивности.

Классификация

А.Г.

Холодюк

строится

на

характеристике разных

уровней педагогической запущенности. Фактически – это то же самое, что ее

степень или степень выраженности. Но автор выделяет совокупность сфер

проявления

педагогической

запущенности: система

отношений

к

труду,

людям, себе, по выражению автора, − «поэзия» личности, или, строго говоря,

мировоззрение.

Первый уровень:

активно-негативная «поэзия» личности, которая

характеризуется искажением системы нравственных ценностей.

Поведение таких детей отличается агрессивностью, недоверием, жадностью,

стремлением к унижению других. Взаимоотношения со взрослыми и

сверстниками, в зависимости от деятельности - учебы или труда, могут быть

направлены на дезорганизацию процесса. Ситуация противостояния

усугубляется в конфликтах, так как дети не имеют положительного опыта их

разрешения. Они вовлекают в конфликт сверстников. Совершают поступки,

граничащие с преступлениями. Таким детям свойственно безразличное

отношение к учебным неуспехам; стремление к самостоятельности

соседствует с упрямством. Самооценка и уровень их притязаний завышены,

но реальные возможности не соответствуют запросам, в результате чего они

становятся отстающими. Доверительные отношения в семье и школе

отсутствуют, но уважение к взрослым, которые заинтересованы в их

проблемах, сохраняется.

Второй уровень: пассивно-негативная «поэзия» личности, которая

характеризуется системой эгоистических отношений. Подростки под

влиянием искаженных нравственных представлений оправдывают свое

эгоистичное отношение к труду, людям, которое направлено на сохранение

позиции стороннего наблюдателя. Они безразличны к нарушениям школьной

дисциплины, но склонны их провоцировать, не отстаивают свои интересы.

Удовлетворены оценкой "три", хотят быть незаметными в совместной

деятельности, нелюбознательны. Избегают жестокости в обращении с

другими, не ищут материальной выгоды. Допускают правонарушения на

уровне незначительных проступков. В разрешении конфликтов ищут выгоды

для себя, стремятся к доверительным отношениям, но при этом сами

озлоблены, лживы. Самооценка и уровень их притязаний неустойчивы, статус

в межличностных отношениях "непопулярный". Дружеских связей не имеют,

общественных поручений избегают, но при выступлениях от имени класса

иногда проявляют активность.

Третий уровень: неустойчиво-негативная «поэзия» личности, которая

характеризуется тем, что подросток понимает содержание

нравственных норм. Такие дети, причиняя вред другим, испытывают

угрызения совести, но в действиях непоследовательны; своим местом в

системе межличностных отношений не довольны. Их самооценка

неустойчива, уровень притязаний занижен. Они допускают бестактность по

отношению к другим, однако болезненно переживают неуважение к себе,

стремятся к самоутверждению. Проявляют желание иметь общественные

поручения, но редко доводят их до конца. Их поведение эгоистично, однако

они иногда могут оказать кому-либо помощь в трудной ситуации. Конфликты

стремятся разрешить в свою пользу. Стараются избегать участия в кражах,

нарушениях дисциплины, но не удерживают от этого других.

Эта

классификация

построена

на

психологических

(личностных)

факторах, но границы между уровнями размыты. Не вполне понятно, что

является

основанием

классификации:

метафора

«поэзия»

личности

не

проясняет различия между уровнями.

На разнородных основаниях педагогическая запущенность описывается

Э.Б. Заседателевой как набор отдельных психологических и поведенческих

симптомов. Такими симптомами могут быть:

1)

отклонения

от

нормы

в

поведении

и

учебной

деятельности

(неумелость, неспешность, затрудненность), обусловленные тем,

что индивидуальный опыт, житейские знания, умения, навыки у

таких детей искажены;

2)

отставание

в

развитии

памяти,

мышления,

эмоционально-

волевых,

нравственных

качеств

личности,

на

которые

наслаиваются особенности подросткового возраста (обостренное

самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость,

конфликтность и др.);

3)

противоречия в отношении педагогически запущенных детей к

себе, своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям,

окружающим явлениям.

Это значительно затрудняет их учебную деятельность и поведение.

Неслучайно

учителя

определяют

педагогическую

запущенность

как

неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.



В раздел образования