Напоминание

"НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, КАК ФУНДАМЕНТ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ, МОРАЛЬНО–НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ"


Автор: Большанина Елена Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО г. Иркутска "Дом детского творчества №5"
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: "НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, КАК ФУНДАМЕНТ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ, МОРАЛЬНО–НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, КАК ФУНДАМЕНТ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ, МОРАЛЬНО-

НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

Большанина Елена Васильевна

Иисус Христос, путешествуя со своими 12-ю учениками-Апостолами, проповедовал,

часто говоря притчами, т. е. наставлениями, заимствованными из подобий окружающей

природы или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой, которые нередко

Он предлагал им и народу в поучение и назидание. Иные притчи Господь Иисус Христос

изъяснял «особенно» ученикам Своим наедине, а самую большую часть оставлял без

объяснения, чтобы овладеть вниманием слушающих и приучить их к размышлению,

чтобы они к подобиям и предложенным примерам сами приноравливали истины

житейских и моральных рамок своего поведения. И, таким образом, чтобы посредством

чувственного, земного, сами разъяснили себе в возможных подробностях

вышечувственное. Притчи Господа Иисуса Христа особенно отличаются своею простатою,

естественностью и безыскусственностью. Видит Он, например, перед Собою засеянное

поле и говорит о сеянии. Беседует с учениками, которые большею частью были

рыболовами, и предлагает притчу о рыбной ловле. Сидит за столом, и царствие Божие

уподобляет большому пиру. Проходит мимо виноградных садов, и говорит о виноградной

лозе и ветвях на лозе. Всё у Него заимствованно из обыкновенной, окружающей нас

природы, из круга учеников и их образа мыслей и занятий, из нравов и жизни народа --

всё соответствует обыкновенным понятиям и обыкновенному образу мыслей

человеческих.

Поэтому, так же, как можно любоваться красотой бриллианта, вновь и вновь

восторгаясь игрой яркого многоцветья, так же можно наслаждаться и мудростью

Библейского Слова, до бесконечности варьируя и открывая для себя «многогранность»

слов, понятий, мыслей и смысловой многополярности выводов.

Возьмём, в качестве примера, одну из притч знаменитой «Нагорной» проповеди

Господа Иисуса Христа, записанную для нас апостолом Матфеем в Святом Евангелии в

главе 7.24 – притчу о двух строителях. В ней рассказывается о человеке благоразумном,

«который построил дом свой на камне; И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры,

и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне», и о человеке

безрассудном, «который построил дом свой на песке; И пошёл дождь, и разлились реки, и

подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое»

Когда Иисус хотел донести до простых людей духовную истину, Он пользовался

притчами. Отсюда логически вытекает, что, для того, чтобы во всей полноте постичь

истину, мы должны прежде понять притчу, изучив её природу и язык, а так же причину, по

которой Он решил использовать её.

Притча – это, в переводе с греческого, сравнение. Это сопоставление с чем-то – или,

конкретнее, простая и знакомая ситуация, сопоставленная с истиной глубокого духовного

1

значения. Знакомое проливает свет на глубокое, а глубокое запоминается через знакомое.

Другое простое, но верное определение притчи: земная история с небесным

содержанием, история, истинная в этой земной юдоли, но с окном, открытым в небо.

Несомненно, что любая из историй, рассказанных Иисусом, служит великолепной

иллюстрацией этому определению.

Притча – это не аллегория, в которой слова употребляются в переносном смысле.

Это и не пословица (фактическое утверждение факта, без всякого повествования), и не

сказка (фантазия, в которой порхают эльфы, а животные разговаривают). Притча – это

произведение большого искусства, и Иисус превзошёл всех художников в использовании

этого жанра. Он рассказывал Свои притчи в непреходящих понятиях, из самых простых

жизненных ситуаций. Он рассказывал короткие притчи, но умел вместить тома в

несколько стихов. Эти словесные картины настолько ясно нарисованы Иисусом, что они не

только привлекают к себе внимание, но и приковывают его, как и великие произведения

искусства.

Почему Он прибегал к притчам? Иисус, должно быть, понимал, что присущая им

простота надёжно сохранит на века Его Благую весть, во всей её свежести. И

действительно, простота этих притч обеспечила лёгкость их запоминания, о чём

свидетельствует факт, что они сохранились на протяжении почти двух тысячелетий. И

нельзя отрицать, что простота является одним из залогов их очевидной «вневременности»

-- их важности и привлекательности для людей в самых разных ситуациях и во все эпохи.

Судя по всему, Иисус в Своих притчах старался как изобразить, так и защитить Своё

Слово. Хотя они служили для иллюстрации Его Евангелия, придавая Ему скорее

популярную, нежели учёную окраску, они так же защищали Его от перегибов и ослабления

интереса к Нему. Обычная, лишённая образности речь, лишь вызывала бы больше

насмешек со стороны Его врагов и меньше понимания у Его друзей. Притчами Он мог

побудить Своих последователей к поискам более глубокого значения, и в то же время

застигнуть врагов врасплох. Покров таинственности, окутывающий притчи, так же помогал

сдерживать пыл той части Его тогдашней аудитории, которая искала политического вождя

и земного царства.

И наконец, Иисус прибегал к притчам не только потому, что люди помнят сюжетные

истории лучше, чем голые факты или аргументы, и не только затем, чтобы защитить Свои

идеи от перегибов, падения интереса, насмешек и ложного толкования, а потому, что они

проникали в сознание людей и заставляли их критически взглянуть на себя. Они были

частью стратегии Учителя, состоявшей в том, чтобы ослабить защитную реакцию человека,

чтобы завоевать его сердце, застигнув врасплох его сопротивляющийся и самодовольный

рассудок.

В ходе Своего служения Господь Иисус Христос поведал более сорока притч. Та,

которая выбрана здесь, принадлежит к числу наиболее любимых за её вечную красоту и

2

ценность. Она полна такого же значения для людей XX века, как и для тех, кто впервые

услышал её в Галилее.

Рассмотрим эту притчу под углом современного оболванивания и

обескультуривания людей средствами массовой информации, рекламы и

реформированного образования. Национальная культура – вот фундамент духовного

развития, морально-нравственного становления и эстетического воспитания личности –

это как камень из притчи, на котором нужно строить здание души и сердца. Безрассудство

«строительства» современного общества без «камня» основания ведёт к гибели этого

общества – вот о чём предостерегал нас Иисус Христос в Своей «Нагорной» проповеди.

На примере отдельно взятого учебного заведения среднего школьного образования

– железнодорожного лицея №36 – хорошо видна актуальность этой притчи. Ведь

последняя фраза в ней звучит грозным предостережением от подобной ситуации гибели

здания души, здания страны, здания земли: «И было падение его великое»

3



В раздел образования