Напоминание

Физическая активность студентов в период напряженных умственных нагрузок


Автор: Усманов Эльвир Галимович
Должность: Старший преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ БГМУ Минздрава России
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Физическая активность студентов в период напряженных умственных нагрузок
Раздел: высшее образование





Назад




Усманов Эльвир Галимович

Старший преподаватель физической культуры ФГБОУ ВО Башкирский

государственный медицинский университет Минздрава Российской

Федерации г. Уфа, Республика Башкортостан

Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок

Цель: раскрыть роль физической активности студентов

в период

напряженных

умственных

нагрузок,

определить

влияние

физических

упражнений на психику и эмоциональное состояние студентов;

Задачи: 1) выявить факторы, влияющие на общее состояние студентов;

2) разработать режим труда и отдыха студентов;

3)

разработать

методы

повышения

работоспособности

с

помощью

физических упражнений;

Учебный день студентов насыщен значительными умственными и

эмоциональными нагрузками. В совокупности с вынужденной рабочей позой,

при

которой

значительное

время

в

напряженном

состоянии

находятся

мышцы,

удерживающие

туловище

в

определенном

положении,

частые

нарушения рационального режима труда и отдыха, неадекватные физические

нагрузки могут приводить к нежелательным явлениям, служить причиной

утомления, которое, в свою очередь, может накапливаться и переходить в

переутомление.

Для

того

чтобы

этого

избежать,

один

вид

деятельности

должен

сменяться

другим,

или

необходим

отдых.

Наиболее

эффективен

активный

отдых

в

виде

умеренного

физического

труда

или

занятий

физическими упражнениями.

У людей, которые систематически и активно занимаются физическими

упражнениями,

повышается

психическая,

умственная

и

эмоциональная

устойчивость

при

выполнении

напряженной

умственной

или

физической

деятельности.

Деятельность организма зависит от состояния центральной нервной

системы, переутомление которой ведет к расстройству жизненно важных

функций организма – восприятия, памяти, работоспособности.

Функции

нервной

системы

осуществляются

путем

уравновешивания

возбудительных

и

тормозных

процессов:

возбуждение

в

одних

пунктах

сопровождается торможением в других. При этом в участках торможения

восстанавливается работоспособность нервной ткани.

Утомлению способствуют малая подвижность при умственной работе и

однообразие – при физической.

Лучшим

отдыхом

при

умственном

утомлении

является

гимнастика

или

другая физическая деятельность человека.

Необходимо помнить, что последствия утомления при умственной работе

ликвидируются

дольше,

чем

при

физической,

а

работоспособность

восстанавливается медленнее.

Переутомление нервной системы ослабляет ее регулирующую функцию и

может спровоцировать возникновение ряда болезней: сердечно-сосудистых,

желудочно-кишечных, кожных и т. д.

Очень сильно нуждаются в физических нагрузках студенты в период

повышенных умственных нагрузок. Ученые рекомендуют так называемые

"малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов. К

"малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов

ним

относятся

утренняя

гигиеническая

гимнастика,

физкультурная

пауза,

микропаузы

в

учебном

труде

студентов

с

использованием

физических

упражнений.

Утренняя гигиеническая гимнастика является наименее сложной, но

достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в

учебно-трудовой

день.

Она

ускоряет

приведение

организма

в

работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях

тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет

продукты

распада,

накопившиеся

за

ночь.

Систематическое

выполнение

зарядки

улучшает

кровообращение,

укрепляет

сердечно-сосудистую,

нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных

органов,

способствует

более

продуктивной

деятельности

коры

головного

мозга.

Ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика, дополненная водными

процедурами,

эффективное

средство

повышения

физиче ской

тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная

пауза

является

действенной

и

доступной

формой.

Она

призвана

решать

задачу

обеспечения

активного

отдыха

студентов

и

повышения

их

работоспособности.

Многочисленные

исследования

свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная

работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2–3 часа после

завершения

учебных

занятий

работоспособность

восстанавливается

до

уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке

вновь отмечается её снижение.

С учётом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня

физкультурная пауза продолжительностью 10 мин

рекомендуется после

четырёх часов занятий и продолжительностью пять мин – после каждых двух

часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются

первые

признаки

утомления.

Проводиться

она

должна

в

хорошо

проветриваемом

помещении.

Физические

упражнения

подбираются

так,

чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в

обеспечении учебно-трудовой деятельности.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических

упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном

труде

студентов

в

силу

воздействия

разнообразных

факторов

возникают

состояния

отвлечения

от

выполняемой

работы,

которые

относительно

непродолжительны одна – три мин.

В

этих

условиях

полезными

бывают

микропаузы,

заполненные

динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в

упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из пяти

циклов энергичного сокращения и напряжения мышц-антогонистов, мышц-

сгибателей и разгибателей конечностей и туловища.

Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший

подъём уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая

время

самоподготовки.

В

течение

учебной

недели

положительное

воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих двух–

трёх дней, после чего оно постепенно снижается.

Наибольшее повышение умственной работоспособности и быстроты

движений отмечается в начале и в конце учебной недели. В эти дни также

отмечено

наименьшее

снижение

координации

микродвижений.

Следовательно, в течение недели есть два периода наиболее эффективного

влияния занятий по физическому воспитанию на умственную

работоспособность студентов.

Заключение:

Занятия физической культурой оказывают положительный эффект на

изменение

умственной

работоспособности

и

сенсомоторики

у

студентов

разных курсов и факультетов.

Утренняя

зарядка,

прогулка

или

пробежка

на

свежем

воздухе

-

все

эти

средства благоприятно влияют на организм человека, повышают тонус мышц,

у л у ч ш а ю т

к р о в о о б р а щ е н и е

и

г а з о о б м е н

о р г а н и з м а .

Немаловажную роль играет активный отдых в каникулярное время: после

отдыха в спортивно-оздоровительном лагере учащиеся начинают учебный

год с более высокой работоспособностью.

Список литературы:

1. Теория и организация адаптивной физической культуры, Евсеев С., 2016г

2. Физическая культура, Захарова Л.В., Люлина Н.В., Кудрявцев М.Д., 2017г

3. Физическое воспитание в вузе, Поурочные планы, Литвинов С.А. , 2016г



В раздел образования