Напоминание

Межличностные отношения: учитель - ученик в процессе обучения музыке


Автор: Шевченко Нина Вячеславовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано 1 категории
Учебное заведение: МБУДО ДМШ №6
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Межличностные отношения: учитель - ученик в процессе обучения музыке
Раздел: дополнительное образование





Назад




Межличностные отношения: учитель – ученик в процессе обучения

музыке

Нина Шевченко

МБУДО ДМШ №6

На

Земле

есть

много

профессий,

но

среди

них

выделяется

профессия

учителя,

профессия, от которой зависит наше будущее, ведь учителя учат и воспитывают тех, кто

завтра сменит настоящее поколение. Учителя работают с детьми, гибким и податливым

материалом

и

халатное

отношение

к

своим

обязанностям,

недостаточный

профессионализм,

непонимание

своего

места

в

образовательном

процессе

могут

привести к «катастрофе», так как будут упущены годы, которые были даны ученикам на

обучение.

Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости,

мудрой любви к детям. Только каждый день, с радостью отдавая себя детям, можно

приблизить их к науке, приучить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.

Деятельность

учителя

это

вторжение

во

внутренний

мир

вечно

меняющегося,

противоречивого,

растущего

человека.

Никакими

учебниками

и

интерактивными

программами нельзя заменить содружество учителя с детьми.

Говоря об учителе его можно сравнить с инженером, архитектором, врачом, тренером,

если

применить

данные

профессии

относительно

человеческой

души,

характера,

болезней роста, интеллекта и памяти. Этот список можно продолжать и далее, вот только

учитель, в отличие от других профессий, не сразу может насладиться результатами своего

труда. От посева до жатвы у него проходит много лет и только высококвалифицированный

учитель, владеющий системой знаний, умений и навыков может приобщить современных

школьников к музыкальному искусству.

Говоря о квалификации учителя музыки нужно учитывать следующее:

уровень подготовки;

соответствие подготовки современным требованиям;

готовность к самообразованию и самосовершенствованию.

Специфика учителя музыки в том, что специальные знания, умения и навыки должны

находиться в единстве с педагогическими. Все виды деятельности и формы работы в

школе требуют от учителя профессиональных знаний и умений не только музыканта, но

прежде всего педагога.

НАЧАЛО НАЧАЛ

Одной

из

форм

делового,

профессионального

общения

выступает

педагогическое

общение – психологический контакт учителя и ученика в процессе обучения и воспитания.

Цель такого контакта – обеспечить на уроке благоприятный, психологически комфортный

климат

для

успешного

решения

педагогических

задач,

направленных

на

развитие

личности и профессиональных способностей ученика.

1

Возможность создания такого климата в отношениях педагога и ученика определяется

стилем педагогического общения, который проявляется, с одной стороны, в характере

эмоционально-оценочного отношения к ученику, к его действиям, а с другой стороны, в

способе управления поведением ученика, в характере воздействия на него.

Если отношение педагога оказывает влияние на побуждения учеников, их намерения,

внутренний мир, то его управление состоит в непосредственном руководстве действиями

ученика.

Так,

при

обучении

музыке

учитель

исходит

из

тех

или

иных

установок

в

отношении

ученика,

считая

его

более

или

менее

способным

в

овладении

исполнительским мастерством. И, в зависимости от содержания установки, более или

менее критического отношения к способностям ученика учитель по-разному руководит его

действиями на уроке, в той или иной степени детализирует свои указания, чаще или реже

контролирует, более или менее дифференцированно оценивает его поведение.

Можно выделить два основных стиля педагогического общения:

авторитарный, монологичный, односторонний;

партнерский, диалогичный, двухсторонний.

В первом случае учитель, как правило, учитывает свои особенности, ориентируется на

себя,

единолично

устанавливая

цели

и

педагогические

задачи,

которые

необходимо

решать в учебном процессе. Ученик в этом случае рассматривается как исполнитель

указаний, которого не следует посвящать в конечный смысл решаемых задач, в общую

цель совместной работы. Такой тип руководства действиями ученика часто сочетается с

недоверием к способностям ученика, его возможностям управлять собой и эффективно

заниматься самостоятельно.

При обучении музыке такой стиль общения проявляется в требованиях беспрекословного

подчинения

учительским

указаниям

относительно

аппликатуры,

темпа

и

динамики

исполнения, полном игнорировании инициатив ученика в отношении использования тех

или иных средств музыкальной выразительности и даже высмеивании попыток ученика в

индивидуализированном выполнении технических приемов игры на инструменте.

Во втором случае учитель в постановке и решении педагогических задач учитывает свои

особенности

и,

главным

образом,

особенности

учеников,

ориентируется

на

то,

что

отличает одного ученика от другого, стремится включить ученика в выбор и достижение

конечной цели работы. Ученик в рамках такого общения рассматривается как активный

участник совместной деятельности. При этом учитель позитивно относится и к личности, и

к способностям ученика, видит в нем значительные неиспользованные возможности,

уважает его, проявляет тактичность.

Обучение музыке в условиях партнерских отношений в общении характеризуется обычно

совместной (учителя с учеником) выработкой исполнительского плана и интерпретации

осваиваемого

сочинения,

совместным

выбором

выразительных

средств

и

исполнительских

приемов.

Большое

значение

для

учителя

приобретает

отношение

ученика, к сочинению, которое предлагается изучать.

2

О СОХРАНЕНИИ ЛЮБВИ И РАСКРЫТИИ ИНТЕРЕСОВ К МУЗЫКАЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Среди большого числа решаемых задач учителю важно не упустить главную – сохранить

любовь

к

музыке

и

развить

интерес

к

музыкальным

занятиям,

так

как

в

течение

достаточно большого периода времени учитель становится для малыша самым большим

авторитетом, олицетворением идеального музыканта и человека.

Ученик верит учителю и через него еще больше любит музыку. Если учитель, показывая

простую песенку, сам поддается ее обаянию и умеет воодушевиться ее настроением, ему

легче передать это настроение и воодушевление ученику. Такое совместное переживание

музыки – наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успехов ученика в

более старшем возрасте.

Протянув

невидимые

нити

и

пробудив

в

ученике

ответные

струны,

педагог

создает

условия для развития ярких музыкальных впечатлений, работы над художественным

образом произведения. Особенно важно то, что возникший музыкальный контакт учителя

и ученика способствует появлению инициативы, желания самому сыграть, и не просто

сыграть, а исполнить, попытаться, пусть неумело, по-своему, но донести настроение и

смысл музыки – то есть всего того, что его воодушевило в этом произведении.

Пробуждение инициативы, активного стремления к исполнению является первым успехом

в

педагогической

работе

и

главным

критерием

правильного

подхода

к

ученику.

Занятия с учеником – это творческий процесс. Все, чему мы хотим научить, следует не

диктовать, а совместно заново открывать, включая ученика в активную работу. Умело

используя

этот

метод,

можно

сделать

самые

элементарные

задачи

интересными

и

волнующими.

Иногда

мы

недооцениваем

способность

ребенка

мыслить

и

понимать

и,

желая

подделаться под него, впадаем в примитивный и фальшивый тон. Дети моментально

ощущают эту фальшь, она их оскорбляет и отталкивает. И тогда абсолютно бессмысленно

стараться пробудить у ребенка какие-либо музыкальные ощущения и настроения, ибо все

его внимание поглощено неправильно взятым тоном и закрыто для восприятия чего-либо

другого.

Также неправильно разговаривать с ребенком в духе безоговорочного приказа, строгого и

беспрекословного подчинения. При таком подходе основным состоянием ученика на

уроке

будет

страх

и

скованность,

боязнь

сделать

то,

что

педагогу

не

понравится.

Естественно,

что

и

в

этом

случае

трудно

будет

заинтересовать

его

музыкальными

задачами.

Ребенок должен чувствовать, что учитель разговаривает с ним как с равным, рассуждает

сам и серьезно выслушивает его рассуждения. Только в этом случае ученик испытывает

доверие к учителю и у него появляется чувство ответственности, стремление оправдать

это доверие. С этого начинается авторитет педагога и именно так создается почва для

того, чтобы заинтересовать ученика музыкальными уроками.

3

СТАДИИ ОБЩЕНИЯ

С психологической точки зрения, развитое педагогическое общение, как авторитарного,

так и партнерского стилей, включает в себя пять основных стадий:

Содержание

подготовительной

стадии

включает

в

себя

продумывание

учителем

предстоящего общения с учеником, планирование разных вариантов вступления в контакт

с ним, разных направлений развития контакта и разных способов выхода из него.

Так, при разработке вариантов вступления в контакт могут анализироваться возможные

уровни

готовности

ученика

к

уроку,

к

решению

запланированных

на

этот

урок

педагогических задач. Варианты начала контакта определяют выбор путей его развития,

которые, в свою очередь, определяют способы выхода из него.

Вместе с тем, всегда можно наметить и возможные события по ходу развертывания

контакта и их влияние на него. Так, продумывая очередной урок с учеником на этапе

разучивания пьесы (когда на прошлом уроке было выдано домашнее задание выучить ее

наизусть), учитель может наметить, что и как он скажет ученику в зависимости от степени

выполнения задания (вся или только часть пьесы была выучена наизусть) и от качества

его выполнения (хорошо или плохо выучена пьеса). При этом учителю также необходимо

учесть, как тот или иной уровень готовности к занятиям проявляется у данного ученика, и

отразить это в своем внешнем поведении (выражение лица, движения, особенности

звучания голоса, характер речи). Также рекомендуется продумать, как работать на уроке

над пьесой, о чем спрашивать ученика и что ему говорить, как завершить урок, чтобы

домашние занятия были более эффективными.

Вторая стадия общения – вступление в непосредственный контакт с учеником, в прямое

общение с ним, чрезвычайно важна для успеха урока. Чтобы в дальнейшем управлять

общением в целях решения педагогических задач, учителю необходимо с самого начала

проявить инициативу в общении.

Педагоги,

умело

владеющие

партнерским

стилем

общения,

оперативно

организуют

начальный контакт с учеником, быстро переходя к деловому общению, подчеркивая

совместный характер работы над пьесой, преодолевая возможные негативные установки,

влияющие на успехи данного ученика по прошлым занятиям, активно включая в общение

4

Подготовка

Подготовка

Вступление в контакт

Вступление

в контакт

Развитие контакта

Развитие

контакта

Выход из контакта

Выход из

контакта

Оценка

Оценка

разнообразные неречевые средства (мимику, пантомимику, контакт глаз и др.), стараясь

сразу достичь взаимопонимания.

Определенных усилий требует от педагога дальнейшее развитие контакта на уроке.

Решающее

значение

здесь

имеет

способность

педагога

вовремя

изменить

свое

поведение

в

целях

сохранения

взаимопонимания

и

вовремя

поддержать

ученика

психологически, вселить в него уверенность.

Известно, что опытные учителя стараются увидеть в действиях учеников как можно

больше

хорошего,

подчеркнуть

эти

моменты.

Неправильные

же

действия

должны

корректироваться конструктивно, без яркой отрицательной эмоциональной нагрузки, так

как и в ошибках учеников сказывается работа педагога.

Управление общением на уроке, оценка ученика во многом (особенно при малом опыте

работы педагога) определяются установкой учителя в отношении этого ученика. Так, если

педагог считает ученика способным и перспективным, то он прощает ученику больше

мелких

погрешностей,

чаще

подбадривает

при

затруднениях.

Если

же

педагог

не

выделяет ученика, полагая, что его музыкальные способности развиты недостаточно и

что

его

занятая

на

инструменте

бесперспективны,

то

при

обсуждении,

например,

жанровых

и

стилистических

особенностей

произведения,

он

невнимательно

слушает

ученика,

подчеркивает

нелепость

неудачных

моментов

его

исполнения,

может

даже

утрированно показать эти моменты на инструменте, с сомнением относится к его верным

мыслям и успешным действиям при исполнении произведения, редко подбадривает в

сложных

случаях

и

при

овладении

трудными

исполнительскими

приемами,

часто

напоминает о не перспективности в профессиональном освоении игры на инструменте.

Важное значение в общении на уроке имеет и четвертая стадия – выход из контакта,

завершение общения с учеником на данном уроке. Эта стадия во многом определяет

впечатление ученика от результатов работы на уроке и, соответственно, его настрой на

будущее, в частности на домашние занятия. Поэтому общение должно завершаться сразу

по двум направлениям, в двух планах: деловом и личностном.

В деловом плане завершение общения должно содержать очень точные и конкретные

указания по работе над пьесой, из которых ученику должно быть ясно, что и как нужно

контролировать и что и как следует оценивать. В личностном плане завершение общения

должно вызывать у ученика положительные переживания, основанные на подытоживании

учителем успешных моментов в действиях ученика и одобрении его личных качеств. В

целом завершение урока должно вселить ученику уверенность в своих силах и дать

четкое представление о содержании работы над пьесой до следующего урока.

Пятая стадия общения – оценочная – имеет прямое отношение к общению на следующем

уроке. Ее содержанием является осмысление учителем своих удачных и неудачных

действий на всех предыдущих стадиях общения. В ходе осмысления учитель должен

определить причины тех и иных действий, выявляя роль собственных усилий и случайных

обстоятельств.

Обязательно

выделить

то

в

общении,

что

совпало

с

прогнозом

на

подготовительной

стадии

и

что

не

соответствовало

ему.

Также

наметить

основные

подходы к продумыванию общения на следующем уроке.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

5

Музыка, как и многие другие виды искусства, имеющие в своей основе владение тонкими

технологиями, передается от одного поколения к другому учителем. Зачастую отношение

к предмету опосредуется отношением к учителю, поэтому от него требуется наличие

определенных личностных качеств, для которых наряду с профессиональными знаниями

большое

значение

имеют

коммуникативные

способности.

Как

и

многие

другие,

эти

способности

можно

и

нужно

развивать

и

совершенствовать,

если

музыкант

решил

специализироваться в педагогической деятельности.

Учитель музыки, исповедующий в своей работе принципы сотрудничества, строит свои

отношения с учениками на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения.

Поскольку

в

процессе

диалога

происходит

интенсивный

обмен

эмоциональными

состояниями,

то

педагогу

необходимо

заботиться

о

том,

чтобы

эти

состояния

были

позитивными. Наилучшие условия создаются при взаимном положительном восприятии

учителем своего ученика и учеником своего учителя.

Прежде чем приступать к работе по формированию личности своего ученика, учитель

должен уметь хорошо разобраться в своей собственной. Особо внимание учитель должен

уделять

формированию

мотивации

обучения,

потому

что

личностный

и

профессиональный

рост

оказывается

напрямую

связанным

с

этой

психологической

величиной.

Предоставление

учащимся

необходимой

свободы,

насыщение

обучения

личностно значимой информацией — все это положительно сказывается на мотивации

обучения.

При

этом

сам

учитель,

как

показывает

опыт

лучших

отечественных

и

зарубежных музыкантов, должен постоянно пополнять свой багаж знаний, чтобы ему

всегда было что сказать и передать своему ученику. Бескорыстная любовь и забота о

нравственных качествах своих воспитанников дополняет этот психологический портрет

учителя музыки.

Список использованной литературы:

Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.

Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.

Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. Москва, 2008.

6



В раздел образования