Напоминание

«Составление описательного рассказа о предметах посуды»


Автор: Самошкина Галина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 159"
Населённый пункт: Рязанская область, город Рязань
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: «Составление описательного рассказа о предметах посуды»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное

дошкольное

образовательное

учреждение

«

Детский

сад

№ 159»

Конспект

занятия

по

развитию

речи

в

старшей

логопедической

группе

по

теме

: «

Составление

описательного

рассказа

о

предметах

посуды

»

Воспитатель

:

Самошкина

Г

.

А

.

Задачи:

Познавательная:

Познакомить с чайной посудой, столовой и кухонной, уточнить её название и

назначение, учить различать и называть части предметов посуды, а также

предметы сходные по назначению.

Речевая:

-связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах

посуды;

- словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу,

размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический,

фарфоровый и т.д.), активизировать употребление слов противоположного

значения (антонимов) (глубокая - мелкая, высокий - низкий); закреплять умение

классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический,

деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды

(хлебница, сахарница, супница).

Воспитательная:

Воспитывать у детей бережное отношение к посуде.

Материалы к занятию:

Картинки с изображением чайной посуды, картинки с изображением столовой и

кухонной посуды, предметы чайной, столовой и кухонной посуды, разрезные

картинки с изображением посуды, персонаж из передачи «Спокойной ночи,

малыши» - Хрюша.

Ход занятия.

1) - Что делают хозяева, когда к ним приходят гости? (Угощают чаем). На столе

стоит различная посуда, надо выбрать ту, которая нужна для чая.

-Как мы назовём эту посуду? (Чайная)

-Почему сервиз называют чайным? (Потому, что из него пьют чай)

-Какие предметы посуды нужны для чаепития? (Чайник, заварочный чайник,

сахарница, блюдце, чашка, маленькая ложка, конфетница, салфетница). Дети

выбирают нужную посуду, называют её и объясняют для чего она предназначена.

- Как называется посуда, в которой готовят на кухне? (Кухонная)

- В какой посуде варят, жарят? (кастрюлю, сковорода)

- С помощью какой посуды наливают суп? (половником)

- В какой посуде моют фрукты и промывают макароны? (Дуршлаг)

- И кастрюли, и сковородки ставят на плиту, они долго стоят на огне и не портятся.

Это потому, что они сделаны из металла. Он не бьётся. Он сильно нагревается от

огня, поэтому ни в коем случае нельзя дотрагиваться до кастрюли, стоящей на

плите. Показать на небольшой опыт: над зажжённой свечкой надо недолго

подержать ложку, после чего дать потрогать детям.

- Что обычно делают взрослые, когда им нужно взяться за горячий предмет?

- Когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна? (Столовая)

-Назовите предметы столовой посуды? (Глубокая тарелка, мелкая тарелка,

большая ложка, вилка, ножик, хлебница, салфетница, солонка, перечница)

2) Работа с рисунком

-Какая посуда изображена на рисунке?

- Назовите, из каких частей состоит эта посуда?

У чайника: Ручка, крышка, носик, стенки, донышко.

У чашки: Ручка, стенки, донышко, край.

У вазы: горлышко, донышко, стенки.

3) Сравнение предметов посуды

а) – Давайте сравним чайник и чашку.

- Какие одинаковые части есть у этой посуды? (Донышко, стенки, ручки)

- Что есть у чайника и нет у чашки? (Крышка, носик)

- Что есть у чашки и нет у чайника? (края)

- Что из них по размеру больше? (Чайник)

- Что меньше? (Чашка)

б ) – Теперь сравним чашку и вазу.

Какие одинаковые части есть у них? ( Донышко, стенки, края)

- Чем отличаются? (У чашки есть ручка, а у вазы нет; у вазы есть горлышко, а у

чашки нет)

- Чашка низкая, а ваза-…(высокая)

4) «В гости к Хрюше»

Хруша хочет пригласить на чаепитие своих друзей из «Спокойной ночи, малыши»

Степашку и Филю. Он накрыл на стол. (Конфеты в чашке, чай налит в сахарницу,

сахар насыпан в блюдце, вместо чайной ложки лежит столовая). Хруша просит нас

посмотреть и сказать, правильно ли он это сделал? Дети смотрят и делают

заключение, что Хрюша всё перепутал.

- Давайте исправим ошибки Хрюши?

Дидактическая игра «Угадай,чего не стало?

- Ребята, за то, что вы помогли Хрюше правильно накрыть на стол, он хочет с вами

поиграть в игру «Чего не стало?»

Дети закрывают глаза, со стола убирается один из предметов посуды. Они

отгадывают, чего не стало. ( На столе нет чашки). Игра проводится несколько раз.

Дети прощаются с Хрюшей.

Ребята, сейчас мы с вами отдохнем и сыграем в игру «Скажи наоборот»

5) Игра «Скажи наоборот»

- Что означает выражение «хрупкая посуда»? (Значит, её легко разбить)

- А если посуду невозможно разбить, значит, она какая? (Крепкая, прочная)

-Сейчас мы поговорим о том, какая бывает посуда, и поиграем в игру «Скажи

наоборот»

-Посуда бывает хрупкая, а бывает наоборот, какая? (Прочная)

-Вы поняли, как играть в эту игру? Итак, начинаем: прочная - ….(хрупкая), широкая

- ….(узкая), низкая - …(высокая), мелкая - …(глубокая), маленькая - …(большая),

белая - …(чёрная), толстая - …(тонкая), тупая - (острая)

Игра «Какая посуда?»

-Из чего делают посуду? (Из глины, из фарфора, из стекла и т. д.)

-Посуда из фарфора какая? (Фарфоровая)

-Из глины - …(глиняная), из стекла - …(стеклянная), из хрусталя - …(хрустальная),

из керамики - …(керамическая), из пластмассы - ….(пластмассовая), из дерева -

…(деревянная), из железа - …(железная), из чугуна - …(чугунная), из алюминия -

…(алюминивая), из серебра - …(серебряная)

-Как называется посуда, в которой подают на стол: хлеб - …(хлебница), суп - …

(супница), конфеты - …(конфетница), салфетки - …(салфетница), сухари - …

(сухарница), соль - …(солонка), соус – (соусница), перец - …(перечница),

бутерброды – (бутербродница), масло – (маслёнка).

6) Работа со стихотворением К.И. Чуковского «Федорино горе». Детям

предлагается прослушать стихотворение и сказать, что это за произведение и о

чем в нем говорится.

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд-куда! Куд-куда!

Вы от куда и куда?!

И ответила посуда:

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била сна она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»

-Почему посуда убежала от Федоры?

-Как ухаживают за посудой? (Моют, чистят, вытирают, натирают)

Давайте мы с вами покажем, как нужно мыть посуду.

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, чётыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли

Ничего мы не забыли.

7) Дидактическая игра «Собери разбитую посуду»

Давайте попробуем собрать разбитую посуду.

Дети собирают картинки и говорят, какую посуду они собрали.

8) «Магазин посуды»

- Где продаётся посуда?

- Как называется этот магазин? (Посудохозяйственный магазин)

Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (Выставляем на стенд картинки с

изображением посуды.) Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем

магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда,

какая она, для чего нужна?

Воспитатель приглашает к столу ребенка. В случае затруднения оказывает ему

помощь, подсказывая начало фразы. Откладывает картинку в сторону: «Заказ

будет потом доставлен покупателю домой».

9) –О чём мы сегодня говорили?

- Что вы узнали о посуде?



В раздел образования