Авторы: Соколенко Ксения Сергеевна, Макодзеба Людмила Васильевна
Должность: социальный педагог, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 123
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: методическая разработка занятия по формированию целостной картины мира с использованием кейс-технологии (старший дошкольный возраст)
Тема: "Помощь идет"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида №123 «АБВГДейка»
Методическая разработка занятия
по формированию целостной картины мира
с использованием кейс-технологии
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
«Помощь идет»
Составители: Макодзеба Людмила Васильевна
воспитатель,
Соколенко Ксения Сергеевна
социальный педагог
г. Архангельск
2018
Программное содержание:
1)Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
2)Способствовать
творческому
использованию
в
играх
представлений
об
окружающей жизни.
3)Формировать
представления
о
том,
как
вести
себя
в
трудных
и
конфликтных
ситуациях,
формировать
способность
к
поиску
различных
вариантов действий
4)Формировать способность к рассуждению, высказыванию и отстаиванию
собственной точки зрения.
5)Закрепить
умение
детей
выполнять
различные
роли
в
соответствии
с
сюжетами
игр;
воспитывать
доброжелательность,
умение
считаться
с
интересами и мнениями товарищей по игре.
6)Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.
7)Воспитывать
умение
эмоционально
воспринимать
образное
содержание
произведения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства,
понимать их значения.
8)Воспитывать
у
детей
интерес
к
детской
художественной
литературе.
Активизировать словарь по теме словами: рыболовные снасти, прорубь, улов,
экстремальная ситуация, взаимовыручка.
Используемые технологии: кейс-иллюстрация, ИКТ.
Материалы:
портрет
Б.
Житкова;
атрибуты
для
сюжетно-ролевой
игры
«Рыбалка»:
льдины,
рыболовные
снасти,
удочки,
рюкзаки,
бинокль,
мультимедиа.
Ход занятия
В начале занятия воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Ребята, я хочу сегодня познакомить вас с детским писателем, который очень
много путешествовал и о своих путешествиях рассказывал детям в рассказах.
Его зовут Борис Степанович Житков (показываем портрет).
Больше всего на свете он любил море и его тружеников - матросов, рыбаков,
механиков, капитанов малых и больших кораблей. Именно в море, когда
человек остается наедине с природой, наиболее полно раскрываются его
хорошие и плохие стороны.
КЕЙС-ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему: «Помощь идет»
I этап - Мотивационный
Воспитатель: Всю жизнь Бориса Житкова интересовал вопрос: что такое
храбрость? Сейчас я вам прочитаю рассказ «На льдине» и, возможно, мы
узнаем ответ.
II этап - Ознакомительно - аналитический
Воспитатель читает детям первую часть рассказа:
Зимой море замёрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лёд ловить
рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним
его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд
и лёд: это так замёрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех.
Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был
солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и
очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы
лежали на льду. Володин папа сказал:
- Довольно, пора по домам.
Но все стали просить, чтоб остаться ночевать и с утра снова ловить.
Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях.
Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул. Вдруг ночью
отец вскочил и закричал:
- Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!
Все вскочили, забегали.
- Почему нас качает? - закричал Володя.
А отец крикнул:
- Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.
Все рыбаки бегали по льдине и кричали:
- Оторвало, оторвало!
А кто-то крикнул:
- Пропали!
Володя заплакал.
Затем показывает первую иллюстрацию.
Проблема:
- Посмотрите на картинку и расскажите, что произошло в рассказе.
Ответы детей: Рыбаки поехали далеко в море по льду, наловили много рыбы.
Но ночью льдину оторвало и понесло в море.
Воспитатель: О ком вы узнали из рассказа?
Ответы детей: О мальчике Володе и его папе Андрее, он рыбак.
Воспитатель: Каким в рассказе показан папа Володи?
Ответы
детей:
Смелым,
но
осторожным.
Внимательным.
Он
предлагал
рыбакам
поехать
домой,
но
его
не
послушали.
А
ночью
он
первым
почувствовал беду.
Воспитатель: Как повел себя мальчик? Что он чувствовал?
Ответы детей: Мальчик испугался.
Воспитатель: А как бы вы повели себя на месте этого мальчика?
Ответы детей: Я бы вызвал МЧС. Я бы ждал корабля. Мне было бы страшно,
но я постаралась бы не плакать.
III этап - Организационно - поисковый
Воспитатель: Почему же рыбаки попали в беду?
Ответы детей: Они не послушали совет Андрея и остались ночевать на льду,
а это опасно.
Воспитатель: Как вы думаете, что было дальше?
Ответы детей: Льдина приплыла к берегу. Рыбаков спасли сотрудники МЧС.
Рыбаки могли замерзнуть. Рыбаки могли утонуть.
IV этап - Презентационный
Воспитатель читает детям вторую часть рассказа:
Днём ветер стал ещё сильней, волны заплёскивали на льдину, а кругом
было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на
конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где
парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в
санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между
туч Володя увидел самолёт и закричал:
- Самолёт! Самолёт!
Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была
еда и записка: "Держитесь! Помощь идёт!" Через час пришёл пароход и
перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал,
что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и
самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда
идти.
Затем показывает вторую иллюстрацию.
Воспитатель:
Посмотрите
на
картинку,
все
ли
хорошо
закончилось
в
рассказе?
Ответы детей: Да, рыбакам сбросили с самолета еду, а потом спасли на
пароходе.
Воспитатель: Что сделали рыбаки для того, чтобы спастись?
Ответы детей: Смотрели, не идет ли корабль, поставили яркий красный флаг
из одежды.
Воспитатель: Кто догадался поставить флаг? Для чего?
Ответы детей: Папа мальчика. Чтобы подать сигнал самолету или кораблю.
Воспитатель: Все рыбаки вели себя смело или нет?
Ответы детей: Всем было страшно, но Андрей не растерялся, придумал, как
подать сигнал.
Воспитатель: Что надо было сделать, чтобы беды не случилось?
Ответы детей: Не ночевать на льду. Нельзя рыбачить в море на льду, а то
можно утонуть или уплыть на льдине в море.
Воспитатель: А как надо вести себя в опасной ситуации?
Ответы детей: Надо быть смелым. Нужно не плакать, а думать, что можно
сделать.
V этап – Итоговый по рассказу
Воспитатель: Давайте подумаем, что могло произойти с рыбаками, если бы
они не заехали далеко в море.
Ответы детей: Они могли вернуться днем, не ночевать, привезти домой
большой улов.
Воспитатель: А что было бы, если бы папа Володи растерялся и стал бегать и
кричать, как остальные?
Ответы детей: Если бы папа не повесил флаг, то рыбаков могли не увидеть с
самолета. Или их бы нашел другой пароход и спас. Может, тогда кто-то
другой мог помочь другим рыбакам.
Воспитатель: Папа мальчика заботился только о себе?
Ответы детей: Нет, он заботился обо всех рыбаках.
Нравственный урок:
Воспитатель:
В
опасной
ситуации
надо
постараться
не
паниковать,
а
подумать, как помочь другим и спастись самому. По мнению писателя Бориса
Степановича Житкова, «только тот по настоящему храбр, кто пренебрегает
опасностью, чтобы защитить и спасти то, что дороже жизни, рискует всем
ради других».
VI этап – Практическая часть.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо отвечали, а сейчас посмотрим, как вы умеете
дружно играть. Представим, что вы герои этого рассказа и попали в Арктику.
Нам нужно решить, что надо взять с собой и какая одежда подойдет для
путешествия в Арктику.
Показ презентации:
Дети рассматривают фотографии о рыбаках, ловящих рыбу на льдине в
Арктике. Рыбаки на льдине делают проруби, запускают сети, складывают
рыбу в кучи.
Игра «Собираемся в поход».
Дети выбирают нужные предметы из предложенных для похода в Арктику
(рыболовные
снасти,
продукты,
одежду).
Ребята
собирают
рыболовные
снасти, продукты, одежду.
Затем дети рассматривают макет Арктики.
Далее на выбор им предлагается поиграть в разные игры:
- «Рыбалка» (водная и магнитная)
- Дидактическая игра «Пазлы «Северный полюс»
- Дидактическая игра «Рыбки в пруду»: распределить рыбок по цвету пруда.
- Дидактическая игра «Силуэты-льдинки»
VII этап – Итоговый по практической части.
Воспитатель:
-Девочки и мальчики, вам понравилось путешествие в Арктику?
-Что нового узнали?
-Что больше всего понравилось?
Ответы детей.
Использованная литература:
1.Рассках Б.Житкова «На льдине».
2.Интернет-источники.