Напоминание

"Игра и игрушки в жизни ребенка. Полезные советы для педагогов и их родителей"


Автор: Бородаева Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель мбдоу
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 133"
Населённый пункт: Дзержинск, Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Игра и игрушки в жизни ребенка. Полезные советы для педагогов и их родителей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игра и игрушки в жизни ребенка. Полезные советы для педагогов и их родителей» Статья из опыта работы для родителей, воспитателей и людям, работающим с детьми дошкольного возраста. Бородаева Е.С. Ст.воспитатель МБДОУ «Детский сад № 133» г. Дзержинск С тех пор, как Л.С. Выготский определил игру, как ведущий вид деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста, прошло не одно столетие. Развивающую и воспитывающую функцию игры в дошкольном возрасте подчеркивали многие ученые и педагоги, исследования которых по сей день являются значимыми в данной области. Большое значение в области игровой деятельности ребенка-дошкольника играют для нас исследования М.Монтессори, Л.Венгера, Зворыгиной и др. Однако, еще не так давно, в дошкольных учреждениях ведущая форма обучения в старшем дошкольном возрасте была переориентирована с игры на псевдоучебную деятельность. В сочетании с авторитарным стилем педагогов такая форма обучения и воспитания в старшем дошкольном возрасте привела ряд подрастающих поколений к отсутствию стремления стать школьником, учеником, к несформированной учебной мотивации в старшем дошкольном возрасте. Анализ сложившейся ситуации на федеральном уровне, позволил определить приоритетные направления в сфере дошкольного образования. Модернизация и развитие дошкольного образования в современных условиях прослеживается в принятии ряда нормативных документов федерального значения, таких как ФГОС ДО, «Закон об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012г. Согласно преобразованиям в Российском Законодательстве, игра возвращается на свои центральные позиции в жизни ребенка-дошкольника. В связи с обновлением форм дошкольного образования у многих родителей возникает мнение о том, что с ребенком-дошкольником в детском саду ничем не занимаются, и дети предоставлены сами себе. Это мнение возникает из-за недостаточной педагогической компетентности родителей.
Сегодня дошкольным учреждениям при установлении партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, необходимо ве сти разъяснительные и просветительные мероприятия, которые будут решать задачи по развитию у родителей педагогической грамотности. Знания о том, что игра должна занимать ведущее место в жизни ребенка, о том, как и во что с ним играть, и есть часть педагогической грамотности. Далеко не все родители понимают необходимость игровой деятельности для ребенка, а в некоторых семьях совместная игра родителей и детей зачастую отсутствует. В семьях происходит отождествление понятий «игрушка – игра – игровая деятельность». Задача педагога дошкольного учреждения состоит в том, чтобы повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах полноценного развития ребенка. Чтобы игра несла в жизнь ребенка развивающий потенциал, который заложен в игровых действиях, необходимо стать для ребенка равноправным партнером по игре. Если не направлять игровые действия детей, то игра будет сводится лишь к механическим игровым действиям, не несущим в себе развитие ни самой игры, ни развитие ребенка, выполняющего эти действия. Кроме того, необходимо иметь представление, какие игры из того многообразия, что открывается перед нами в современном мире, будут нести пользу ребенку, а от каких стоит отказаться. Перед современным ребенком (равно, как и перед родителями) расстилается изобилие разнообразных игр и игрушек, и часто такое изобилие приводит к отсутствию желания играть в имеющиеся игры и игрушки. Сколько раз слышишь от родителей, что дома места нет свободного от игрушек, а ребенок не проявляет интереса к этим «богатствам», либо просто бесцельно раскидывает их по всей квартире. Ценность игрушек заключается не в их достаточном количестве и многообразии; ценны воспоминания, связанные с одной или с другой игрушкой. Так, можно неоднократно наблюдать в семьях с маленькими детьми, что при наличии большого количества ярких, почти новых кукол, машин, пирамидок, ребенок играет с потрепанным зайцем, у которого оторвано ухо, или с видавшим видом медведем. Если спросить такого ребенка, почему он играет со старой игрушкой, а не с новыми, - он обязательно вам расскажет личную историю своей привязанности. Сейчас существует довольно распространенное мнение, что в компьютерные игры ни в коем случае нельзя играть маленьким детям, и оно достаточно справедливо. Но не стоит забывать, что грамотное использование
компьютера в жизни ребенка дома и в детском саду способно повысить концентрацию внимания, развить моторику, положительно влиять на общее развитие ребенка. Для этого необходимо, что бы игры соответствовали возрасту ребенка, были развивающими, положительно воздействовали на интеллектуальные способности, были лишены агрессии, а сеансы таких игр должны быть строго дозированы. Но в тех случаях, когда компьютер находится в бесконтрольном доступе для ребенка, а компьютер является спасением родителей от навязчивых вопросов и активных действий, своего рода «мультимедийной няней» ребенка, компьютер становится опасным и вредным негативным фактором в развитии ребенка, приводящим к нежелательным последствиям, а в тяжелых случаях – к болезненной зависимости. Если в МБДОУ педагоги в ходе образовательной деятельности используют для развивающих игровых ситуаций компьютерные технологии, у родителей может возникнуть неоднозначное мнение о применение этого средства по понятным причинам, которые были нами рассмотрены. В таких случаях педагогам необходимо вести большую просветительскую работу по повышению педагогической культуры родителей в области использования и применения ИКТ. Для полноценного развития детям дошкольникам необходим широкий выбор традиционных народных игрушек: матрешек, пирамидок, вкладышей, пластмассовых кукол и зверушек, погремушек, или в старшем дошкольном возрасте – настольных игр (домино, шашки, лото, игры-ходилки). При грамотном руководстве взрослого дети с удовольствием включатся в игру. Так же для того, что бы ребенок развивался через игру, необходимо избежать многократных повторений, однообразия в его игровых действиях. Как же это сделать, если ребенок не желает расставаться с одной и той же игрушкой, и выбирает ее на протяжении длинного количества времени? Взрослому достаточно проявить немного фантазии и творчества в общении с ребенком, и результат приятно удивит. Так, например, попробуйте в группе раннего возраста (либо в домашних условиях) украсить и оживить какой – либо предмет. У ребенка 2 – 3 лет вызовет восторг украшенная погремушка с наклеенной «мордашкой». Оживляя тот, или иной предмет, вы тем самым, способствуете появлению нового интереса к действиям с игрушкой, развиваете коммуникативные и творческие способности ребенка. Этот же прием можно применить в
создании ситуаций для распознавания различных эмоциональных состояний (на одной погремушке вы наклеиваете смеющуюся мордашку, на другой – грустную). Можно создавать различные познавательные сказочные истории, которые будут связаны с предметом, дорогим сердцу ребенка. Устанавливая партнерские взаимоотношения с ребенком в процессе игровой деятельности, вы создаете дополнительную ситуацию эмоционального и психологического сближения с ребенком, создавая тем самым «ситуацию успеха» в жизни ребенка. Проявляйте больше творчества в общении с ребенком, внимания к своим детям и вы обязательно добьетесь больших успехов в их воспитании. Среди многообразия готовых игрушек попробуйте внести свой личный творческий вклад: завяжите куклу из носового платка, ниток, цветных лоскутов, вместе с ними наблюдайте, как катится клубок ниток, предоставьте возможность детям поплескаться в тазу, или в кастрюлях. Эти нехитрые приемы и незамысловатые предметы, знакомые со времен наших прапрабабушек, принесут в жизнь ребенка большое количества пользы и счастья. В погоне за материальным благополучием не следует забывать о том, что именно сейчас, в дошкольном возрасте, дети любят нас не за количество монет в кармане, а за то, что мы с ними рядом. Помните, что воспитание детей – это длительный и трудный процесс, требующий от нас, взрослых каждодневных жертв и преодоления себя, но только так мы можем обеспечить им счастливое и беззаботное детство!


В раздел образования