Автор: Фролова Евгения Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО "Ступени"
Населённый пункт: город Сочи
Наименование материала: статья, представление педагогического опыта
Тема: "Азбука информатика", как способ формирования ИКТ-компетентностей у младших школьников
Раздел: дополнительное образование
"Азбука информатика", как способ формирования
ИКТ-компетентностей у младших школьников
Фролова Е.А.
педагог дополнительного образования
ЦД «Ступени» г. Сочи
Современное
общество
требует
человека,
умеющего
самостоятельно
развиваться и образовываться вне зависимости от сферы его деятельности.
Чтобы ребенок был способен обучаться самостоятельно, находить средства и
способы
получения
знаний,
неординарно
мыслить,
незамедлительно
действовать в непредвиденных ситуациях, а значит, когда он вырастет, он
будет востребован обществом, необходимо формировать эти способности в
процессе обучения в школе, в системе дополнительного образования, в том
числе и на занятиях объединения «Азбука информатики».
Стремительное
развитие
информационных
и
коммуникационных
технологий является одним из факторов, определяющих вектор развития
мирового
сообщества
XXI
века.
Современное
образование
должно
обеспечить
получение
обучающимися
не
только
конкретных
предметных
знаний, но и развитие навыков различных метапредметных областей, том
числе
формирование
и
развитие
компетенции
обучающихся
в
области
использования информационно - коммуникационных технологий на уровне
о б щ е го
п о л ь з о в а н и я ,
в к л юч а я
в л а д е н и е
и н ф о р м а ц и о н н о
-
коммуникационными
технологиями,
поиском,
построением
и
передачей
информации, презентацией выполненных работ, основами информационной
безопасности, умением безопасного использования средств информационно -
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет, другими
словами
–
формирование
ИКТ
-
компетентности
[1].
Под
ИКТ
-
компетентностью подразумевается уверенное владение обучающимися всеми
составляющими навыками ИКТ - грамотности для решения возникающих
вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на
сформированность обобщённых познавательных, этических и технических
навыков. ИКТ - грамотность — это использование цифровых технологий,
инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации,
управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в
современном обществе [2].
В ЦДО «Ступени» г. Сочи ведется курс для учащихся 1-4 классов «Азбука
информатики».
Новизна
программы
заключается
в
том,
что
она
имеет
выраженную
практическую
направленность,
которая
определяет
логику
построения
учебных
занятий,
а
также
в сохранности
контингента
воспитанников, основанной на преемственности образовательного процесса.
Это
увлекательная
программа-тренажер
по
информатике.
Она
является
фундаментом
для
развития
информационной
грамотности
в
поиске
и
обработке необходимой информации и развития творческих способностей
обучающихся; для повышения интереса обучающихся к образовательному
процессу и экономии их сил при умственных нагрузках и т.д. Обучающиеся
могут
использовать
такие
компьютерные
среды
как:
графические
конструкторы Paint, 3D Paint, Microsoft Word, Microsoft Excel – прикладные
программы,
входящие
в
Microsoft
Office,
предназначены
для
обработки
информации
с
помощью
текстов,
схем,
электронных
таблиц; Microsoft
PowerPoint.
В
программе
рассматриваются
два
основных
направления
обучения информатике. Первое – это обучение конкретным информационным
технологиям,
поскольку
образовательное
учреждение
обеспечено
компьютерами
и
программами.
В
качестве
пропедевтических
занятий
учащиеся
могут
использовать
различные,
доступные
их
возрасту
программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для
своих целей. Второе направление обучения информатики – это изучение
информатики
как
науки.
Рассматривая
в
качестве
одной
из
целей
этого
направления обучения, развитие логического мышления, поскольку основные
логические структуры мышления лучше формируются в возрасте 5-11 лет, а,
следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной
школы. Данный курс построен на принципах развивающего обучения. На
каждом
занятии
проводятся
логические
игры,
выстраиваются
цепочки
восприятия информации и в итоге, в конце занятия у каждого ребенка –
успешно
выполненное
задание.
Каждый
ребенок
уходит
с
чувством
успешности, удовольствия от проделанной работы.
Пример 1. Тема занятия «Правила набора текста, работа над связной речью».
В
начале
занятия
включаю
любимый
современный
мультфильм
про
человечков, живущих в компьютере. Это может быть любая серия – главное -
есть мысль, и мораль в любой серии. Ребята с удовольствием смотрят серию,
которая длится в течении 5-7 минут. Затем начинается бурное обсуждение. И
идут выполнять задание на компьютере – напечатать красивым текстом эту
историю. Печатать тексты – скучное занятие, но не в этом случае. Это текст
про их любимых героев. А заодно, применят свои знания, как напечатать
заглавную букву, как выровнять абзац, как исправить ошибки и опечатки, как
построить правильно предложение. Занятие прошло быстро и с результатом:
закрепили правила набора текста.
Пример 2. Тема занятия «Математическая грамматика». «Математическая
грамматика»
направлена
на
воспитание
интереса
к
предмету,
развитие
наблюдательности,
геометрической
зоркости,
умения
анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей
применения
тех
знаний
и
умений,
которыми
они
овладевают
на
уроках
математики. Интерес у ребят вызывают задания с составлением ребусов и
головоломок.
Задание
1.
Соединить
стрелками
слова,
чтобы
получилось
новое
слово.
Ребята
создают
презентацию,
в
которой
по
щелчку
слова
соединяются
в
новые
слова
с
помощью
эффекта
анимации.
Задание
2.
Составить
новые
слова
из
предложенных
слов.
Создают
новый
слайд
с
новыми эффектами анимации. Задание 3.
Использование грамматической
арифметики. Какое слово получилось: «Кабан-ан+лук» (Каблук), «Кот+ёлка-
ка» (Котёл) и т.д. В итоге, на занятии ребята научились применять анимацию
на слайдах презентации.
Таким образом, формирование логического мышления младших школьников
- важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в
полной
мере
проявить
свои
способности,
развить
инициативу,
самостоятельность,
творческий
потенциал
-
одна
из
основных
задач
современной
школы.
Уже
в
начальной
школе
дети
должны
овладеть
элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения,
анализа и др.). Сейчас принято выявлять одарённых детей и способствовать
развитию их одаренности. Но очень важно не забывать про обычных детей и
пробудить интерес у каждого ребёнка.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования
2. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на
протяжении всей жизни (русский перевод Jesus Lau, Guidelines on Information
Literacy for Lifelong Learning, 2006. Под научной редакцией А.В. Федорова).
М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.