Автор: Савенко Софья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Оперы Клаудио Монтеверди как ключ к развитию современного оперного искусства
Раздел: дополнительное образование
Оперы Клаудио Монтеверди как ключ к развитию
современного оперного искусства
Композиторское мышление добаховского времени очень долго оставалось
неактуальным и закрытым для понимания культурной общественности. Но в
начале XX столетия возрастает интереск творчеству мастеров, имена которых
ранее
воспринимались
скорее
как
дань
прошлому,
нежели
как
живая
музыкальная традиция.
Одним
из
ярчайших
«открытий»
XX
века
стало
оперное
творчество
венецианского мастера Клаудио Монтеверди (1567 – 1643). Сегодня это имя
известно всему миру, а в Европе по количеству театральных премьер в сезоне
Монтеверди
приближается
к
таким
абсолютным
лидерам
как
Дж. Верди
и
В. А. Моцарт.
Клаудио
Монтеверди
несомненно
является
центральной
фигурой
искусства
итальянской
оперы XVII века, его виднейшим представителем. В
истории ему принадлежит роль создателя музыкальной драмы. Для Монтеверди
опера была не единственной областью творчества: он пришел к ней зрелым
музыкантом
с
большим
опытом.
Подлинным
откровением
для
широкой
общественности тала его первая «favolainmusica» Орфей (1607г.) И открытием
оказалась его последняя опера «Коронация Поппеи».
Вклад
композитора
в
развитие
мирового
оперного
искусства
сложно
переоценить.
Итальянский
искусствовед
РодольфоЧелетти
называл
оперы
Монтеверди
«ключом
к
пониманию
вокальной
культуры XVII
века»;
Итальянская певица Рашель Мори указывала, что Монтеверди был первым
вокальным педагогом, определившим эстетику оперного пения belcanto.
Работая в одиночку, он сотворил намного больше, чем удалось создать
содружеству композиторов и поэтов того времени - «Флорентийской камерате»,
хотя именно члены этого кружка явились первопроходцами в области создания
dramapermusica, явившейся прообразом современной оперы.
Представители
«камераты»
признавали
неудовлетворительным
с о в р е м е н н о е
с о с т о я н и е
м у з ы к и ,
с
е г о
г о с п о д с т в о м
«хитроумных»полифонических
форм
музыки,
весьма
непростых
для
восприятия. Главной своей задачей они считали создание музыкальной драмы, в
подражание древнегреческим образцам, с простой и выразительной мелодией,
подчёркивающей смысл поэтического текста.
В отличие от представителей «камераты» Винченцо Галилея, Джулио
Каччини и Якопо Пери и др. Монтеверди не боролся с полифонией строгого
стиля
и
другими
традициями
ренессанса,
а
использовал
и
обновлял
все
доступные ему средства музыкального выражения – от напевной декламации
флорентийцев до буффонной скороговорки римлян.
Композитором
были
написаны
8
опер,
из
которых
до
наших
дней
сохранились
лишь
три
1
:
«Орфей»
(1607),
«Возвращение
Улисса»
(1640)
и
«Коронация Поппеи»
Как
известно,
своеобразной
«творческой
лабораторией»
Монтеверди
явился
жанр
мадригала,
в
котором
композитор
проводил
эксперименты
по
отбору выразительных средств музыки. По словам музыковеда Т. Дубравской
Монтеверди, «только ещё открывавший для себя драматическое одноголосное
пение,
стремился
сконцентрировать
в
нём
всю
завоёванную
и
освоенную
мадригалом
эмоциональную
подвижность
человеческой
души,
и
его
же
причудливую мелодическую пластику» [2; 112].
Забегая вперёд, следует отметить, что как и в мадригалах, в своих операх
Монтеверди
так
же
будет
свободно
использовать
диссонансы
(за
что
композитора
критикует
его
современник,
теоретик
Артузи)
и
применять
полифонические и гармонические приёмы, отточенные в размышлениях над
многоголосной фактурой мадригалов.
Красочные
диссонансы
в
моменты
обостренного
переживания;
нисходящие
хроматизмы
как
характеристика
образов
страдания
и
смерти;
«ломаная» мелодика на крупноинтервальных скачках в моменты возбуждения;
псалмодическая
речитация
для
более
нейтральных
моментов;
тонкая
мелизматика для музыкальной живописи; аккордово-фанфарная структура как
1
Утраченные оперы - «Ариадна» (1608; либретто сохранилось),
«Андромеда», «Мнимая
безумная Ликори», «Похищение Прозерпины», «Свадьба Энея и Лавинии»
выражение
душевного
подъема
и
рыцарски-военных
ассоциаций;
концертирующие верхние голоса на фоне отдаленного от них, более статичного
баса в качестве особенного лирического эффекта; остинатный бас для усиления
впечатления душевной скованности — все эти и некоторые другие приемы
были созданы композитором в его упорных поисках мадригальной техники,
способной отразить и выразительность отдельных характерных поэтических
оборотов, и общее настроение положенного на музыку стиха. Именно к этим
выразительным приемам восходит строй речи первой монтевердиевской драмы.
Стилистика
его
опер
(так
же,
как
и
мадригалов)
амбивалентна,
величайший
новатор
своего
времени,
он
органически
связан
с
творческим
наследием
Ренессанса.
Ренессансная
модальность
и
неспешность
развёртывания
в
его
сочинениях
соединяются
с
зарождающейся
мажоро-
минорной системой и динамичностью эпохи Барокко.
Монтеверди предчувствует феномен тональности и его выразительные
возможности,
однако,
иногда
оперирует
аккордами
как
цельными
гармоническими
комплексами
без
учёта
их
последовательности
и
функциональной
связи.
Хотя
роль
баса,
как
гармонического
основания,
значительно усиливается.
Это
проявляется
в
том,
что
наиболее
полно
в
оперном
творчестве
композитора раскроется приём использования bassocontinuo (опера, в отличие
от
полифонического
мадригала,
предоставляет
большие
возможности
для
применения данной техники). В сопровождении bassocontinuo проходит около
половины
«Орфея»,
во
второй
редакции
«Коронации
Поппеи»
композитор
заново переписал все голоса фактуры, оставив неизменным лишь бас.
Также
большое
значение
для
формирования
монтевердиевского
театрального мышления
имело познание специфики человеческого голоса,
происходящее в процессе работы с мадригалами.
Литература.
1.
Бронфин Е. Монтеверди. Л. :Музыка, 1970.
2.
Конен В. Д. Монтеверди. М. : Советский композитор, 1971.
3.
Куклев А. В. Оперное творчество К.Монтеверди: У истоков belcanto.
Нижний Новгород, 2014.
4.
Ромен
Роллан.
Музыкально-историческое
наследие
Вып.1.
Опера
в
Европе до Люлли и Скарлатти. М.: Музыка, 1986.
5.
Сапонов
М.
Либретто
«Орфея»
Монтеверди:
опыт
истолкования
//
Старинная музыка. 2010, вып. 3. – С. 20-36.