Напоминание

"Помощь идет"


Авторы: Соколенко Ксения Сергеевна, Макодзеба Людмила Васильевна
Должность: социальный педагог, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 123
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: методическая разработка занятия по формированию целостной картины мира с использованием кейс-технологии (старший дошкольный возраст)
Тема: "Помощь идет"
Дата публикации: 11.01.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №123 «АБВГДейка»

Методическая разработка занятия

по формированию целостной картины мира

с использованием кейс-технологии

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

«Помощь идет»

Составители: Макодзеба Людмила Васильевна

воспитатель,

Соколенко Ксения Сергеевна

социальный педагог

г. Архангельск

2018

Программное содержание:

1)Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

2)Способствовать

творческому

использованию

в

играх

представлений

об

окружающей жизни.

3)Формировать

представления

о

том,

как

вести

себя

в

трудных

и

конфликтных

ситуациях,

формировать

способность

к

поиску

различных

вариантов действий

4)Формировать способность к рассуждению, высказыванию и отстаиванию

собственной точки зрения.

5)Закрепить

умение

детей

выполнять

различные

роли

в

соответствии

с

сюжетами

игр;

воспитывать

доброжелательность,

умение

считаться

с

интересами и мнениями товарищей по игре.

6)Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.

7)Воспитывать

умение

эмоционально

воспринимать

образное

содержание

произведения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства,

понимать их значения.

8)Воспитывать

у

детей

интерес

к

детской

художественной

литературе.

Активизировать словарь по теме словами: рыболовные снасти, прорубь, улов,

экстремальная ситуация, взаимовыручка.

Используемые технологии: кейс-иллюстрация, ИКТ.

Материалы:

портрет

Б.

Житкова;

атрибуты

для

сюжетно-ролевой

игры

«Рыбалка»:

льдины,

рыболовные

снасти,

удочки,

рюкзаки,

бинокль,

мультимедиа.

Ход занятия

В начале занятия воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Ребята, я хочу сегодня познакомить вас с детским писателем, который очень

много путешествовал и о своих путешествиях рассказывал детям в рассказах.

Его зовут Борис Степанович Житков (показываем портрет).

Больше всего на свете он любил море и его тружеников - матросов, рыбаков,

механиков, капитанов малых и больших кораблей. Именно в море, когда

человек остается наедине с природой, наиболее полно раскрываются его

хорошие и плохие стороны.

КЕЙС-ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему: «Помощь идет»

I этап - Мотивационный

Воспитатель: Всю жизнь Бориса Житкова интересовал вопрос: что такое

храбрость? Сейчас я вам прочитаю рассказ «На льдине» и, возможно, мы

узнаем ответ.

II этап - Ознакомительно - аналитический

Воспитатель читает детям первую часть рассказа:

Зимой море замёрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лёд ловить

рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним

его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд

и лёд: это так замёрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех.

Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был

солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и

очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы

лежали на льду. Володин папа сказал:

- Довольно, пора по домам.

Но все стали просить, чтоб остаться ночевать и с утра снова ловить.

Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях.

Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул. Вдруг ночью

отец вскочил и закричал:

- Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!

Все вскочили, забегали.

- Почему нас качает? - закричал Володя.

А отец крикнул:

- Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.

Все рыбаки бегали по льдине и кричали:

- Оторвало, оторвало!

А кто-то крикнул:

- Пропали!

Володя заплакал.

Затем показывает первую иллюстрацию.

Проблема:

- Посмотрите на картинку и расскажите, что произошло в рассказе.

Ответы детей: Рыбаки поехали далеко в море по льду, наловили много рыбы.

Но ночью льдину оторвало и понесло в море.

Воспитатель: О ком вы узнали из рассказа?

Ответы детей: О мальчике Володе и его папе Андрее, он рыбак.

Воспитатель: Каким в рассказе показан папа Володи?

Ответы

детей:

Смелым,

но

осторожным.

Внимательным.

Он

предлагал

рыбакам

поехать

домой,

но

его

не

послушали.

А

ночью

он

первым

почувствовал беду.

Воспитатель: Как повел себя мальчик? Что он чувствовал?

Ответы детей: Мальчик испугался.

Воспитатель: А как бы вы повели себя на месте этого мальчика?

Ответы детей: Я бы вызвал МЧС. Я бы ждал корабля. Мне было бы страшно,

но я постаралась бы не плакать.

III этап - Организационно - поисковый

Воспитатель: Почему же рыбаки попали в беду?

Ответы детей: Они не послушали совет Андрея и остались ночевать на льду,

а это опасно.

Воспитатель: Как вы думаете, что было дальше?

Ответы детей: Льдина приплыла к берегу. Рыбаков спасли сотрудники МЧС.

Рыбаки могли замерзнуть. Рыбаки могли утонуть.

IV этап - Презентационный

Воспитатель читает детям вторую часть рассказа:

Днём ветер стал ещё сильней, волны заплёскивали на льдину, а кругом

было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на

конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где

парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в

санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между

туч Володя увидел самолёт и закричал:

- Самолёт! Самолёт!

Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была

еда и записка: "Держитесь! Помощь идёт!" Через час пришёл пароход и

перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал,

что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и

самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда

идти.

Затем показывает вторую иллюстрацию.

Воспитатель:

Посмотрите

на

картинку,

все

ли

хорошо

закончилось

в

рассказе?

Ответы детей: Да, рыбакам сбросили с самолета еду, а потом спасли на

пароходе.

Воспитатель: Что сделали рыбаки для того, чтобы спастись?

Ответы детей: Смотрели, не идет ли корабль, поставили яркий красный флаг

из одежды.

Воспитатель: Кто догадался поставить флаг? Для чего?

Ответы детей: Папа мальчика. Чтобы подать сигнал самолету или кораблю.

Воспитатель: Все рыбаки вели себя смело или нет?

Ответы детей: Всем было страшно, но Андрей не растерялся, придумал, как

подать сигнал.

Воспитатель: Что надо было сделать, чтобы беды не случилось?

Ответы детей: Не ночевать на льду. Нельзя рыбачить в море на льду, а то

можно утонуть или уплыть на льдине в море.

Воспитатель: А как надо вести себя в опасной ситуации?

Ответы детей: Надо быть смелым. Нужно не плакать, а думать, что можно

сделать.

V этап – Итоговый по рассказу

Воспитатель: Давайте подумаем, что могло произойти с рыбаками, если бы

они не заехали далеко в море.

Ответы детей: Они могли вернуться днем, не ночевать, привезти домой

большой улов.

Воспитатель: А что было бы, если бы папа Володи растерялся и стал бегать и

кричать, как остальные?

Ответы детей: Если бы папа не повесил флаг, то рыбаков могли не увидеть с

самолета. Или их бы нашел другой пароход и спас. Может, тогда кто-то

другой мог помочь другим рыбакам.

Воспитатель: Папа мальчика заботился только о себе?

Ответы детей: Нет, он заботился обо всех рыбаках.

Нравственный урок:

Воспитатель:

В

опасной

ситуации

надо

постараться

не

паниковать,

а

подумать, как помочь другим и спастись самому. По мнению писателя Бориса

Степановича Житкова, «только тот по настоящему храбр, кто пренебрегает

опасностью, чтобы защитить и спасти то, что дороже жизни, рискует всем

ради других».

VI этап – Практическая часть.

Воспитатель: Ребята, вы хорошо отвечали, а сейчас посмотрим, как вы умеете

дружно играть. Представим, что вы герои этого рассказа и попали в Арктику.

Нам нужно решить, что надо взять с собой и какая одежда подойдет для

путешествия в Арктику.

Показ презентации:

Дети рассматривают фотографии о рыбаках, ловящих рыбу на льдине в

Арктике. Рыбаки на льдине делают проруби, запускают сети, складывают

рыбу в кучи.

Игра «Собираемся в поход».

Дети выбирают нужные предметы из предложенных для похода в Арктику

(рыболовные

снасти,

продукты,

одежду).

Ребята

собирают

рыболовные

снасти, продукты, одежду.

Затем дети рассматривают макет Арктики.

Далее на выбор им предлагается поиграть в разные игры:

- «Рыбалка» (водная и магнитная)

- Дидактическая игра «Пазлы «Северный полюс»

- Дидактическая игра «Рыбки в пруду»: распределить рыбок по цвету пруда.

- Дидактическая игра «Силуэты-льдинки»

VII этап – Итоговый по практической части.

Воспитатель:

-Девочки и мальчики, вам понравилось путешествие в Арктику?

-Что нового узнали?

-Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Использованная литература:

1.Рассках Б.Житкова «На льдине».

2.Интернет-источники.



В раздел образования