Автор: Федоряева Галина Сергеевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Тихоокеанский государственный университет
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: научная статья
Тема: Отличие нормативно правовых актов от актов применения права
Раздел: высшее образование
Федоряева Галина Сергеевна
магистрант
Тихоокеанский государственный университет
ОТЛИЧИЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ ОТ АКТОВ
ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА
Fedoryaeva Galina Sergeevna
master
Pacific State University
DIFFERENCE OF NORMATIVE LEGAL ACTS FROM ACTS OF
APPLICATION OF LAW
Аннотация: данная статья посвящена анализу различий между нормативно
правовыми актами и актами применения права.
Annotation:
this
article
is
devoted
to
the
analysis
of
differences
between
regulatory legal acts and acts of application of law.
Ключевые слова: нормативно правовые акты, правоприменительный
акт.
Keywords: regulatory legal acts, law enforcement act.
Важную
роль
в
реализации
тех
или
иных
прав
и
свобод,
а
также
установлении запретов и ограничений, играют нормативно правовые акты и
правоприменительные акты.
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо определить понятия
«нормативный акт» и «акт применения права». Общим между ними является
то, что:
это правовые акты;
они
принимаются
и
обеспечиваются
компетентными
(прежде
всего
государственными) органами;
они выступают властными по своему характеру документами.
В отличие от нормативного акта правоприменительный акт:
- применяется именно на основе нормативного;
-
конкретизирует
норму
права,
содержащуюся
в
нормативном
акте,
применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям;
- носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер;
-не
является
источником
(формой)
права
и
рассчитан
только
на
однократное применение;
-
выступает
юридическим
фактом
для
возникновения,
изменения
и
прекращения соответствующих правоотношений.
От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве)
правоприменительный акт отличает гос.-властный характер.
В качестве примера акта применения права, издаваемого органом внутренних
дел, приведем постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
С момента получения достаточных доказательств установления
совершения
преступления
конкретным
лицом,
уголовный
процесс
приобретает определенную направленность, появляется обвиняемый. Сам акт
привлечения
в
качестве
обвиняемого
выражается
в
выне сении
мотивированного постановления об этом (143-144 УПК) и предъявлении его
лицу, привлеченному в качестве обвиняемого (ст.148 УПК)
Основаниями
для
вынесения
этого
постановления
являются:
материально-правовое - совершение субъектом деяния, содержащего состав
преступления и процессуальное - доказанность совершения его конкретным
лицом.
Привлечение в качестве обвиняемого должно осуществляться следователем
лишь при наличии его убеждения в виновности субъекта, основанного на
доказательствах и не может основываться на предположениях.
Необходимость толкования права возникает в процессе правоприменения,
т.к. невозможно применить норму права, не уяснив её точный смысл. Но
такая необходимость возникает и в процессе правотворчества, т.к. разработка
новых НПА предполагает толкование действ-х нормативных предписаний,
выяснение
их
смысла,
последствий
действия
толкуемых
актов.
Цель
толкования- правильное, точное и единообразное понимание и применение
закона,
выявление
сути,
которую
законодатель
вложил
в
словесную
формулировку.
Толкование права – сложный интеллектуально - волевой процесс,
осуществляемый
органами
государства,
должностными
лицами,
общественными организациями, отдельными гражданами, направленный на
установление точного смысла правовой нормы, раскрытие выраженной в ней
воли законодателя.
В толкование входит уяснение и разъяснение.Для
надлежащего
толкования
нормы
права
(толкования-уяснения)
необходимо
определить его объект, метод и предмет.
Объектом толкования нормы права является соответствующий данному
регулятивному случаю (данной конкретной ситуации) текст того нормативно-
правового
(правоустановительного)
акта,
в
котором
выражена
толкуемая
норма.
Метод толкования нормы права — это согласованная юридико-логическая
интерпретация
текста
источника
нормы
и
данной
конкретной
ситуации
(случая) в их взаимной соотнесенности, сориентированности и единстве,
направленная
на
выявление
и
определение
в
тексте
источника
соответствующих
структурных
элементов
и
общей
конструкции
искомой
нормы
в
их
актуальной
регулятивно-правовой
значимости
для
данной
конкретной ситуации (случая).
Предмет толкования нормы права — это искомое актуальное регулятивно-
правовое значение нормы права, которое подлежит реализации в данной
конкретной ситуации (случае).
В процессе использования правоприменительных актов в соответствии с
нормативно правовыми актами, зачастую можно
встретить
нарушения в
правоприменительных актах. Почему это происходит и как своевременно
выявить и определить такие пробелы, в первую очередь для этого необходимо
научиться государственным органам правильно толковать нормы права.
список литературы
1.
С.С.Алексеев. Государство и право// Москва, 1993
2.
С.А. Комаров. Общая теория государства и права //М. 1996 г.
3.
В.В. Лазарев С. В. Липень. Теория государства и права //М., 1998 г.
4.
Бахрах
Д.Н.,
Хазанов
С.Д.
Формы
и
методы
деятельности
государственной
администрации
//учеб.
пособие.
—
Екатеринбург,
1999. С. 8—10.
5.
Россинский Б.В. Административное право. Вопросы и ответы// учеб.
пособие для вузов. — М., 2000. С. 164—165.
6.
Строкова
О.Г.
Приказ
как
особая
разновидность
правового
акта
(вопросы
теории
и
практики):
автореф.
дис.
канд.
юрид.
наук.
—
Саратов, 2007. С. 8—9.
7.
Васильев Р.Ф. Акты управления (значение, проблема исследований,
понятие). — М., 1987. С. 139—140.
8.
Коренев А.П. Административное право России. — М., 2000. С. 194.
9.
Токарев
О.В.
Административные
акты:
материальные
и
процессуальные проблемы современной теории: автореф. дис. ... канд.
юрид. наук. — Воронеж, 2001. С. 11.
10.
Кучерова
Т.Е.
Нормативные
акты
федеральных
органов
исполнительной власти (вопросы общей теории) // автореф. дис. канд.
юрид. наук. — М., 2006. С. 19.