Автор: Самошкина Галина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 159"
Населённый пункт: Рязанская область, город Рязань
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: «Составление описательного рассказа о предметах посуды»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№ 159»
Конспект
занятия
по
развитию
речи
в
старшей
логопедической
группе
по
теме
: «
Составление
описательного
рассказа
о
предметах
посуды
»
Воспитатель
:
Самошкина
Г
.
А
.
Задачи:
Познавательная:
Познакомить с чайной посудой, столовой и кухонной, уточнить её название и
назначение, учить различать и называть части предметов посуды, а также
предметы сходные по назначению.
Речевая:
-связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах
посуды;
- словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу,
размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический,
фарфоровый и т.д.), активизировать употребление слов противоположного
значения (антонимов) (глубокая - мелкая, высокий - низкий); закреплять умение
классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический,
деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды
(хлебница, сахарница, супница).
Воспитательная:
Воспитывать у детей бережное отношение к посуде.
Материалы к занятию:
Картинки с изображением чайной посуды, картинки с изображением столовой и
кухонной посуды, предметы чайной, столовой и кухонной посуды, разрезные
картинки с изображением посуды, персонаж из передачи «Спокойной ночи,
малыши» - Хрюша.
Ход занятия.
1) - Что делают хозяева, когда к ним приходят гости? (Угощают чаем). На столе
стоит различная посуда, надо выбрать ту, которая нужна для чая.
-Как мы назовём эту посуду? (Чайная)
-Почему сервиз называют чайным? (Потому, что из него пьют чай)
-Какие предметы посуды нужны для чаепития? (Чайник, заварочный чайник,
сахарница, блюдце, чашка, маленькая ложка, конфетница, салфетница). Дети
выбирают нужную посуду, называют её и объясняют для чего она предназначена.
- Как называется посуда, в которой готовят на кухне? (Кухонная)
- В какой посуде варят, жарят? (кастрюлю, сковорода)
- С помощью какой посуды наливают суп? (половником)
- В какой посуде моют фрукты и промывают макароны? (Дуршлаг)
- И кастрюли, и сковородки ставят на плиту, они долго стоят на огне и не портятся.
Это потому, что они сделаны из металла. Он не бьётся. Он сильно нагревается от
огня, поэтому ни в коем случае нельзя дотрагиваться до кастрюли, стоящей на
плите. Показать на небольшой опыт: над зажжённой свечкой надо недолго
подержать ложку, после чего дать потрогать детям.
- Что обычно делают взрослые, когда им нужно взяться за горячий предмет?
- Когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна? (Столовая)
-Назовите предметы столовой посуды? (Глубокая тарелка, мелкая тарелка,
большая ложка, вилка, ножик, хлебница, салфетница, солонка, перечница)
2) Работа с рисунком
-Какая посуда изображена на рисунке?
- Назовите, из каких частей состоит эта посуда?
У чайника: Ручка, крышка, носик, стенки, донышко.
У чашки: Ручка, стенки, донышко, край.
У вазы: горлышко, донышко, стенки.
3) Сравнение предметов посуды
а) – Давайте сравним чайник и чашку.
- Какие одинаковые части есть у этой посуды? (Донышко, стенки, ручки)
- Что есть у чайника и нет у чашки? (Крышка, носик)
- Что есть у чашки и нет у чайника? (края)
- Что из них по размеру больше? (Чайник)
- Что меньше? (Чашка)
б ) – Теперь сравним чашку и вазу.
Какие одинаковые части есть у них? ( Донышко, стенки, края)
- Чем отличаются? (У чашки есть ручка, а у вазы нет; у вазы есть горлышко, а у
чашки нет)
- Чашка низкая, а ваза-…(высокая)
4) «В гости к Хрюше»
Хруша хочет пригласить на чаепитие своих друзей из «Спокойной ночи, малыши»
Степашку и Филю. Он накрыл на стол. (Конфеты в чашке, чай налит в сахарницу,
сахар насыпан в блюдце, вместо чайной ложки лежит столовая). Хруша просит нас
посмотреть и сказать, правильно ли он это сделал? Дети смотрят и делают
заключение, что Хрюша всё перепутал.
- Давайте исправим ошибки Хрюши?
Дидактическая игра «Угадай,чего не стало?
- Ребята, за то, что вы помогли Хрюше правильно накрыть на стол, он хочет с вами
поиграть в игру «Чего не стало?»
Дети закрывают глаза, со стола убирается один из предметов посуды. Они
отгадывают, чего не стало. ( На столе нет чашки). Игра проводится несколько раз.
Дети прощаются с Хрюшей.
Ребята, сейчас мы с вами отдохнем и сыграем в игру «Скажи наоборот»
5) Игра «Скажи наоборот»
- Что означает выражение «хрупкая посуда»? (Значит, её легко разбить)
- А если посуду невозможно разбить, значит, она какая? (Крепкая, прочная)
-Сейчас мы поговорим о том, какая бывает посуда, и поиграем в игру «Скажи
наоборот»
-Посуда бывает хрупкая, а бывает наоборот, какая? (Прочная)
-Вы поняли, как играть в эту игру? Итак, начинаем: прочная - ….(хрупкая), широкая
- ….(узкая), низкая - …(высокая), мелкая - …(глубокая), маленькая - …(большая),
белая - …(чёрная), толстая - …(тонкая), тупая - (острая)
Игра «Какая посуда?»
-Из чего делают посуду? (Из глины, из фарфора, из стекла и т. д.)
-Посуда из фарфора какая? (Фарфоровая)
-Из глины - …(глиняная), из стекла - …(стеклянная), из хрусталя - …(хрустальная),
из керамики - …(керамическая), из пластмассы - ….(пластмассовая), из дерева -
…(деревянная), из железа - …(железная), из чугуна - …(чугунная), из алюминия -
…(алюминивая), из серебра - …(серебряная)
-Как называется посуда, в которой подают на стол: хлеб - …(хлебница), суп - …
(супница), конфеты - …(конфетница), салфетки - …(салфетница), сухари - …
(сухарница), соль - …(солонка), соус – (соусница), перец - …(перечница),
бутерброды – (бутербродница), масло – (маслёнка).
6) Работа со стихотворением К.И. Чуковского «Федорино горе». Детям
предлагается прослушать стихотворение и сказать, что это за произведение и о
чем в нем говорится.
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы от куда и куда?!
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била сна она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
-Почему посуда убежала от Федоры?
-Как ухаживают за посудой? (Моют, чистят, вытирают, натирают)
Давайте мы с вами покажем, как нужно мыть посуду.
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Раз, два, три, чётыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли
Ничего мы не забыли.
7) Дидактическая игра «Собери разбитую посуду»
Давайте попробуем собрать разбитую посуду.
Дети собирают картинки и говорят, какую посуду они собрали.
8) «Магазин посуды»
- Где продаётся посуда?
- Как называется этот магазин? (Посудохозяйственный магазин)
Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (Выставляем на стенд картинки с
изображением посуды.) Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем
магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда,
какая она, для чего нужна?
Воспитатель приглашает к столу ребенка. В случае затруднения оказывает ему
помощь, подсказывая начало фразы. Откладывает картинку в сторону: «Заказ
будет потом доставлен покупателю домой».
9) –О чём мы сегодня говорили?
- Что вы узнали о посуде?