Автор: Шулятикова Анжела Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно–спортивной направленности «Старт»
Населённый пункт: город Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ОСТРЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА
Раздел: дополнительное образование
ДЕТИ,
ОСТАВШИЕСЯ
БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ
КАК
ОДНА
ИЗ
НАИБОЛЕЕ
ОСТРЫХ
ПРОБЛЕМ
ОБЩЕСТВА
Одним
из
главных
направлений
образования
всегда
было
и
будет
выполнение
социального
заказа
общества
на
высокообразованную,
всесторонне
развитую
личность,
проявляющую
социальную
активность,
целеустремленность,
самостоятельность,
готовую
принимать
решение
в
ситуации выбора и брать на себя ответственность за его реализацию.
Такая
личность может быть правильно воспитана только в семье.
М.
Самойлова,
рассматривая
сегодняшний
вариант
деинституционализации детей-сирот,
считает,
что
он предполагает вывод
большинства воспитанников из учреждений,
замещающие семьи,
а также
улучшение социальной ситуации развития в условиях учреждения для тех
детей,
которые по каким- либо причинам не смогут воспитываться в семье.
Это
требует
разработки
и
внедрения
новых
технологий
психологической
помощи детям, остающимся в институциональной системе воспитания.
В последние два года в особенности комплектования детских домов и
школ-
интернатов стало позднее выявление детей в асоциальной среде и
направление их в образовательные учреждения на полное государственное
обеспечение без соответствующего их возрасту уровня образования. Эти дети
отличаются педагогической запущенностью,
имеют длительный перерыв в
учебе, а также имеют проблемы задержки в психическом развитии. Зачастую
они пополняют категорию «бегунков» [1].
Как мы полагаем,
большинство семей не готовы принять к себе таких
«проблемных» детей.
Их отказ связан со страхом,
что приемный ребенок
может
разрушить
быт
и
традиции
членов
семьи,
что
из-за
него
могут
возникнуть конфликты в семье и школе, что он будет плохо влиять на родных
детей. При этом семьи, конечно, не знают, где и от кого они смогут получить
квалифицированную
профессиональную
помощь,
не
веря
в
то,
что
государственные
органы
будут
оказывать
им
необходимую
помощь
и
поддержку.
Еще одной немаловажной причиной отказа является высокая стоимость
содержания,
обучения и воспитания ребенка в России,
когда относительно
высокий уровень дохода не покрывает необходимых затрат.
Каждая семья,
отказавшаяся от приема ребенка-сироты,
считает,
что ей не хватает средств
на
содержание
собственных
детей.
Поэтому,
несмотря
на
достаточный
уровень
дохода,
содержание
еще
и
приемного
ребенка
для
части
семей
становится невыполнимой задачей.
Большое внимание изучению социальных проблем приемной семьи и
детей-сирот отводит исследователь Е. Байер. В ходе своего исследования она
выявила несформированность в России информационного поля в области
семейного
жизнеустройства.
Опрос
населения
подвел
ее
к
мысли,
что
абсолютное большинство населения не имеет достаточной информации о
том,
как можно принять детей в семью.
Особой проблемой являются не
информированность
населения
по
поводу
относительно
новых
форм
устройства
детей,
таких
как
патронатное
воспитание
и
семейная
воспитательная группа [2].
По мнению Е.
Байер,
деинституолизация предполагает существенное
сокращение численности детей,
находящихся в учреждениях интернатного
типа,
развития семейных форм устройства детей-сирот и детей,
оставшихся
без попечения родителей; перепрофилирование детских домов, в частности, в
службы
сопровождения,
и
создание
условий
проживания,
воспитания
и
образования, приближенных к семейным.
Далее,
автор
утверждает,
что
защита
прав
детей-сирот
на
уровне
социальных учреждений,
органов власти,
законодательства осуществляется
далеко не в полной мере.
Кризис семьи усугубляет эту проблему.
Об этом
сообщается в докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2007 год,
опубликованном 14 марта [2].
«В
сегодняшней
России
наблюдается
кризис
института
семьи,
-
констатируется
в
докладе,
- ослаб
ее
воспитательный
потенциал,
разрушаются нравственные устои, увеличивается число детей, пострадавших
от
жестокости
родителей,
психологического,
физического
и
сексуального
насилия.
Огромное количество детей,
живущих в неблагополучных семьях,
пополняют ряды безнадзорных и беспризорных,
употребляют алкоголь и
наркотики.
Нарушенная система семейных отношений порождает и другую
группу
проблем:
уход
детей
из
дома,
формирование
асоциальных
объединений,
агрессивное и жестокое поведение несовершеннолетних,
что
создает предпосылки для роста детской преступности и проституции,
для
участия детей в деятельности экстремистских и сомнительных культовых
организаций разного толка» [3].
В
настоящее
время
инструменты
регулирования
государством
положения в неблагополучных семьях ограничены.
Единственный способ
правового
воздействия
- изъятие
ребенка
из
семьи.
Но
это
увеличивает
количество детей,
оставшихся без попечения родителей. «Судьба детей без
семьи
трагична,
а
их
права,
в
том
числе
и
те,
которые
они
могли
бы
реализовать,
став
взрослыми,
нарушены
или
находятся
под
угрозой»,
-
говорится в докладе [3].
Напомним,
что
в
2 0 0 7 году
Министерством
образования
и
науки
Российской
Федерации
принят
ряд
существенных
мер
для
облегчения
устройства детей, лишенных родительского попечения, в семьи. В том числе,
идет реформирование нормативного сопровождения семейного обустройства
детей-сирот,
значительно
увеличены
федеральные
расходы
на
выплаты
единовременных
пособий
при
всех
формах
семейного
устройства
детей-
сирот, а также на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на
оплату
труда
приемному
родителю.
Число
детей
в
приемных
семьях
увеличилось в целом по стране больше чем в два раза,
сообщил Андрей
Фурсенко на коллегии министерства, посвященной итогам года. Численность
детей, переданных на семейные формы устройства, в 2007 году составила 120
тысяч [1].
Однако в докладе Уполномоченного отмечается,
что в прошлом году
системных мер для того,
чтобы затормозить приток детей в интернатные
учреждения, предпринято не было. Это могло бы положительно сказаться на
сокращении их общей численности в перспективе.
Ежегодно в интернаты
поступает
не
менее
1 0 0 тысяч
детей,
многие
из
которых
оказались
«социальными
сиротами» при
живых
родителях.
В
конце
2007 года,
по
сведениям докладчика,
в них проживало около
200 тысяч детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей [3].
Среди
других
проблем
в
докладе
называется
отсутствие
закона
о
семейном
детском
доме
и
о
приемной
семье,
не
принятых
на
момент
подписания доклада.
Видимо поэтому,
в настоящее время в России всего
лишь 368 семейных детских домов. Законопроект об опеке и попечительстве
в конце отчетного года был принят Госдумой в первом чтении.
Однако,
по
замечанию
Уполномоченного,
рекомендации
Правительства
РФ
и
мнения
представителей неправительственных организаций,
занимающихся защитой
прав ребенка,
не были учтены.
Вне законопроекта остались такие понятия,
как социальный патронат неблагополучных семей и патронатное воспитание
детей-сирот [3].
Мы
убеждены,
что
социальная
защита
детей-сирот
- это
одна
из
наиболее актуальных и острых проблем современного общества.
Помогут
решить проблему сиротства
-
усиление гражданской позиции по отношению к детям,
лишенных
родительской опеки в обществе,
-
развитие
института
социальной
работы,
создание
эффективной
системы
помощи
семьи,
подготовка
грамотных
специалистов
для
соответствующих служб,
- обеспечение условий для интеграции детей с особенностями развития в
общество,
создание
службы
по
интеграции
в
общество
выпускников
интернатов,
-
создание
эффективного
института
профессиональной
замещающей
семьи.
Особо следует отметить дефицит специалистов в областях социальной
работы,
семейной
психологии
и
психотерапии,
которые
практически
не
развивались в нашей стране до перестройки.
Решение этих проблем требует
участия
всех
уровней
государственной
администрации,
общественных
организаций, а также различных профессионалов и граждан России [4].
Сегодня,
на
наш
взгляд,
важно
реализовать
идеи
А.С.
Макаренко:
создавать при детских домах и школах-интернатах свои малые мастерские с
обязательной
реализацией
собственной
продукции.
Мы
думаем,
что
необходимо
учитывать
и
экономические
вопросы
содержания
детей
в
государственных
учреждениях.
Государство
тратит
огромные
средства
на
содержание ребенка в детском доме или школе-интернате.
Список литературы
1.
Самойлова М. Чужих детей не бывает // Социальная педагогика в
России. - 2008. - №3. - С. 54-56.
2.
Байер
Е.
Приемная
семья
для
детей-сирот
/ / Социальная
педагогика. - 2009.- №1. - С. 123-127.
3.
Байер Е. Дети-сироты: путь к здоровью // Социальная педагогика.
- 2009. - №2. - С.78-84.
4.
Мельников В.П.
Холостова Е.И.
История социальной работы в
России:
учебное пособие. - 3-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К», 2006. - С. 334.
5.
Мироненко В.
В.
Петровский А.В.
Хрестоматия по психологии:
учебное пособие. - М.: Издательство «Просвещение», 1977. - С. 476-480.