Напоминание

Технологическая карта урока


Автор: Оманова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Саранпаульская НШИ
Населённый пункт: село Саранпауль
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Технологическая карта урока
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Технологическая карта урока

1.

Ф.И.О. учителя Оманова Н.Н.

2.

Класс: 1

3.

Предмет: Фольклорный ансамбль

4.

Цель урока: Знакомиться с музыкальными инструментами.

5.

Задачи:

- Образовательные: Познакомить с понятием «народная музыка», уметь определять на слух звучание свирели,

рожка, дудочки, гуслей; умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем. Знакомство с народной

музыкой и инструментами.

- Развивающие: развивать музыкальный слух, память, чувство ритма.

- Воспитательные: воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа.

7. . Методы обучения: метод образного видения, метод эмпатии, метод контроля, метод самооценки.

8. Дидактические средства:

для учителя: – изобразительный ряд: Таблица «Музыкальные инструменты», презентация «Народные инструменты»

- литературный ряд: теоретический;

-

музыкальный ряд: фонограммы: «Полянка» (свирель), «Во кузнице» (рожок), «Как под яблонькой» (гусли),

«Пастушья песенка» (французская народная песня).

для обучающегося: Музыкальные инструменты (свирель, рожок, дудочка, гусли).

9. Характеристика этапов урока

№ Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

2

1.

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности.

Организационный

момент.

Психологический

настрой.

Приветствие

Преподаватель приглашает детей в

класс под музыку («Полянка»,

русский народный наигрыш)

Учащиеся входят в класс под

музыку, они произвольно,

интуитивно выполняют музыкально

- ритмические движения руками –

подражают игре на различных

музыкальных инструментах,

которые в звучании оркестра

узнают, корпусом тела изображают

танцевальные движения.

2.

Учебно-

познавательная

деятельность.

Актуализация и

фиксирование

задания и

индивидуального

затруднения в

пробном

действии.

Постановка цели

урока.

Ребята, мы будем знакомиться с

народной музыкой и инструментами,

научимся определять на слух

звучание свирели, рожка, гуслей.

- Сегодня впервые на нашем уроке

звучит такая веселая, задорная

музыка?

- Чему подражали вы своими

движениями?

- Как называются такие музыкальные

инструменты?

- Какому народу они принадлежат?

- Каждый музыкант играл отдельно?

- Как называется музыкальный

коллектив, в котором все музыканты

играют одновременно, вместе?

Слушают объяснение

преподавателя и формулируют

учебную задачу.

Слушают преподавателя, отвечают

на вопросы.

- Играли на музыкальных

инструментах: дудочке, балалайке,

на ложках… дети называют

знакомые им инструменты,

выполняли танцевальные

движения.

- Народные.

- Русскому народу.

- Оркестр, оркестр народных

инструментов

3

Работа по

учебнику.

Стр. 24-25

Таблица

«Музыкальные

инструменты»

- Голос какого музыкального

инструмента звучал выделяясь,

солируя?

- Как звучал голос у этой дудочки?

- А сейчас мы откроем учебник на

развороте стр. 24 и мы с вами

посмотрим рисунок и поймем - куда

нас пригласила в гости наша Муза?

- А из чего же сделан его

музыкальный инструмент?- ответ на

этот вопрос мы найдем в

поэтических строках (читаем текст -

стр.25).

- Какое чувство вызвали у вас эти

стихи, как они прозвучали?

– Почему?

- Действительно веселиться и

радоваться плакать и петь может

свирель.

( зрительный ряд – слайды).

- Из чего же сделана поющая

дудочка?

Обращаемся к рисунку на стр. 25 –

речной тростник (рассказ учителя о

времени появления первых

музыкальных инструментов, о

Слушают объяснение

преподавателя и отвечают на

вопросы:

- Дудочка.

- Ярко, звонко, задорно, игриво.

- Девушки в народных костюмах

пляшут под веселые звуки дудочки,

на которой играет мальчик-

пастушок, - его образ мы видим в

центре разворота учебника.

Чтение текста на стр. 25.

- Нежно, задумчиво, ласково,

немного грустно.

- Слова – «Плачет и поет она»

Просмотр презентации «Народные

инструменты».

Чтение стихотворения

М.Ю.Лермонтова на стр. 28 Вывод

4

Слушание:

русская народная

песня-наигрыш «Во

кузнице»

Работа по

учебнику.

Стр. 25

Таблица

«Музыкальные

инструменты»

Слушание:

русской народной

песни «Как под

яблонькой»

Презентация

«Народные

инструменты»

природных материалах (тростник,

дерево), из которых они создавались,

они имели свой неповторимый

внешний вид, свой голос, свое

название).

- Сейчас мы услышим голос еще

одной дудочки, которую зовут –

рожок.

- Какой голос у рожка?

- Песенные, танцевальные или

маршевые черты вы в ней слышали?

- А сейчас прозвучит музыкальное

произведение и вы вместе с

музыкантами будете исполнять его

на воображаемом музыкальном

инструменте, а я посмотрю – узнаете

ли вы его голос?

- Как звучали гусли, какую мелодию

они исполнили.

-Почему?

-А что вы мысленно делали со

струнами, когда воображали игру на

гуслях.

Значит гусли – струнно–щипковый

инструмент

(зрительный ряд – слайды).

Учитель читает поэтический текст 2.

на стр.25.

после прочтения: свирель –

деревянный духовой инструмент.

Слушают музыку, делятся

впечатлениями, отвечают на

вопросы:

- упругий, яркий,

-три жанровые основы.

Дети вначале изображают игру на

балалайке, затем некоторые узнают

гусли, вместе приходят к общему

выводу – гусли.

Ответы на вопросы:

- Гусли звучали так же, как свирель

- звонко, задорно, весело, они

исполнили плясовую мелодию, но по

другому.

– Звучание было похоже на голос

балалайки, ведь гусли тоже –

струнный инструмент.

- Перебирали, ударяли по ним,

отщипывали струны.

Дети размышляют о том, что эти

5

Слушание:

звучат «Былинные

наигрыши»

-Звучит ли в этих словах музыка?

– Похоже ли это повествование на

мелодию, которая сейчас прозвучит?

Учитель предлагает учащимся

изобразить игру на музыкальном

инструменте.

- Какой музыкальный инструмент мы

услышали и изобразили?

Исполнение в ансамбле с

преподавателем куплетов «Во

кузнице».

слова звучат как старинный напев -

неторопливо, широко, распевно,

протяжно, почти как песня.

Имитация перебора струн.

3.

Постановка

проблемы.

Выявление места

и причины

затруднения.

.

Выявление

затруднений в

разучивании

исполнения

песни .

Акцентирование и

повторение

наиболее сложных

моментов.

Акцентирует внимание обучающихся

на устранение трудностей.,

активизирует обучающихся,

используя возможности жеста,

голоса, мотивирует детей на

преодолении возникшего

затруднения.

Отрабатывают наиболее трудные

моменты.

4.

Самостоятельна

я работа с

самопроверкой по

эталону.

.

Практическая,

самостоятельная

работа

обучающихся.

Следит за точностью исполнения.

Эмоциональная направленность

этапа состоит в организации для

каждого ученика ситуации успеха,

мотивирующей его к включению в

дальнейшую познавательную

деятельность.

Самостоятельно исполняют

разученную песню.

5.

Рефлексия

Подведение итога

- А теперь время подвести итоги. Мы

Учащиеся анализируют свою

6

учебной

деятельности на

уроке.

урока

плодотворно поработали.

- Что узнали нового?

-

Что

особенно

вам

понравилось?

Почему?

Оцените

свою

работу

на

уроке

с

помощью «Светофора».

- Спасибо за работу.

работу и отвечают на вопросы.

Оценивают с помощью

«Светофора» свою работу на уроке.

1.

О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств / авт.-

сост. А.О. Аракелова – Москва: Минкультуры России, 2012

2.

Эвристические методы: презентация «НОЦ «Карьера»

3. Народное музыкальное творчество. Учебник / Отв. ред. О.А. Пашина. – СПб.: Композитор, 20009. – 568 с., нотн.

прим., ил.



В раздел образования