Автор: Киселева Алена Александровна
Должность: зав. методическим кабинетом, методист
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДТ "НА реке Сестре"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль профориентационной работы в социализации молодежи"
Раздел: дополнительное образование
Профориентация как средство социализации молодежи.
Киселева А. А., зав. метод отделом,
методист
Перед любым учебным заведением стоит сегодня одна из важнейших
проблем: как сделать так чтобы выпускник был востребован на современном
рынке труда, мог не только получить работу по специальности, но и не боятся
конкуренции.
Поиск
оптимальных
форм
взаимодействия
работодателя
и
системы профессионального образования в течение последних лет находится
под пристальным вниманием всех заинтересованных лиц. В настоящее время
профессиональное образование, в связи с переходом на стандарты третьего
поколения стало больше соответствовать запросам работодателей, а выпускник,
соответственно, отвечать запросам рынка труда.
Взаимодействие
с
работодателями
начинается
уже
на
момент
согласования контрольных цифр приема, которые находят подтверждение в
заявках работодателей на подготовку специалистов конкретного направления
подготовки.
Конкурсный
отбор
учебных
учреждений
на
право
подготовки
специалистов среднего звена усиливает значимость общих и профессиональных
компетенций, которым должен отвечать современный выпускник. Весь путь
подготовки
специалиста
в
нашем
колледже
проходит
под
согласованным
контролем
работодателя:
согласование
учебных планов,
программ
учебных
дисциплин и практического обучения, требований к результатам обучения и
формированию общих и профессиональных компетенций, совершенствование
кадрового
обеспечения
образовательного
процесса.
По
согласованию
с
администрацией
колледжа
работодатели
привлекаются
в
качестве
руководителей
практики,
председателей
выпускных
квалификационных
экзаменов, в качестве экспертов дипломных проектов и дипломных работ. Все
это способствует обеспечению согласованного контроля качества подготовки
специалистов. Особую роль в обеспечении трудоустройством выпускников с
недавнего
времени
стали
играть
службы
или
центры
содействия
трудоустройству выпускников.
Центр
содействия
трудоустройству
выпускников
Колледжа
туризма
существует
уже
около
пяти
лет.
Действие
этого
центра
организуется
в
соответствии
с
Положением
о
службе
по
содействию
трудоустройству
выпускников
и
является
одной
из
значимых
в
направлении
работы
всего
колледжа. За время работы данной службы применялись различные формы
работы. Остановлюсь более подробно на самых приоритетных направлениях
работы:
-консультационная работа по обеспечению студентов информацией по
вопросам профориентации, самопрезентации, профессиональной ориентации
выпускника на современном рынке труда;
-сотрудничество
с
работодателями,
предприятиями
по
вопросам
получения профессионально-значимых компетенций, вопросам прохождения
практики и дальнейшего трудоустройства;
-взаимодействие
с
центрами
занятости
города
по
вопросам
поиска
вакансий, трудоустройства;
-мониторинг
данных
полученных
от
выпускников
с
целью
изучения
значимости полученной специальности и востребованности на рынке труда.
Консультационная
работа
со
студентами
по
вопросам
самопрезентации, профориентации и информирования о состоянии рынка
труда.
Консультационной работе со студентами по вопросам самопрезентации,
профориентации
и
информирования
о
состояния
рынке
труда
в
колледже
уделяется большое внимание, а именно 527 студентов колледжа в 2012 учебном
году
участвовали
в
мероприятиях
центра
содействия
трудоустройства
выпускников и получили консультационные услуги:
-
в
курсе
обучения:
включением
факультативов
и
дисциплин
регионального компонента, которые несут в себе информацию об основах
поиска работы, принципе трудоустройства, а также уроки-экскурсии в центры
занятости населения нашего
города,
которые
позволяют
студентам
быстро
ориентироваться на рынке труда и оценить свои возможности в дальнейшем
трудоустройстве.
-
проведением
ярмарок
вакансий
и
дней
профориентации,
выставок
профессии и т.д. которые позволяют студентам оценить свои возможности и
попробовать
себя
в
качестве
молодого
специалиста
своего
направления
подготовки
и
представить
свою
профессию
или
специальность
перед
студентами
других
профессий,
специальностей,
абитуриентами
и
просто
гостями.
- средства массовой информации (сайт колледжа, реклама в печатных
изданиях), информационные стенды колледжа которые позволяют будущим
выпускникам ориентироваться и иметь представление о современном рынке
труда в нашем городе.
Сотрудничество с работодателями, предприятиями по вопросам
получения профессионально-значимых компетенций, вопросам
прохождения практики, временной занятости и дальнейшего
трудоустройства.
Оказание
помощи
учебным
подразделениям
в
привлечении
работодателей
к
участию
в
руководстве
за
выполнением
выпускных
квалификационных работ
В 2011/2012 учебном году выпуск составил: 786 человек. Из них: 100
студентов,
обучающихся
по
специальностям:
«Гостиничный
Сервис»,
«Туризм»,
86
студентов
обучающихся
по
специальностям
«Организация
обслуживания
в
общественном
питании»,
163
студента
по
специальности:
«Технология
продукции
общественного
питания»,
писали
свои
выпускные
квалификационные работы под руководством работодателей.
Тематика
ВКР
направлена
на
выявление
навыков
и
умений,
профессиональных
значимых
качеств
молодых
специалистов
и
учитывает
современное
состояние
отрасли.
Общее
количество
ВКР,
имеющих
консультаций и рецензии от представителей отрасли составляет более 50%.
Консультанты от предприятий помогали студентам в подборе материалов
по предложенным темам, оказывали консультационные услуги по отдельным
разделам работ, а так же создавали условия для проведения необходимых
исследования
на
своих
предприятиях,
знакомились
с
выводами
по
совершенствованию деятельности предприятий и обсуждали их со студентами-
выпускниками, участвовали в заседаниях ГАК. Средний балл защиты ВКР
составил 4,1 балла. Каждая 5-ая работа имела практическую направленность,
выполнена по заказу предприятия или рекомендована к использованию.
Особое внимание в работе центра уделено также организации временной
занятости студентов. Отсутствие опыта работы по-прежнему остается самой
большой
проблемой
для
выпускников
в
процессе
трудоустройства.
Выпускники,
столкнувшись
с
трудностями
в
процессе
поиска
работы,
отмечают, что отсутствие опыта является проблемой при поиске работы. В
нашем учебном заведении студенты, изъявляющие в свободное время работать,
получают эту возможность в рамках:
стажировок на предприятиях питания, гостиницах, отелях, турфирмах и
т.д.
продления договоров о сотрудничестве в период летних, зимних каникул,
с теми предприятиями города, на которых студенты прошли производственную
практику или стажировку.
Всего студентов, изъявивших желание работать в свободное время – 491
человек.
Одной из функций Центра по содействию трудоустройству выпускников
Колледжа
туризма
и
гостиничного
сервиса
Санкт-Петербурга
является
проведение организационных мероприятий (ярмарок вакансий, дней карьеры,
презентаций компаний и организаций работодателей).
За 2012-2013 учебный год были проведены следующие мероприятия:
приглашение для участия в торжественной линейке «День Знаний»
работодателей,
посещение
в
это
день
предприятий-баз
практики
отелей,
гостиниц, ресторанов Санкт-Петербурга;
участие
представителей
от
работодателей
на
конкурсах
профессионального мастерства, проводимых в колледже.
проведение
мастер
–
классов
для
студентов
с
представителями
предприятий шеф-поварами, шеф - кондитерами ведущих ресторанов;
тематические
встречи
с
представителями
предприятий-партнеров,
встречи с социальными партнерами.
организация экскурсий на базовые предприятия практики, встреча с
представителями администрации отелей, ресторанов, турфирм, гипермаркетов.
Взаимодействие с центрами занятости города по вопросам поиска
вакансий, трудоустройства.
Колледж
сотрудничает
с
Центрами
занятости
населения
по
районам
города.
Введение
в
образовательный
компонент
цикла
семинаров
(факультативов) по технологии трудоустройства, по умению анализировать
современный рынок труда в рамках дисциплины регионального компонента
«Основы
поиска
работы
и
трудоустройства»
позволяет
студентам
более
свободно ориентироваться на современном рынке труда. В рамках данной
дисциплины, студенты активно посещают центры занятости, что способствует
формированию адаптивного способа совладения в ситуации поиска работы
Ежегодно
в
июле
и
октябре
центром
по
содействию
трудоустройству
выпускников проводится опрос всех центров занятости населения по районам
города, с целью получения информации об обратившихся за помощью в поиске
вакансии или переподготовки граждан из числа выпускников нашего колледжа.
Полученная информация позволяет провести мониторинг обращений по поиску
вакансий,
а
также
провести
мониторинг
невостребованных
профессий
и
специальностей,
чтобы
впоследствии
учесть
это
при
формировании
контрольных цифр приема.
Мониторинг данных полученных от студентов и выпускников с
целью изучения значимости полученной специальности и
востребованности на рынке труда.
С 2009 года в колледже проводится анкетирование с целью подготовки
сведений
для
прогноза
трудоустройства
выпускников
и
выявления
эффективных
форм
работы
по
содействию
трудоустройству.
В
ходе
исследования было отмечено, что увеличилось количество молодых людей,
которые совмещают обучение и работу. Так на вопрос работаете ли Вы во
время
учёбы
в
колледже
анализ
анкет
показывает,
что
более
половины
студентов (54%) во время обучения работают, в том числе на временной работе
(летом,
в
период
каникул)
и
не
требующей
квалификации:
наибольшее
количество
работавших
студентов
по
специальности,
профессии
–
на
отделениях «Ресторанного сервиса», «Коммерции и строительства», «Туризма».
На вопрос: «Уверены ли Вы в успешном трудоустройстве после окончания
колледжа» 68% опрошенных уверены в успешном трудоустройстве, 22% не
уверены и 10% не совсем уверены.
72% опрошенных планирует работать по специальности, причем 54%
опрошенных
уже
может
указать
конкретное
место
работы.
36
%
из
определившихся видят в этом заслугу колледжа. 20% опрошенных планирует
продолжить обучение (в том числе в нашем колледже) и лишь 8% опрошенных
не
определилось с
местом работы,
это,
как правило, юноши,
подлежащие
призыву
в
ряды
Вооруженных
Сил,
и
молодые
женщины,
находящиеся
в
декретном отпуске.
Наблюдается
большой
процент
выпускников,
которые
на
момент
анкетирования
сменили
одно-два
места
работы.
Это
в
очередной
раз
доказывает,
что
выпускники
со
временем
стали
более
уверены
в
своих
профессиональных компетенциях, что позволяет им искать более подходящее
место работы.
При изучении наиболее эффективной формы содействия трудоустройству
было выделено несколько вариантов ответов:
Практика
по
профилю
специальности и
преддипломная
практика
и
заинтересованность работодателя ещё в момент учебы -45%. Следующие в
рейтинге
следуют
ярмарки
вакансий,
ярмарки-встречи
с
работодателями,
помощь колледжа- 32%; самостоятельный поиск, связи знакомых13%; 10%
опрошенных - затрудняются с ответом. С момента создания службы содействия
трудоустройству
выпускников
показатель
востребованности
наших
выпускников
на
рынке
труда
значительно
вырос,
вот
основные
моменты,
которые позволили нам добиться хороших результатов:
- наличие договоров на подготовку кадров между учебным заведением и
работодателем, качественные стажировки во время обучения;
-спрос на вакансии в определенных профессиях (официант, повар)
-помощь в трудоустройстве выпускнику со стороны колледжа;
-использование компетентностного подхода в обучении;
-желание
выпускника
повышать
квалификацию
по
избранной
специальности.
Именно по результатам мониторинга деятельности центров содействия
трудоустройству выпускников наше учебное учреждение заняло 11 место по
России
и
первое
по
Санкт-Петербургу
среди
учреждений
СПО.
Можно
дополнить, что эффективное решение проблем трудоустройства выпускников
профессиональных
учебных
заведений
возможно
в
рамках
социального
партнерства, развития системы содействия трудоустройству выпускников и
подготовке специалистов, отвечающим требованиям современной ситуации на
рынке труда.