Автор: Гордеева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП Детский сад "Алёнушка", ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина
Населённый пункт: ж – д ст. Клявлино, Самарской области
Наименование материала: консультация
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников на занятиях.(все возрастные группы)".
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Экологическое воспитание дошкольников на занятиях
(все возрастные группы)
Любовь
к
природе,
сознательное,
бережное
и
заинтересованное
отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего
детства в семье и дошкольных учреждениях.
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа -
могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля
и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться
богатству и разнообразию мира живой природы.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но
прежде мы сами должны научиться любить ее.
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна
Родина. И охранять природу - значит охранять родину», Так писал русский
писатель М.М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизма, любовь
к родине, привязанность к тому месту, где живешь.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет
показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего
знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в
природе, многогранной практической работой по охране природы (посадка и
охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких видов растений и
животных).
В содержание экологического воспитания вливаются ценностно-
нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы,
как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической),
понять красоту.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым
существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними.
При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей
растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой
организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые
условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают
понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда
человека.
Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее
желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится
важным средством воспитания осознанного отношения к природе, при условии
его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд
детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей
среды (озеленение, очистку территории и т.д.).
Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и
нравственные («хорошо» - «плохо», «добро» - «зло», «красиво» -
«некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание
необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам.
Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного
богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами,
народными традициями, местами, которые бережно сохраняются. Все это
приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное
богатство родных городов, сел, деревень.
Эффективность экологического развития дошкольников во многом
обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с
детьми.
Для того чтобы дети могли освоить программу экологического
образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий,
организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько
системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных
блоков:
1.
Занятия, как специально организованная форма обучения.
2.
Совместная деятельность педагога и детей.
3.
Самостоятельная деятельность детей.
В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй
блок предполагает равное партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке
дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и
свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного
взаимодействия с природными объектами.
1. Специально организованное обучение, это: Экскурсии, занятия.
- наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом,
сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за
изменением и развитием).
- Изодеятельность экологической тематики.
« Ознакомление с трудом взрослых в природе.
- Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.
•
Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях -
по аналогии, описательных, сравнительных,
из опыта;
описательных
загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы).
•
Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее
наблюдение, обобщающая беседа).
•
Классификация представлений о природе (беседы с использованием
моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).
2. Совместная деятельность педагога и детей:
•
Диагностика экологической воспитанности детей,
•
Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна.
- Целевые прогулки
в
природу.
- Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).
-
Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.
-
Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.
-
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе,
отношения к ней..
•
Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.
-
Опыты, поисковая деятельность.
-Труд в уголке природы и на участке.
-
Просмотр диафильмов, видеофильмов.
•
Работа с моделями.
-
Ведение календарей природы, дневников наблюдений.
-
Различные виды изодеятельности на экологические темы.
-
Создание книг - самоделок.
-
Экологические досуги и праздники.
3. Самостоятельная деятельность детей:
С а м о с т о я т е л ь н а я
а к т и в н о с т ь
д е т е й
( р а з н ы е
в и д ы
и г р ;
экспериментирование; уход за растениями и животными в уголке природы;
работа
с
литературой,
энциклопедиями;
коллекционирование,
изготовление
моделей, книжек - самоделок с рассказами о природе, поделок из природных
материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т.д.).
На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и
овладевают
различными
способами
познавательной
деятельности,
учатся
проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом,
чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей
между
ними
и
обобщению
первоначальных
представлений.
В
систему
экологического развития детей включаются занятия не только познавательного
цикла
-
наблюдения,
экскурсии,
формирование
обобщенных
представлений,
систематизация
знаний,
-
но
и
такие
их
виды,
в
которых
представлена
отражательная
деятельность
ребенка:
по
изодеятельности,
музыкальные,
трудовые.
Широко
используются
и
занятия
по
развитию
речи:
составление
описательных
рассказов
и
сравнительных
рассказов
о
природных
объектах,
занятия с детской природоведческой книжкой, беседы о природе и об отношении
к ней.
Один
из
видов
занятий
по
экологическому
воспитанию
детей
-
освоение
представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как
живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется
комплекс
методов,
включающих
разнообразные
исследовательские
действия,
элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Все
занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по
способам
познавательной
деятельности
и
характеру
отношения
к
живому,
которыми
овладевают
дошкольники.
Эффективное
решение
задач
экологического
образования
во
многом
определяется
характером
связи
организованного
обучения
с
содержанием
других
форм
совместной
со
взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место
отводится
совместной
деятельности
воспитателя
и
детей.
Это
обусловлено
возможностью
накопления
каждым
ребенком
личного
опыта
экологически
правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами,
склонностями,
уровнем
познавательного
развития.
Для
этого
взаимодействие
педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода и включает
разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на
участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение
детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а
также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе
занятий и переносится детьми в собственную деятельность.
Важнейшим
компонентом
системы
работы
является
самостоятельная
экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах
она
занимает
неодинаковое
место.
Чем
старше
дети,
тем
выше
их
самостоятельность,
тем
более
насыщенным
становится
их
деятельность
в
природе, с ее объектами.
Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у
детей
эмоционально
-
положительного
отношения
к
природе,
формирование
конкретных,
ярких
представлений
о
животных
и
растениях
ближайшего
окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Это позволяет
сделать наблюдения.
В
среднем
дошкольном
возрасте,
наряду
с
дальнейшим
накоплением
эмоционально
-
позитивного
отношения
к
природе,
важным
становится
обогащение
и
дифференциация
знаний
о
живом,
о
разнообразии
природных
объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но
их
содержание
усложняется.
В
ходе
наблюдений
дети
осваивают
новые
познавательные
умения
-
сравнение,
установление
связей,
выделение
существенного
в
объектах,
первоначальное
обобщение.
Дошкольник
4-5
лет
стремится
действовать,
ему
необходимо
применить
опыт
в
деятельности
и
получить
результат.
Поэтому
в
данном
возрасте
используются
занятия,
направленные
на
овладение
детьми
опыта
ухода
за
живыми
существами,
составление рассказов о природе.
В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение,
но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного
взаимодействия
с
ней,
поддержание
и
развитие
познавательного
интереса
дошкольников
к
ее
объектам
и
явлениям.
Со
старшими
дошкольниками
проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о
природе,
экологические
и
обобщающие
беседы
и
другие
занятия.
Анализ
практики
работы
показывает,
что
педагоги
часто
испытывают
трудности
в
проведении наблюдений и обобщающих бесед со старшими детьми. В основном
это проявляется при отборе содержания и логики построения занятий, подборе и
использовании моделей.
Занятия проводятся с игровыми персонажами - куклами. Их использование позволяет
педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а
детям - легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все это делает
процесс
обучения
увлекательным
для
детей,
настраивает
их
на
свободное,
непосредственное
общение.
Сюжеты
занятий
построены
таким
образом,
что
дети
должны помогать Незнайке, Мишке, Емеле и др. героям, учить, разрешая возникшие у
них проблемные ситуации: спорить, доказывая свою точку зрения, и, одновременно,
играть, шутить, смеяться вместе с ними.
Литература:
1.
Программа экологического образования детей «Мы».
2.
С.Н. Николаева «Юный эколог»
3.
В.И. Ашиков, С,Г. Ашикова «Семицветик».
4.
Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и мл. школьников,
5.
А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в д./е.»
6.
Т.М, Бондаренко «Экологические занятия с детьми».
7.
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по
экологии».