Напоминание

"Развитие интеллектуальных способностей детей 6-ти лет в проблемно-игровых ситуациях"


Автор: Дмитриева Марианна Петровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Ыллыкчаан"
Населённый пункт: РС(Я)Вилюйский район,с.Жемкон
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие интеллектуальных способностей детей 6-ти лет в проблемно-игровых ситуациях"
Раздел: высшее образование





Назад




Доклад на тему:

«Развитие интеллектуальных способностей детей 6-ти лет

в проблемно-игровых ситуациях»

Автор: Дмитриева Марианна Петровна,

воспитатель 1 категории МБДОУ

«Ыллыкчаан» с. Жемкон.

2015 г.

Прогрессивно

мыслящие

педагоги

всегда

искали

методические

пути

превращения учебной деятельности в радостный процесс познания мира,

пути развития интеллектуальных способностей.

Одним

из

первых

сторонников

активного

обучения

детей

был

знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский. Его «Великая дидактика»

содержит указание на «необходимость воспламенять в ребенке жажду знаний

и пылкое усердие к учению».

В трудах Д.Б. Богоявленской интеллектуальная активность понимается

как отражение процесса взаимодействия познавательных и мотивационных

характеристик творчества в их единстве.

Познавательная активность используется в тех случаях, когда помимо

собственного универсального интеллектуального умения имеется еще и ярко

выраженный

личностный

аспект

в

виде

потребностей

как

«внутренних

источников активности» (А.М. Матюшкин).

Проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного

возраста

рассмотрены

в

научных

трудах

Дж.

Брунера,

Л.В.

Занкова,

В.В. Зеньковского,

Л.С.

Выготского,

З.А.

Михайловой,

Л.В.

Несканен,

Ж.Ж. Пиаже, А.З. Зака и др.

В

своих

исследованиях

Н.И.

Непомнящая,

А.В.

Белошистая,

подчеркивают, что развитие интеллектуальных способностей недостаточно

изучено

и

в

целом

рассматривается

в

контексте

общего

умственного

развития.

А.В.

Белошистая

считает,

что

развитие

интеллектуальных

способностей

в контексте

математического

развития

вообще

не

рассматривается в научных исследованиях.

Психологи

и

педагоги

(Д.В.

Вилькеев,

И.Я.

Лернер,

Т.В.

Кудрявцев,

М.И. Махмутов,

З.А.

Михайлова,

А.З.

Зак

и

др.),

работающие

по исследованию

специа льного,

целенаправленного

р а з в и т и я

интеллектуальных

способностей

детей,

выделяют

следующие

основные

условия

как

индивидуализация

образования,

исследовательское

обучение,

проблематизация познавательной деятельности.

Проблемная

ситуация

и

учебная

проблема

являются

основными

понятиями

проблемного

обучения.

Вопросами

теории

и

технологии

проблемного

обучения

занимались

А.М.

Матюшкин,

И.Я. Лернер,

М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев и др.

По утверждению М.И. Махмутова, «проблемное обучение – это тип

развивающего

обучения,

в

котором

сочетаются

систематическая

самостоятельная поисковая деятельность детей, а система методов построены

с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия

ориентирован

на

формирование

их

познавательной

самостоятельности,

устойчивых

мотивов

учения

и

мыслительных

(включая

и

творческие)

способностей

в

ходе

усвоения

понятий

и

способов

деятельности

детерминированного системой проблемных ситуаций».

Существует

две

основные

функции

учебной

проблемы:

определение

направления умственного поиска, то есть деятельности детей по нахождению

способа решения проблемы; формирование познавательных способностей,

интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.

З.А.

Михайлова,

А.А.

Столяр,

А.В.

Белошистая

и

др.

считают,

что организация

проблемных

ситуаций

с амая

э ф ф е кт и в н а я

форма удовлетворения

познавательной

потребности

детей

дошкольного

возраста, которая создает внутренние условия для активного усвоения новых

з н а н и й

и способов

деятельности.

Исследователи

подчеркивают,

что в настоящее

время

существует

острая

потребность

в творчестве

и творческих

индивидах

и

в

связи

с

этим

проблема

развития

интеллектуальных

способностей

детей

с

малых

лет

должна

стать

одной

из важных в образовательном процессе, и что обеспечение проблемности

обучения требует новых подходов. Данная проблема привлекает внимание

философов,

психологов,

педагогов,

дидактов,

ученых

разных

научных

направлений.

В исследованиях

подчеркивается,

что

развитие

интеллектуальных

умений - это еще не способность. Исследователи считают, что проблема

должна включиться в круг научных интересов не только психологов, но и

дидактов (И.Я. Лернер, З.А. Михайлова, А.А. Столяр, В.В. Зеньковский и

др.).

Для нашего исследования данное заключение представляется важным

и э т о обусловило

определение ц е л и исследования

как

выявление

педагогических

условий

развития

интеллектуальных

способностей

детей

старшего дошкольного возраста в проблемно-игровых ситуациях.

В

своем

исследовании

мы

предвидели

условия

р а з в и т и я

интеллектуальных

способностей

детей.

И

ставили

следующую

гипотезу:

соглашаясь

с

исследователями,

что

развитие

интеллектуальных

умений

должен

рассматриваться

во

взаимосвязи

с

поиском

личных

смыслов,

превращение учебного процесса в инициируемое ребенком деятельность, мы

предполагаем,

что

развитие

интеллектуальных

способностей

детей

достигается интеграцией познавательных, волевых и эмоциональных сфер

ребенка (при ведущей роли последней), что обеспечивает поисковое участие

и эффективность развития детей в процессе проблемно-игровых ситуаций.

При этом необходимо предусмотреть:

-

разработку

содержания

проблемных

ситуаций,

включающего

компоненты неизвестного по цели, объекту, способу, условиям

выполнения деятельности;

-

методику работы с детьми, которая решает взаимосвязанные

функции интеллектуальной деятельности: нахождение способа

решения

проблемы,

создание

условий

р а з в и т и я

интеллектуальных умений.

Мы

считаем,

что

будущее

образования

находится

в

тесной

связи

с перспективами

проблемного

обучения.

И

цель

проблемного

обучения

широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого

пути

процесса

получения

этих

результатов;

она

включает

еще

и

формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его

творческих

способностей

(помимо

овладения

системой

знаний,

умений,

навыков и формирования мировоззрения).

Итак,

проблемное

обучение

это

современный

уровень

развития

дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется

обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе

проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный

признак этого обучения.

В педагогической литературе существует несколько определений этого

явления.

В. Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких

действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем,

оказание

ребенком

необходимой

помощи

в

решении

проблем,

проверка

этих решений

и,

наконец,

руководство

процессом

систематизации

и закрепления приобретенных знаний».

Другие ученые под проблемным обучением имеет в виду такой характер

обучения,

когда

ему

придают

некоторые

существенные

черты

научного

познания.

И.Я. Л е р н е р

ж е

с у щ н о с т ь

п р о бл е м н о го

о бу ч е н и я

в и д и т

в том, что «учащиеся

под

руководством

учителя

принимают

участие

в решении

новых

для

него

познавательных

и

практических

проблем

в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным

целям современной школы» [46. С. 15].

Т.В.

Кудрявцев

суть

процесса

проблемного

обучения

видит

в

выдвижении

перед

детьми

дидактических

проблем,

в

их

решении

и

в

овладении детьми обобщенных знаний и принципов решения проблемных

задач [44. С. 42].

М.И.

Махмутов

дает

следующее

определение

понятия

«проблемное

обучение»:

«Проблемное

обучение

это

тип

развивающего

обучения,

в котором

сочетаются

систематическая

самостоятельная

поисковая

деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система

методов

построены

с

учетом

целеполагания

и

принципа

проблемности;

процесс

взаимодействия

преподавания

и

учения

ориентирован

на формирование

мировоззрения

учащихся,

их

поз навательной

самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая

и творческие)

способностей

в

ходе

усвоения

или

научных

понятий

и

способов

деятельности

детерминированного

системой

проблемных

ситуаций»[50 .С 21].

Проблемная

ситуация

и

учебная

проблема

являются

основными

понятиями

проблемного

обучения.

Учебная

проблема

понимается

как отражение

логико-психологического

противоречия

процесса

усвоения,

определяющее

направление

умственного

поиска,

пробуждающее

интерес

к исследованию

сущности

неизвестного

и

ведущее

к

усвоению

нового

понятия или нового способа действия. Существует две основные функции

учебной проблемы: определение направления умственного поиска, то есть

деятельности

ученика

по

нахождению

способа

решения

проблемы;

формирование

познавательных

способностей,

интереса,

мотивов

деятельности ученика по усвоению новых знаний.

Для воспитателя она является средством: управления познавательной

деятельностью ученика; формирование его мыслительных способностей.

В деятельности ученика – служит стимулом активизации мышления,

а процесс ее решения – способом превращения знаний в убеждения.

Проблемная ситуация – средство организации проблемного обучения,

это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность

учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых

знаний и способов деятельности.

Проведенная нами работа показала:

1.

Поисковый

процесс

в

проблемно-игровых

ситуациях,

будучи

неразрывно

связанным

с

внутренними

установками,

создал

условия

для эффективного

развития

интеллектуальных

умений

и

способов

достижения детьми результатов деятельности; учение для детей перестало

быть неприятной обязанностью.

2 Поисковая интеллектуальная установка активно регулирует

динамическую сторону интеллектуальных умений: от интереса-впечатления,

интереса-ориентировки

ребенок

дорастает

до

интереса

опосредованного,

связанного с предметом и задачей поиска.

3 Устойчивость интеллектуальных умений свидетельствует

о позитивных процессах в познавательной деятельности детей. При обучении

ребенок реализует запас своих возможностей в знаниях, умениях, навыках,

а овладение интеллектуальными умениями направляет использование этих

возможностей в творческое русло. В проблемно-игровых ситуациях исчезают

препятствия, стоящие на пути обучения (страх, неуверенность, безразличие,

даже плохая память), и создаются условия для процесса активного познания.

4. При проблемном подходе активно работают все стимулы учиться:

внешние – побуждения, и внутренние - познавательная потребность, интерес;

активизирует ся

пот ребно сть

ребенка

в

знаниях,

п р о и сход и т

адаптированность к учению в предлагаемых условиях, чему способствует

организация процесса обучения, при которой конкуренцию выдерживают

стимулы, связанные с поиском, «открытием» знаний. Поэтому становится

возможным

говорить

о формировании

у

детей

качественных

уровней

интеллектуальных способностей как целостного образования.

5.

Проведенное

исследование

позволяет

утверждать,

что

проблемное

обучение неизбежно обеспечивает развитие интеллектуальных способностей,

при которых происходит перевод внешних целей педагога во внутренние

цели обучаемых; при этом педагогическая технология педагога становится

учебной для самого ребенка, что выражается в значительном повышении

качества обучения. Очевидная разница между достигнутыми результатами

в констатирующем и контрольном этапах эксперимента, составившая 20%,

убедительно

свидетельствует

о

зависимости

динамики

результатов

от условий, обеспечиваемых в опытно-экспериментальном обучении.

Таким

образом,

продуктивность

разработанных

условий

проявляется

в непреходящем

интересе

ребенка

к

интеллектуальной

деятельности

и

возможности его удовлетворить в условиях проблемно-игровых ситуаций,

а эффективность

методики,

подкрепляемая

устойчивыми

положительными

результатами интеллектуальных умений, доказана не только повышением

показателей,

но

и

ростом

творческой

позиции

детей

(развитием

чувства

нового, чуткости к противоречиям, связи на первый взгляд несвязуемого,

потребности в творчестве и т.д.).

Анализ

полученных

результатов,

отражающих

реализацию

условий

развития, позволяет заключить, что поставленная в исследовании гипотеза

полностью

подтвердилась.

А

положительная

динамика

развития

интеллектуальных

способностей

детей

сказывается

на

важных

качествах

личности - наблюдательности, самооценке, саморегуляции.

Д о с т и г н у т ы е

р е зул ьт ат ы

д а ю т

п р а в о

н а

в ы в од

о

т о м ,

что экспериментальная

проверка

педагогических

условий

обучения

оправдала себя. А организация проблемно-игровых ситуаций является одной

из самых эффективных форм развития интеллектуальных способностей детей

старшего

дошкольного

возраста

и

позволяет

добиться

положительную

динамику развития интеллектуальных способностей и

результативности

учения на творческом уровне.

Таким

образом, выдвинутая нами в исследовании гипотеза полностью

подтвердилась.

Вилюйское улусное управление образования

Участие на семинаре КМО для воспитателей старших групп

по теме:

«Развитие интеллектуальных способностей детей 6-ти лет

в проблемно-игровых ситуациях»

Дмитриева Марианна Петровна,

воспитатель 2 категории ДОУ

«Ыллыкчаан» с. Жемкон.

2006 год

Будущее

образования

находится

в

тесной

связи

с

перспективами

проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение

не только

результатов

научного

познания,

но

и

самого

пути

процесса

получения

этих

результатов;

она

включает

еще

и

формирование

познавательной

самостоятельности

ребенка

и

развития

его

творческих

способностей

(помимо

овладения

системой

знаний,

умений,

навыков

и формирования мировоззрения).

Итак,

проблемное

обучение

это

современный

уровень

развития

дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется

обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе

проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный

признак этого обучения.

Формирующий эксперимент проходил в три этапа.

I этап.

Цель:

развивать

интеллектуальные

умения

детей

выделять

общее

и классифицировать.

Закреплять

умение

сравнивать

знакомые

предметы

по величине, употреблять эти понятия в речи; закреплять умение выделять

признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку;

1. Игровая ситуация на классификацию.

Материал: карточки.

Задание детям:

Незнайка играл во дворе и пришел в гости к Знайке.

Ботинки снял у двери, а там было много гостей. все ботинки перемешались

и Незнайка

не

мог

найти

свою

пару

ботинок.

Помоги

найти

свою

пару

ботинок. Сколько здесъ пар ботинок? Объясни почему.

2. Игровая ситуация «Раскрась два одинаковые рыбки»

Цель: развитие избирательности зрительного внимания.

Материал:

листы

на

которой

нарисованы

4

рыбки

,2

одинаковых,

2 разных.

Задания детям. Однажды Незнайка пошел в речку удить рыбку. В речке

поймал рыбок и там были две одинаковые рыбки .Он не мог найти .Найди

две одинаковые рыбки и раскрась.

3. Игровая ситуация. «Найди лишний и объясни.»

Материал: Лист бумаги 1 нарисованы земляника, шляпа, пень, цветок.

Пила, плоскогубцы, молоток, яблоко.

Задание.

На

каждой

из

картинок

найди

лишний

предмет.

Почему

он лишний?

2 этап: осуществлять поисковые действия умственного и практического

плана занятий

4. Игровая ситуация «Помоги Мальвине правильно продолжить ряд».

Цель: учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Задание. «Однажды Мальвина собралась в гости к Буратино и не смогла

пройти через речку, её пройти можно было, если верно выложить ряд чисел.

Помоги Мальвине. Иразъясни как правильно продолжить ряд.

Детям предлагается 10 ряд чисел. Ребенок должен продолжить: 1,2,3,…5,6,7,

…и т.д.

5. Игровая ситуация «Внимание, угадай»

Цель:

учить

понимать

учебную

задачу

и

выполнять

ее

самостоятельно,

находить неизвестные компоненты по цели, объекту.

Зайка задумал какое-то число. Если к этому числу прибавить 1, то

получится 7. Объясните что неизвестно в этой задаче? Какое число задумал

зайка? (6).

6. Игровая ситуация «Помоги отгадать загадку Мэник Мэнигийээну и

объясни ему».

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью

цифр и знаков. Объяснить.

Ход игры:

Загадать детям загадку.

Еж спросил ежа-соседа:

«Ты откуда, непоседа?»

«- Запасаюсь я к зиме.

Видишь яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Шесть отнес, одно несу».

Призадумался сосед,

Это много или нет?

Вопросы: Сколько яблок заготовил еж?

Как получилось число 7?

Запишите условие задачи: 6+1.

7. Игровая ситуация – Задача-шутка

Шли семь старичков,

У них семь посошков,

На каждом посошке семь сучков,

На каждом сучке семь узелков,

В каждом узелке семь воробьев,

У каждого воробья семь хвостов,

Сколько было старичков? (7).

8. Игровая ситуация «Однажды Урун уолан попал в страну злых абаасы».

Цель: учить понимать отношения между числами.

Задание детям: однажды Урун уолан попал в страну злых абаассы и,

чтобы выйти надо было ему описать все предметы по количеству, их

отношения, записать пропущенную цифру. Помоги Урун уолан решать эти

задачи.

9. Игровая ситуация «Выложи ряд и поддержи Незнайку»

Цель:

Формирование

понятия

о

числе

и

навыков

счета,

развития,

понимания взаимосвязи между различными множествами.

Ход игры: Незнайка

пошел путешествовать в страну цифр и не мог

выложить полный числовой ряд от 0 до 10. И объясни.

Задание: выложи полный числовой ряд от0 до 10.

Ребенок

выкладывает

числовой

ряд

и

при

помощи

воспитателя

сравнивает составляющие его числа.

Задание: выложи полный числовой ряд от0 до 10.

-

Скажи, между какими цифрами стоит цифра 6?

-

Назови цифры, которые стоят между цифрами 1 и 4; 2 и 5; 0 и 4.

-

Покажи цифру, стоящую правее 6, но левее 8.

-

Найди соседей цифры 7 (6,4) слева и справа.

3 этап - творческо-поисковый.

Цель:

научить

ребенка самостоятельно

варьировать

способы

решения

познавательной проблемы и применять в новых условиях; уметь находить

неизвестные компоненты условиям выполнения деятельности;

10. Игровая ситуация «Знаешь ли ты отгадку».

Задание детям: Мальвина загадала Незнайке загадку. Он не мог отгадать.

Попросил помочь Знайку. Вот такую загадку. «Отгадай загадку»:

Детям загадывается :

Однажды три цыпленка,

А с ними три мышонка,

А с ними три веселых,

Умытых поросенка

Бежали спозаранку.

Посчитайте поскорей,

Сколько было всех друзей,

Что утром спозаранку

Играли на полянке? (Девять).

После детям предлагается объяснить Незнайке способ отгадывания,

научить как отгадыывать».

11. Игровая ситуация. « Назови такой же».

Цель игры: учит найти предмет по признаку.

Ход игры: Педагог называет какой-либо находящийся в поле зрения детей

предмет и один из его признаков. Дети должны назвать как можно больше

других

окружающих

их

в

данный

момент

предметов,

имеющих

такой

же признак. Например: «Свитер пушистый. Воротник тоже пушистый, шапка

пушистая, снег пушистый…» За каждое правильное соотнесение предмета

и указанного признака ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто назовет

максимальное количество предметов и наберет фишек.

Затем

задание

меняется,

и

дети

могут

называть

предметы

определенной

величины

(высокие,

низкие,

широкие,

узкие),

формы,

изготовленные

из определенного материала, обладающие определенными качествами и т.д.

12. Игровая ситуация. «Угадай».

Цель: учить отгадать по описанию загаданный педагогом предмет

Начиная игру, педагог предлагает детям отгадать о каком предмете он будет

говорить. Например:

Белоствольная, высокая, стройная;

Вкусный, алый, сахарный;

Желтые, красные, осенние;

Белый, пушистый, мягкий;

Хитрая, рыжая, хищная;

Серый, злой, голодный;

Новый, высокий, многоэтажный..

13.

Игровая

ситуация

«Помоги

Незнайке

сделать

предмет,

который

состоит из геометрических фигур».

Цель: научить анализировать и обобщать предметов по сложной форме.

Задание: посмотри и сделай из геометрических фигур предметы.

14.

Игровая

ситуация.

Однажды

ежик

увидел

на

дереве

яблоко.

Прилетела птичка и сорвала яблоко. И они поспорили: Ежик сказал: «Яблоко

мое, потому что я первый увидел», а птичка: - «Нет, я яблоко сорвал». Дети

помогите поделить обоим яблоко. Объясните как.

15-16. Игровая ситуация на тему: «Жили были многоэтажные дома не

простые, а волшебные. Очень они любили, чтобы на каждом этаже было

одинаковое количество жильцов. Подумайте и помогите Незнайке правильно

распределить жильцов». А теперь сами составьте сложные ситуации, где

нужна помощь Незнайке и объясните как ему решать задачи.

17.

Игровые

ситуации

17-27

«Помоги

Незнайке

решать

правильно

логические задачи и поступить бедному в школу вместе со Знайкой».

Детям предлагаются задачи типа: «Мама купила 5 ламп. Две съели за

обедом. Сколько осталось?».

«На ветке сидели 5 рыб, прилетели еще 2. Сколько стало рыб» и т.д.

Игровая ситуация 28. Помоги козленку дойти до капусты. Он очень

голодный. Объясни как дойти до капусты.

Материал: лабиринт.

Вывод: дети с удовольствием играли и отгадывали загадки и решали

задачи. Дидактическая серия игр действительности активизирует творческую

познавательную

активность.

Дети

серьезно,

старательно

и

активно

участвовали во всех играх, никто не оставался равнодушным к играм.

1.

«Учугэй Уодуку не смог найти лишний предмет. А ты сможешь».

Инструкция: ребенку предлагают 6 карточек, на которых изображены

разные предметы по 4 на каждой. Показать ребенку первую (тренировочную)

карточку и объяснить ему, что из 4 предметов, нарисованных на карточке,

один — лишний, попросить его определить этот лишний предмет и сказать,

почему он лишний. После этого предложить ребенку подумать и сказать, как

можно назвать оставшиеся З предмета одним словом. А теперь ты придумай

свои варианты логических задач и покажи каким путем ты решил. Обо всем

разъясни Учугэй Уодуку.

Задачи с двумя кругами.

Цель

работы

над

задачами

с

двумя

кругами

-

развить

умение

классифицировать

предметы

по

двум

свойствам,

понимать

и

применять

логическую операцию, выражаемую союзом «и».

У ребят в руках тот же раздаточный материал, но теперь они уже будут

работать с двумя кругами или обручами разных цветов с пересекающимися

областями: жёлтый, чёрный.

Перед

решением

задач

необходимо

побуждать

детский

интерес,

привлечь

к

решению

проблемных

задач.

Детям

следует

выполнить

ряд

упражнений

для

выявления

замкнутых

областей,

ограниченных

проведенными окружностями. Задание детям:

- Прыгните и приземлитесь (поставьте мелом точку) внутри синего, но

вне жёлтого круга.

- Прыгните и приземлитесь (поставьте мелом точку) внутри жёлтого, но

вне чёрного круга.

- Прыгните и приземлитесь (поставьте мелом точку) внутри чёрного и

внутри жёлтого кругов.

- Прыгните и приземлитесь (поставьте мелом точку) вне чёрного и вне

жёлтого кругов.

Дети по очереди выполняют задания, наблюдая друг за другом. При

выполнении этих упражнений в первый раз ошибки встречаются довольно

часто. В случае ошибок важно добиться правильного объяснения от других

детей и понимания этого объяснения всеми ребятами.

А теперь обведите границу области внутри чёрного, но вне жёлтого

круга:

- Обведите границу области внутри жёлтого, но вне чёрного круга.

- Обведите границу области внутри чёрного и внутри желтого кругов.

- Обведите границу области вне чёрного и вне жёлтого кругов.

После

успешного

выполнения

подготовительных

упражнений

можно

приступить к решению задач. В жёлтый круг поместить все красные фигуры,

а в чёрный круг поместить все треугольные фигуры.

Так же как и при решении задач с одним кругом, дети случайным

образом выбирают по одной геометрической фигуре из своего набора и по

очереди помещают их в одну из областей. Все дети наблюдают за действиями

своих товарищей, а в случае ошибки поднимают руку и говорят: "Стоп".

Ошибка обсуждается со всей группой. Если в процессе выполнения задачи

кто-то из детей совершил ошибку, которая осталась незамеченной, то педагог

может оставить её до последнего обсуждения, но при решении первых задач

ему лучше участвовать в игре вместе со всеми и самому произнести: "Стоп".

При

первом

решении

задачи

полезно

также

просить

каждого

ребенка

объяснить и показать, почему он кладет фигуру именно на это место.

Занятие – развлечение. «Освободите Туйаарыма-куо».

Задание детям: с детьми обсуждается ситуация из олонхо «Нюргун Боотур

Стремительный», где Туйаарыма-куо» попадает в сети абаасы из нижнего

мира.

Детям

следует

решить

проблемные

ситуации,

решать

логические

задачи и помочь Богатырю айыы спасти куо.

В логических задачах дети должны классифицировать предметы по

цвету, форме, размеру; находить общий признак и на этой основе объединять

фигуры

в

группы.

Развивать

умение

группировать

животных

по

разным

признакам;

определять

взаимное

расположение

предметов;

упражнять

в

нахождении

закономерности

и

обосновании

найденного

решения.

учить

зрительно, устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки

самоконтроля. Уметь зрительно охватывать весь рисунок, находить нужный

вариант, соблюдать условия задания.

После решения логических задач детям предлагает придумать свои варианты

ситуаций и предложить свои условия задач и совместно с детьми решать

проблемные задачи ситуаций.



В раздел образования