Автор: Юдина Елена Александровна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Молодая гвардия"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Классификация типов педагогической запущенности по разным основаниям"
Раздел: дополнительное образование
Классификация типов педагогической запущенности по разным
основаниям
Термин «педагогически запущенные» в литературе часто используется
как
синоним
метафоры
«трудные»
дети.
Социально-педагогическая
запущенность не дифференцируется некоторыми зарубежными учеными как
разноплановый
феномен.
Существует
единая
категория
«трудных
детей»:
неадаптированных, девиантных, неприспособленных.
В
эту
категорию
входят
подростки,
нуждающиеся
в
коррекции
их
личности:
непослушные,
капризные,
упрямые,
недисциплинированные,
грубые, лживые, не имеющие желания или привычки трудиться, склонные к
аффективным формам поведения, то есть дети, которые составляют «группу
риска» для дальнейшего развития.
Обращаясь к понятию «трудный подросток», нужно учитывать, что
существующие
классификации
этого
контингента
даются
по
разным
основаниям.
П о
с и л е
п р о я в л е н и я
с о ц и а л ь н о й
з а п у щ е н н о с т и
и л и
трудновоспитуемости
предлагается
классификация
в
работе
М.А.
Алемаскина. Автор считает, что необходимо иметь единые требования к
дифференциации таких подростков. Критериями трудновоспитуемости могут
быть уровень развития качеств личности, отношение к основным видам
деятельности, способы поведения.
1)
Трудновоспитуемые
дети, которые
равнодушно
относятся
к
учебному
труду,
периодически
нарушают
правила
поведения,
дисциплину.
Для
них
характерны
проявления
некоторых
отрицательных качеств (нечестность, грубость). По отношению к
ним эффективны меры педагогического воздействия в условиях
классного коллектива и семьи.
2)
Педагогически
запущенные
подростки,
о т р и ц ат е л ь н о
относящиеся к учебной и общественно полезной деятельности.
Им свойственно систематическое нарушение дисциплины, норм
морали
(прогулы,
драки,
употребление
никотина
и
алкоголя),
проявление
отрицательных
нравственных
качеств
(лживость,
лень,
жестокость).
По
отношению
к
ним
эффективны
педагогические
воздействия
школьного
коллектива
и
общественности по месту жительства.
3)
Подростки-правонарушители
–
это
трудновоспитуемые
или
педагогически
запущенные
дети,
которые
совершают
правонарушения
(мелкое
воровство,
хулиганство),
нарушают
административные нормы, состоят на учете в инспекции по делам
несовершеннолетних или направлены в спецшколы.
4)
Несовершеннолетние преступники
–
э то
п е д а г о г и ч е с к и
запущенные
подростки
и
юноши,
которые
совершили
преступления, нарушили социальные нормы и направлены судом
в воспитательно-трудовые колонии.
Есть более содержательные классификации: они строятся по степени
педагогической запущенности детей. Одной из таких является классификация
В.Г. Баженова.
B
первую
группу
входят
школьники,
степень
педагогической
запущенности которых незначительна. У них неустойчивы отрицательные
качества, интерес к школе сохраняется, отношение к учебе положительное.
Конфликтов с учителями и сверстниками нет. Детей этой группы отличает
легкая внушаемость, безволие, неуверенность в себе. Им свойственны такие
качества,
как
лень,
неумение
противостоять
своим
отрицательным
ситуативным желаниям, рассеянность, безынициативность. Положение таких
детей в коллективе неблагополучно, но они не оказываются в изоляции.
Детей второй группы характеризует низкая успеваемость, конфликтные
отношения
со
сверстниками,
учителями.
Такие
дети
живут
в
неблагополучных
семьях.
Им
свойственна
показная
г руб о с т ь .
Познавательные интересы их развиты недостаточно, в начальных классах они
не
осваивают
учебные
действия,
отличаются
легкой
внушаемостью,
подвержены отрицательному влиянию. Эмоционально-волевая сфера таких
детей
характеризуется
неумением
владеть
собой,
вспыльчивостью,
озлобленностью. Однако конфликты со сверстниками не носят затяжного
характера, а с учителями возникают из-за неуспеха в учебной деятельности.
Детей
третьей
группы
характеризует
отрицательное
отношение
к
нравственным и правовым нормам. Они грубы по отношению к родителям,
учителям,
одноклассникам.
Обстановка
в
семье
неблагополучная.
Таким
детям
свойственна
очень
низкая
успеваемость,
безволие,
склонность
к
аффективным вспышкам, слабость процессов торможения. Изолированность
в классе они компенсируют общением в подростковых группах с автономной
моралью.
К этому распределению близка классификация В.Д. Пурина, который
рассматривает педагогическую запущенность по степени ее выраженности.
При легкой степени у ребенка преобладают положительные качества,
проявления запущенности носят эпизодический характер. Ребенок хорошо
чувствует себя в семье, среди сверстников, но его отношение к учению
весьма неопределенное, обнаруживаются первые «ростки» академической
неуспеваемости
из-за
отставания
в
развитии
психических
процессов,
отсутствия объема знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту.
При
выраженной
степени
положительные
качества
личности
проявляются
все
слабее,
а
признаки
запущенности
приобретают
более
зримый характер: отношение ребенка к учебе равнодушное, он оказывается
несостоятельным
как
субъект
деятельности,
отношения
со
сверстниками
ухудшаются, возможны проявления агрессивности.
Классификация
А.Г.
Холодюк
строится
на
характеристике разных
уровней педагогической запущенности. Фактически – это то же самое, что ее
степень или степень выраженности. Но автор выделяет совокупность сфер
проявления
педагогической
запущенности: система
отношений
к
труду,
людям, себе, по выражению автора, − «поэзия» личности, или, строго говоря,
мировоззрение.
Первый уровень:
активно-негативная «поэзия» личности, которая
характеризуется искажением системы нравственных ценностей.
Поведение таких детей отличается агрессивностью, недоверием, жадностью,
стремлением к унижению других. Взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками, в зависимости от деятельности - учебы или труда, могут быть
направлены на дезорганизацию процесса. Ситуация противостояния
усугубляется в конфликтах, так как дети не имеют положительного опыта их
разрешения. Они вовлекают в конфликт сверстников. Совершают поступки,
граничащие с преступлениями. Таким детям свойственно безразличное
отношение к учебным неуспехам; стремление к самостоятельности
соседствует с упрямством. Самооценка и уровень их притязаний завышены,
но реальные возможности не соответствуют запросам, в результате чего они
становятся отстающими. Доверительные отношения в семье и школе
отсутствуют, но уважение к взрослым, которые заинтересованы в их
проблемах, сохраняется.
Второй уровень: пассивно-негативная «поэзия» личности, которая
характеризуется системой эгоистических отношений. Подростки под
влиянием искаженных нравственных представлений оправдывают свое
эгоистичное отношение к труду, людям, которое направлено на сохранение
позиции стороннего наблюдателя. Они безразличны к нарушениям школьной
дисциплины, но склонны их провоцировать, не отстаивают свои интересы.
Удовлетворены оценкой "три", хотят быть незаметными в совместной
деятельности, нелюбознательны. Избегают жестокости в обращении с
другими, не ищут материальной выгоды. Допускают правонарушения на
уровне незначительных проступков. В разрешении конфликтов ищут выгоды
для себя, стремятся к доверительным отношениям, но при этом сами
озлоблены, лживы. Самооценка и уровень их притязаний неустойчивы, статус
в межличностных отношениях "непопулярный". Дружеских связей не имеют,
общественных поручений избегают, но при выступлениях от имени класса
иногда проявляют активность.
Третий уровень: неустойчиво-негативная «поэзия» личности, которая
характеризуется тем, что подросток понимает содержание
нравственных норм. Такие дети, причиняя вред другим, испытывают
угрызения совести, но в действиях непоследовательны; своим местом в
системе межличностных отношений не довольны. Их самооценка
неустойчива, уровень притязаний занижен. Они допускают бестактность по
отношению к другим, однако болезненно переживают неуважение к себе,
стремятся к самоутверждению. Проявляют желание иметь общественные
поручения, но редко доводят их до конца. Их поведение эгоистично, однако
они иногда могут оказать кому-либо помощь в трудной ситуации. Конфликты
стремятся разрешить в свою пользу. Стараются избегать участия в кражах,
нарушениях дисциплины, но не удерживают от этого других.
Эта
классификация
построена
на
психологических
(личностных)
факторах, но границы между уровнями размыты. Не вполне понятно, что
является
основанием
классификации:
метафора
«поэзия»
личности
не
проясняет различия между уровнями.
На разнородных основаниях педагогическая запущенность описывается
Э.Б. Заседателевой как набор отдельных психологических и поведенческих
симптомов. Такими симптомами могут быть:
1)
отклонения
от
нормы
в
поведении
и
учебной
деятельности
(неумелость, неспешность, затрудненность), обусловленные тем,
что индивидуальный опыт, житейские знания, умения, навыки у
таких детей искажены;
2)
отставание
в
развитии
памяти,
мышления,
эмоционально-
волевых,
нравственных
качеств
личности,
на
которые
наслаиваются особенности подросткового возраста (обостренное
самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость,
конфликтность и др.);
3)
противоречия в отношении педагогически запущенных детей к
себе, своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям,
окружающим явлениям.
Это значительно затрудняет их учебную деятельность и поведение.
Неслучайно
учителя
определяют
педагогическую
запущенность
как
неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.