Автор: Оманова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Саранпаульская НШИ
Населённый пункт: село Саранпауль
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Технологическая карта урока
Раздел: дополнительное образование
1
Технологическая карта урока
1.
Ф.И.О. учителя Оманова Н.Н.
2.
Класс: 1
3.
Предмет: Фольклорный ансамбль
4.
Цель урока: Знакомиться с музыкальными инструментами.
5.
Задачи:
- Образовательные: Познакомить с понятием «народная музыка», уметь определять на слух звучание свирели,
рожка, дудочки, гуслей; умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем. Знакомство с народной
музыкой и инструментами.
- Развивающие: развивать музыкальный слух, память, чувство ритма.
- Воспитательные: воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа.
7. . Методы обучения: метод образного видения, метод эмпатии, метод контроля, метод самооценки.
8. Дидактические средства:
для учителя: – изобразительный ряд: Таблица «Музыкальные инструменты», презентация «Народные инструменты»
- литературный ряд: теоретический;
-
музыкальный ряд: фонограммы: «Полянка» (свирель), «Во кузнице» (рожок), «Как под яблонькой» (гусли),
«Пастушья песенка» (французская народная песня).
для обучающегося: Музыкальные инструменты (свирель, рожок, дудочка, гусли).
9. Характеристика этапов урока
№ Название этапа,
цель
Содержание этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
2
1.
Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности.
Организационный
момент.
Психологический
настрой.
Приветствие
Преподаватель приглашает детей в
класс под музыку («Полянка»,
русский народный наигрыш)
Учащиеся входят в класс под
музыку, они произвольно,
интуитивно выполняют музыкально
- ритмические движения руками –
подражают игре на различных
музыкальных инструментах,
которые в звучании оркестра
узнают, корпусом тела изображают
танцевальные движения.
2.
Учебно-
познавательная
деятельность.
Актуализация и
фиксирование
задания и
индивидуального
затруднения в
пробном
действии.
Постановка цели
урока.
Ребята, мы будем знакомиться с
народной музыкой и инструментами,
научимся определять на слух
звучание свирели, рожка, гуслей.
- Сегодня впервые на нашем уроке
звучит такая веселая, задорная
музыка?
- Чему подражали вы своими
движениями?
- Как называются такие музыкальные
инструменты?
- Какому народу они принадлежат?
- Каждый музыкант играл отдельно?
- Как называется музыкальный
коллектив, в котором все музыканты
играют одновременно, вместе?
Слушают объяснение
преподавателя и формулируют
учебную задачу.
Слушают преподавателя, отвечают
на вопросы.
- Играли на музыкальных
инструментах: дудочке, балалайке,
на ложках… дети называют
знакомые им инструменты,
выполняли танцевальные
движения.
- Народные.
- Русскому народу.
- Оркестр, оркестр народных
инструментов
3
Работа по
учебнику.
Стр. 24-25
Таблица
«Музыкальные
инструменты»
- Голос какого музыкального
инструмента звучал выделяясь,
солируя?
- Как звучал голос у этой дудочки?
- А сейчас мы откроем учебник на
развороте стр. 24 и мы с вами
посмотрим рисунок и поймем - куда
нас пригласила в гости наша Муза?
- А из чего же сделан его
музыкальный инструмент?- ответ на
этот вопрос мы найдем в
поэтических строках (читаем текст -
стр.25).
- Какое чувство вызвали у вас эти
стихи, как они прозвучали?
– Почему?
- Действительно веселиться и
радоваться плакать и петь может
свирель.
( зрительный ряд – слайды).
- Из чего же сделана поющая
дудочка?
Обращаемся к рисунку на стр. 25 –
речной тростник (рассказ учителя о
времени появления первых
музыкальных инструментов, о
Слушают объяснение
преподавателя и отвечают на
вопросы:
- Дудочка.
- Ярко, звонко, задорно, игриво.
- Девушки в народных костюмах
пляшут под веселые звуки дудочки,
на которой играет мальчик-
пастушок, - его образ мы видим в
центре разворота учебника.
Чтение текста на стр. 25.
- Нежно, задумчиво, ласково,
немного грустно.
- Слова – «Плачет и поет она»
Просмотр презентации «Народные
инструменты».
Чтение стихотворения
М.Ю.Лермонтова на стр. 28 Вывод
4
Слушание:
русская народная
песня-наигрыш «Во
кузнице»
Работа по
учебнику.
Стр. 25
Таблица
«Музыкальные
инструменты»
Слушание:
русской народной
песни «Как под
яблонькой»
Презентация
«Народные
инструменты»
природных материалах (тростник,
дерево), из которых они создавались,
они имели свой неповторимый
внешний вид, свой голос, свое
название).
- Сейчас мы услышим голос еще
одной дудочки, которую зовут –
рожок.
- Какой голос у рожка?
- Песенные, танцевальные или
маршевые черты вы в ней слышали?
- А сейчас прозвучит музыкальное
произведение и вы вместе с
музыкантами будете исполнять его
на воображаемом музыкальном
инструменте, а я посмотрю – узнаете
ли вы его голос?
- Как звучали гусли, какую мелодию
они исполнили.
-Почему?
-А что вы мысленно делали со
струнами, когда воображали игру на
гуслях.
Значит гусли – струнно–щипковый
инструмент
(зрительный ряд – слайды).
Учитель читает поэтический текст 2.
на стр.25.
после прочтения: свирель –
деревянный духовой инструмент.
Слушают музыку, делятся
впечатлениями, отвечают на
вопросы:
- упругий, яркий,
-три жанровые основы.
Дети вначале изображают игру на
балалайке, затем некоторые узнают
гусли, вместе приходят к общему
выводу – гусли.
Ответы на вопросы:
- Гусли звучали так же, как свирель
- звонко, задорно, весело, они
исполнили плясовую мелодию, но по
другому.
– Звучание было похоже на голос
балалайки, ведь гусли тоже –
струнный инструмент.
- Перебирали, ударяли по ним,
отщипывали струны.
Дети размышляют о том, что эти
5
Слушание:
звучат «Былинные
наигрыши»
-Звучит ли в этих словах музыка?
– Похоже ли это повествование на
мелодию, которая сейчас прозвучит?
Учитель предлагает учащимся
изобразить игру на музыкальном
инструменте.
- Какой музыкальный инструмент мы
услышали и изобразили?
Исполнение в ансамбле с
преподавателем куплетов «Во
кузнице».
слова звучат как старинный напев -
неторопливо, широко, распевно,
протяжно, почти как песня.
Имитация перебора струн.
3.
Постановка
проблемы.
Выявление места
и причины
затруднения.
.
Выявление
затруднений в
разучивании
исполнения
песни .
Акцентирование и
повторение
наиболее сложных
моментов.
Акцентирует внимание обучающихся
на устранение трудностей.,
активизирует обучающихся,
используя возможности жеста,
голоса, мотивирует детей на
преодолении возникшего
затруднения.
Отрабатывают наиболее трудные
моменты.
4.
Самостоятельна
я работа с
самопроверкой по
эталону.
.
Практическая,
самостоятельная
работа
обучающихся.
Следит за точностью исполнения.
Эмоциональная направленность
этапа состоит в организации для
каждого ученика ситуации успеха,
мотивирующей его к включению в
дальнейшую познавательную
деятельность.
Самостоятельно исполняют
разученную песню.
5.
Рефлексия
Подведение итога
- А теперь время подвести итоги. Мы
Учащиеся анализируют свою
6
учебной
деятельности на
уроке.
урока
плодотворно поработали.
- Что узнали нового?
-
Что
особенно
вам
понравилось?
Почему?
Оцените
свою
работу
на
уроке
с
помощью «Светофора».
- Спасибо за работу.
работу и отвечают на вопросы.
Оценивают с помощью
«Светофора» свою работу на уроке.
1.
О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств / авт.-
сост. А.О. Аракелова – Москва: Минкультуры России, 2012
2.
Эвристические методы: презентация «НОЦ «Карьера»
3. Народное музыкальное творчество. Учебник / Отв. ред. О.А. Пашина. – СПб.: Композитор, 20009. – 568 с., нотн.
прим., ил.