Автор: Шевченко Нина Вячеславовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано 1 категории
Учебное заведение: МБУДО ДМШ №6
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Межличностные отношения: учитель - ученик в процессе обучения музыке
Раздел: дополнительное образование
Межличностные отношения: учитель – ученик в процессе обучения
музыке
Нина Шевченко
МБУДО ДМШ №6
На
Земле
есть
много
профессий,
но
среди
них
выделяется
профессия
учителя,
профессия, от которой зависит наше будущее, ведь учителя учат и воспитывают тех, кто
завтра сменит настоящее поколение. Учителя работают с детьми, гибким и податливым
материалом
и
халатное
отношение
к
своим
обязанностям,
недостаточный
профессионализм,
непонимание
своего
места
в
образовательном
процессе
могут
привести к «катастрофе», так как будут упущены годы, которые были даны ученикам на
обучение.
Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости,
мудрой любви к детям. Только каждый день, с радостью отдавая себя детям, можно
приблизить их к науке, приучить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.
Деятельность
учителя
–
это
вторжение
во
внутренний
мир
вечно
меняющегося,
противоречивого,
растущего
человека.
Никакими
учебниками
и
интерактивными
программами нельзя заменить содружество учителя с детьми.
Говоря об учителе его можно сравнить с инженером, архитектором, врачом, тренером,
если
применить
данные
профессии
относительно
человеческой
души,
характера,
болезней роста, интеллекта и памяти. Этот список можно продолжать и далее, вот только
учитель, в отличие от других профессий, не сразу может насладиться результатами своего
труда. От посева до жатвы у него проходит много лет и только высококвалифицированный
учитель, владеющий системой знаний, умений и навыков может приобщить современных
школьников к музыкальному искусству.
Говоря о квалификации учителя музыки нужно учитывать следующее:
уровень подготовки;
соответствие подготовки современным требованиям;
готовность к самообразованию и самосовершенствованию.
Специфика учителя музыки в том, что специальные знания, умения и навыки должны
находиться в единстве с педагогическими. Все виды деятельности и формы работы в
школе требуют от учителя профессиональных знаний и умений не только музыканта, но
прежде всего педагога.
НАЧАЛО НАЧАЛ
Одной
из
форм
делового,
профессионального
общения
выступает
педагогическое
общение – психологический контакт учителя и ученика в процессе обучения и воспитания.
Цель такого контакта – обеспечить на уроке благоприятный, психологически комфортный
климат
для
успешного
решения
педагогических
задач,
направленных
на
развитие
личности и профессиональных способностей ученика.
1
Возможность создания такого климата в отношениях педагога и ученика определяется
стилем педагогического общения, который проявляется, с одной стороны, в характере
эмоционально-оценочного отношения к ученику, к его действиям, а с другой стороны, в
способе управления поведением ученика, в характере воздействия на него.
Если отношение педагога оказывает влияние на побуждения учеников, их намерения,
внутренний мир, то его управление состоит в непосредственном руководстве действиями
ученика.
Так,
при
обучении
музыке
учитель
исходит
из
тех
или
иных
установок
в
отношении
ученика,
считая
его
более
или
менее
способным
в
овладении
исполнительским мастерством. И, в зависимости от содержания установки, более или
менее критического отношения к способностям ученика учитель по-разному руководит его
действиями на уроке, в той или иной степени детализирует свои указания, чаще или реже
контролирует, более или менее дифференцированно оценивает его поведение.
Можно выделить два основных стиля педагогического общения:
авторитарный, монологичный, односторонний;
партнерский, диалогичный, двухсторонний.
В первом случае учитель, как правило, учитывает свои особенности, ориентируется на
себя,
единолично
устанавливая
цели
и
педагогические
задачи,
которые
необходимо
решать в учебном процессе. Ученик в этом случае рассматривается как исполнитель
указаний, которого не следует посвящать в конечный смысл решаемых задач, в общую
цель совместной работы. Такой тип руководства действиями ученика часто сочетается с
недоверием к способностям ученика, его возможностям управлять собой и эффективно
заниматься самостоятельно.
При обучении музыке такой стиль общения проявляется в требованиях беспрекословного
подчинения
учительским
указаниям
относительно
аппликатуры,
темпа
и
динамики
исполнения, полном игнорировании инициатив ученика в отношении использования тех
или иных средств музыкальной выразительности и даже высмеивании попыток ученика в
индивидуализированном выполнении технических приемов игры на инструменте.
Во втором случае учитель в постановке и решении педагогических задач учитывает свои
особенности
и,
главным
образом,
особенности
учеников,
ориентируется
на
то,
что
отличает одного ученика от другого, стремится включить ученика в выбор и достижение
конечной цели работы. Ученик в рамках такого общения рассматривается как активный
участник совместной деятельности. При этом учитель позитивно относится и к личности, и
к способностям ученика, видит в нем значительные неиспользованные возможности,
уважает его, проявляет тактичность.
Обучение музыке в условиях партнерских отношений в общении характеризуется обычно
совместной (учителя с учеником) выработкой исполнительского плана и интерпретации
осваиваемого
сочинения,
совместным
выбором
выразительных
средств
и
исполнительских
приемов.
Большое
значение
для
учителя
приобретает
отношение
ученика, к сочинению, которое предлагается изучать.
2
О СОХРАНЕНИИ ЛЮБВИ И РАСКРЫТИИ ИНТЕРЕСОВ К МУЗЫКАЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ
Среди большого числа решаемых задач учителю важно не упустить главную – сохранить
любовь
к
музыке
и
развить
интерес
к
музыкальным
занятиям,
так
как
в
течение
достаточно большого периода времени учитель становится для малыша самым большим
авторитетом, олицетворением идеального музыканта и человека.
Ученик верит учителю и через него еще больше любит музыку. Если учитель, показывая
простую песенку, сам поддается ее обаянию и умеет воодушевиться ее настроением, ему
легче передать это настроение и воодушевление ученику. Такое совместное переживание
музыки – наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успехов ученика в
более старшем возрасте.
Протянув
невидимые
нити
и
пробудив
в
ученике
ответные
струны,
педагог
создает
условия для развития ярких музыкальных впечатлений, работы над художественным
образом произведения. Особенно важно то, что возникший музыкальный контакт учителя
и ученика способствует появлению инициативы, желания самому сыграть, и не просто
сыграть, а исполнить, попытаться, пусть неумело, по-своему, но донести настроение и
смысл музыки – то есть всего того, что его воодушевило в этом произведении.
Пробуждение инициативы, активного стремления к исполнению является первым успехом
в
педагогической
работе
и
главным
критерием
правильного
подхода
к
ученику.
Занятия с учеником – это творческий процесс. Все, чему мы хотим научить, следует не
диктовать, а совместно заново открывать, включая ученика в активную работу. Умело
используя
этот
метод,
можно
сделать
самые
элементарные
задачи
интересными
и
волнующими.
Иногда
мы
недооцениваем
способность
ребенка
мыслить
и
понимать
и,
желая
подделаться под него, впадаем в примитивный и фальшивый тон. Дети моментально
ощущают эту фальшь, она их оскорбляет и отталкивает. И тогда абсолютно бессмысленно
стараться пробудить у ребенка какие-либо музыкальные ощущения и настроения, ибо все
его внимание поглощено неправильно взятым тоном и закрыто для восприятия чего-либо
другого.
Также неправильно разговаривать с ребенком в духе безоговорочного приказа, строгого и
беспрекословного подчинения. При таком подходе основным состоянием ученика на
уроке
будет
страх
и
скованность,
боязнь
сделать
то,
что
педагогу
не
понравится.
Естественно,
что
и
в
этом
случае
трудно
будет
заинтересовать
его
музыкальными
задачами.
Ребенок должен чувствовать, что учитель разговаривает с ним как с равным, рассуждает
сам и серьезно выслушивает его рассуждения. Только в этом случае ученик испытывает
доверие к учителю и у него появляется чувство ответственности, стремление оправдать
это доверие. С этого начинается авторитет педагога и именно так создается почва для
того, чтобы заинтересовать ученика музыкальными уроками.
3
СТАДИИ ОБЩЕНИЯ
С психологической точки зрения, развитое педагогическое общение, как авторитарного,
так и партнерского стилей, включает в себя пять основных стадий:
Содержание
подготовительной
стадии
включает
в
себя
продумывание
учителем
предстоящего общения с учеником, планирование разных вариантов вступления в контакт
с ним, разных направлений развития контакта и разных способов выхода из него.
Так, при разработке вариантов вступления в контакт могут анализироваться возможные
уровни
готовности
ученика
к
уроку,
к
решению
запланированных
на
этот
урок
педагогических задач. Варианты начала контакта определяют выбор путей его развития,
которые, в свою очередь, определяют способы выхода из него.
Вместе с тем, всегда можно наметить и возможные события по ходу развертывания
контакта и их влияние на него. Так, продумывая очередной урок с учеником на этапе
разучивания пьесы (когда на прошлом уроке было выдано домашнее задание выучить ее
наизусть), учитель может наметить, что и как он скажет ученику в зависимости от степени
выполнения задания (вся или только часть пьесы была выучена наизусть) и от качества
его выполнения (хорошо или плохо выучена пьеса). При этом учителю также необходимо
учесть, как тот или иной уровень готовности к занятиям проявляется у данного ученика, и
отразить это в своем внешнем поведении (выражение лица, движения, особенности
звучания голоса, характер речи). Также рекомендуется продумать, как работать на уроке
над пьесой, о чем спрашивать ученика и что ему говорить, как завершить урок, чтобы
домашние занятия были более эффективными.
Вторая стадия общения – вступление в непосредственный контакт с учеником, в прямое
общение с ним, чрезвычайно важна для успеха урока. Чтобы в дальнейшем управлять
общением в целях решения педагогических задач, учителю необходимо с самого начала
проявить инициативу в общении.
Педагоги,
умело
владеющие
партнерским
стилем
общения,
оперативно
организуют
начальный контакт с учеником, быстро переходя к деловому общению, подчеркивая
совместный характер работы над пьесой, преодолевая возможные негативные установки,
влияющие на успехи данного ученика по прошлым занятиям, активно включая в общение
4
Подготовка
Подготовка
Вступление в контакт
Вступление
в контакт
Развитие контакта
Развитие
контакта
Выход из контакта
Выход из
контакта
Оценка
Оценка
разнообразные неречевые средства (мимику, пантомимику, контакт глаз и др.), стараясь
сразу достичь взаимопонимания.
Определенных усилий требует от педагога дальнейшее развитие контакта на уроке.
Решающее
значение
здесь
имеет
способность
педагога
вовремя
изменить
свое
поведение
в
целях
сохранения
взаимопонимания
и
вовремя
поддержать
ученика
психологически, вселить в него уверенность.
Известно, что опытные учителя стараются увидеть в действиях учеников как можно
больше
хорошего,
подчеркнуть
эти
моменты.
Неправильные
же
действия
должны
корректироваться конструктивно, без яркой отрицательной эмоциональной нагрузки, так
как и в ошибках учеников сказывается работа педагога.
Управление общением на уроке, оценка ученика во многом (особенно при малом опыте
работы педагога) определяются установкой учителя в отношении этого ученика. Так, если
педагог считает ученика способным и перспективным, то он прощает ученику больше
мелких
погрешностей,
чаще
подбадривает
при
затруднениях.
Если
же
педагог
не
выделяет ученика, полагая, что его музыкальные способности развиты недостаточно и
что
его
занятая
на
инструменте
бесперспективны,
то
при
обсуждении,
например,
жанровых
и
стилистических
особенностей
произведения,
он
невнимательно
слушает
ученика,
подчеркивает
нелепость
неудачных
моментов
его
исполнения,
может
даже
утрированно показать эти моменты на инструменте, с сомнением относится к его верным
мыслям и успешным действиям при исполнении произведения, редко подбадривает в
сложных
случаях
и
при
овладении
трудными
исполнительскими
приемами,
часто
напоминает о не перспективности в профессиональном освоении игры на инструменте.
Важное значение в общении на уроке имеет и четвертая стадия – выход из контакта,
завершение общения с учеником на данном уроке. Эта стадия во многом определяет
впечатление ученика от результатов работы на уроке и, соответственно, его настрой на
будущее, в частности на домашние занятия. Поэтому общение должно завершаться сразу
по двум направлениям, в двух планах: деловом и личностном.
В деловом плане завершение общения должно содержать очень точные и конкретные
указания по работе над пьесой, из которых ученику должно быть ясно, что и как нужно
контролировать и что и как следует оценивать. В личностном плане завершение общения
должно вызывать у ученика положительные переживания, основанные на подытоживании
учителем успешных моментов в действиях ученика и одобрении его личных качеств. В
целом завершение урока должно вселить ученику уверенность в своих силах и дать
четкое представление о содержании работы над пьесой до следующего урока.
Пятая стадия общения – оценочная – имеет прямое отношение к общению на следующем
уроке. Ее содержанием является осмысление учителем своих удачных и неудачных
действий на всех предыдущих стадиях общения. В ходе осмысления учитель должен
определить причины тех и иных действий, выявляя роль собственных усилий и случайных
обстоятельств.
Обязательно
выделить
то
в
общении,
что
совпало
с
прогнозом
на
подготовительной
стадии
и
что
не
соответствовало
ему.
Также
наметить
основные
подходы к продумыванию общения на следующем уроке.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
5
Музыка, как и многие другие виды искусства, имеющие в своей основе владение тонкими
технологиями, передается от одного поколения к другому учителем. Зачастую отношение
к предмету опосредуется отношением к учителю, поэтому от него требуется наличие
определенных личностных качеств, для которых наряду с профессиональными знаниями
большое
значение
имеют
коммуникативные
способности.
Как
и
многие
другие,
эти
способности
можно
и
нужно
развивать
и
совершенствовать,
если
музыкант
решил
специализироваться в педагогической деятельности.
Учитель музыки, исповедующий в своей работе принципы сотрудничества, строит свои
отношения с учениками на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения.
Поскольку
в
процессе
диалога
происходит
интенсивный
обмен
эмоциональными
состояниями,
то
педагогу
необходимо
заботиться
о
том,
чтобы
эти
состояния
были
позитивными. Наилучшие условия создаются при взаимном положительном восприятии
учителем своего ученика и учеником своего учителя.
Прежде чем приступать к работе по формированию личности своего ученика, учитель
должен уметь хорошо разобраться в своей собственной. Особо внимание учитель должен
уделять
формированию
мотивации
обучения,
потому
что
личностный
и
профессиональный
рост
оказывается
напрямую
связанным
с
этой
психологической
величиной.
Предоставление
учащимся
необходимой
свободы,
насыщение
обучения
личностно значимой информацией — все это положительно сказывается на мотивации
обучения.
При
этом
сам
учитель,
как
показывает
опыт
лучших
отечественных
и
зарубежных музыкантов, должен постоянно пополнять свой багаж знаний, чтобы ему
всегда было что сказать и передать своему ученику. Бескорыстная любовь и забота о
нравственных качествах своих воспитанников дополняет этот психологический портрет
учителя музыки.
Список использованной литературы:
Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.
Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.
Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. Москва, 2008.
6