"Перспективный план по строительно – конструктивной деятельности с детьми младшей группы"
Автор: Козлова Ирина Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ЦРР "Детский сад № 268" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: методическая разработка Тема: "Перспективный план по строительно – конструктивной деятельности с детьми младшей группы" Раздел: дошкольное образование
«Городок для любимых игрушек»
(Конструирование, 103)
Учить строить дома, дополняя мелкими деталями
конструктора (арка, колонна)
-настольный деревянный
конструктор
-предметы-заместители
для оформления
постройки
-игрушки для
обыгрывания
Учить составлять изображение из
нескольких частей, соблюдая
определенную последовательность в
работе
-2 квадрат
-1 треугольник
-плоскостные игрушки
Дидактическая игра:
«Что лежит в мешочке?»
(Д/и Венгера, 55)
Закреплять знания детей о форме, упражнять в
правильном соотношении нескольких предметов с
одним и тем же геометрическим образцом
-мешочек
-кубики, кирпичики,
призмы из настольного
деревянного конструктора
Ручной труд:
«Заячий остров»
(Тарловская, Топоркова, 19)
Учить делать зайцев из природного материала
-мешочек
-семена клена
-косточки
-скорлупки разные
Переход к строительной игре:
«Новоселье для зайцев»
Строительство домиков для своей поделки
-настольный деревянный
конструктор
Октябрь
«Осень»
Художественное конструирование:
«Что приготовила нам осень?»
(планы программы «Развитие»,110)
Учить умению видеть в геометрических фигурах
образы знакомых овощей и фруктов
-подбор заместителей по
заданному признаку
(форма, цвет)
«Осенний парк»
Дидактическая игра:
«Выложи орнамент»
(Д/и Венгера, 60)
Вырабатывать у детей умение воспринимать
взаимное расположение предметов в пространстве;
составлению орнамента из осенних листочков,
соблюдая симметрию
-квадраты белого цвета
-листья полусухие
Переход к аппликации:
«Салфетка для осени»
Продолжать учить наклеивать предметы на лист в
свободном порядке, закреплять знание основных
цветов
-квадрат белого цвета
-вырезанные из цветной
бумаги листочки (2 цвета
одной формы)
-клей
Строительная игра:
«Детская площадка» или
«Парк отдыха»
(Тарловская, Топоркова, 86)
Учить сооружать постройки из крупного или
среднего строительного материала, объединяя
общим замыслом (качели, лавочки, фонтан,
песочница, аттракционы)
-крупный или средний
конструктор
-игрушки для
обыгрывания
Строительная игра:
«Зоопарк»
Учить строить заборчики и загоны для животных
разные по высоте и размеру
-набор животных
-крупный, средний и
мелкий строительный
материал
Ноябрь
«Человек»
Ручной труд:
«Книжки для гномов»
(Тарловская, Топоркова, 41)
Упражнять в изготовлении книжек-малышек путем
складывания прямоугольного листа пополам с
дальнейшим украшением из цветной бумаги
(аппликация)
-листы бумаги
прямоугольной формы (1/4
А-4)
-цветная бумага
-клей
Строительная игра:
«Домик для гномов»
Тарловская, Топоркова, 44)
Закреплять умение строить заборы из настольного
деревянного конструктора, домика из «ЛЕГО»
среднего размера по заданному условию
(определенного цвета)
-настольный деревянный
конструктор
-конструктор «ЛЕГО»
среднего размера
-игрушки-гномы
Строительная игра:
«Мебель для гномов»
(Тарловская, Топорков, 48)
Учить строить мебель из настольного деревянного
конструктора
-настольный деревянный
конструктор
-игрушки-гномы
Сюжетно-ролевая игра:
«Путешествие в страну сказок на
автобусе»
Учить детей объединиться в совместную игру,
вместе готовить атрибуты для игры - сделать
автобус из стульев
-стульчики
-дети
-хорошее настроение
Декабрь
«Зима»
Строительная игра:
«Дворец для сказочных героев»
(Тарловская, Топоркова, 31)
Учить преобразовывать знакомую конструкцию в
новую (дом в теремок), используя дополнительные
украшения из готовых строительных деталей.
Сооружать постройки, соответствующие величине
игрушки
-мелкий, средний и
крупный деревянный
конструктор
-игрушки-зверюшки
-предметы-заместители
Художественное конструирование:
«Снеговик» (планы программы
«Развитие», 114)
Учить строить изображение снеговика из кругов
разной величины, используя способ построения
сериационного ряда, передавая образ смешного и
любимого героя зимних развлечений
-набор геометрических
форм
-фланелеграф
Дидактическая игра:
«Башня из кубиков»
(Д/и Венгера, 60)
Упражнять в сравнении нескольких объектов по
величине, в расположении их по убывающей
величине
-наборы плоскостных
квадратов разного размера
(или кубы из деревянного
строителя разного
размера)
Сторительная игра:
«Новоселье у кукол»
(Тарловская, Топоркова, 133)
«Новый год»
Учить строить различных предметов мебели из
строительных конструкторов с учетом размера
кукол
-крупный, средний и
мелкий строительный
материал
-куклы разных размеров
Сюжетно – ролевая игра:
«Гости пришли»
Учить принимать гостей, правилам гостеприимства.
Объединить строительную и с/р игры, привлечь
большую часть детей, обыграть постройку.
-посуда кукольная
-предметы-заместители
-куклы разного размера
Художественное конструирование:
«В гостях у новогодней елки»
(планы программы «Развитие», 120-
121)
Учить самостоятельно конструировать изображение
елки, украшать по-своему; поиск изобразительных
средств для создания выразительного образа
-фланелеграф
-наборы плоскостных
геометрических фигур
Январь
«Время суток»
Строительная игра:
«Железнодорожный вокзал»
(Тарловская, Топоркова, 104)
Учить строить платформы и вагончики из 2-х видов
строительного конструктора
-игрушки разных размеров
-крупный деревянный
строитель
-средний дер. строитель
-картинки с изображением
вокзала
Художественное конструирование:
«Едем на поезде» (планы программы
«Развитие», 111)
Упражнять в освоении действий по достраиванию
незаконченного изображения вагонов, постепенное
увеличение доли детского участия в постройке
-набор геометрических
фигур
-плоскостные животные и
человечки для
обыгрывания
Дидактическая игра:
«Сложи картинку»
Учить анализировать элементарную контурную
схему
-наборы геометрических
фигур
-карты-образцы со
схематическим
изображением предмета
Строительная игра:
«Выставка машин»
(Тарловская, Топоркова, 29)
Закреплять умение строить гаражи в соответствии с
размерами машин
-машины разного размера
-строительные наборы
-напольный строительный
материал
-игрушки для
обыгрывания
Февраль
«Семья»
Художественное конструирование:
«Дети гуляют на участке» (планы
программы «Развитие»)
Учить зрительному анализу структуры человека,
состоящей из нескольких частей, с помощью
эталонных представлений; конструировать
обобщенное изображение человека, соблюдая
пропорции
-наборы геометрических
фигур
-сюжетные картинки
-предметы-заместители
Строительная игра:
«Сельская (деревенская) улица»
(Тарловская, Топоркова, 108)
Закреплять умение строить дома разных
конструкций из всех видов конструкторов,
дополняя силуэтами деревьев, фонарями, оформляя
дома дополнительными деталями
-конструктора всех видов
-предметы-заместители
-машины
-игрушки для
обыгрывания
-рисунки с образцами
домов, улиц
«Поездка на дачу с семьей»
Строительство микроавтобуса из стульев, крупного
строителя с последующим обыгрыванием
-стулья
-игрушки для
обыгрывания
Март
«Домашние и
дикие
животные»
Художественное конструирование:
«Дикие животные» (планы
программы «Развитие», 119)
Продолжать учить зрительному анализу
обобщенной фигуры животного, ориентируясь на
признаки (форма, цвет, размер); передавать общую
схему строения тела, основные части
-набор плоскостных
геометрических фигур
разного цвета и размера
Строительная игра:
«Кто где живет?»
Продолжать учить строить домики для животных,
учитывая их место проживания (домашним загоны
под крышей, диким в зоопарке вольеры открытые)
-настольный дер.
Конструктор
-набор мелких животных
Ручной труд:
«Кто в лесу живет?»
Учить из природного и бросового материала
изготавливать животного
-шишки, семена, орехи,
чешуйки, палки
-проволочки, нитки,
пластилин
Строительная игра:
«Морское путешествие»
(Тарловская, Топоркова, 38)
Продолжать строить корабли, лодки из крупного
строителя; дополняя элементами (флажки, якорь)
-набор игрушек (дикие
животные
-крупный строительный
материл_
-предмета заместители
Сюжетно-ролевая игра:
«Мореходы», «Путешественники»
Учить умению обыгрывать заранее построенную
конструкцию (корабль), придумывать сюжет игры
вместе с детьми (по каким странам, каких
животных можно встретить)
-крупный напольный
строитель
-дополнительный
материал(флаг, ленты с
флажками, штурвал)
-картинки с изображением
разных стран
Апрель
«Весна»
Художественное конструирование:
«Деревья» (планы программы
«Развитие», 113)
Учить строить обобщенно изображение хвойных и
лиственных деревьев (состоящих из 2-5 элементов
конструктивного материала), передавая ствол и
характерную крону
-элементы деревьев
(крона, ствол, ветки,
трава)
-набор плоскостных
объектов для обыгрывания
Строительная игра:
«Мосты»
(Тарловская, Топоркова, 34)
Учить строить мосты из крупного материала разной
ширины, длины, дополняя элементами для
украшения
-крупный напольный
конструктор
-машины разные по
размеру
Художественное конструирование:
«Грузовая машина» (планы
программы «Развитие», 116)
Учить строить обобщенное изображение грузовой
машины, анализировать и выделять основные,
значимые части; самостоятельно отбирать
геометрические фигуры для конструирования
изображения
-плоскостные элементы
грузовой машины (рама,
кузов, кабина, колеса)
-набор плоскостных
объектов для обыгрывания
сюжета
Строительная игра:
«Грузовик» с переходом
Сюжетно-ролевая игра:
«Поехали на дачу»
Помочь детям подобрать детали для строительства
грузовой машины из среднего настольного
конструктора или «ЛЕГО»
Помочь придумать сюжет игры, привлечь
малообщительных детей
-настольный конструктор
-конструктор «ЛЕГО»
-картинки различных
видов грузовиков
-атрибуты для
обыгрывания
Май
«Мой город»
Строительная игра:
«Наша улица»
(Тарловская, Топоркова, 134)
Закреплять умение в строительстве разных зданий
из мелкого и среднего деревянного конструктора,
дополняя деталями из конструктора «ЛЕГО»
-игрушки для
обыгрывания
-средний и мелкий
конструктор
-конструктор «ЛЕГО»
-макеты деревьев
-светофор
-дорожные знаки
-предметы-заместители
Художественное конструирование:
«Трамвай» (планы программы
«Развитие»)
Учить строить образ трамвая из деталей
конструктора, передавая существенные части
конструкции, снизу вверх, точно соединять
элементы конструктора
-набор настольного
строительного материала
-игрушки для
обыгрывания
Строительная игра:
«Цирк»
(Тарловская, Топоркова, 149)
Упражнять в сооружении постройки из крупного
строительного конструктора, дополняя деталями
конструктора «ЛЕГО» и предметами-заместителями
-крупный строительный
материал
-набор игрушек-зверюшек
-человечки, куклы
Список литературы
1.
«Игры и занятия со строительным материалом в детском саду», З.В.Лиштван.
2.
«Строительные игры в детском саду», В.Г.Нечаева, Е.И.Корзакова.
3.
«Чего на свете не бывает?», О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракс.
4.
«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольника», / Л.А.Венгера.
5.
«Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников», Е.И.Удальцова.
6.
«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», / Л.А.Венгера.
7.
«Дидактические игры в детском саду», А.К.Бондаренко.
8.
«Ступеньки творчества или развивающие игры», Б.П.Никитин.
9.
«Конструирование», З.В.Лиштван.
10. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию», / Т.С.Комарова.
11. «Обучение детей конструированию и ручному труду в малокомплектном детском саду», Н.Ф.Тарловская,
Л.А.Топоркова.
12. «Конструирование и ручной труд в детском саду», Л.В.Куцакова.
13. Планы программы «Развитие», раздел «Художественное конструирование», / Л.А.Венгера.