Автор: Жукова Светлана Юрьевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Филиала Ставропольского государственного педагогического института
Населённый пункт: города Железноводска, поселка Иноземцево Ставропольский край
Наименование материала: научная статья
Тема: Головные боли напряжения у детей и подростков
Раздел: высшее образование
Головные боли напряжения у детей и подростков
Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и
подростковом
возрасте.
Согласно
данным
исследований,
частота
встречаемости головной боли возрастает от 3-8% среди дошкольников до 57-
82% - у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и
общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо
«повышение
эффективности
лечения
и
профилактики
головной
боли
у
детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической
практике у 18,6-27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени
и головных болей напряжения (ГБН) [3-5].
У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза
первичной головной боли лежат критерии Международной классификации
головных болей 3-го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в
отношении
ГБН
однотипны
с
предыдущей
редакцией
МКГБ-II
[7].
На
основании
этих
критериев
от
7
до
10%
детей
и
подростков
страдают
мигренью,
до
15%
-
вероятной
мигренью
и
20-25%
-
ГБН
[8-10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются
мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с
отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве
случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз,
если
поставлен
точный
диагноз
и
своевременно
и
правильно
назначена
соответствующая терапия.
ГБН - легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная
боль
сжимающего,
давящего
или
ноющего
характера,
которая
имеет
значительную продолжительность. Длительность приступа - от 30 мин до
нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее
недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими
этими
признаками
сразу),
не
усиливается
под
влиянием
повседневной
физической
активности
и
не
сопровождается
рвотой.
Провоцирующими
факторами
для
появления
головной
боли
обычно
являются
психическое
утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными
играми,
стрессовая
ситуация,
депривация
сна,
которые
часто
сегодня
встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на
следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц,
при
наличии
не
менее
10
ранее
перенесенных
эпизодов);
частые
эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические
(более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного
количества
эпизодов
головной
боли
или
при
неполном
соответствии
диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным
Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты
встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим
образом:
нечастая
ГБН
отмечалась
у
21,8%
пациентов
детского
и
подросткового возраста, частая ГБН - у 53,3%, хроническая ГБН - у 15,2%,
возможная ГБН - у 9,7%.
Патогенез
ГБН
до
конца
не
выяснен
и
включает
комплекс
взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были
«головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль»,
«стрессорная
головная
боль»,
«простая
головная
боль»,
что
отражает
представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН.
Значимым
фактором
риска
развития
ГБН
является
с е м е й н а я
предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН
провоцируются
хроническими
психоэмоциональными
перегрузками,
стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН
у
детей
является
незрелость
механизмов
психологической
защиты,
что
обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с
точки
зрения
взро слых
стре ссовых
факторов.
Под
вли я н и е м
психотравмирующих
ситуаций
формируются
тревожные
расстройства
(фобическое
тревожное
расстройство,
генерализованные
тревожные
расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов
тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-
педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации
приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым
как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние
психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения
состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции
вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие
нейромедиаторные
механизмы.
Центральные
механизмы
патогенеза
ГБН
связаны
с
дизафферентацией
антиноцицептивных
релейных
систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев
она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область
и
заднюю
поверхность
шеи,
затем
может
становиться
диффузной
и
описывается
как
ощущение
сжатия
головы
обручем,
симптом
«шлема,
каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее
наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с
одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль
(гемикрания),
как
правило,
связана
с
повышенной
чувствительностью
перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2-3
урока)
или
во
второй
половине
дня
и
продолжается
до
вечера.
Может
возникать
утром,
после
пробуждения,
если
головная
боль
отмечалась
накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной
физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат-
терны течения головных болей - от редких, кратковременных эпизодических
приступов
с
длительными
ремиссиями
до
волнообразного
течения,
характеризующегося
длительными
периодами
ежедневных
болей,
чередующимися
с
кратковременными
ремиссиями.
Транзиторные
неврологические симптомы не характерны.
«Немигренозные»
признаки
головной
боли,
такие
как
ее
характер
(давящий
или
стягивающий),
интенсивность
(легкая
и
умеренная)
и
отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для
ГБН
у
детей
(по
сравнению
с
мигренью),
чем
локализация
или
продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В-D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С.
Головная
боль
имеет
как
минимум
две
из
следующих
характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН - головная боль возникает с частотой не
более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН - головная боль возникает с частотой от 1
до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А.
Головная
боль,
возникающая
не
менее
15
дней
в
месяц
на
протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая
критериям В-D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет
постоянный характер.
С.
Головная
боль
имеет
как
минимум
две
из
следующих
характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая
тошнота;
•
головная
боль
не
сопровождается
ни
умеренной
или
сильной
тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности
личности:
эмоциональные
нарушения
различной
степени
выраженности
(повышенная
возбудимость,
тревожность,
склонность
к
депрессии),
демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих
болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению
трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к
новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы,
которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов
предъявляют
жалобы
на
боли
и
чувство
дискомфорта
в
других
органах
соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при
вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся
непостоянством
и
достаточно
неопределенным
характером,
однако
при
обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН
характерны
нарушения
сна:
трудности
засыпания,
поверхностный
сон
с
множеством
сновидений,
частыми
пробуждениями,
снижается
общая
длительность
сна
и
особенно
глубокой
его
фазы,
наблюдаются
раннее
окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного
сна и дневная сонливость.
В
современных
публикациях
обращается
внимание
на
высокую
частоту
встречаемости
у
пациентов
с
ГБН
церебрастенических
(и/или
неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления
церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с
ГБН.
Одним
из
его
основных
признаков
считается
так
называемая
«раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома
относятся
патологическое
течение
беременности
и
родов,
перенесенные
соматические
заболевания,
черепно-мозговые
травмы,
нейроинфекции.
С
одной
стороны,
для
этих
детей
характерны
общая
пассивность,
вялость,
медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-
психических
нагрузках
наблюдаются
повышенная
утомляемость,
истощаемость,
снижение
фона
настроения.
Истощаемость
внимания
и
мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением
психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках
у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой
стороны,
наблюдаются
повышенная
раздражительность,
склонность
к
аффективным вспышкам, недостаточная критичность.
По
нашим
наблюдениям,
сочетание
ГБН
с
церебрастеническим
синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных
болей.
Присоединяются
болевые
синдромы
функционального
характера:
миалгии
различной
локализации,
кардиалгии,
боли
в
животе.
Более
выраженными
становятся
жалобы
на
м е т е оч у в с т в и т е л ь н о с т ь ,
непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные
эпизоды
несистемного
головокружения.
Усиливаются
такие
проявления
вегетативных
нарушений,
как
нестабильность
артериального
давления
с
преимущественной
склонностью
к
снижению,
связанные
с
этим
ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и
ног.
У
некоторых
пациентов
присоединяются
симптомы
нарушения
центральной
терморегуляции
в
виде
периодической
субфебрильной
гипертермии или гипотермии.
Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются
нарушения
концентрации
внимания,
медленный
темп
когнитивной
деятельности,
эмоциональная
нестабильность,
гиперактивно сть,
напряженные
отношения
в
школе
[13].
По
данным
популяционного
исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков
4-17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6
раза
чаще
отмечались
нарушения
внимания
и
гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе
необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что
не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод
родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение
головной
боли
должно
начинаться
с
устранения
или
минимизации
психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными
психологами или психотерапевтами.
Эффективным
является
сочетание
лекарственной
терапии
с
различными методами психотерапии и релаксации с применением модели
биологической
обратной
связи
(БОС).
Такое
лечение
т ребует
профессионального
опыта
и
индивидуального
подхода,
что
может
ограничивать
его
доступность.
Тренинги
с
использованием
БОС
вполне
применимы
для
пациентов
детского
и
подросткового
возраста.
Показана
эффективность
при
ГБН
электромиографического
БОС-тренинга
фронтальной мышечной группы [15].
Согласно
современным
Европейским
рекомендациям
[16],
в
лекарственной
терапии
ГБН
применяются
средства
как
для
купирования
головной
боли,
так
и
для
ее
профилактики.
Симптоматическое
лечение
безрецептурными
анальгетиками
может
применяться
у
пациентов
с
эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю.
Использование
анальгетиков
должно
быть
однократным
или
проводиться
короткими
курсами.
При
этом
необходимо
помнить
о
недопустимости
злоупотребления
данными
препаратами.
Анальгетики
рекомендуется
употреблять
не
более
8-10
раз
в
месяц.
Применение
более
сильных
анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в
детском
возрасте
значительной
эффективностью
не
обладает,
однако
вызывает
нежелательные
симптомы
со
стороны
желудочно-кишечного
тракта,
сердечно-сосудистой
системы.
Детям
для
обезболивания
рекомендуется
использовать
парацетамол
(разовая
доза
-
10-15
мг/кг,
максимальная суточная доза - не более 60 мг/кг массы тела) или ибупрофен
(разовая доза - 5-10 мг/кг, максимальная суточная доза - не более 30 мг/кг,
интервал между приемами - 6-8 ч). При эпизодической ГБН с частотой более
2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием
приступов
является
профилактическое
лечение.
При
хронической
ГБН
обезболивающие
препараты
обладают
сомнительной
эффективностью
и
повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].
Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических
ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в
комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают
уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При
неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической
картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано
применение
анксиолитиков
и
легких
нейролептиков,
разрешенных
к
п р и м е н е н и ю
в
д е т с к о м
в о з р а с т е .
Хронические
ГБН
не
обязательно
лишают
пациентов
возможности
повседневной
активности,
но
приносят
им
эмоциональный
дискомфорт,
хроническое
чувство
усталости,
«разбитости».
Оптимальный
подход
к
лечению данной формы головной боли заключается в применении средств,
влияющих
на
психоэмоциональную
сферу
и
хроническое
мышечное
напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы
амитриптилина
-
неселективного
антидепрессанта,
теоретически
обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию
с
малых
доз
(5-10
мг)
перед
сном.
Необходимость
в
повышении
дозы
возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и
затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al.
[17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с
ГБН в возрасте 8-16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и
фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут.
Клиническое
улучшение
было
достигнуто
в
обеих
группах.
В
группе
лечившихся
амитриптилином
исходная
частота
ГБН
составляла
17±11
приступов
в
месяц
и
через
3
мес.
снизилась
до
5,6±6,7
в
месяц.
Эти
результаты
сопоставимы
с
результатами
группы,
в
которой
проводились
расслабляющие
тренинги:
первоначальная
частота
приступов
12,1±10,1
в
месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.
Традиционно
для
профилактических
курсов
ГБН
с
целью
снятия
мышечного
напряжения
в
перикраниальных
и
затылочных
мышцах
н а з н а ч а ю т с я
м и о р е л а к с а н т ы
( т о л п е р и з о н ,
т и з а н и д и н ) .
Часто
у
детей
с
ГБН
наблюдаются
проявления
церебрастенического
синдрома.
Утомляемость
может
быть
выражена
настолько,
что
детям
противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное,
о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя
считать
их
вредными,
упрямыми,
ленивыми
и
вести
борьбу
с
этими
качествами.
Появление
церебрастении
способствует
утяжелению
течения
головных болей.
Поэтому
дополнительное
направление
профилактической
терапии
ГБН
у
детей
и
подростков,
особенно
в
сочетании
с
астеническими
проявлениями
и
снижением
школьной
успеваемости,
заключается
в
назначении
препаратов
метаболического
действия,
которые
улучшают
обменные
процессы
в
ЦНС
и
положительно
влияют
на
показатели
когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость
ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин
В),
коэнзим
Q10,
препараты
магния
[1],
препараты
ноотропного
ряда.
К
данной
группе
лекарственных
средств
относится
препарат
Нооклерин
(деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре
близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая
кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению
памяти
и
процесса
обучения,
оказывает
положительное
влияние
при
астенических
и
адинамических
расстройствах,
повышая
двигательную
и
психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у
детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10-12 лет должна
составлять 0,5-1,0 г (1/2-1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет -
1-2 г (1-2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения - 1,5-2 мес. 2-3
раза в год.
Высокая
терапевтическая
эффективность
приема
Нооклерина
у
подростков 14-17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]:
отмечались
отчетливое
уменьшение
проявлений
общей,
физической
и
психической
астении,
а
также
повышение
концентрации
внимания.
Купирование
симптомов
астении
при
ГБН
способствует
повышению
устойчивости
к
нагрузкам
и
формированию
более
правильных
адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в
основе возникновения ГБН.
Литература
1. Hershey A.D., Powers S.W., Winner P., Kabbouche M.A. Pediatric
Headaches in Clinical Practice. London: Wiley-Blackwell, 2009. 223 p.
2.
World
Health
Organization.
Headache
disorders
and
public
health.
Education and management implications. WHO. Geneva, 2004. 11 p.
3. Измайлова И.Г. Головная боль напряжения и мигрень в детском
возрасте. Астрахань, 2011.199 с.
4. Stovner L., Hagen K., Jensen R. et al. The global burden of headache: a
documentation of headache prevalence and disability worldwide // Cephalalgia.
2007. Vol. 27 (3). P. 193-210.
5. Genizi J., Srugo I., Kerem C.N. The cross-ethnic variations in the
prevalence
of
headache
and
other
somatic
complaints
among
adolescents
in
Northern Israel // J. Headache Pain. 2013. Vol. 14. P. 21.
6. The International Classification of Headache Disorders. 3nd edition, beta
// Cephalalgia. 2013. Vol. 33(9). P. 629-808.
7. The International Classification of Headache Disorders. 2nd edition //
Cephalalgia. 2004. Vol. 24 (Suppl. 1). P. 9-160.
8. Abu-Arafeh I., Razak S., Sivaraman B., Graham C. Prevalence of
headache
and
migraine
in
children
and
adolescents:
a
systematic
review
of
population-based studies // Dev. Med. Child. Neurol. 2010. Vol. 52(12). P. 1088-
1097.
9.
Rho
Y.I.,
Chung
H.J.,
Lee
K.H.,
et
al. Prevalence
and
clinical
characteristics of primary headaches among school children in South Korea: a
nationwide survey // Headache. 2012. Vol. 52(4). P. 592-599.
10. Bonfert M., Straube A., Schroeder A.S., Reilich P., Ebinger F., Heinen
F. Primary Headache in Children and Adolescents: Update on Pharmacotherapy of
Migraine and Tension-Type Headache // Neuropediatrics. 2013. Vol. 44. P. 3-19.
11 .
Буд ч а н о в а
Н . Ю . ,
Д е л я г и н
В . М . ,
Хо н д ка р я н
Г. Ш .
Распространенность
и
особенности
клинических
проявлений
первичных
головных болей у школьников // Педиатрия. 2008. №87 (5). С.138-140.
12. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В. и др. Астенические
расстройства
и
когнитивные
нарушения
у
пациентов
с
головной
болью
напряжения // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013.
№113 (5). С. 31-35.
13. Aromaa M., Rautava P., Helenius H., Silanpaa M. Factors of early life
as predictors of headache in children at school entry // Headache. 1998. Vol. 38 (1).
P. 23-30.
14. Strine T.W., Okoro C.A., McGuire L.C., Balluz L.S. The associations
among childhood headaches, emotional and behavioral difficulties, and health care
use // Pediatrics. 2006. Vol. 117 (5). P. 1728-1735.
15.
Штарк
М.Б.,
Павленко
С.С.,
Скок
А.Б.,
Шубина
О.С.
Биоуправление в клинической практике // Неврологический журнал. 2000. №
4. С. 52-56.
16.
Стайнер
Т.
Дж.,
Пемелера
К.,
Йенсен
Р.
и
др.
Европейские
принципы
ведения
пациентов
с
наиболее
распространенными
формами
головной боли в общей практике. Практическое руководство для врачей. Пер.
с англ. Ю.Э. Азимовой, В.В. Осиповой. М.^ ООО «ОГГИРП», 2010. 56 с.
17. Grazzi L., Andrasik F., Usai S. et al. Pharmacological behavioral
treatment for children and adolescents with tension-type headache // Neurol. Sci.
2004. P. 270-271.
18. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С. и др. Применение
нооклерина
при
лечении
неврастении
у
подростков
с
школьной
дезадаптацией // Вопросы современной педиатрии. 2013. Т.12. № 5. С. 99-103.