Напоминание

Карты Проппа - как метод развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка


Автор: Кошкарова Инна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 40 - ЦРР" г. ТОБОЛЬСКА
Населённый пункт: г.Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: Карты Проппа
Тема: Карты Проппа - как метод развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кошкарова Инна Николаевна

воспитатель высшей категории

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида №48»

г. Тобольска

Карты Проппа - как метод развития индивидуальных

способностей и творческого потенциала каждого ребенка

«Сказка ложь, да в ней намек,

добрым молодцам урок»

В

стандарте

ДО

основной

акцент

делается

на

задаче

сохранения

и

поддержки

индивидуальности

ребенка,

развития

индивидуальных

способностей

и

творческого

потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Как

же

организовать

деятельность

детей

нетрадиционно,

а

значит

оригинально

и

непривычно? Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным?

Просто и ненавязчиво, легко и играючи развивать дошкольника?

Сказки — первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Пра -

вильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет

развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формиро -

ваться кругозор и аналитическое мышление.

Обычное прочтение произведения, кроме как хорошего времяпрепровождения, может ни-

чего не дать. Необходимо попытаться подогреть интерес детей к книгам, помочь анализи-

ровать и понимать прочтенное, ну и конечно же запоминать это.

Известный исследователь сказок В.Я. Пропп, проанализировав структуру русских народ-

ных сказок, выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций. Тем

самым

было

положено

начало

структурно-типологическому

изучению

сказок.

Работа

Проппа оказала значительное влияние на развитие структуралистских исследований мифо-

логических, фольклорных и литературных текстов.

Cписок основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных

слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").

2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали

лить, и наступила засуха").

3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются,

и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вреди-

тель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, ска-

жем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец

увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика по-

сле того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-

кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста —

Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут пре-

следовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "сим-

патичные" персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помо-

щью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, ста-

рушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить до-

машнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться,

появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется

обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, ино-

гда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или

состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, об-

разок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить

дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее

молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие,

но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений,

наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе

его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испыта-

ний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется,

а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Учитывая, что для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также про-

дуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная

деятельность и др., логичным и закономерным будет соединить основные направления

развития дошкольника: игру, продуктивные виды деятельности и оперирование знаковыми

системами, их использование в собственной деятельности. Здесь то и призваны нам по-

мочь карты Проппа.

Для начала детям необходимо разъяснить общие принципы сказок: присказка, зачин (при-

глашение в сказку), повествование (развитие действия) и концовка сказки (возвращение

слушателя в реальную действительность). Совместное прочтение и разбор нескольких

русских народных сказок помогут ребенку быстро разобраться в этом, учитывая, что

большинство произведений устного-народного творчества идентичны в структуре.

Далее необходимо подготовить карточки Проппа: можно их нарисовать вместе с детьми,

попутно объясняя то, что вы изображаете (здесь представляется возможность придумы-

вать свои сказочные сцены) или воспользоваться уже готовыми.

И уже следующее прочтение сказки необходимо сопровождать выкладыванием карт Проп -

па, согласно сюжету. После чего, показываем детям пример пересказа прочитанного, ори-

е н т и р у я с ь

н а

у ж е

в ы л о ж е н н ы е

к а р т ы .

Затем дать детям возможность самостоятельной работой закрепить умения ориентиро-

ваться в сюжете сказки: пусть дети при чтении выкладывают карты Проппа или делают

аналогичные зарисовки на листе бумаги, а затем ориентируясь на них — пересказывают.

Когда данный принцип будет успешно работать, можно будет перейти к следующему эта -

пу.

На этом этапе крайне важно дать детям попробовать самим сочинять сказки, используя

данные карты . Для этого нужно отобрать вместе с детьми 5-8 карт, придумать главных ге-

роев, выбрать кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется

соблюдать ряд простых правил:

1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они

оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное

пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором цар-

стве-государстве»…

3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник.

Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, при-

обретает определенный навык и преображается.

5 В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изме-

нить его).

6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращает-

ся домой, получает полкоролевства и красавицу жену (красавца принца).

Для ознакомления детей и освоения всех сказочных функций были подобраны следующие

игры:

а) «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство

(волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

б) «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их

внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анали-

зируются и положительные герои);

в) «Заветные слова» - попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке

(волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);

г) «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цвето-

чек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;

д) «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и

различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метели-

ца»);

е) «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золуш -

ка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);

ж) «Хороший - плохой» - выявление положительных и отрицательных черт характера ге-

роев, их действий;

з) «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержа -

щие прямо противоположные функции. Основная цель игры — осмысление назначения

той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет — нарушение закона». При -

думайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали

сути функций:

- запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;

- а собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».

Игра "Примени символ к сказке".На игровом поле расположены основные карты Проппа,

бросая кубик, ребенок "ходит" по игровому полю, и остановившись возле какого-либо

символического изображения, называет его. Например "Победа", он вспоминает, в какой

сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Можно ра -

ботать, как по одной, так и по нескольким сказках, но их содержание дети хорошо должны

знать.

С помощью метода карт Проппа дети вовлекаются: в социальную ситуацию, включаю-

щую систему общения с воспитателем, с другими детьми, в разные виды деятельности,

поощряется проявление инициативы и самостоятельности ребенка, что эффективно сказы-

вается на коммуникативном развитии каждого ребенка и детского коллектива в целом и

позволяет:

развивать связную речь;

– свободно общаться с другими детьми;

– чувствовать красоту и образность родного языка;

– определять жанр произведения;

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание сказки;

– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;

– уверенно манипулировать картами .

Развитие

способности

каждого

ребенка

пересказывать,

самому

сочинять

и

объяснять

смысл сказки позволяют:

• использовать все каналы восприятия (зрительные, слуховые, кинестетические);

• создавать условия для более прочного усвоения информации;

• развивать наглядно-образное и логическое мышление;

• развивать творческую и познавательную активность дошкольников;

• развивать способность мысленно-практического экспериментирования;

• создавать ситуацию успеха в деятельности;

• расширять поле готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе.

Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем

проигрывает различные ситуации, что в итоге помогает в обыденной жизни творчески

подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.

В результате проведенной работы были отмечены следующие результаты:

Р

е

ч

е

в

о

е

р

а

з

в

и

т

и

е

И

г

р

о

в

а

я

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

вн24% 18%28%

н 70% 75% 82%



В раздел образования