Автор: Первушина Наталья Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №25 им. 70–летия нефти Татарстана"
Населённый пункт: г. Альметьевск Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль туристических занятий в экологическом воспитании школьников"
Раздел: дополнительное образование
Роль туристических занятий в экологическом воспитании школьников
Первушина Н.В., учитель физической культуры
МБОУ «СОШ №25 им.70-летия нефти Татарстана»
Актуальность. Природа это непосредственно среда обитания человека и не только,
очень важно бережно к ней относиться, передать ее следующим поколениям. Такая задача
как охрана природы на сегодняшний день стоит перед целым человечеством. Вопрос
экологии на всей нашей планете очень актуален и очень остро стоит для всех народов.
Угроза
экологической
катастрофы
-
это
не
миф,
это
реальность
нашей
активной
жизнедеятельности. И только от нас зависит, сохраним мы свою планету, и будет ли
экология на ней чистой и пригодной для жизни человека в будущем. Поэтому мы должны
сделать для сохранения нашей родной среды под названием флора и фауна все возможное
и оставить мудрое наставление будущим поколениям, которые будут жить после нас. За
время своего существования и особенно в XX веке человечество ухитрилось уничтожить
около 70 процентов всех естественных экологических (биологических) систем на планете,
которые способны перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности, и продолжает
их
"успешное"
уничтожение.
Объем
допустимого
воздействия
на
биосферу
в
целом
превышен сейчас в несколько раз. Более того, человек выбрасывает в окружающую среду
тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались и которые зачастую не
поддаются или слабо поддаются переработке. Все это приводит к тому, что биологические
микроорганизмы, которые выступают в качестве регулятора окружающей среды, уже не
способны выполнять эту функцию.
Практическая значимость. Изменяя свой мир, человек, желает он того или нет,
существенно
вмешивается
в
жизнь
своих
соседей
по
планете.
По
данным
Международного союза охраны природы, с 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц и 63
вида
млекопитающих.
Кроме
того,
уменьшаются
в
количестве
и
исчезают
редкие
насекомые, что связано как с реакцией на применение различного рода пестицидов, так и с
уничтожением их коренных мест обитания. Загрязнение окружающей среды является
одной
из
самых
старых
проблем,
и
возникла
она
с
появлением
первых
поселений
человека. В течение тысячелетий (до конца XVIII в.) источники загрязнения природной
среды были немногочисленными и незначительными. Они носили местный характер, и их
воздействие
сводилось
к
загрязнению
вод
суши
и
грунтовых
вод
бактериями
и
способными к брожению веществами.
Новизна исследования. Ежегодно в учебных заведениях учителя и преподаватели
проводят классные часы и лекции по охране окружающей среды. Не всегда информация,
полученная
на
таких
мероприятиях,
находит
своё
отражение
в
желаемой
действительности.
В
ходе
нашего
исследования
мы
постарались
донести
один
из
вариантов охраны и преображения окружающей среды, доступной каждому человеку.
Организация и ход исследования. Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег
моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что
лучше
всего
отдыхать
на
лоне
природы.
Санатории,
дома
отдыха
строятся
в
самых
красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может
оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот
природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные
биоценозы, особенно леса, оказывают сильный, оздоровительный эффект. На территории
России имеется 9 млн. кв. км нетронутых, а значит, работающих, экологических систем.
Значительная часть этой территории - тундра, которая биологически малопродуктивна.
Зато российская лесотундра, тайга, сфагновые (торфяные) болота - это экосистемы, без
которых невозможно представить нормально действующую биосистему всего земного
шара.
Загрязнение
атмосферы
может
быть
естественным
и
искусственным
(или
антропогенным).
Естественное
загрязнение
атмосферы
происходит
при
извержении
вулканов,
выветривании
горных
пород,
пыльных
бурях,
лесных
пожарах,
выносе
в
атмосферу
кристалликов
солей.
Природные
источники
не
вызывают
существенных
загрязнений
атмосферы.
Источниками
искусственного
загрязнения
служат
промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Основным поставщиком загрязнений
служат промышленные предприятия. Они выделяют в атмосферу несгоревшие частицы
топлива, пыль, сажу, золу. В индустриальных районах выпадает свыше 1 т пылевых частиц
на 1 кв.км. в сутки. Мощными поставщиками тончайшей пыли в атмосферу служат
цементные заводы. Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у жителей города.
Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у
сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы - колодцы, куда
практически не проникал солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни
человека.
С
развитием
промышленного
производства
в
городе
и
его
окрестностях
появилось
огромное
количество
отходов,
загрязняющих
окружающую
среду.
Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на
формировании человека, на его здоровье. Самые интересные занятия по дополнительному
образованию кружка «Лыжная подготовка», проходят за пределами городской суеты и
шума транспорта, к которому мы уже привыкли. На занятиях мы часто встречаемся с
равнодушием
и
жестокостью
людей
по
отношению
к
окружающей
нас
природе:
многочисленные пакеты, пластиковые бутылки и другой мусор. Мы в действительности
видим
то,
что
человек
оставляет
после
своего
очередного
выходного
дня.
Видимо
выходного дня для себя, а как – же природа? Возможно, именно такой вопрос задали себе
в душе ребята нашего кружка, и все без возражений согласились убрать территорию от
мусора, где нам предстояло провести 1 час занятий. Позже, мы всей группой пошли в
поход за пределы города, от шума машин и городской суеты, и вот первый привал, родник.
Все мы с радостью заметили, что территория вокруг него достаточно чистая. Половина
пути пройдена, чем дальше путь, тем звонче становится пение птиц и даже самые шумные
и разговорчивые ребята, начинают замечать его и потихоньку замолкают. И вот, наконец,
мы пришли. Осталось спуститься к самому роднику и территории прилегающая к нему
открылась нам во всей красе: те - же бутылки, те- же пакеты, многочисленные кострища.
Кто
–
то
сразу,
кто-то
немного
отдохнув
принимаются
за
уборку
территории.
Как
интересно, 15-20 минут дружной работы всей группы, и территория преобразилась на
глазах: свободный подход к роднику, полуразваленный, но зато чистый стол для обеда. За
дровами тоже не пришлось идти далеко, буквально над водой запруженной когда-то в
маленький водоём нависает сухое дерево, грозившее в скором времени упасть. Пока
переходили по мостику к дереву, несколько ребят прихватили из воды ветки, которые
попадали с деревьев, окружающих маленький пруд. Поход подходил к завершению, все
собрали вещи и сели на обсуждение. При подведении итогов мы, учителя, уделили
большое
внимание
на
тот
пусть
небольшой
по
величине,
но
значимый
вклад
по
сохранению чистоты и порядка на месте нашего пребывания. Хочется верить, что все
ребята нашей группы, сделали свои выводы, и в следующий раз, пребывая в подобных
местах, будут бережнее и внимательнее относится к окружающей нас природе.
Выводы:
1.
В
настоящее
время
нагрузка
на
окружающую
среду
усилилась.
Причины:
увеличение
количества
населения;
урбанизация;
развитие
сельского
хозяйства,
промышленности, транспорта, науки; рост затрат на военные цели.
Следствия: улучшение
условий жизни, увеличение продолжительности жизни, нарушение природных экосистем,
загрязнение химическими, радиоактивными веществами, физические загрязнения (шум,
вибрации, излучение), гибель животных и растений, техногенные катастрофы, изменение
структуры заболеваемости.
2.
С какой стороны ни смотри, но говорить о том, что все серьезные изменения,
произошедшие в природной среде за время существования планеты, - дело рук человека,
было бы верхом самоуверенности. Никто сегодня не будет спорить с тем, что воздействие
человека на природу происходит на фоне естественных изменений, масштабы которых
порой бывают очень значительны.
3.
Единство между человеком и природой достигается в процессе материального
производства.
Труд
объединяет
природу
и
человека.
"Покоряя"
природу,
человек
использует ее предметы и может действовать только по ее природным законам. Люди не
могут обойтись без природы, и в этом они едины с нею. Единство человека с природой
проявляется также и в том, что человек не "чисто" социальное существо, а биосоциальное.
Своим телом он принадлежит природе, и поэтому каждый удар по ней сказывается на
организме человека. Техника, производство – это основные формы "борьбы" и единства
(взаимодействия)
общества
с
природой.
Противоречие
между
ними
снимается
в
производственной
деятельности
людей.
Однако
производство
является
общественным
процессом
присвоения
предметов
природы
в
рамках
определенной
формы
общества.
Поэтому гармоничные отношения с природой невозможны без гармоничных отношений
между людьми.