Автор: Беликова Наталья Витальевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Чернский профессионально-педагогический колледж
Населённый пункт: п. Чернь, Тульская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Творчество Игоря Северянина. Анализ стихотворений"
Раздел: среднее профессиональное
Творчество Игоря Северянина. Анализ стихотворений
Футуризм - литературное течение русского модернизма начала ХХ века.
Третье крупное течение. Футуристы делились на две группировки.
В первую
входили И. Северянин, Г. Иванов, К. Фофанов, С. Петров. Они объявили себя
создателями
нового
искусства,
считая
творчество
классиков,
в
том
числе
и
Пушкина, устаревшим. Основу их поэтической теории составляли интуиция и
эгоизм.
Но
группировка
распалась
в
1912
году.
Вторая
группировка
–
кубофутуристы. Сюда входили В. Маяковский, Е. Гуро, Д. Бурлюк, А. Крученых,
В. Хлебников, В. Шершеневич,
позже к ним примкнули И. Северянин и Б.
Пастернак. Чаще всего их называют просто футуристами (от латинского слова
«футурум» - будущее).
Футуристы считают себя новаторами, поэтами будущего. Они отрицают
классическую
литературу
прошлого,
не
признают
своих
современников-
высмеивают символистов и акмеистов. Футуристы стараются привлечь внимание
к себе скандальными, «бунтарскими» выступлениями на литературных вечерах,
непривычной одеждой – пестрыми одеяниями, костюмами бубновых валетов,
желтыми
кофтами,
раскрашенными
лицами,
названиями
своих
сборников-
манифестов
(«Пощечина
общественному
вкусу»,
«Дохлая
луна»,
«Молоко
кобылиц», «Рыкающий Парнас», «Доители изнурённых жаб», «Идите к чёрту» и
т.д.),
оформлением
сборников,
изданных
на
грубой,
обёрточноё
бумаге,
переплетённых
мешковиной.
Всем
этим
подчёркивалось
отрицание
общепринятого
понятия
красоты.
Главным
в
поэтике
футуристов
было
самоценное, бессодержательное слово. Эксперименты со словом приводили к
созданию стихотворений, представляющий собой бессмысленный набор звуков, к
полному разрыву содержания и формы произведения. Это было лженоваторство,
идейное
и
художественное
разрушение
искусства.
Но
многие
из
поэтов,
относившихся
к этому течению, разрывали рамки надуманных принципов и
создавали подлинные произведения искусства. К ним относится Игорь Северянин
(Игорь Васильевич Лотарев).
Что характерно для стихотворений И. Северянина? Рассмотрим особенности
его поэзии.
Одно из главных качеств его поэзии – ироничность, за которой скрывается
незаурядный талант. Поэт насмехается над обывателями с низким эстетическим
вкусом, над временем, в которое он живет, над собой, над собственными мечтами.
Второе важное качество его поэзии – лиризм, который скрывается за маской.
Третья
особенность
поэзии
И.
Северянина
–
позёрство,
игра
со
словами,
экспериментаторство, но за всем эти
- мятущаяся душа поэта, его желание
проникнуть в смыслы бытия.
Четвертая
особенность
стихотворений:
напевность,
музыкальность,
тяготение
к
романсу,
повторение
слов
и
фраз,
построенных
на
внутренних
рифмах,
ассонансах,
аллитерациях.
На
его
стихи
написаны
романсы
С.
Рахманиновым, А. Вертинским, М. Якобсоном, О. Строк.
Пятая
особенность:
обилие
неологизмов,
построенных
на
основных
п р и н ц и п а х
р у с с ко го
с л о в о о б р а з о в а н и я ;
м н о г и е
и з
н и х
с т а л и
общеупотребительными:
бездарь,
угрюмец
и
т.д.
Поэт
придумывал
сложные
слова, глаголы, существительные с приставками «без», «о».
Тематика стихотворений. И. Северянина.
1.
Тема природы.
Поэт
находит
для
описания
природы
немало
свежих
красок,
ассоциаций,
сопоставлений.
Ему
удаётся
ярко
и
точно
передать
радостную
атмосферу
весеннего цветения и обновления мира, бодрящий морозец октября, восторг от
катания на салазках зимой.
2.
Тема любви.
Это тема – главная в его творчестве. Он воспевает сложности и таинства любви,
чувственную страсть. Его лирический герой рыцарь, поклоняющийся женской
красоте и изяществу. Любовь уводит героя от пошлости жизни в романтический
мир красоты, мечты; это сильнейшее чувство открывает человеку радости жизни,
делает человека человеком.
3.
Философские
темы
–
сложности
взаимоотношений
людей,
одиночество
человека
в
современном
мире,
горести
и
радости
жизни,
милосердии, ценность жизни человека.
4.
Тема родины, России.
Любимым местом Северянина был русский север, это он подчеркнул
своим псевдонимом. С 1918 года поэт жил в Эстонии, он оказался там случайно, в
Россию
вернуться
не
смог,
что
стало
для
него
настоящей
трагедией.
Стихотворения 20-30-х годов наполнены острой тоской по родине. Он любил и
Эстонию, и Россию, но его нигде не признавали. Это не давало ему покоя, хотя
душой и мыслями он был с Россией.
5.
Тема поэта и поэзии.
И. Северянин с футуристическим эгоизмом и гордостью относится к
тому,
что
он
поэт:
«Я-гений
Игорь
Северянин»,
что
его
называют
«королём
поэтов». Но на самом деле поэт И. Северянин очень чуткий и ранимый. Очевидно,
он
часто
раздумывал
о
судьбе
поэтов
и
писателей,
поэтому
посвящал
стихотворения русским и зарубежным поэтам и писателя, очень точно подмечая
самое существенное в их творчестве. Для лирического героя Северянина приход
Музы – вдохновения равен приходу солнца, которое прогоняет зиму. Он молится
благодарно за свой талант, за возможность писать, «приемлю всё, всему я рад».
Сборники:
«Громокипящий кубок» 1913год.
«Златолира» 1914 год
«Ананасы в шампанском» 1915год
«Тост безответный» 1916 год
«Поэзо-концерт» 1918 год
«Классические розы» 1931 год.
Жанры
стихотворений:
миньонет,
синематограф,
квадрат
квадратов,
эгополонез,
поэметта,
ассосонет,
эскиз,
диссона,
газэлла,
медальон,
ноктюрн,
хабанера, романс.
Анализ стихотворений.
«Ты вышла в сад, и ты идёшь по саду…»
Стихотворение написано в 1930 году, в пору его счастливой семейной жизни с
Фелиссой Круут.
1.
Тема стихотворения: любовь
2.
Проблема: расставание любящих людей.
3.
Идея: переживания лирического героя связаны с тем, что он не может быть
рядом со своей возлюбленной.
4.
Пафос
стихотворения
взволнованный
и
трагический,
так
как
герой
чувствует «жестокую досаду» от разрыва с любимой женщиной.
5.
Композиция стихотворения представляет собой рассказ лирического героя
о взаимоотношениях с женщиной, которую он любит. Он наблюдает за ней,
гуляющей по саду, издалека. Видит её, но подойти, приблизится к любимой не
может. Почему же? Она его любит? Оказывается, и она его любит: «Твои глаза,
налитые печалью, /Ни в чьи глаза- я знаю- не глядят». Что же разделило любящих
людей?
6.
Поэт создаёт запоминающиеся образы. Образ «сада» – это её мир, мир
красоты,
спокойствия,
в
котором
женщина
проводит
много
времени-
гуляет,
думает, может быть, надеется, что он решится подойти к ней. Лирический герой
стремится в этот мир сада, но войти в него не может. Здесь возникает следующий
образ – образ «морской дали», у героя создаётся ощущение, что возлюбленная не
рядом в саду, а далеко, «за морской далью». Появляется еще один образ – образ
«берега». Ссора
расставила героев по разным берегам. Каждый из них видит
берег
другого,
но
эти
берега
будто
заколдованы,
потому
что
не
позволяют
соединиться любящим людям. У каждого из героев есть свой мир: у него мир
«форелек» (продолжается морская тема), у неё мир – цветов. Очевидно, когда-то, в
пору их счастья, они умели объединить эти миры, увлечения, с удовольствием
погружались
в
интересы
друг
друга.
Но
теперь
они
не
объединяют
своих
увлечений. Финал стихотворения строится на антонимах: враги - друзья. Может
быть, неумелые слова друзей привели к ссоре лирического героя с его любимой.
Заканчивается стихотворение оптимистично: надеждой на то, что «будет день – с
тобой вдвоём мы будем», потому что любящим нельзя не быть вместе.
7.
Стихотворение
отличается
тонким
лиризмом,
музыкальностью,
которые создаются повторением слов: сад – саду, вышла - идёшь – иду, морскою
далью, глаза. Много
раз повторяется местоимения ты,
с тобой, твои, твой, в
твоих,
всего
3
раза
местоимение
я,
но
заканчивается
стихотворение
местоимениями
нас,
мы,
нам.
Это
подтверждает
нашу
мысль
о
поклонении
лирического героя даме своего сердца и о надежде на примирение с ней. В
стихотворении
нет
ярких
авторских
неологизмов,
кроме
слова
понежиться
и
редких
эпитетов
«жестокую»,
аллитерации
[ш-с],
ассонанса
[а-у],
то
есть
лексические
средства
достаточно
бедны,
но
интересен
синтаксический
строй
речи. В синтаксисе поэт использует прямой порядок слов в первой строке, в
третьей. использует инверсию «И будешь ты до вечера в саду», «Что я с тобой по
саду
не
иду»
и
т.д.
В
стихотворении
есть
восклицательные
предложения,
предложения,
которые
заканчиваются
многоточием,
множество
тире,
которые
предполагают паузы. Что же за ними скрыто? Чувство досады, о котором поэт
говорит в самом начале стихотворения.
Анализ стихотворения «Июневый набросок»
Стихотворение
относится
к
ранней
лирике
Игоря
Северянина,
оно
написано в 1910 году. В нем речь идет о времени года, которое все любят – о лете.
Но все же это стихотворение не о природе. Хочется выделить в нем философское
направление. Поэт поднимает проблему быстро изменяющейся жизни, проблему
быстрого течения времени: «Оно подобно мигу, лето…». Он пытается убедить
героиню - девочку не грустить о том, что лето пройдёт, а просит её наслаждаться
сегодняшним днём, тем, что она видит сейчас. Видит она спелую землянику в
лесу, нарядный мухомор, уток, ныряющих в синеву реки, а синева эта подобна
синеве неба. А еще вокруг весело – задорно звучат голоса купающихся в реке
детей. Пафос стихотворения – радостный, оптимистичный.
Как поэту удаётся его создать?
В стихотворении интересные лексические средства: разговорные слова –
взгляни-ка,
прифрантился,
умор,
глазы;
сравнения
–
«утки,
точно
водолазы»,
«мухомор – как Роголетто», то есть шут, клоун в яркой, пёстрой одежде, лето как
миг.
Эпитетов
в
тексте
мало,
но
все
они
оригинальные:
весело-
задорно,
обнебесенной,
вздорно
(выражены
наречиями
и
авторским
неологизмом).
Использует
поэт
олицетворение
–
«прифрантился
мухомор»,
т.е.
приоделся,
нарядился, метафору – «успокой свою печаль», «ныряют прямо в небеса». Игорь
Северянин – мастер создания неологизмов – «обнебесенной», «не обезденежь»,
«не олунишь. Оригинальность стихотворению придают глаголы повелительного
наклонения: взгляни-ка, поверни, послушай, успокой, пойми, которые заставляют
читателя или слушателя стать участниками всех событий. Глаголы настоящего
времени – ныряют, звучат, не изменишь -
помогают развернуть всю панораму
действий прямо перед глазами читателя. Обращения – девочка, дитя – придают
стихотворения лиризм, хотя иронии Северянин не избежал. В синтаксисе поэт
использует
сложные
предложения,
вопросительные
и
восклицательные
предложения. Много тире, которые предполагают паузы.
Стихотворение
написано
двусложным
размером
–
четырехстопным
ямбом. Поэт использует парную и перекрёстную рифму.
Анализ стихотворения «На салазках»
Стихотворение написано уже опытным поэтом в 1923 году. О чем оно? На
первый взгляд о зиме. Но думается, что его содержание на много глубже. В этом
смысле
оно
напоминает
пушкинское
«Зимнее
утро».
В
стихотворении
«На
салазках» разговор о зиме и катании на санках позволяет Игорю Северянину
говорить о родине. Конечно, здесь возникает проблема: что же такое родина, что
входит в это понятие, как понимает эту проблему обычный человек. Родина для
нас всех, во-первых, это природа. Может быть, поэт не случайно выбирает зимний
пейзаж, ведь не все его любят. Россия всегда считалась зимней, северной страной,
холодное время года длится у нас в течение полугода, поэтому и любовь к этому
времени года у нас особенная. Она связана с зимними развлечениями: катанием на
коньках, лыжах и санках. И еще… Родина – это детство. Спуск с горы на салазках
– это развлечение для детей. Лирический герой стихотворения уже взрослый
человек, но ему не чужды детские развлечения, в которые он втягивает её, «дитя»,
свою
любимую.
Вечером
они
возвращаются
домой,
тихо
беседуя,
сидят
за
ужином. Говоря о идее стихотворения «На салазках», И. Северянин напоминает
нам о том, что родина – это всё то простое и каждодневное, что нас окружает:
родная природа, воспоминания о детстве, родной дом, близкие и любимые люди.
Интонационно
стихотворение
можно
разделить
на
две
части:
первая
-
восторженное и азартное катание на салазках с горы в лесу среди кедров; вторая –
ужин в родном доме, поражает покоем, теплом, преданной любовь лирического
героя к своей подруге. Стихотворение поражает удивительной искренностью,
чистотой, открытостью.
Северянин –футурист не изменяет себе: использует разговорную лексику –
междометия
«ну-ка,
ну-ка»,
глаголы
«махнем»,
«айда»,
«размозжить
мозги»,
существительные
«дюжин»,
«салазок»,
«хижина»;
здесь
же
его
любимые
неологизмы
с
приставкой
О
-
обезлюденный.
Все
это
удивительно
точно
сочетается
с
языковыми
средствами
выразительности:
метафоры
–
«млеют
в
предвесенних ласках», «стряхнув с макушек снежный чепчик»; олицетворения –
«лес…зашепчет»,
«ждёт
нас
ужин»;
эпитеты
–
«восторженно»,
«скромный»,
«обезлюденный»,
«немудрый».
интересно
рассмотреть
это
стихотворение
и
с
точки зрения синтаксических средств выразительности. поэт использует простые
и сложные предложения. В первой части движение предают не только глаголы:
махнем, не торопись, начнем, проделывать, но и деепричастия стряхнув, рискуя.
во
второй
части
использованы
односоставные,
неполные
предложения,
предложения с однородными членами. Множество точек и запятых
замедляют
темп речи, позволяют создать тишину и спокойствие домашней обстановки. Во
второй
части
употреблены
два
длинных
причастия
–
«преподнесенный»
и
«обезлюденный», которые тоже замедляют темп речи, делают обстановку более
торжественной, и эта торжественность сочетается с простотой и скромностью
всей обстановки ужина. Анафора и параллелизм в последних строчках помогают
создать настроение благодарности, искренности, чистоты и простоты.
Стихотворение
написано
четырехстопным
ямбом,
рифма
сочетается
–
перекрестная и парная.
Анализ стихотворения «Увертюра»
Самое известное и спорное стихотворение И. Северянина написано в 1915
году.
Стихотворение
кажется
очень
современным,
потому
что
оно
о
мире,
который
нас
окружает.
В
каком
мире
живёт
лирический
герой?
В
мире
ресторанов,
вкусной,
изысканной
еды,
обожания
всего
иностранного,
автомобилей, аэропланов, блеске иллюминаций, брызг шампанского, «в остром
обществе дамском». Лирический герой – поэт, который говорит: «вдохновляюсь
порывно!»
этой
жизнью
и
«берусь
за
перо!».
Герой
воспринимает
жизнь
трагично. Автор поднимает проблему одиночества человека, ведущего показную
светскую жизнь. Лирический герой никогда не покажет всей трагичности его
положения, в обществе «девушек нервных» он любую трагедию превратит в
грезо-фарс. Мир, который окружает поэта, жесток - «кто-то здесь зацелован! там
кого-то
побили».
Образ
«ананасы
в
шампанском»
-
это
символ
богатой,
но
бездумной,
беспечной,
бездуховной
жизни,
которая
закрутила
модного
поэта.
Заключительная строка «Из Москвы – в Нагасаки! из Нью-Йорка – на Марс!»
позволяет понять желание героя вырваться из круговорота этой порочной жизни.
Стихотворение
написано
трехсложным
размером
–
четырехстопным
анапестом, рифма перекрестная.
Литература
1. Русский язык и литература. Литература: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 / [Г. А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е. В.
Мацыяка, К.В. Савченко ]; под общей ред. Г. А. Обернихиной. - ;-е изд., стер, - М.:
Издательский дом «Академия», 2017.- 448 с. – с. 95-99.
2. Северянин И. Ноктюрн. – М.: Яуза, 1995. с. 191.
3.
Черников
А.П.
Проза
и
поэзия
Серебряного
века.-Калуга:
Институт
усовершенствования учителей, 1993. -264 с. – 179 -185 с