"Система организации двигательной активности школьников"
Автор: Иванов Виталий Сергеевич Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ СОШ № 92 Населённый пункт: город Кемерово Наименование материала: статья Тема: "Система организации двигательной активности школьников" Раздел: полное образование
.
В. С. Иванов (221-204-544),
учитель физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №92 с
углубленным изучением отдельных предметов», г. Кемерово
На одном из Всероссийских форумов видный русский педиатр И.М. Воронцов как-то
сказал: «Ребенок здоров настолько, насколько он хорошо развит». И, действительно, в категории
«здоровый ребенок» сопряжены два понятия: здоровье и развитие. То есть, здоровье ребенка – это
итог его развития. А нормальное развитие ребенка невозможно без двигательной активности.
Однако
в
современной
российской
школе
учащиеся
как
раз
и
испытывают
дефицит
двигательной активности. По данным Минздравсоцразвития России, школьники реализуют свой
двигательный потенциал только на 18-20%; 65% детей, подростков и молодежи не занимаются
систематически физической культурой и спортом. В итоге свыше 40% допризывной молодежи не
соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе, в части выполнения
минимальных нормативов физической подготовки.
По
данным
обследования,
проведенного
среди
обучающихся
МБОУ
«СОШ
№
92
с
углубленным
изучением
отдельных
предметов»
г.
Кемерово,
в
2014
году
выявлено,
что
заболевания опорно-двигательного аппарата занимают ведущее место в перечне основных видов
заболеваний. Кроме того, известно. Что нарушение осанки, искривление позвоночника, задержка
возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости снижают не
только
силу
и
работоспособность
и
работоспособность
скелетной
мускулатуры.
Недостаток
движения вызывает изменения в центральной нервной системе, эндокринные изменения, которые
в свою очередь могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению
обмена веществ в организме, а также к изменению функциональных возможностей сердечно-
сосудистой
и
дыхательной
систем
и,
следовательно,
к
снижению
общей
работоспособности
организма (Г.Л.Апанасенко, И.И.Брехман, Э.М.Казин, В.П.Казначеев, С.И.Петухов, А.Г.Щедрина и
др.).
Дифференцированный анализ состояния здоровья у учащихся школы выявил ряд проблем,
существование которых обусловило необходимость активизации физкультурно-оздоровительной
деятельности среди учащихся школы.
В процесс физического воспитания, основанного на индивидуально-дифференцированном
подходе, необходимо включать все субъекты воспитательно-образовательного процесса.
Через систему организации двигательной активности школьников необходимо включать
различные формы, средства и методы в урочное и внеурочное время такие как:
- гимнастика до уроков;
- модель подвижного урока;
- физкультурные минутки;
- оздоровительные паузы (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж);
- динамическая перемена.
Гимнастика до уроков
Цель гимнастики до уроков - организовать учащихся, активизировать включение в работу и
повысить их работоспособность.
Длительность гимнастики зависит от возраста детей. Рекомендуемое время для начальной
школы - 7-8 минут, для остальных 9-10 минут.
Гимнастику лучше проводить на открытом воздухе либо в рекреационных помещениях,
которые должны быть хорошо проветриваемые. Не следует проводить гимнастику в классных
комнатах.
Упражнения
для
гимнастики
выбираются
с
участием
мышц
плечевого
пояса
(махи,
вращения рук и головы), спины (наклоны в нескольких направлениях), ног (приседания, прыжки).
Недопустимы упражнения на силовую нагрузку и сложную координацию.
Гимнастика
до
уроков
обязательно
проводится
под
руководством
педагогов
(учителей
физкультуры, тренера, специалиста ЛФК, дежурного педагога и др.).
Модель подвижного урока
Целью
модели
подвижного
урока
является
создание
здоровьесберегающих
условий
обучения на уроке через увеличение двигательной активности.
Задачи модели подвижного урока:
-осуществление оптимальной двигательной активности учащихся на уроке;
-введение
режима
динамических
поз
для
оптимизации
функционального
состояния
организма и сохранения работоспособности школьников;
-реализация здоровьесберегающей функции урока через проведение физкультминуток и
оздоровительных пауз.
Структура
подвижного
урока
включает
четыре
основные
здоровьесберегающие
педагогические технологии: режим динамических поз, физкультминутки, оздоровительные паузы
и передвижение по классу.
Методологической
основой
модели
подвижного
урока
является
методика
режима
динамических поз профессора В.Ф. Базарного, модифицированная авторами в соответствии с
целью и поставленными задачами при организации здоровьесберегающего урока.
Материальное
обеспечение
модели
подвижного
урока
включает:
настольные
конторки,
учебную мебель, соответствующую росту ученика, офтальмотренажеры, сигнальные лампочки,
специальные коврики.
Физкультурные минутки
Потребность в двигательной активности учащихся может реализовываться и посредством
физкультурных минуток на уроке, при этом необходимо учитывать, что, согласно гигиеническим
нормам, их общая продолжительность на уроке в 1- 8 классах должна составлять не менее 5 минут.
Физкультурные минутки способствуют снятию локального утомления, состоят из комплекса
физических упражнений (2-4 упражнения), выполняемых в течение 1-1,5 минут во время урока.
Комплекс упражнений для 1-4 классов состоит, как правило, из 2-3 упражнений, для 5-8 и 9-11 из
3-4 упражнений.
По
содержанию
физкультминутки
различны,
так
как
предназначены
для
конкретного
воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. Физические упражнения
должны вовлекать в работу те мышцы, которые в большей степени подвергаются утомлению во
время учебной деятельности на уроке. Это мышцы спины, шеи, пальцев рук, бедра и др.
Комплексы
должны
состоять
из
физических
упражнений,
не
требующих
сложной
координации движений и большого пространства, которые можно выполнять и в положении
«сидя»
и
«стоя».
Это
различные
движения
головой,
повороты
туловища,
полуприседания,
движения руками и пальцами и т.п. Исходя из общей направленности комплекса, физкультминутки
могут быть следующих разновидностей:
1. Физкультминутка общего воздействия.
2. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.
3. Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
4. Физкультминутки для снятия утомления с туловища и ног.
5. Физкультминутки для снятия утомления с кисти рук.
6. Физкультминутки изометрические.
Физкультминутки следует проводить с учетом содержания учебной деятельности на уроке
при появлении признаков утомления. Чаще всего это проявляется в
последней трети урока,
особенно на 4, 5, 6 уроках. Физкультминутки рекомендуется проводить дважды за урок: на 10-15-й
и на 25-30- минутах.
Во
время
проведения
физкультминуток
желательно
осуществлять
дополнительное
проветривание класса. Продолжительность физкультминуток составляет 1-1,5 мин. Выполняться
физические упражнения могут сидя на стуле или стоя у стола, в медленном или среднем темпе.
Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы учащиеся не мешали друг другу. Каждое из
2-4 упражнений в комплексе повторяется 2-4 раза.
До начала физкультминутки учитель дает команду на прекращение выполнения заданий,
подготовку к ней. Комплексы упражнений необходимо менять один раз в 2 недели, т.к. повторение
одних и тех же упражнений утомляет.
Физкультминутки
могут
сопровождаться
музыкой,
особенно,
если
они
проводятся
централизованно. Но в этом случае лучше их проводить на последних уроках, т.к. существует
возможность
отвлечения
от
темпа
урока
и
переключение
внимания.
На
последних
уроках
утомление выражено значительнее и поэтому требуется более продолжительные физкультминутки
с элементами релаксации.
Начинать выполнение комплекса упражнений необходимо с фиксации правильной осанки в
течение
5-6
секунд,
затем
должно
быть
упражнение
на
сосредоточенность
внимания
и
активизацию
определенной
группы
мышц.
После
чего
следуют
упражнения
конкретной
направленности в соответствии с номером урока, видом деятельности до физкультминутки, с
учетом дня недели, общего состояния учащихся и дневной динамики их работоспособности.
В начале урока можно выполнять вводную гимнастику, цель которой является повышение
готовности организма к предстоящей работе путем соответствующей перестройке функций на
новый
уровень
деятельности
и
сокращения
периода
продолжительности
врабатывания.
Физические упражнения в первой половине урока способствуют активизации организма учащихся
через воздействие на мышечную систему, сердечно-сосудистую, дыхательную и центральную
нервную
системы,
интенсифицируя
протекание
физиологических
процессов
и
предупреждая
развитие утомления.
Во второй половине урока физические упражнения должны быть направлены на снятие
физического и
умственного утомления в результате различных видов учебной деятельности.
Экспериментально апробированы и рекомендованы к использованию учителями специальные
комплексы упражнений.
Оздоровительные паузы
Учебная деятельность на уроке, как и любая деятельность, может вызывать снижение
функциональных
возможностей
организма,
чувство
усталости,
свидетельствующее
о
необходимости
отдыха
для
организма
учащегося.
Выполнение
оздоровительных
пауз
при
развивающемся
утомлении
способствует
снятию
мышечного
и
психического
напряжения,
активизации умственной деятельности и повышению эффективности обучения. Но, самое главное,
оздоровительные паузы помогают сохранять здоровье школьников в процессе обучения, благодаря
широкому и разнообразному воздействию на разные функции организма. Оздоровительная пауза
может включать не только физические упражнения, но и пальцевые упражнения, дыхательные
упражнения, офтальмотренаж, психологические тренинги и прочее.
Разнообразие состава упражнений в оздоровительных паузах позволяет использовать их на
уроке
с
разной
целью:
для
активизации
учебной
деятельности
в
начале
урока,
для
снятия
мышечного
напряжения
с
разных
групп
мышц
(шеи,
плеч,
кисти,
рук,
спины,
ног),
для
профилактики
нарушений
осанки,
для
повышения
двигательной
активности
на
уроке,
для
предупреждения и снятия нервной усталости, психоэмоционального напряжения и возбуждения,
для активизации деятельности познавательных функций на уроке (память, внимание, восприятие),
для предупреждения и снятия утомления зрительного и слухового анализаторов, для развития
моторики кисти, для улучшения мозгового кровообращения.
Динамическая перемена
Для снятия статического напряжения, в целях профилактики утомления детей в режиме
учебного
дня
необходимо
более
рационально
использовать
перемены
между
уроками.
За
гигиеническую норму принята длительность малых перемен по 10 минут, большой перемены – 30
минут или двух больших перемен по 20 минут каждая. Не допускается сокращение перемен.
Важное значение для профилактики утомления у детей играет динамическая перемена
(подвижная перемена). Она чаще всего проводится на открытом воздухе под контролем взрослых
после второго урока (на большой перемене) в течение 30 минут, с необходимой двигательной
деятельностью не менее 25 минут.
Если не позволяют погодные условия, то динамическую перемену можно провести в
хорошо проветренном помещении (рекреация, спортивный зал, коридор).
Выделяют три части динамической перемены:
- подготовительная (готовит детей к выполнению игр и упражнений) – 2 минуты;
- основная (обучение двигательным навыкам, игровая деятельность, максимальная двигательная
активность) – 25 минут;
-заключительную, организм ребенка приводится в спокойное состояние, подводятся итоги – 3
минуты.
Содержание динамической перемены должно быть разнообразным: подвижные игры, игры-
эстафеты, спортивные упражнения, самостоятельные игры детей.
Для
эффективного
проведения
динамической
перемены
необходим
педагогический
контроль,
четкая
организация,
эмоциональная
окраска
всех
упражнений.
Детям
в
это
время
необходимо
не
только
сбросить
физическое
утомление,
но
и
эмоционально
«зарядиться».
Известно, что только при эмоциональном подъеме улучшаются реакции организма: двигательная,
зрительная,
слуховая.
При
разработке
и
проведении
динамических
перемен
необходим
дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью.
Игры
должны
развивать
несколько
двигательных
качеств.
Целесообразно
организовывать
одновременно
несколько
игр
(вдвоем,
втроем,
малыми
группами).
Обязательным
условием
является окончание игр за 3-4 минуты до звонка на урок.
Для более рационального использования времени предварительно делается разметка игр на
полу и стенах (круги, линии, «камешки») лучше это сделать масляными красками один раз в год,
подправляя или меняя разметку в дальнейшем. Оптимально ежедневное применение подвижных
перемен. Если динамические перемены не проводятся ежедневно, то их рекомендуется проводить
в
дни
снижения
умственной
работоспособности
учащихся
(понедельник,
четверг,
пятница,
суббота). Для начальной школы перемены рекомендуется проводить ежедневно, для среднего звена
– 3-4 раза в неделю. При наличии в расписании урока физкультуры рекомендуется подвижную
перемену проводить с играми умеренной интенсивности, при отсутствии урока физкультуры
рекомендуются игры с интенсивной двигательной активностью. Принуждение при отказе детей от
игры недопустимо, важны доброжелательность и двигательный и эмоциональный «комфорт», и
желание детей.
Список литературы
1.
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома:
практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005, - 176с.
2.
Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
Методическое пособие, Часть II. Физиологические и психологические аспекты
здоровьесберегающего урока / Авторы, составители: Т.Н. Семенкова, Н.А. Заруба, О.А.
Никифорова, А.И. Федоров; под редакцией Э.М. Казина - 2 издание, стереотипное.
Кемерово: Издательство КРИПКиПРО,2005. с.15.
3.
Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа,
формы, методы применения: Методические рекомендации / Под редакцией Безруких
М.М., Сонькина В.Д. – М. – Педагогика, 2002.- 254с.
4.
Казин Э.М., Адаптация и здоровье / Э.М. Казин, С.Б. Лурье, С.И. Петухов, Т.М. Чурекова и
др. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 301с.