Напоминание

"Урок русского языка в 10 классе по теме: "Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография""


Автор: Мамбетова Людмила Федоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБУ "Лицей № 51"
Населённый пункт: Самарская обл, Тольятти г
Наименование материала: Урок- открытия нового знания по русскому языку
Тема: "Урок русского языка в 10 классе по теме: "Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография""
Раздел: полное образование





Назад




Урок русского языка в 10 классе по теме:

«Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография»

Тип урока: углубление знаний.

Вид урока: урок-практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная,

групповая, фронтальная.

Цели:

Образовательные:

систематизировать сведения о синонимах и антонимах;

углубить сведения о синонимах, антонимах, видах словарей и лексикографии как

науке;

развивать навык определения контекстуальных, лексических и стилистических

синонимов и антонимов.

совершенствовать умение использовать синонимы и антонимы в речи; начать

работу, способствующую выполнению заданий формата ЕГЭ (№ 22, 23,24).

Развивающие:

развивать ключевые компетенции учащихся:

коммуникативную (формулирование основной мысли своего

высказывания, аргументация своей точки зрения, умение воспринимать

чужую речь и создавать собственные высказывания);

языковую (практическое владение родным языком, его словарем,

соблюдением языковых норм),

интеллектуальную ( умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и

систематизацию языковых единиц)

развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени,

развивать речемыслительные и творческие способности учащихся;

способствовать удовлетворению познавательных интересов обучающихся в

различных сферах человеческой деятельности.

Воспитательные:

1

воспитывать любовь к родному русскому языку, к художественному слову;

воспитывать потребность в практическом использовании языка в

различных сферах деятельности;

совершенствовать навыки этичного межличностного общения;

формировать навыки контроля и самоконтроля;

активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать

навык сотрудничества в решении поисковых задач;

Методы работы:

по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный,

проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с

необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной

ситуации), частично-поисковый;

по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

по источнику знаний: словесные, практические;

по стимулированию и мотивации: познавательные, эмоциональные;

по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Оборудование:

слайдовая презентация,

медиа-проектор,

онлайн-тест,

раздаточный материал.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся владеют предложенным теоретическим материалом;

учащиеся владеют соответствующими грамматическими нормами русского

литературного языка;

учащиеся осознают практическую значимость предложенного материала.

Ход урока.

Хронометр

аж

I. Организационный момент

1 минута

2

II. Мотивация учебной деятельности

1.

Беседа. (слайд №1)

Здравствуйте. Тема нашего урока - «Синонимы. Антонимы. Работа со

словарями. Лексикография».

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова китайского философа

Лао-цзы.

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.

Лао-цзы

Определите основную мысль эпиграфа.

Какими мотивами вы объяснили бы выбор эпиграфа?

Как он помогает определить тему урока?

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Что, по-вашему, может последовать за эпиграфом?

(слайд №2) Ученик , готовящийся к экзаменам.

Эта тема, первый взгляд, далека от нас, но через 2 года нам предстоит

сдавать ЕГЭ, в КИМах которого есть задания, связанные с темой нашего

урока.

(слайд №3) Задания 22.23, 24, в которых выделены термины.

Посмотрите на материал демоверсии 2015 года.

3 минуты

III. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока.

Проверка домашнего задания.

Как вы считаете, полезна ли будет тема урока для работы над тестом

ЕГЭ?

Что может дать сегодняшний урок?

А вот можно ли найти чисто практическое, утилитарное (имеющее

практическое назначение или направленное на достижение практических

целей, извлечение материальной пользы) применение знаниям уже

сегодня?

Сегодняшний наш урок может дать возможность ориентироваться в

лингвистическом материале и выполнять эти задания.

2.

Вы поняли, что и домашнее задание было связано с этим материалом.

Вы должны были в тексте упр.29 найти и выделить средства

выразительности. (Текст с построчной нумерацией давался на дом)

(слайд №4) Текст упражнения.

Отдельно на слайде термины

1 .Слова умеют плакать и смеяться,

2. Приказывать, молить и заклинать

3. И, словно сердце, кровью обливаться,

2 минуты

5 минут

3

4. И равнодушно холодом дышать.

5. Хорошо, когда хулят и хвалят,

6. Превозносят или наземь валят,

7. Хорошо стыдиться и гордиться

8. И на что- нибудь годиться.

Антонимы

Книжная лексика

Лексические синонимы

Сравнение

Олицетворение

Градация

Метафора

Анафора

Полисиндетон

Сниженная лексика (разг.)

Устаревшие слова

Контекстные синонимы ( на дом не давалось)

Стилистические антонимы ( на дом не давалось)

Работа по двое. Даю пример с № предложения .

-Я считаю, что в третьей строке используется градация

1- градация- это…

2- называет ее и зачеркивает ИВС.

IV. Углубление материала по теме «Синонимы. Антонимы. Работа со

словарями. Лексикография».

Вы определили лексические синонимы.

1.

Остались антонимы и синонимы двух видов: контекстные и

стилистические.

В домашнем списке ИВС нет контекстных и стилистических

синонимов и антонимов.

Как вы понимаете разницу между лексическими и контекстными,

стилистическими синонимами и антонимами?

2.

Чтобы помочь разобраться, предлагаю вам таблицу. Попробуйте найти

в ней стилистические синонимы и антонимы. Почему вы так решили?

А контекстуальные?

Назначенный ученик внимательно слушает и пробует сформулировать

определение этих понятий.

(слайд № 5).Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на

4 минуты

4

кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню

за соломой, потом в кухню за чашечкой молока».

Он не ел, а вкушал.

Ученик формулирует правило.

Правило ( сверяем).

Синонимы, антонимы стилистические – это синонимы, антонимы,

совпадающие по значению, но различающиеся принадлежностью к

различным стилям речи, степенью употребительности, экспрессивной

окраской и т. п

слайд6

"Волки и овцы".

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем

понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую

тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под

ногой нарушает покой тайги.

Ученик формулирует правило.

Правило ( сверяем)..

Контекстуальные синонимы, АНТОНИМЫ – это слова, которые

приобретают одинаковое ИЛИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ значение в

условиях определенного контекста

.

3.

Теперь я вам предлагаю групповую работу с данным лексическим

материалом. Посмотрим, как вы самостоятельно справитесь с ней.

Вам необходимо разделиться на 3 группы ( по рядам), у каждой-

индивидуальное задание.

1группа определяет в тексте лексические синонимы и антонимы,

2 группа- стилистические,

3 группа- контекстуальные

Необходимый лексический материал выделен курсивом.

(слайд № 7).

(1)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные

выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда

соединяется с получением материальных преимуществ.

(22)Но ведь если человек достиг известного положения в обществе,

если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» уче-

ния становится для него прямой реальной действительностью

(3)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлека-

ется, убивает время, даже если он является ценителем искусства

5 минут

5

(4) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности,

которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставля-

ют ей людей талантливых

(5)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по

таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно»,

как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каж-

дого.

(6)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их

чтение, а удлиняющие её.

(8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к

кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под

мышкой, что мочи нет. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в

жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри.

Контекстуальные: материальные выгоды, достижение, материальных

преимуществ ; орёл куропаткой ; наблюдать, жить.

Стилистические: развлекается, убивает время.

Лексические: бездарных талантливых ; почётно- непочётно», «интерес-

но-неинтересно»; сокращающие- удлиняющие; снаружи, а изнутри.

После групповой работы представители групп на слайде подчеркивают

синонимы своей группы ( с объяснением).

4.

А сейчас мне хотелось бы узнать, стоит ли так много внимания уделять

этим понятиям, нужны ли синонимы и антонимы в современной жизни.

Я предлагаю провести лингвистический эксперимент.

Цель: анализ изобразительно-выразительных возможностей

синонимов и антонимов. Творческое применение знаний, освоение

способов деятельности путем решения проблемных задач,

построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

(слайд № 8). Фото Балашовой А.

Мы знаем, что Аня Балашова сейчас учится в Америке, она по моей

написала нам письмо, выразительное, меня удивило, что ей удалось

избежать повторов. Из письма понятно, как она относится к событиям в ее

жизни. Конечно, вам хочется его прочитать, но сначала нужно

восстановить. Для этой работы я предлагаю вам воспользоваться

словарями.

(слайд № 9). Деформированное письмо и слова для справок. (Это же на

руках)

Здравствуй, мой любимый 10А!

Очень рада встрече с тобой (пусть и заочной).

Что у вас нового? Как начался учебный год? Интересно?

У меня жизнь проходит очень увлекательно. Я не только учусь, но и

рисую, танцую в танцевальной команде, катаюсь на велосипеде.

4 минуты

6

Перед отъездом строила планы-…, …, … .

Не все оказалось так, как представлялось. Несмотря на новые

впечатления, иногда, конечно, хочется домой, ведь Россия- моя …, ….,

... . И природа у нас на Волге другая: она…, …, … своей тихой

красотой.

Дни мои летят стремительно: 100 баллов за тест по математике,

дискуссия о ресурсах по экономике, музыкальный фестиваль, салют…

С одной стороны, кажется, что тебя несет широкая река событий, с

другой- … .

Очень … в наш класс. … увидеться с вами. Какой … , … , … я

представляю нашу встречу!

Желаю успехов, Анна.

Слова для справок :

выдуманные , вычурные, ….

Родина , родная земля,….

очаровывает ,пленяет, ….

веселой, радостной

хочется, … .

Я надеюсь, что после этой работы нам станут понятны функции

синонимов и антонимов.

Я читаю свой вариант, урезанный, а вы- что получилось (по 1

предложению).

Начнем с самого легкого. Что помогает Анне избежать лексического

повтора?

Какую функцию выполняют в этом в этом предложении?

В каких словах видно отношение автора?

Какие слова делают речь богаче, выразительнее?

-Где вы увидели антитезу?

(слайд № 10).

Для чего нужны синонимы и антонимы в тексте?

Чтобы сделать нашу речь богаче и выразительнее;

Чтобы избежать повторов;

Чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;

Чтобы использовать синонимы и антонимы как средство

выразительности (эпитет, градация, антитеза);

Чтобы использовать как средство связи предложений.

Слайд11 Фото Ани

Спасибо Анне. С ее помощью мы собрали важную составляющую нашей

темы- функции синонимов и антонимов- и можем увидеть и услышать, как

важны в речи эти лексические средства.

Сравните ваш вариант с письмом одноклассницы.

2минуты

7

ПРОЧИТАТЬ

Здравствуй, мой любимый 10А!

Очень рада встрече с тобой (пусть и заочной).

Что у вас нового? Как начался учебный год? Интересно?

У меня жизнь проходит очень увлекательно. Я не только учусь, но и

рисую, танцую в танцевальной команде, катаюсь на велосипеде.

Перед отъездом строила планы- выдуманные, вычурные, невероятные.

Не все оказалось так, как представлялось.

Несмотря на новые впечатления, иногда, конечно, хочется домой,

ведь Россия- моя Родина, родная земля, мое Отечество. И природа у

нас на Волне другая: она очаровывает, пленяет, сводит с ума своей

тихой красотой.

Дни мои летят стремительно: 100 баллов за тест по математике,

дискуссия о ресурсах на экономике, музыкальный фестиваль, салют…

С одной стороны, кажется, что тебя несет широкая река событий, с

другой- ручеек повседневной жизни.

Очень хочется в наш класс. Тянет увидеться с вами. Какой веселой,

радостной, звонкой я представляю нашу встречу!

Желаю успехов, Анна.

5.

(слайд № 12). Газеты, журналы…..

Чтобы убедить вас в нужности этого пласта лексики, я попросила Даниила

Петрова на материалах СМИ подсчитать частотность употребления

синонимов и антонимов.

Выступление Петрова.

6.

(слайд № 13).Словари с названиями, выплывающие

Я заметила, что работа с письмом Ани вызвала некоторые затруднения, и

вы их разрешали, обратившись к словарям.

Какой словарь помог вам избежать повторов?

Какие виды словарей вам известны?

Вы знаете, что типов словарей очень много, и есть целый раздел

языкознания, который называется лексикография.

(слайд № 14) определение лексикографии.

Лексикография (гр. lexicon - словарь + grapho - пишу) - раздел

языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их

изучения

.

Чтобы понять, насколько важен этот этот раздел науки, вы попробуете

проанализировать статью учебника на стр. 31

А

чтобы

визуально

закрепить

информацию,

составьте

в

схему.

Ее

направление дано на слайде.

(слайд № 13) Схема.

Предлагаю обучающимся поменяться выполненными заданиями и

провести взаимоконтроль по слайду.

2 минуты

1 минута

3 минуты

V.Контроль за усвоением материала. Обратная связь.

5 минут

8

1. Выполнение онлайн-теста группами по 3 человека, выведение на экран

процесса выполнения, его результата.

Мы поработали с информацией, узнали много о словарях, и словари

синонимов и антонимов для выполнения он-лайн теста пригодились бы.

Обратитесь к компьютерам, я предлагаю решить вам он-лайн тест.

(Групповая работа)

Читайте, выполняйте.

Подведение итога теста.

Это промежуточный результат. Главный- через два года на

государственном экзамене.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

В начале урока мы говорили, что путешествие в тысячу миль начинается с

первого шага.

Сегодня мы сделали первый шаг, приближающий нас к успешной

итоговой аттестации. Шаг этот, как мне показалось, оказался

насыщенным и необходимым.

Теоретический материал сегодняшнего урока вам сейчас раздаст Дженнет,

рекомендую вклеить его в тетрадь для схем.

Слайд14

Известный французский писатель Оноре де Бальзак говорил: «Чтобы

дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.»

Идти, не останавливаясь, шаг за шагом приближаясь к своей цели. Я

надеюсь, дорога эта для вас не только важна, но и интересна.

Если остановиться на качестве вашей работы, то наиболее объективно о

ней может сказать Дженнет (подводит итог –наиболее активные).

А оценки за этот материал вы получите на следующем уроке, получив

задания, связанные с этой темой, и используя материал домашнего

задания.

2минуты

VII. Домашнее задание будет дифференцированным.

1.

Петрову предлагаю найти в СМИ примеры

контекстуальных и стилистических синонимов

2.

Группе …. составить аннотацию к

лингвистическим словарям

3.

П.6,7, вы расскажете мне о разнокорневых

антонимах, идеографических синонимах, мы

2 минуты

9

поработаем с синонимическими рядами, упр.21

Что понравилось? Над чем заставил задуматься этот урок?

Я рада, что мы свами не разочаровали друг друга.

Спасибо. Урок окончен.

10



В раздел образования