Автор: Окунева Надежда Викторовна
Должность: аспирант
Учебное заведение: ЮУрГГПУ
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Взаимосвязь эмпатии и темперамента со стрессоустойчивостью личности
Раздел: высшее образование
Окунева Н.В.
Okuneva N.V.
Взаимосвязь эмпатии и темперамента со стрессоустойчивостью личности
The relationship of empathy and temperament with the stress-resistance of the individual
Аннотация: в статье рассматривается проблема взаимосвязи между
эмпатией, темпераментом и
стрессоустойчивостью личности. Результаты исследования показали, что у респондентов с низким
уровнем эмпатии и низким уровнем нейротизма уровень стессоустойчивости выше, чем у респондентов
с высоким уровнем эмпатии и высоким уровнем нейротизма.
Ключевые слова: темперамент, нейротизм, эмпатия, стрессоустойчивость.
Annotation: the article deals with the problem of the relationship of empathy, temperament and stress resistance
of the individual. The results of the study showed that respondents with a low level of empathy and a low level
of neuroticism have a higher level of resistance than respondents with a high level of empathy and a high level
of neuroticism.
Key words: temperament, neuroticism, empathy, stress resistance.
В
настоящее
время
мы
все
чаще
стали
испытывать
различные
эмоции,
сочувствие,
сопереживания, а также современный человек в информационном обществе испытывает огромный
стресс. В психологии изучение и профилактику стрессоустойчивости людей в любом обществе можно
отнести к проблеме первостепенной важности. Это связано с тем, что в последнее время вызывает
информационный
поток,
взаимосвязи
с
людьми
в
различных
видах
заданной
деятельности
при
внушительных интеллектуальных нагрузках, все это ведет к нарушению психики у людей, особенно
подросткового и юношеского возраста [8].
Проблемой
изучения
стрессоустойчивости
личности
занимались
как
отечественные,
так
и
зарубежные ученые, часть из которых считала, что понятие «стрессоустойчивость» является синонимом
понятия
«эмоциональная
устойчивость».
М.И.
Дьяченко
и
Я.
Рейковский
связывают
свойство
эмоциональной
устойчивости
с
характеристиками
темперамента,
которые
оказывают
определенное
влияние в основном на реактивность и силу эмоциональных проявлений и переживаний [7]. Не смотря
на то, что некоторые ученые сводят понятие стессоустойчивости к эмоциональной устойчивости, эти
понятия не являются тождественными. Под «стрессоустойчивостью» следует понимать более сложное
образование
и
интегративное
свойство.
Она
определяется
как
совокупность
личностных
качеств,
определяющих устойчивость к различным видам стресса, что и позволяет переносить значительные
интеллектуальные, эмоциональные и волевые нагрузки без особых вредных последствий для здоровья
[6;10].
Рассматривая факторы стрессоустойчивости, мы можем их разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам, определяющим индивидуальную стрессоустойчивость человека, относят образ
жизни, условия жизни и особенности выполняемой деятельности. К внутренним факторам – свойства
нервной
системы,
темперамент.
Темперамент
может
также
определять
потенциальную
стрессоустойчиввость организма [1;8].
Следовательно, исследование природы стрессоустойчивости, психологических детерминант её
формирования
и
поддержания
имеет
важнейшее
значение
для
решения
ряда
профессиональных
и
жизненных задач, что и является актуальным в ситуации современного общества.
1
Этот эффект также может быть связан с феноменом эмпатии, под которой в психологической
литературе понимают сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, когда один человек на столько
сильно проникается чувствами другого, что как бы на время отождествляется с ним. А. Адлер полагал,
что эмпатия объясняется существованием врожденного чувства общности.[6]. По его мнению, это
космическое чувство, отражающее связь людей со всем мирозданием, которое воплощено в каждом из
нас; это неотъемлемая черта принадлежности к человеческому роду. Подобные открытия об эмпатии
можно встретить еще в трудах Б.М.Тепловой, В.В.Медушевского, В.И.Петрушиной и др. К. Юнг же
видел в эмпатии механизм экстроверсии, приспособления и защиты : "Так как сущность эмпатии состоит
в проекции субъективных содержаний, то предшествующий ему бессознательный акт должен иметь
противоположный характер, а именно погашение действенности объекта. Этот объект до известной
степени опустошается, самодеятельностью и тем самым приспосабливается к восприятию субъективных
содержаний эмпатирующего"[4;5]. При изучениях работ К. Юнга можно рассматривать механизмы
экстраверсии и нейротизма как проявлений свойств темперамента.
Если темперамент определяется как закономерное соотношение устойчивых индивидуальных
особенностей
человека,
которые
характеризуют
различные
стороны
динамики
деятельности
психических процессов, таких как: эргичность, пластичность, эмоциональность то эмпатия же является
отражением свойств темперамента.
Теоретическое и эмпирическое исследование эмпатии у людей с различным типом темперамента
актуально, потому, что это поможет более детально понять механизм взаимосвязи эмпатии и типа
темперамента со стрессоустойчивостью личности.
С этих позиций нам представляется важным провести исследование, целью которого является
эмпирическая
проверка связи эмпатии и типа темперамента со стрессоустойчивостью личности и
анализ данных с использованием математической статистики.
Для эмпирической проверки мы выдвигаем следующую гипотезу: у лиц
с низким уровнем
эмпатии и низким уровнем нейротизма (флегматики или сангвиники) уровень стессоустойчивости выше,
чем у лиц с высоким уровнем эмпатии и высоким уровнем нейротизма (меланхолики или холерики).
Выборку составили 35 человек в возрасте 21–23 лет, студенты Южно-Уральского гуманитарно-
педагогического университета (ЮУрГГПУ) естественно – технологического факультета.
При проведении эмпирического исследования использовались следующие методики:
1. Опросник на определение свойств темперамента (EPI) Г. Айзенка [1].
2. Диагностика социальной эмпатии А. Мехрабиана и Н.Эпштейна [7].
3. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге [2].
4. Метод ранговой корреляции Спирмена[7] .
Изучив
и
проанализировав
полученные
результаты
по
методике
Г.Айзенка,
мы
пришли
к
заключению,
что
большую
часть
выборки
составляют
респонденты,
у
которых
преобладает
холерический тип темперамента (34%), на втором месте иерархии – сангвиники (28%), флегматики –
21% и менее всего представлен – меланхолический тип темперамента (17%). Рассмотрим выявленные
нами особенности взаимосвязи между типами темперамента и стрессоустойчивостью (рис.1).
2
Рис.1 Уровни стрессоустойчивости студентов с разными типами темперамента
Анализ
полученных
данных
свидетельствует,
что
среди
испытуемых
с
преобладанием
меланхолического типа темперамента, наибольшую долю занимает низкий уровень стрессоустойчивости
(47%).
У
испытуемых
холерического
типа
темперамента
преобладает
средний
уровень
стрессоустойчивости
(59%).
А
выборка
испытуемых
сангвинического
и
флегматического
типов
темперамента продемонстрировали высокую стрессоустойчивость личности более 50%.
Для
статистической
обработки
данных
был
выбран
коэффициент
ранговой
корреляции
Спирмена, благодаря которому была выявлена статистически значимая слабая (r=0,45; p=0,05), обратно
пропорциональная
взаимосвязь
между
нейротизмом
и
стрессоустойчивостью,
личностной
особенностью, проявляющейся в эмоциональной неустойчивости и тревоге. Это значит, что чем выше
уровень нейротизма, тем ниже уровень стрессоустойчивости и, наоборот. Таким образом , нейротизм
является одним из свойств темперамента и можно говорить об определенной связи стрессоустойчивости
с типом темперамента.
Далее был осуществлен количественно – качественный анализ уровня развития эмпатии по
методике А. Мехрабиана и Н.Эпштейна и стрессоустойчивости личности Холмса - Раге. У большинства
респондентов (48%) выражен средний уровень эмпатии и средний уровень стрессоустойчивости, 46%
испытуемых обладали высоким уровнем эмпатии и низкой стрессоустойчивостью. Низким уровнем
эмпатии и высоким уровнем стрессоустойчивости обладали всего
6% испытуемых.
Исходя из
представленных данных, следует дополнить к гипотезе о свойствах темперамента и особенностей
эмпатии то, что студенты способные на сочувствие по отношению к другим в основном являются
меланхоликами
с
низким
уровнем
стрессоустойчивости,
а
сангвиники
и
флегматики,
у
которых
в
основном выявили мы
средний и низкий уровнь эмпатии для них характерен высокий уровень
стрессоустойчивости.
Рис. 2. Показатели стрессоустойчивости студентов с разными уровнями эмпатии (%)
Далее мы проанализировали взаимосвязь между стрессоустойчивостью и эмпатией (рис.2). Была
выявлена статистически значимая прямая, сильная корреляционная связь между стрессоустойчивостью и
3
эмпатией, (r=0,833, при р=0,001).
Очевидно, что данный факт указывает на тесную связь между
эмпатией и стрессоустойчивостью личности.
Следовательно, эмпатия и стрессоустойчивость находятся в статистически значимой прямой и
сильной пропорциональной зависимости. Это значит, что чем выше уровень эмпатии, тем выше уровень
стрессоустойчивости.
Из вышеизложенного следует, что гипотеза исследования о том, что у студентов с низким
уровнем
эмпатии
и
низким
уровнем
нейротизма
(фрегматики
или
сангвиники)
уровень
стрессоустойчивости выше, чем у студентов, у которых высокий уровень эмпатии и высокий уровень
нейротизма (холерики или меланхолики), подтвердилась. Можно сделать вывод о том, что определяют
реакцию на стресс и формы его протекания – тип темперамента его особенности, а так же эмпатия.
Полученные данные можно использовать в планировании профилактической и коррекционной работе с
лицами разных типов темперамента, с целью формирования способности личности к противостоянию
воздействий эмоционального стресса.
Список литературы
1. Батаршев, А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М., 2001. –
21с.
2. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека /Ф.Б. Березин. – Л., 1988.
– С126-128.
3. Вяткин, Б.А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях / Б.А.
Вяткин. – М., 1972. – 213 с.
4. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова //Вопросы психологии. –
1975. – №2. С.147 – 157.
5. Гиппенрейдер Ю.Б.
Психология индивидуальных различий [Текст] / Ю Б. Гиппенрейдер, В. Я.
Романова. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 220с.
6.
Гиссен,
Л.Д.
Время
стрессов.
Обоснование
и
практические
результаты
психопрофилактической
работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен. – М., 1990. - С 23-26.
7. Дьяченко, М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости /М.И. Дьяченко, В.А. // Вопросы
психологии – 1990. – №1. – С. 106–113.
8. Макаренко В. В. Хрестоматия по психологии / В. В. Макаренко. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с.
9. Мерлин, В.С. Очерки теории темперамента / В.С. Мерлин. – Изд. 2-е, Пермь, 1973. – с. 116-118.
10. Мильман, В.М. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В.М. Мильман – М., 1983 –
с. 129 – 132.
4