Напоминание

Взаимосвязь эмпатии и темперамента со стрессоустойчивостью личности


Автор: Окунева Надежда Викторовна
Должность: аспирант
Учебное заведение: ЮУрГГПУ
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Взаимосвязь эмпатии и темперамента со стрессоустойчивостью личности
Раздел: высшее образование





Назад




Окунева Н.В.

Okuneva N.V.

Взаимосвязь эмпатии и темперамента со стрессоустойчивостью личности

The relationship of empathy and temperament with the stress-resistance of the individual

Аннотация: в статье рассматривается проблема взаимосвязи между

эмпатией, темпераментом и

стрессоустойчивостью личности. Результаты исследования показали, что у респондентов с низким

уровнем эмпатии и низким уровнем нейротизма уровень стессоустойчивости выше, чем у респондентов

с высоким уровнем эмпатии и высоким уровнем нейротизма.

Ключевые слова: темперамент, нейротизм, эмпатия, стрессоустойчивость.

Annotation: the article deals with the problem of the relationship of empathy, temperament and stress resistance

of the individual. The results of the study showed that respondents with a low level of empathy and a low level

of neuroticism have a higher level of resistance than respondents with a high level of empathy and a high level

of neuroticism.

Key words: temperament, neuroticism, empathy, stress resistance.

В

настоящее

время

мы

все

чаще

стали

испытывать

различные

эмоции,

сочувствие,

сопереживания, а также современный человек в информационном обществе испытывает огромный

стресс. В психологии изучение и профилактику стрессоустойчивости людей в любом обществе можно

отнести к проблеме первостепенной важности. Это связано с тем, что в последнее время вызывает

информационный

поток,

взаимосвязи

с

людьми

в

различных

видах

заданной

деятельности

при

внушительных интеллектуальных нагрузках, все это ведет к нарушению психики у людей, особенно

подросткового и юношеского возраста [8].

Проблемой

изучения

стрессоустойчивости

личности

занимались

как

отечественные,

так

и

зарубежные ученые, часть из которых считала, что понятие «стрессоустойчивость» является синонимом

понятия

«эмоциональная

устойчивость».

М.И.

Дьяченко

и

Я.

Рейковский

связывают

свойство

эмоциональной

устойчивости

с

характеристиками

темперамента,

которые

оказывают

определенное

влияние в основном на реактивность и силу эмоциональных проявлений и переживаний [7]. Не смотря

на то, что некоторые ученые сводят понятие стессоустойчивости к эмоциональной устойчивости, эти

понятия не являются тождественными. Под «стрессоустойчивостью» следует понимать более сложное

образование

и

интегративное

свойство.

Она

определяется

как

совокупность

личностных

качеств,

определяющих устойчивость к различным видам стресса, что и позволяет переносить значительные

интеллектуальные, эмоциональные и волевые нагрузки без особых вредных последствий для здоровья

[6;10].

Рассматривая факторы стрессоустойчивости, мы можем их разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам, определяющим индивидуальную стрессоустойчивость человека, относят образ

жизни, условия жизни и особенности выполняемой деятельности. К внутренним факторам – свойства

нервной

системы,

темперамент.

Темперамент

может

также

определять

потенциальную

стрессоустойчиввость организма [1;8].

Следовательно, исследование природы стрессоустойчивости, психологических детерминант её

формирования

и

поддержания

имеет

важнейшее

значение

для

решения

ряда

профессиональных

и

жизненных задач, что и является актуальным в ситуации современного общества.

1

Этот эффект также может быть связан с феноменом эмпатии, под которой в психологической

литературе понимают сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, когда один человек на столько

сильно проникается чувствами другого, что как бы на время отождествляется с ним. А. Адлер полагал,

что эмпатия объясняется существованием врожденного чувства общности.[6]. По его мнению, это

космическое чувство, отражающее связь людей со всем мирозданием, которое воплощено в каждом из

нас; это неотъемлемая черта принадлежности к человеческому роду. Подобные открытия об эмпатии

можно встретить еще в трудах Б.М.Тепловой, В.В.Медушевского, В.И.Петрушиной и др. К. Юнг же

видел в эмпатии механизм экстроверсии, приспособления и защиты : "Так как сущность эмпатии состоит

в проекции субъективных содержаний, то предшествующий ему бессознательный акт должен иметь

противоположный характер, а именно погашение действенности объекта. Этот объект до известной

степени опустошается, самодеятельностью и тем самым приспосабливается к восприятию субъективных

содержаний эмпатирующего"[4;5]. При изучениях работ К. Юнга можно рассматривать механизмы

экстраверсии и нейротизма как проявлений свойств темперамента.

Если темперамент определяется как закономерное соотношение устойчивых индивидуальных

особенностей

человека,

которые

характеризуют

различные

стороны

динамики

деятельности

психических процессов, таких как: эргичность, пластичность, эмоциональность то эмпатия же является

отражением свойств темперамента.

Теоретическое и эмпирическое исследование эмпатии у людей с различным типом темперамента

актуально, потому, что это поможет более детально понять механизм взаимосвязи эмпатии и типа

темперамента со стрессоустойчивостью личности.

С этих позиций нам представляется важным провести исследование, целью которого является

эмпирическая

проверка связи эмпатии и типа темперамента со стрессоустойчивостью личности и

анализ данных с использованием математической статистики.

Для эмпирической проверки мы выдвигаем следующую гипотезу: у лиц

с низким уровнем

эмпатии и низким уровнем нейротизма (флегматики или сангвиники) уровень стессоустойчивости выше,

чем у лиц с высоким уровнем эмпатии и высоким уровнем нейротизма (меланхолики или холерики).

Выборку составили 35 человек в возрасте 21–23 лет, студенты Южно-Уральского гуманитарно-

педагогического университета (ЮУрГГПУ) естественно – технологического факультета.

При проведении эмпирического исследования использовались следующие методики:

1. Опросник на определение свойств темперамента (EPI) Г. Айзенка [1].

2. Диагностика социальной эмпатии А. Мехрабиана и Н.Эпштейна [7].

3. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге [2].

4. Метод ранговой корреляции Спирмена[7] .

Изучив

и

проанализировав

полученные

результаты

по

методике

Г.Айзенка,

мы

пришли

к

заключению,

что

большую

часть

выборки

составляют

респонденты,

у

которых

преобладает

холерический тип темперамента (34%), на втором месте иерархии – сангвиники (28%), флегматики –

21% и менее всего представлен – меланхолический тип темперамента (17%). Рассмотрим выявленные

нами особенности взаимосвязи между типами темперамента и стрессоустойчивостью (рис.1).

2

Рис.1 Уровни стрессоустойчивости студентов с разными типами темперамента

Анализ

полученных

данных

свидетельствует,

что

среди

испытуемых

с

преобладанием

меланхолического типа темперамента, наибольшую долю занимает низкий уровень стрессоустойчивости

(47%).

У

испытуемых

холерического

типа

темперамента

преобладает

средний

уровень

стрессоустойчивости

(59%).

А

выборка

испытуемых

сангвинического

и

флегматического

типов

темперамента продемонстрировали высокую стрессоустойчивость личности более 50%.

Для

статистической

обработки

данных

был

выбран

коэффициент

ранговой

корреляции

Спирмена, благодаря которому была выявлена статистически значимая слабая (r=0,45; p=0,05), обратно

пропорциональная

взаимосвязь

между

нейротизмом

и

стрессоустойчивостью,

личностной

особенностью, проявляющейся в эмоциональной неустойчивости и тревоге. Это значит, что чем выше

уровень нейротизма, тем ниже уровень стрессоустойчивости и, наоборот. Таким образом , нейротизм

является одним из свойств темперамента и можно говорить об определенной связи стрессоустойчивости

с типом темперамента.

Далее был осуществлен количественно – качественный анализ уровня развития эмпатии по

методике А. Мехрабиана и Н.Эпштейна и стрессоустойчивости личности Холмса - Раге. У большинства

респондентов (48%) выражен средний уровень эмпатии и средний уровень стрессоустойчивости, 46%

испытуемых обладали высоким уровнем эмпатии и низкой стрессоустойчивостью. Низким уровнем

эмпатии и высоким уровнем стрессоустойчивости обладали всего

6% испытуемых.

Исходя из

представленных данных, следует дополнить к гипотезе о свойствах темперамента и особенностей

эмпатии то, что студенты способные на сочувствие по отношению к другим в основном являются

меланхоликами

с

низким

уровнем

стрессоустойчивости,

а

сангвиники

и

флегматики,

у

которых

в

основном выявили мы

средний и низкий уровнь эмпатии для них характерен высокий уровень

стрессоустойчивости.

Рис. 2. Показатели стрессоустойчивости студентов с разными уровнями эмпатии (%)

Далее мы проанализировали взаимосвязь между стрессоустойчивостью и эмпатией (рис.2). Была

выявлена статистически значимая прямая, сильная корреляционная связь между стрессоустойчивостью и

3

эмпатией, (r=0,833, при р=0,001).

Очевидно, что данный факт указывает на тесную связь между

эмпатией и стрессоустойчивостью личности.

Следовательно, эмпатия и стрессоустойчивость находятся в статистически значимой прямой и

сильной пропорциональной зависимости. Это значит, что чем выше уровень эмпатии, тем выше уровень

стрессоустойчивости.

Из вышеизложенного следует, что гипотеза исследования о том, что у студентов с низким

уровнем

эмпатии

и

низким

уровнем

нейротизма

(фрегматики

или

сангвиники)

уровень

стрессоустойчивости выше, чем у студентов, у которых высокий уровень эмпатии и высокий уровень

нейротизма (холерики или меланхолики), подтвердилась. Можно сделать вывод о том, что определяют

реакцию на стресс и формы его протекания – тип темперамента его особенности, а так же эмпатия.

Полученные данные можно использовать в планировании профилактической и коррекционной работе с

лицами разных типов темперамента, с целью формирования способности личности к противостоянию

воздействий эмоционального стресса.

Список литературы

1. Батаршев, А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М., 2001. –

21с.

2. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека /Ф.Б. Березин. – Л., 1988.

– С126-128.

3. Вяткин, Б.А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях / Б.А.

Вяткин. – М., 1972. – 213 с.

4. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова //Вопросы психологии. –

1975. – №2. С.147 – 157.

5. Гиппенрейдер Ю.Б.

Психология индивидуальных различий [Текст] / Ю Б. Гиппенрейдер, В. Я.

Романова. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 220с.

6.

Гиссен,

Л.Д.

Время

стрессов.

Обоснование

и

практические

результаты

психопрофилактической

работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен. – М., 1990. - С 23-26.

7. Дьяченко, М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости /М.И. Дьяченко, В.А. // Вопросы

психологии – 1990. – №1. – С. 106–113.

8. Макаренко В. В. Хрестоматия по психологии / В. В. Макаренко. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с.

9. Мерлин, В.С. Очерки теории темперамента / В.С. Мерлин. – Изд. 2-е, Пермь, 1973. – с. 116-118.

10. Мильман, В.М. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В.М. Мильман – М., 1983 –

с. 129 – 132.

4



В раздел образования