Напоминание

"Творчество Игоря Северянина. Анализ стихотворений"


Автор: Беликова Наталья Витальевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Чернский профессионально-педагогический колледж
Населённый пункт: п. Чернь, Тульская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Творчество Игоря Северянина. Анализ стихотворений"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Творчество Игоря Северянина. Анализ стихотворений

Футуризм - литературное течение русского модернизма начала ХХ века.

Третье крупное течение. Футуристы делились на две группировки.

В первую

входили И. Северянин, Г. Иванов, К. Фофанов, С. Петров. Они объявили себя

создателями

нового

искусства,

считая

творчество

классиков,

в

том

числе

и

Пушкина, устаревшим. Основу их поэтической теории составляли интуиция и

эгоизм.

Но

группировка

распалась

в

1912

году.

Вторая

группировка

кубофутуристы. Сюда входили В. Маяковский, Е. Гуро, Д. Бурлюк, А. Крученых,

В. Хлебников, В. Шершеневич,

позже к ним примкнули И. Северянин и Б.

Пастернак. Чаще всего их называют просто футуристами (от латинского слова

«футурум» - будущее).

Футуристы считают себя новаторами, поэтами будущего. Они отрицают

классическую

литературу

прошлого,

не

признают

своих

современников-

высмеивают символистов и акмеистов. Футуристы стараются привлечь внимание

к себе скандальными, «бунтарскими» выступлениями на литературных вечерах,

непривычной одеждой – пестрыми одеяниями, костюмами бубновых валетов,

желтыми

кофтами,

раскрашенными

лицами,

названиями

своих

сборников-

манифестов

(«Пощечина

общественному

вкусу»,

«Дохлая

луна»,

«Молоко

кобылиц», «Рыкающий Парнас», «Доители изнурённых жаб», «Идите к чёрту» и

т.д.),

оформлением

сборников,

изданных

на

грубой,

обёрточноё

бумаге,

переплетённых

мешковиной.

Всем

этим

подчёркивалось

отрицание

общепринятого

понятия

красоты.

Главным

в

поэтике

футуристов

было

самоценное, бессодержательное слово. Эксперименты со словом приводили к

созданию стихотворений, представляющий собой бессмысленный набор звуков, к

полному разрыву содержания и формы произведения. Это было лженоваторство,

идейное

и

художественное

разрушение

искусства.

Но

многие

из

поэтов,

относившихся

к этому течению, разрывали рамки надуманных принципов и

создавали подлинные произведения искусства. К ним относится Игорь Северянин

(Игорь Васильевич Лотарев).

Что характерно для стихотворений И. Северянина? Рассмотрим особенности

его поэзии.

Одно из главных качеств его поэзии – ироничность, за которой скрывается

незаурядный талант. Поэт насмехается над обывателями с низким эстетическим

вкусом, над временем, в которое он живет, над собой, над собственными мечтами.

Второе важное качество его поэзии – лиризм, который скрывается за маской.

Третья

особенность

поэзии

И.

Северянина

позёрство,

игра

со

словами,

экспериментаторство, но за всем эти

- мятущаяся душа поэта, его желание

проникнуть в смыслы бытия.

Четвертая

особенность

стихотворений:

напевность,

музыкальность,

тяготение

к

романсу,

повторение

слов

и

фраз,

построенных

на

внутренних

рифмах,

ассонансах,

аллитерациях.

На

его

стихи

написаны

романсы

С.

Рахманиновым, А. Вертинским, М. Якобсоном, О. Строк.

Пятая

особенность:

обилие

неологизмов,

построенных

на

основных

п р и н ц и п а х

р у с с ко го

с л о в о о б р а з о в а н и я ;

м н о г и е

и з

н и х

с т а л и

общеупотребительными:

бездарь,

угрюмец

и

т.д.

Поэт

придумывал

сложные

слова, глаголы, существительные с приставками «без», «о».

Тематика стихотворений. И. Северянина.

1.

Тема природы.

Поэт

находит

для

описания

природы

немало

свежих

красок,

ассоциаций,

сопоставлений.

Ему

удаётся

ярко

и

точно

передать

радостную

атмосферу

весеннего цветения и обновления мира, бодрящий морозец октября, восторг от

катания на салазках зимой.

2.

Тема любви.

Это тема – главная в его творчестве. Он воспевает сложности и таинства любви,

чувственную страсть. Его лирический герой рыцарь, поклоняющийся женской

красоте и изяществу. Любовь уводит героя от пошлости жизни в романтический

мир красоты, мечты; это сильнейшее чувство открывает человеку радости жизни,

делает человека человеком.

3.

Философские

темы

сложности

взаимоотношений

людей,

одиночество

человека

в

современном

мире,

горести

и

радости

жизни,

милосердии, ценность жизни человека.

4.

Тема родины, России.

Любимым местом Северянина был русский север, это он подчеркнул

своим псевдонимом. С 1918 года поэт жил в Эстонии, он оказался там случайно, в

Россию

вернуться

не

смог,

что

стало

для

него

настоящей

трагедией.

Стихотворения 20-30-х годов наполнены острой тоской по родине. Он любил и

Эстонию, и Россию, но его нигде не признавали. Это не давало ему покоя, хотя

душой и мыслями он был с Россией.

5.

Тема поэта и поэзии.

И. Северянин с футуристическим эгоизмом и гордостью относится к

тому,

что

он

поэт:

«Я-гений

Игорь

Северянин»,

что

его

называют

«королём

поэтов». Но на самом деле поэт И. Северянин очень чуткий и ранимый. Очевидно,

он

часто

раздумывал

о

судьбе

поэтов

и

писателей,

поэтому

посвящал

стихотворения русским и зарубежным поэтам и писателя, очень точно подмечая

самое существенное в их творчестве. Для лирического героя Северянина приход

Музы – вдохновения равен приходу солнца, которое прогоняет зиму. Он молится

благодарно за свой талант, за возможность писать, «приемлю всё, всему я рад».

Сборники:

«Громокипящий кубок» 1913год.

«Златолира» 1914 год

«Ананасы в шампанском» 1915год

«Тост безответный» 1916 год

«Поэзо-концерт» 1918 год

«Классические розы» 1931 год.

Жанры

стихотворений:

миньонет,

синематограф,

квадрат

квадратов,

эгополонез,

поэметта,

ассосонет,

эскиз,

диссона,

газэлла,

медальон,

ноктюрн,

хабанера, романс.

Анализ стихотворений.

«Ты вышла в сад, и ты идёшь по саду…»

Стихотворение написано в 1930 году, в пору его счастливой семейной жизни с

Фелиссой Круут.

1.

Тема стихотворения: любовь

2.

Проблема: расставание любящих людей.

3.

Идея: переживания лирического героя связаны с тем, что он не может быть

рядом со своей возлюбленной.

4.

Пафос

стихотворения

взволнованный

и

трагический,

так

как

герой

чувствует «жестокую досаду» от разрыва с любимой женщиной.

5.

Композиция стихотворения представляет собой рассказ лирического героя

о взаимоотношениях с женщиной, которую он любит. Он наблюдает за ней,

гуляющей по саду, издалека. Видит её, но подойти, приблизится к любимой не

может. Почему же? Она его любит? Оказывается, и она его любит: «Твои глаза,

налитые печалью, /Ни в чьи глаза- я знаю- не глядят». Что же разделило любящих

людей?

6.

Поэт создаёт запоминающиеся образы. Образ «сада» – это её мир, мир

красоты,

спокойствия,

в

котором

женщина

проводит

много

времени-

гуляет,

думает, может быть, надеется, что он решится подойти к ней. Лирический герой

стремится в этот мир сада, но войти в него не может. Здесь возникает следующий

образ – образ «морской дали», у героя создаётся ощущение, что возлюбленная не

рядом в саду, а далеко, «за морской далью». Появляется еще один образ – образ

«берега». Ссора

расставила героев по разным берегам. Каждый из них видит

берег

другого,

но

эти

берега

будто

заколдованы,

потому

что

не

позволяют

соединиться любящим людям. У каждого из героев есть свой мир: у него мир

«форелек» (продолжается морская тема), у неё мир – цветов. Очевидно, когда-то, в

пору их счастья, они умели объединить эти миры, увлечения, с удовольствием

погружались

в

интересы

друг

друга.

Но

теперь

они

не

объединяют

своих

увлечений. Финал стихотворения строится на антонимах: враги - друзья. Может

быть, неумелые слова друзей привели к ссоре лирического героя с его любимой.

Заканчивается стихотворение оптимистично: надеждой на то, что «будет день – с

тобой вдвоём мы будем», потому что любящим нельзя не быть вместе.

7.

Стихотворение

отличается

тонким

лиризмом,

музыкальностью,

которые создаются повторением слов: сад – саду, вышла - идёшь – иду, морскою

далью, глаза. Много

раз повторяется местоимения ты,

с тобой, твои, твой, в

твоих,

всего

3

раза

местоимение

я,

но

заканчивается

стихотворение

местоимениями

нас,

мы,

нам.

Это

подтверждает

нашу

мысль

о

поклонении

лирического героя даме своего сердца и о надежде на примирение с ней. В

стихотворении

нет

ярких

авторских

неологизмов,

кроме

слова

понежиться

и

редких

эпитетов

«жестокую»,

аллитерации

[ш-с],

ассонанса

[а-у],

то

есть

лексические

средства

достаточно

бедны,

но

интересен

синтаксический

строй

речи. В синтаксисе поэт использует прямой порядок слов в первой строке, в

третьей. использует инверсию «И будешь ты до вечера в саду», «Что я с тобой по

саду

не

иду»

и

т.д.

В

стихотворении

есть

восклицательные

предложения,

предложения,

которые

заканчиваются

многоточием,

множество

тире,

которые

предполагают паузы. Что же за ними скрыто? Чувство досады, о котором поэт

говорит в самом начале стихотворения.

Анализ стихотворения «Июневый набросок»

Стихотворение

относится

к

ранней

лирике

Игоря

Северянина,

оно

написано в 1910 году. В нем речь идет о времени года, которое все любят – о лете.

Но все же это стихотворение не о природе. Хочется выделить в нем философское

направление. Поэт поднимает проблему быстро изменяющейся жизни, проблему

быстрого течения времени: «Оно подобно мигу, лето…». Он пытается убедить

героиню - девочку не грустить о том, что лето пройдёт, а просит её наслаждаться

сегодняшним днём, тем, что она видит сейчас. Видит она спелую землянику в

лесу, нарядный мухомор, уток, ныряющих в синеву реки, а синева эта подобна

синеве неба. А еще вокруг весело – задорно звучат голоса купающихся в реке

детей. Пафос стихотворения – радостный, оптимистичный.

Как поэту удаётся его создать?

В стихотворении интересные лексические средства: разговорные слова –

взгляни-ка,

прифрантился,

умор,

глазы;

сравнения

«утки,

точно

водолазы»,

«мухомор – как Роголетто», то есть шут, клоун в яркой, пёстрой одежде, лето как

миг.

Эпитетов

в

тексте

мало,

но

все

они

оригинальные:

весело-

задорно,

обнебесенной,

вздорно

(выражены

наречиями

и

авторским

неологизмом).

Использует

поэт

олицетворение

«прифрантился

мухомор»,

т.е.

приоделся,

нарядился, метафору – «успокой свою печаль», «ныряют прямо в небеса». Игорь

Северянин – мастер создания неологизмов – «обнебесенной», «не обезденежь»,

«не олунишь. Оригинальность стихотворению придают глаголы повелительного

наклонения: взгляни-ка, поверни, послушай, успокой, пойми, которые заставляют

читателя или слушателя стать участниками всех событий. Глаголы настоящего

времени – ныряют, звучат, не изменишь -

помогают развернуть всю панораму

действий прямо перед глазами читателя. Обращения – девочка, дитя – придают

стихотворения лиризм, хотя иронии Северянин не избежал. В синтаксисе поэт

использует

сложные

предложения,

вопросительные

и

восклицательные

предложения. Много тире, которые предполагают паузы.

Стихотворение

написано

двусложным

размером

четырехстопным

ямбом. Поэт использует парную и перекрёстную рифму.

Анализ стихотворения «На салазках»

Стихотворение написано уже опытным поэтом в 1923 году. О чем оно? На

первый взгляд о зиме. Но думается, что его содержание на много глубже. В этом

смысле

оно

напоминает

пушкинское

«Зимнее

утро».

В

стихотворении

«На

салазках» разговор о зиме и катании на санках позволяет Игорю Северянину

говорить о родине. Конечно, здесь возникает проблема: что же такое родина, что

входит в это понятие, как понимает эту проблему обычный человек. Родина для

нас всех, во-первых, это природа. Может быть, поэт не случайно выбирает зимний

пейзаж, ведь не все его любят. Россия всегда считалась зимней, северной страной,

холодное время года длится у нас в течение полугода, поэтому и любовь к этому

времени года у нас особенная. Она связана с зимними развлечениями: катанием на

коньках, лыжах и санках. И еще… Родина – это детство. Спуск с горы на салазках

– это развлечение для детей. Лирический герой стихотворения уже взрослый

человек, но ему не чужды детские развлечения, в которые он втягивает её, «дитя»,

свою

любимую.

Вечером

они

возвращаются

домой,

тихо

беседуя,

сидят

за

ужином. Говоря о идее стихотворения «На салазках», И. Северянин напоминает

нам о том, что родина – это всё то простое и каждодневное, что нас окружает:

родная природа, воспоминания о детстве, родной дом, близкие и любимые люди.

Интонационно

стихотворение

можно

разделить

на

две

части:

первая

-

восторженное и азартное катание на салазках с горы в лесу среди кедров; вторая –

ужин в родном доме, поражает покоем, теплом, преданной любовь лирического

героя к своей подруге. Стихотворение поражает удивительной искренностью,

чистотой, открытостью.

Северянин –футурист не изменяет себе: использует разговорную лексику –

междометия

«ну-ка,

ну-ка»,

глаголы

«махнем»,

«айда»,

«размозжить

мозги»,

существительные

«дюжин»,

«салазок»,

«хижина»;

здесь

же

его

любимые

неологизмы

с

приставкой

О

-

обезлюденный.

Все

это

удивительно

точно

сочетается

с

языковыми

средствами

выразительности:

метафоры

«млеют

в

предвесенних ласках», «стряхнув с макушек снежный чепчик»; олицетворения –

«лес…зашепчет»,

«ждёт

нас

ужин»;

эпитеты

«восторженно»,

«скромный»,

«обезлюденный»,

«немудрый».

интересно

рассмотреть

это

стихотворение

и

с

точки зрения синтаксических средств выразительности. поэт использует простые

и сложные предложения. В первой части движение предают не только глаголы:

махнем, не торопись, начнем, проделывать, но и деепричастия стряхнув, рискуя.

во

второй

части

использованы

односоставные,

неполные

предложения,

предложения с однородными членами. Множество точек и запятых

замедляют

темп речи, позволяют создать тишину и спокойствие домашней обстановки. Во

второй

части

употреблены

два

длинных

причастия

«преподнесенный»

и

«обезлюденный», которые тоже замедляют темп речи, делают обстановку более

торжественной, и эта торжественность сочетается с простотой и скромностью

всей обстановки ужина. Анафора и параллелизм в последних строчках помогают

создать настроение благодарности, искренности, чистоты и простоты.

Стихотворение

написано

четырехстопным

ямбом,

рифма

сочетается

перекрестная и парная.

Анализ стихотворения «Увертюра»

Самое известное и спорное стихотворение И. Северянина написано в 1915

году.

Стихотворение

кажется

очень

современным,

потому

что

оно

о

мире,

который

нас

окружает.

В

каком

мире

живёт

лирический

герой?

В

мире

ресторанов,

вкусной,

изысканной

еды,

обожания

всего

иностранного,

автомобилей, аэропланов, блеске иллюминаций, брызг шампанского, «в остром

обществе дамском». Лирический герой – поэт, который говорит: «вдохновляюсь

порывно!»

этой

жизнью

и

«берусь

за

перо!».

Герой

воспринимает

жизнь

трагично. Автор поднимает проблему одиночества человека, ведущего показную

светскую жизнь. Лирический герой никогда не покажет всей трагичности его

положения, в обществе «девушек нервных» он любую трагедию превратит в

грезо-фарс. Мир, который окружает поэта, жесток - «кто-то здесь зацелован! там

кого-то

побили».

Образ

«ананасы

в

шампанском»

-

это

символ

богатой,

но

бездумной,

беспечной,

бездуховной

жизни,

которая

закрутила

модного

поэта.

Заключительная строка «Из Москвы – в Нагасаки! из Нью-Йорка – на Марс!»

позволяет понять желание героя вырваться из круговорота этой порочной жизни.

Стихотворение

написано

трехсложным

размером

четырехстопным

анапестом, рифма перекрестная.

Литература

1. Русский язык и литература. Литература: учебник для студ. учреждений

сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 / [Г. А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е. В.

Мацыяка, К.В. Савченко ]; под общей ред. Г. А. Обернихиной. - ;-е изд., стер, - М.:

Издательский дом «Академия», 2017.- 448 с. – с. 95-99.

2. Северянин И. Ноктюрн. – М.: Яуза, 1995. с. 191.

3.

Черников

А.П.

Проза

и

поэзия

Серебряного

века.-Калуга:

Институт

усовершенствования учителей, 1993. -264 с. – 179 -185 с



В раздел образования