Авторы: Ларионова Ольга Александровна, Ларионов Дмитрий Юрьевич
Должность: руководитель естественнонаучного музея природы школы № 48, педагог–организатор МАУДО «ДПШ»
Учебное заведение: МО "СОШ № 48" Копейского городского округа, МАУДО «ДПШ»
Населённый пункт: г. Копейск. г Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка занятия внеурочной деятельности
Тема: "Водные экосистемы"
Раздел: дополнительное образование
Тип занятия:
Практическое занятие
Методы обучения:
Методы мотивации и эмоционального стимулирования:
метод поощрения, обращение к жизненному опыту детей, психологическая
поддержка, установка на успех;
Методы организации практической деятельности: поручение,
требование-одобрение;
Методы контроля и коррекции: наблюдение, анализ
педагога, самоконтроль, подведение итогов.
Формы организации учебно-
познавательной деятельности:
лабораторная работа, виртуальная экскурсия, игра «Обитатели
сообществ», творческое задание «Макет болота»
Методические приемы:
Демонстрация алгоритма действий творческого задания
Понятийный аппарат
Макрофиты - плавающие растения, не имеющие корней;
прикрепленные водные растения; прикрепленные полуводные растения.
Микрофиты – зеленые водоросли (одноклеточные и
многоклеточные), сине- зеленые водоросли
Материалы и оборудование:
мультимедийный проектор, аудиоколонки, компьютер, экран,
презентация
Инструменты и материалы, необходимые для практической работы
и игры
Для работы потребуется:
Магнитная доска
Клей «Титан»
Картон цветной
Мох, лишайник, рогоз, злаковые растения
Используемая литература:
1.
Захаров В.Б. «Биология», 6 кл., М.: Просвещение, 2002. – 167
с.
2.
Локшин Г.И. «Биология» Курс для увлеченных школьников,
М.: лист, 1998. – 147 с.
3.
Основы общей экологии. Пособие для учащихся 6-х классов.
Курган, «Парус-«, 2000, - 32 с.
Ход занятия:
1. Организационная
часть
Приветствие учащихся
Педагог:
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас вновь!
На первых занятиях вы уже познакомились с некоторыми
физическими свойствами воды. Сегодня мы продолжаем
изучать этот объект исследования – воду.
Как известно,
вода – один из источников жизни на нашей планете. И
изучать её будем не изолировано от других составляющих
элементов экосистемы.
Приветствие учащихся
2. Формулировка темы
и определение
учебных задач.
Тема занятия «Водные экосистемы»
Мы сегодня совершим виртуальную экскурсию по
водной экосистеме, далее - изучим обитателей водного
сообщества
и
выполним
творческое
задание
–
сделаем
модель болотной экосистемы.
Итак, объект исследования – водные экосистемы.
Тема занятия «Водные
экосистемы»
Внимание на экран.
Текст виртуальной экскурсии
«Водные экосистемы.
Водные экосистемы – это особый мир жизни со
своими законами. Водоемы Челябинской области очень
различны – это реки (большие и малые), озера соленые и с
малой
минерализацией,
водохранилища,
пересыхающие
водоемы
и
лужи.
Но
общая
схема
работы
экосистемы
сохраняется и в этом случае.
Среди продуцентов выделяют две большие группы
макрофиты и микрофиты
Макрофиты – плавающие растения, не имеющие
корней – это ряски, водный папоротник, водяной орех.
Прикрепленные
водные
растения:
кубышка
желтая,
кувшинка белая. Прикрепленные полуводные растения –
камыш озерный, рогоз, тростник, хвощ топяной.
Наземные
влаголюбы
–
осоки,
калужница
болотная,
вех
ядовитый,
сабельник
болотный,
вахта
трехлистная.
Микрофиты – зеленые водоросли (одноклеточные
и многоклеточные), сине- зеленые водоросли
Среди
консументов
в
водных
экосистемах:
-
планктон, и - бентос – разнообразные донные жители.
Водные
экосистемы
очень
сложны. Болотные
экосистемы на Южном Урале составляют не более 3% от
всей
территории.
Главное
назначение
болот
–
благотворное влияние на водность рек. В период избытка
влаги – осеннее ненастье и весеннее таяние снега, болота,
как губка, впитывают воду, а в сухое время года постепенно
отдают ее ручьям. Которые, сбегая в реки, поддерживают
их водность.
Болота
разнообразны,
их
делят
на
3
группы:
низинные, переходные и верховые.
Растительность
распределяется
следующим
образом:
- у самого берега, где почва сильно увлажнена,
растут влаголюбивые растения: осока, лютик.
-
в
водоеме
на
небольшой
глубине:
камыш,
тростник. Их корни, нижняя часть листа, погружена в воду,
а верхняя часть поднята над водой и образует заросли,
среди которых находят убежища и пищу рыбы, стрекозы,
черви и другие животные.
Дальше от берега на значительной глубине растут
кувшинка белая, кубышка желтая.
П и щ е в а я
ц е п ь : Улавливание
солнечной
энергии____водоросли___карась,
сазан,
лещ___
окунь__
щука
____микроорганизмы. Щука
выполняет
роль
санитара:
она
–
хищник
и
поедает
в
первую
очередь
больных и слабых рыб, оздоравливая население водоема,
Рак обитает на дне водоема только с чистой водой
и является своеобразным индикатором ее загрязнения.
Роль растений в водоеме: обогащение водоемов
кислородом
и
органическими
веществами.
Это
создает
условия для жизни животным: насекомым, червям, рыбам,
лягушкам, ракам, улиткам.
Пресноводные водоемы используют:
- для бытовых целей, для орошения полей, для
разведения рыбы, для отдыха и лечения людей, для
перевозки грузов на речных судах, для выработки
электроэнергии».
3. Вопросы педагога
Педагог:
-Ребята,
совершив
виртуальную
экскурсию
по
водным экосистемам, назовите водные растения?
-Для
каких
целей
используют
пресноводные
водоемы?
Рефлексия
на
основе
услышанного материала
в
п р о ц е с с е
познавательной
виртуальной
экспедиции.
Рефлексия: вопрос-ответ
4. Игра «Обитатели
водного сообщества»
-Ребята,
молодцы!
Вы
очень
внимательно
смотрели виртуальную экскурсию. Предлагаю вам
проверить
свое
внимание
и
оперативность
мышления. Поиграем в игру «Обитатели водных
сообществ». Правила игры простые. На экране вы
увидите представителей водного мира: животных,
насекомых,
птиц,
рыб.
Ваша
задача
запомнить
полное название, поочередно брать из сундучка
обитателей
разных
сообществ
и
наклеить
на
магнитную доску в левый столбик только водных и
околоводных обитателей, а в правый – обитателей
степей и лесов. Например, если вам встречается
животное
лесного
(лесная
соня)
или
степного
сообщества (серая куропатка), вы их наклеиваете в
правой стороне доски. Итак, разделимся на две
команды.
Работаем
быстро,
задание
н а
внимательность и на скорость. Внимание на экран,
смотрим, слушаем и запоминаем.
Рефлексия:
задача - решение
5. Закрепление нового
м а т е р и а л а
п р и
выполнении
творческой
р аботы
«Макет болота»
-
Ребята,
вы
правильно
определили
обитателей
водных, степных и лесных сообществ. Предлагаю перейти к
творческому заданию.
Смоделируем болотную систему.
Роль болот была озвучены в виртуально экскурсии. Также
вы
знаете
растительность
болот.
Посмотрите,
какие
материалы
нам
понадобятся.
Это
кусочки
фанеры
(подставка,
основа
макета
болота),
осока,
рогоз,
ветки
деревьев,
злаковые
растения,
мох,
лишайник,
ракушки,
галька,
цветной
картон.
Из
цветного
картона
вырежьте
форму
болота.
Береговую
линию
оформите
мхом
и
лишайником.
Помните,
что у
самого
берега,
где
почва
сильно увлажнена, растут влаголюбивые растения: осока,
лютик.
На
небольшой
глубине:
камыш,
тростник.
Это
творческое
задание,
поэтому
впо
форме
и
степени
зарастания
болота
у
вас
будут
различаться.
Используем
свое воображение. Приступаем к работе.
Композиционное
решение,
макетирование.
5. Заключение.
Подведение итогов
занятия.
Педагог: Ребята, мы с вами сегодня узнали много
нового на виртуальной экскурсии по водной экосистеме.
Играя
в
игру
«Обитатели
сообществ»,
вы
правильно
определили
всех
представителей,
самостоятельно
разработали
макеты
болотных
систем.
Данные
композиции представим на выставке, на промежуточной
аттестации.
Молодцы,
ребята,
благодарю
за
активное
участие
на
каждом
этапе
занятие.
Поблагодарите
другу
друга аплодисментами.
П е д а г о г
б л а г од а р и т
о б у ч а ю щ и х с я
з а
плодотворный труд