Напоминание

"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях.(все возрастные группы)".


Автор: Гордеева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП Детский сад "Алёнушка", ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина
Населённый пункт: ж – д ст. Клявлино, Самарской области
Наименование материала: консультация
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников на занятиях.(все возрастные группы)".
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Экологическое воспитание дошкольников на занятиях

(все возрастные группы)

Любовь

к

природе,

сознательное,

бережное

и

заинтересованное

отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего

детства в семье и дошкольных учреждениях.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа -

могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля

и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться

богатству и разнообразию мира живой природы.

Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но

прежде мы сами должны научиться любить ее.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна

Родина. И охранять природу - значит охранять родину», Так писал русский

писатель М.М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизма, любовь

к родине, привязанность к тому месту, где живешь.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет

показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего

знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в

природе, многогранной практической работой по охране природы (посадка и

охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких видов растений и

животных).

В содержание экологического воспитания вливаются ценностно-

нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы,

как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической),

понять красоту.

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым

существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними.

При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей

растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой

организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые

условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают

понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда

человека.

Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее

желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится

важным средством воспитания осознанного отношения к природе, при условии

его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд

детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей

среды (озеленение, очистку территории и т.д.).

Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и

нравственные («хорошо» - «плохо», «добро» - «зло», «красиво» -

«некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание

необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам.

Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного

богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами,

народными традициями, местами, которые бережно сохраняются. Все это

приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное

богатство родных городов, сел, деревень.

Эффективность экологического развития дошкольников во многом

обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с

детьми.

Для того чтобы дети могли освоить программу экологического

образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий,

организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько

системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных

блоков:

1.

Занятия, как специально организованная форма обучения.

2.

Совместная деятельность педагога и детей.

3.

Самостоятельная деятельность детей.

В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй

блок предполагает равное партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке

дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и

свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного

взаимодействия с природными объектами.

1. Специально организованное обучение, это: Экскурсии, занятия.

- наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом,

сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за

изменением и развитием).

- Изодеятельность экологической тематики.

« Ознакомление с трудом взрослых в природе.

- Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.

Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях -

по аналогии, описательных, сравнительных,

из опыта;

описательных

загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы).

Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее

наблюдение, обобщающая беседа).

Классификация представлений о природе (беседы с использованием

моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).

2. Совместная деятельность педагога и детей:

Диагностика экологической воспитанности детей,

Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна.

- Целевые прогулки

в

природу.

- Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).

-

Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.

-

Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.

-

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе,

отношения к ней..

Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.

-

Опыты, поисковая деятельность.

-Труд в уголке природы и на участке.

-

Просмотр диафильмов, видеофильмов.

Работа с моделями.

-

Ведение календарей природы, дневников наблюдений.

-

Различные виды изодеятельности на экологические темы.

-

Создание книг - самоделок.

-

Экологические досуги и праздники.

3. Самостоятельная деятельность детей:

С а м о с т о я т е л ь н а я

а к т и в н о с т ь

д е т е й

( р а з н ы е

в и д ы

и г р ;

экспериментирование; уход за растениями и животными в уголке природы;

работа

с

литературой,

энциклопедиями;

коллекционирование,

изготовление

моделей, книжек - самоделок с рассказами о природе, поделок из природных

материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т.д.).

На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и

овладевают

различными

способами

познавательной

деятельности,

учатся

проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом,

чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей

между

ними

и

обобщению

первоначальных

представлений.

В

систему

экологического развития детей включаются занятия не только познавательного

цикла

-

наблюдения,

экскурсии,

формирование

обобщенных

представлений,

систематизация

знаний,

-

но

и

такие

их

виды,

в

которых

представлена

отражательная

деятельность

ребенка:

по

изодеятельности,

музыкальные,

трудовые.

Широко

используются

и

занятия

по

развитию

речи:

составление

описательных

рассказов

и

сравнительных

рассказов

о

природных

объектах,

занятия с детской природоведческой книжкой, беседы о природе и об отношении

к ней.

Один

из

видов

занятий

по

экологическому

воспитанию

детей

-

освоение

представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как

живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется

комплекс

методов,

включающих

разнообразные

исследовательские

действия,

элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Все

занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по

способам

познавательной

деятельности

и

характеру

отношения

к

живому,

которыми

овладевают

дошкольники.

Эффективное

решение

задач

экологического

образования

во

многом

определяется

характером

связи

организованного

обучения

с

содержанием

других

форм

совместной

со

взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место

отводится

совместной

деятельности

воспитателя

и

детей.

Это

обусловлено

возможностью

накопления

каждым

ребенком

личного

опыта

экологически

правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами,

склонностями,

уровнем

познавательного

развития.

Для

этого

взаимодействие

педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода и включает

разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на

участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение

детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а

также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе

занятий и переносится детьми в собственную деятельность.

Важнейшим

компонентом

системы

работы

является

самостоятельная

экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах

она

занимает

неодинаковое

место.

Чем

старше

дети,

тем

выше

их

самостоятельность,

тем

более

насыщенным

становится

их

деятельность

в

природе, с ее объектами.

Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у

детей

эмоционально

-

положительного

отношения

к

природе,

формирование

конкретных,

ярких

представлений

о

животных

и

растениях

ближайшего

окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Это позволяет

сделать наблюдения.

В

среднем

дошкольном

возрасте,

наряду

с

дальнейшим

накоплением

эмоционально

-

позитивного

отношения

к

природе,

важным

становится

обогащение

и

дифференциация

знаний

о

живом,

о

разнообразии

природных

объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но

их

содержание

усложняется.

В

ходе

наблюдений

дети

осваивают

новые

познавательные

умения

-

сравнение,

установление

связей,

выделение

существенного

в

объектах,

первоначальное

обобщение.

Дошкольник

4-5

лет

стремится

действовать,

ему

необходимо

применить

опыт

в

деятельности

и

получить

результат.

Поэтому

в

данном

возрасте

используются

занятия,

направленные

на

овладение

детьми

опыта

ухода

за

живыми

существами,

составление рассказов о природе.

В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение,

но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного

взаимодействия

с

ней,

поддержание

и

развитие

познавательного

интереса

дошкольников

к

ее

объектам

и

явлениям.

Со

старшими

дошкольниками

проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о

природе,

экологические

и

обобщающие

беседы

и

другие

занятия.

Анализ

практики

работы

показывает,

что

педагоги

часто

испытывают

трудности

в

проведении наблюдений и обобщающих бесед со старшими детьми. В основном

это проявляется при отборе содержания и логики построения занятий, подборе и

использовании моделей.

Занятия проводятся с игровыми персонажами - куклами. Их использование позволяет

педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а

детям - легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все это делает

процесс

обучения

увлекательным

для

детей,

настраивает

их

на

свободное,

непосредственное

общение.

Сюжеты

занятий

построены

таким

образом,

что

дети

должны помогать Незнайке, Мишке, Емеле и др. героям, учить, разрешая возникшие у

них проблемные ситуации: спорить, доказывая свою точку зрения, и, одновременно,

играть, шутить, смеяться вместе с ними.

Литература:

1.

Программа экологического образования детей «Мы».

2.

С.Н. Николаева «Юный эколог»

3.

В.И. Ашиков, С,Г. Ашикова «Семицветик».

4.

Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и мл. школьников,

5.

А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в д./е.»

6.

Т.М, Бондаренко «Экологические занятия с детьми».

7.

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по

экологии».



В раздел образования