Напоминание

"Роль туристических занятий в экологическом воспитании школьников"


Автор: Первушина Наталья Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №25 им. 70–летия нефти Татарстана"
Населённый пункт: г. Альметьевск Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль туристических занятий в экологическом воспитании школьников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль туристических занятий в экологическом воспитании школьников

Первушина Н.В., учитель физической культуры

МБОУ «СОШ №25 им.70-летия нефти Татарстана»

Актуальность. Природа это непосредственно среда обитания человека и не только,

очень важно бережно к ней относиться, передать ее следующим поколениям. Такая задача

как охрана природы на сегодняшний день стоит перед целым человечеством. Вопрос

экологии на всей нашей планете очень актуален и очень остро стоит для всех народов.

Угроза

экологической

катастрофы

-

это

не

миф,

это

реальность

нашей

активной

жизнедеятельности. И только от нас зависит, сохраним мы свою планету, и будет ли

экология на ней чистой и пригодной для жизни человека в будущем. Поэтому мы должны

сделать для сохранения нашей родной среды под названием флора и фауна все возможное

и оставить мудрое наставление будущим поколениям, которые будут жить после нас. За

время своего существования и особенно в XX веке человечество ухитрилось уничтожить

около 70 процентов всех естественных экологических (биологических) систем на планете,

которые способны перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности, и продолжает

их

"успешное"

уничтожение.

Объем

допустимого

воздействия

на

биосферу

в

целом

превышен сейчас в несколько раз. Более того, человек выбрасывает в окружающую среду

тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались и которые зачастую не

поддаются или слабо поддаются переработке. Все это приводит к тому, что биологические

микроорганизмы, которые выступают в качестве регулятора окружающей среды, уже не

способны выполнять эту функцию.

Практическая значимость. Изменяя свой мир, человек, желает он того или нет,

существенно

вмешивается

в

жизнь

своих

соседей

по

планете.

По

данным

Международного союза охраны природы, с 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц и 63

вида

млекопитающих.

Кроме

того,

уменьшаются

в

количестве

и

исчезают

редкие

насекомые, что связано как с реакцией на применение различного рода пестицидов, так и с

уничтожением их коренных мест обитания. Загрязнение окружающей среды является

одной

из

самых

старых

проблем,

и

возникла

она

с

появлением

первых

поселений

человека. В течение тысячелетий (до конца XVIII в.) источники загрязнения природной

среды были немногочисленными и незначительными. Они носили местный характер, и их

воздействие

сводилось

к

загрязнению

вод

суши

и

грунтовых

вод

бактериями

и

способными к брожению веществами.

Новизна исследования. Ежегодно в учебных заведениях учителя и преподаватели

проводят классные часы и лекции по охране окружающей среды. Не всегда информация,

полученная

на

таких

мероприятиях,

находит

своё

отражение

в

желаемой

действительности.

В

ходе

нашего

исследования

мы

постарались

донести

один

из

вариантов охраны и преображения окружающей среды, доступной каждому человеку.

Организация и ход исследования. Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег

моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что

лучше

всего

отдыхать

на

лоне

природы.

Санатории,

дома

отдыха

строятся

в

самых

красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может

оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот

природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные

биоценозы, особенно леса, оказывают сильный, оздоровительный эффект. На территории

России имеется 9 млн. кв. км нетронутых, а значит, работающих, экологических систем.

Значительная часть этой территории - тундра, которая биологически малопродуктивна.

Зато российская лесотундра, тайга, сфагновые (торфяные) болота - это экосистемы, без

которых невозможно представить нормально действующую биосистему всего земного

шара.

Загрязнение

атмосферы

может

быть

естественным

и

искусственным

(или

антропогенным).

Естественное

загрязнение

атмосферы

происходит

при

извержении

вулканов,

выветривании

горных

пород,

пыльных

бурях,

лесных

пожарах,

выносе

в

атмосферу

кристалликов

солей.

Природные

источники

не

вызывают

существенных

загрязнений

атмосферы.

Источниками

искусственного

загрязнения

служат

промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Основным поставщиком загрязнений

служат промышленные предприятия. Они выделяют в атмосферу несгоревшие частицы

топлива, пыль, сажу, золу. В индустриальных районах выпадает свыше 1 т пылевых частиц

на 1 кв.км. в сутки. Мощными поставщиками тончайшей пыли в атмосферу служат

цементные заводы. Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у жителей города.

Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у

сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы - колодцы, куда

практически не проникал солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни

человека.

С

развитием

промышленного

производства

в

городе

и

его

окрестностях

появилось

огромное

количество

отходов,

загрязняющих

окружающую

среду.

Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на

формировании человека, на его здоровье. Самые интересные занятия по дополнительному

образованию кружка «Лыжная подготовка», проходят за пределами городской суеты и

шума транспорта, к которому мы уже привыкли. На занятиях мы часто встречаемся с

равнодушием

и

жестокостью

людей

по

отношению

к

окружающей

нас

природе:

многочисленные пакеты, пластиковые бутылки и другой мусор. Мы в действительности

видим

то,

что

человек

оставляет

после

своего

очередного

выходного

дня.

Видимо

выходного дня для себя, а как – же природа? Возможно, именно такой вопрос задали себе

в душе ребята нашего кружка, и все без возражений согласились убрать территорию от

мусора, где нам предстояло провести 1 час занятий. Позже, мы всей группой пошли в

поход за пределы города, от шума машин и городской суеты, и вот первый привал, родник.

Все мы с радостью заметили, что территория вокруг него достаточно чистая. Половина

пути пройдена, чем дальше путь, тем звонче становится пение птиц и даже самые шумные

и разговорчивые ребята, начинают замечать его и потихоньку замолкают. И вот, наконец,

мы пришли. Осталось спуститься к самому роднику и территории прилегающая к нему

открылась нам во всей красе: те - же бутылки, те- же пакеты, многочисленные кострища.

Кто

то

сразу,

кто-то

немного

отдохнув

принимаются

за

уборку

территории.

Как

интересно, 15-20 минут дружной работы всей группы, и территория преобразилась на

глазах: свободный подход к роднику, полуразваленный, но зато чистый стол для обеда. За

дровами тоже не пришлось идти далеко, буквально над водой запруженной когда-то в

маленький водоём нависает сухое дерево, грозившее в скором времени упасть. Пока

переходили по мостику к дереву, несколько ребят прихватили из воды ветки, которые

попадали с деревьев, окружающих маленький пруд. Поход подходил к завершению, все

собрали вещи и сели на обсуждение. При подведении итогов мы, учителя, уделили

большое

внимание

на

тот

пусть

небольшой

по

величине,

но

значимый

вклад

по

сохранению чистоты и порядка на месте нашего пребывания. Хочется верить, что все

ребята нашей группы, сделали свои выводы, и в следующий раз, пребывая в подобных

местах, будут бережнее и внимательнее относится к окружающей нас природе.

Выводы:

1.

В

настоящее

время

нагрузка

на

окружающую

среду

усилилась.

Причины:

увеличение

количества

населения;

урбанизация;

развитие

сельского

хозяйства,

промышленности, транспорта, науки; рост затрат на военные цели.

Следствия: улучшение

условий жизни, увеличение продолжительности жизни, нарушение природных экосистем,

загрязнение химическими, радиоактивными веществами, физические загрязнения (шум,

вибрации, излучение), гибель животных и растений, техногенные катастрофы, изменение

структуры заболеваемости.

2.

С какой стороны ни смотри, но говорить о том, что все серьезные изменения,

произошедшие в природной среде за время существования планеты, - дело рук человека,

было бы верхом самоуверенности. Никто сегодня не будет спорить с тем, что воздействие

человека на природу происходит на фоне естественных изменений, масштабы которых

порой бывают очень значительны.

3.

Единство между человеком и природой достигается в процессе материального

производства.

Труд

объединяет

природу

и

человека.

"Покоряя"

природу,

человек

использует ее предметы и может действовать только по ее природным законам. Люди не

могут обойтись без природы, и в этом они едины с нею. Единство человека с природой

проявляется также и в том, что человек не "чисто" социальное существо, а биосоциальное.

Своим телом он принадлежит природе, и поэтому каждый удар по ней сказывается на

организме человека. Техника, производство – это основные формы "борьбы" и единства

(взаимодействия)

общества

с

природой.

Противоречие

между

ними

снимается

в

производственной

деятельности

людей.

Однако

производство

является

общественным

процессом

присвоения

предметов

природы

в

рамках

определенной

формы

общества.

Поэтому гармоничные отношения с природой невозможны без гармоничных отношений

между людьми.



В раздел образования