Автор: Усманов Эльвир Галимович
Должность: Старший преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ БГМУ Минздрава России
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Физическая активность студентов в период напряженных умственных нагрузок
Раздел: высшее образование
Усманов Эльвир Галимович
Старший преподаватель физической культуры ФГБОУ ВО Башкирский
государственный медицинский университет Минздрава Российской
Федерации г. Уфа, Республика Башкортостан
Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок
Цель: раскрыть роль физической активности студентов
в период
напряженных
умственных
нагрузок,
определить
влияние
физических
упражнений на психику и эмоциональное состояние студентов;
Задачи: 1) выявить факторы, влияющие на общее состояние студентов;
2) разработать режим труда и отдыха студентов;
3)
разработать
методы
повышения
работоспособности
с
помощью
физических упражнений;
Учебный день студентов насыщен значительными умственными и
эмоциональными нагрузками. В совокупности с вынужденной рабочей позой,
при
которой
значительное
время
в
напряженном
состоянии
находятся
мышцы,
удерживающие
туловище
в
определенном
положении,
частые
нарушения рационального режима труда и отдыха, неадекватные физические
нагрузки могут приводить к нежелательным явлениям, служить причиной
утомления, которое, в свою очередь, может накапливаться и переходить в
переутомление.
Для
того
чтобы
этого
избежать,
один
вид
деятельности
должен
сменяться
другим,
или
необходим
отдых.
Наиболее
эффективен
активный
отдых
в
виде
умеренного
физического
труда
или
занятий
физическими упражнениями.
У людей, которые систематически и активно занимаются физическими
упражнениями,
повышается
психическая,
умственная
и
эмоциональная
устойчивость
при
выполнении
напряженной
умственной
или
физической
деятельности.
Деятельность организма зависит от состояния центральной нервной
системы, переутомление которой ведет к расстройству жизненно важных
функций организма – восприятия, памяти, работоспособности.
Функции
нервной
системы
осуществляются
путем
уравновешивания
возбудительных
и
тормозных
процессов:
возбуждение
в
одних
пунктах
сопровождается торможением в других. При этом в участках торможения
восстанавливается работоспособность нервной ткани.
Утомлению способствуют малая подвижность при умственной работе и
однообразие – при физической.
Лучшим
отдыхом
при
умственном
утомлении
является
гимнастика
или
другая физическая деятельность человека.
Необходимо помнить, что последствия утомления при умственной работе
ликвидируются
дольше,
чем
при
физической,
а
работоспособность
восстанавливается медленнее.
Переутомление нервной системы ослабляет ее регулирующую функцию и
может спровоцировать возникновение ряда болезней: сердечно-сосудистых,
желудочно-кишечных, кожных и т. д.
Очень сильно нуждаются в физических нагрузках студенты в период
повышенных умственных нагрузок. Ученые рекомендуют так называемые
"малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов. К
"малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов
ним
относятся
утренняя
гигиеническая
гимнастика,
физкультурная
пауза,
микропаузы
в
учебном
труде
студентов
с
использованием
физических
упражнений.
Утренняя гигиеническая гимнастика является наименее сложной, но
достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в
учебно-трудовой
день.
Она
ускоряет
приведение
организма
в
работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях
тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет
продукты
распада,
накопившиеся
за
ночь.
Систематическое
выполнение
зарядки
улучшает
кровообращение,
укрепляет
сердечно-сосудистую,
нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных
органов,
способствует
более
продуктивной
деятельности
коры
головного
мозга.
Ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика, дополненная водными
процедурами,
–
эффективное
средство
повышения
физиче ской
тренированности, воспитания воли и закаливания организма.
Физкультурная
пауза
является
действенной
и
доступной
формой.
Она
призвана
решать
задачу
обеспечения
активного
отдыха
студентов
и
повышения
их
работоспособности.
Многочисленные
исследования
свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная
работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2–3 часа после
завершения
учебных
занятий
работоспособность
восстанавливается
до
уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке
вновь отмечается её снижение.
С учётом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня
физкультурная пауза продолжительностью 10 мин
рекомендуется после
четырёх часов занятий и продолжительностью пять мин – после каждых двух
часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются
первые
признаки
утомления.
Проводиться
она
должна
в
хорошо
проветриваемом
помещении.
Физические
упражнения
подбираются
так,
чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в
обеспечении учебно-трудовой деятельности.
Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических
упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном
труде
студентов
в
силу
воздействия
разнообразных
факторов
возникают
состояния
отвлечения
от
выполняемой
работы,
которые
относительно
непродолжительны одна – три мин.
В
этих
условиях
полезными
бывают
микропаузы,
заполненные
динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в
упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из пяти
циклов энергичного сокращения и напряжения мышц-антогонистов, мышц-
сгибателей и разгибателей конечностей и туловища.
Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший
подъём уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая
время
самоподготовки.
В
течение
учебной
недели
положительное
воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих двух–
трёх дней, после чего оно постепенно снижается.
Наибольшее повышение умственной работоспособности и быстроты
движений отмечается в начале и в конце учебной недели. В эти дни также
отмечено
наименьшее
снижение
координации
микродвижений.
Следовательно, в течение недели есть два периода наиболее эффективного
влияния занятий по физическому воспитанию на умственную
работоспособность студентов.
Заключение:
Занятия физической культурой оказывают положительный эффект на
изменение
умственной
работоспособности
и
сенсомоторики
у
студентов
разных курсов и факультетов.
Утренняя
зарядка,
прогулка
или
пробежка
на
свежем
воздухе
-
все
эти
средства благоприятно влияют на организм человека, повышают тонус мышц,
у л у ч ш а ю т
к р о в о о б р а щ е н и е
и
г а з о о б м е н
о р г а н и з м а .
Немаловажную роль играет активный отдых в каникулярное время: после
отдыха в спортивно-оздоровительном лагере учащиеся начинают учебный
год с более высокой работоспособностью.
Список литературы:
1. Теория и организация адаптивной физической культуры, Евсеев С., 2016г
2. Физическая культура, Захарова Л.В., Люлина Н.В., Кудрявцев М.Д., 2017г
3. Физическое воспитание в вузе, Поурочные планы, Литвинов С.А. , 2016г