Напоминание

ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ОСТРЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА


Автор: Шулятикова Анжела Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно–спортивной направленности «Старт»
Населённый пункт: город Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ОСТРЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДЕТИ,

ОСТАВШИЕСЯ

БЕЗ

ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ

КАК

ОДНА

ИЗ

НАИБОЛЕЕ

ОСТРЫХ

ПРОБЛЕМ

ОБЩЕСТВА

Одним

из

главных

направлений

образования

всегда

было

и

будет

выполнение

социального

заказа

общества

на

высокообразованную,

всесторонне

развитую

личность,

проявляющую

социальную

активность,

целеустремленность,

самостоятельность,

готовую

принимать

решение

в

ситуации выбора и брать на себя ответственность за его реализацию.

Такая

личность может быть правильно воспитана только в семье.

М.

Самойлова,

рассматривая

сегодняшний

вариант

деинституционализации детей-сирот,

считает,

что

он предполагает вывод

большинства воспитанников из учреждений,

замещающие семьи,

а также

улучшение социальной ситуации развития в условиях учреждения для тех

детей,

которые по каким- либо причинам не смогут воспитываться в семье.

Это

требует

разработки

и

внедрения

новых

технологий

психологической

помощи детям, остающимся в институциональной системе воспитания.

В последние два года в особенности комплектования детских домов и

школ-

интернатов стало позднее выявление детей в асоциальной среде и

направление их в образовательные учреждения на полное государственное

обеспечение без соответствующего их возрасту уровня образования. Эти дети

отличаются педагогической запущенностью,

имеют длительный перерыв в

учебе, а также имеют проблемы задержки в психическом развитии. Зачастую

они пополняют категорию «бегунков» [1].

Как мы полагаем,

большинство семей не готовы принять к себе таких

«проблемных» детей.

Их отказ связан со страхом,

что приемный ребенок

может

разрушить

быт

и

традиции

членов

семьи,

что

из-за

него

могут

возникнуть конфликты в семье и школе, что он будет плохо влиять на родных

детей. При этом семьи, конечно, не знают, где и от кого они смогут получить

квалифицированную

профессиональную

помощь,

не

веря

в

то,

что

государственные

органы

будут

оказывать

им

необходимую

помощь

и

поддержку.

Еще одной немаловажной причиной отказа является высокая стоимость

содержания,

обучения и воспитания ребенка в России,

когда относительно

высокий уровень дохода не покрывает необходимых затрат.

Каждая семья,

отказавшаяся от приема ребенка-сироты,

считает,

что ей не хватает средств

на

содержание

собственных

детей.

Поэтому,

несмотря

на

достаточный

уровень

дохода,

содержание

еще

и

приемного

ребенка

для

части

семей

становится невыполнимой задачей.

Большое внимание изучению социальных проблем приемной семьи и

детей-сирот отводит исследователь Е. Байер. В ходе своего исследования она

выявила несформированность в России информационного поля в области

семейного

жизнеустройства.

Опрос

населения

подвел

ее

к

мысли,

что

абсолютное большинство населения не имеет достаточной информации о

том,

как можно принять детей в семью.

Особой проблемой являются не

информированность

населения

по

поводу

относительно

новых

форм

устройства

детей,

таких

как

патронатное

воспитание

и

семейная

воспитательная группа [2].

По мнению Е.

Байер,

деинституолизация предполагает существенное

сокращение численности детей,

находящихся в учреждениях интернатного

типа,

развития семейных форм устройства детей-сирот и детей,

оставшихся

без попечения родителей; перепрофилирование детских домов, в частности, в

службы

сопровождения,

и

создание

условий

проживания,

воспитания

и

образования, приближенных к семейным.

Далее,

автор

утверждает,

что

защита

прав

детей-сирот

на

уровне

социальных учреждений,

органов власти,

законодательства осуществляется

далеко не в полной мере.

Кризис семьи усугубляет эту проблему.

Об этом

сообщается в докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2007 год,

опубликованном 14 марта [2].

«В

сегодняшней

России

наблюдается

кризис

института

семьи,

-

констатируется

в

докладе,

- ослаб

ее

воспитательный

потенциал,

разрушаются нравственные устои, увеличивается число детей, пострадавших

от

жестокости

родителей,

психологического,

физического

и

сексуального

насилия.

Огромное количество детей,

живущих в неблагополучных семьях,

пополняют ряды безнадзорных и беспризорных,

употребляют алкоголь и

наркотики.

Нарушенная система семейных отношений порождает и другую

группу

проблем:

уход

детей

из

дома,

формирование

асоциальных

объединений,

агрессивное и жестокое поведение несовершеннолетних,

что

создает предпосылки для роста детской преступности и проституции,

для

участия детей в деятельности экстремистских и сомнительных культовых

организаций разного толка» [3].

В

настоящее

время

инструменты

регулирования

государством

положения в неблагополучных семьях ограничены.

Единственный способ

правового

воздействия

- изъятие

ребенка

из

семьи.

Но

это

увеличивает

количество детей,

оставшихся без попечения родителей. «Судьба детей без

семьи

трагична,

а

их

права,

в

том

числе

и

те,

которые

они

могли

бы

реализовать,

став

взрослыми,

нарушены

или

находятся

под

угрозой»,

-

говорится в докладе [3].

Напомним,

что

в

2 0 0 7 году

Министерством

образования

и

науки

Российской

Федерации

принят

ряд

существенных

мер

для

облегчения

устройства детей, лишенных родительского попечения, в семьи. В том числе,

идет реформирование нормативного сопровождения семейного обустройства

детей-сирот,

значительно

увеличены

федеральные

расходы

на

выплаты

единовременных

пособий

при

всех

формах

семейного

устройства

детей-

сирот, а также на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на

оплату

труда

приемному

родителю.

Число

детей

в

приемных

семьях

увеличилось в целом по стране больше чем в два раза,

сообщил Андрей

Фурсенко на коллегии министерства, посвященной итогам года. Численность

детей, переданных на семейные формы устройства, в 2007 году составила 120

тысяч [1].

Однако в докладе Уполномоченного отмечается,

что в прошлом году

системных мер для того,

чтобы затормозить приток детей в интернатные

учреждения, предпринято не было. Это могло бы положительно сказаться на

сокращении их общей численности в перспективе.

Ежегодно в интернаты

поступает

не

менее

1 0 0 тысяч

детей,

многие

из

которых

оказались

«социальными

сиротами» при

живых

родителях.

В

конце

2007 года,

по

сведениям докладчика,

в них проживало около

200 тысяч детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей [3].

Среди

других

проблем

в

докладе

называется

отсутствие

закона

о

семейном

детском

доме

и

о

приемной

семье,

не

принятых

на

момент

подписания доклада.

Видимо поэтому,

в настоящее время в России всего

лишь 368 семейных детских домов. Законопроект об опеке и попечительстве

в конце отчетного года был принят Госдумой в первом чтении.

Однако,

по

замечанию

Уполномоченного,

рекомендации

Правительства

РФ

и

мнения

представителей неправительственных организаций,

занимающихся защитой

прав ребенка,

не были учтены.

Вне законопроекта остались такие понятия,

как социальный патронат неблагополучных семей и патронатное воспитание

детей-сирот [3].

Мы

убеждены,

что

социальная

защита

детей-сирот

- это

одна

из

наиболее актуальных и острых проблем современного общества.

Помогут

решить проблему сиротства

-

усиление гражданской позиции по отношению к детям,

лишенных

родительской опеки в обществе,

-

развитие

института

социальной

работы,

создание

эффективной

системы

помощи

семьи,

подготовка

грамотных

специалистов

для

соответствующих служб,

- обеспечение условий для интеграции детей с особенностями развития в

общество,

создание

службы

по

интеграции

в

общество

выпускников

интернатов,

-

создание

эффективного

института

профессиональной

замещающей

семьи.

Особо следует отметить дефицит специалистов в областях социальной

работы,

семейной

психологии

и

психотерапии,

которые

практически

не

развивались в нашей стране до перестройки.

Решение этих проблем требует

участия

всех

уровней

государственной

администрации,

общественных

организаций, а также различных профессионалов и граждан России [4].

Сегодня,

на

наш

взгляд,

важно

реализовать

идеи

А.С.

Макаренко:

создавать при детских домах и школах-интернатах свои малые мастерские с

обязательной

реализацией

собственной

продукции.

Мы

думаем,

что

необходимо

учитывать

и

экономические

вопросы

содержания

детей

в

государственных

учреждениях.

Государство

тратит

огромные

средства

на

содержание ребенка в детском доме или школе-интернате.

Список литературы

1.

Самойлова М. Чужих детей не бывает // Социальная педагогика в

России. - 2008. - №3. - С. 54-56.

2.

Байер

Е.

Приемная

семья

для

детей-сирот

/ / Социальная

педагогика. - 2009.- №1. - С. 123-127.

3.

Байер Е. Дети-сироты: путь к здоровью // Социальная педагогика.

- 2009. - №2. - С.78-84.

4.

Мельников В.П.

Холостова Е.И.

История социальной работы в

России:

учебное пособие. - 3-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация

«Дашков и К», 2006. - С. 334.

5.

Мироненко В.

В.

Петровский А.В.

Хрестоматия по психологии:

учебное пособие. - М.: Издательство «Просвещение», 1977. - С. 476-480.



В раздел образования