Напоминание

Музыкально-эстетическое развитие детей младшего возраста в подготовительной группе


Автор: Сухотерина Наталия Викторовна
Должность: преподаватель хора и вокала
Учебное заведение: МБУДО ДМШ №6 им. Э.З.Бакирова
Населённый пункт: г.Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкально-эстетическое развитие детей младшего возраста в подготовительной группе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей г. Казани

«Детская музыкальная школа №6 им. Э.З.Бакирова»

Сухотерина Наталия Викторовна

МУЗЫКАЛЬНО- ЭСТЕТИЧ

е

СКОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

ГРУППЕ

Программа и методические рекомендации.

Казань 2019

ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

В

сфере

задач

воспитания

и

эстетического

развития

в

нашей

стране вопрос

о

музыкальном

воспитании

и

образовании

детей

имеет

большое значение. Музыкальные школы призваны служить дальнейшему

развитию музыкальной культуры, способствовать формированию широких

кругов музыкально образованных слушателей; в то же время школы должны

подготавливать

одарённых

детей

к

поступлению

в

профессиональные

учебные заведения.

Настоящая

программа

музыкально-

эстетического

развития

предназначена для самых маленьких учащихся музыкальной школы – для

детей 3- 4х лет.

Методолого - методическое обоснование программы

Цель программы

-

развитие

музыкальности,

художественного,

музыкально- эстетического вкуса и творческих способностей детей, привитие

любви к музыке и на основе этого формирование нравственных ценностей.

Основными задачами программы являются: накопление музыкально -

слуховых впечатлений, развитие слуха, голоса, внимания, памяти, а также

изучение ими отдельных средств музыкальной выразительности и элементов

нотной

грамоты.

Так

же

этот

курс

включает

в

себя

знакомство

с

разными музыкальными

инструментами,

музыкой

в

исполнении

на

этих

инструментах и различные творческие занятия такие, как рисование, лепка,

аппликация.

При

создании

программы

были

учтены

важнейшие

положения

музыкальной

педагогики,

касающиеся

сущности и

о собенно стей

музыкального

обучения,

воспитания

и

развития

детей.

Важнейшим

принципом при составлении данной программы являлся принцип единства

обучения, воспитания и развития: обучая мы воспитываем, а воспитывая -

обучаем.

П р о г р а м м а

п р е д с т а в л я е т

с о б о й

р а з р а б о т а н н у ю

и

апробированную интегративную технологию комплексного музыкального

развития,

обучения

и

воспитания

детей

младшего

возраста,

которая

построена с учетом четырех основных направлений, наиболее отвечающих

целям

музыкально-эстетического

развития

детей

младшего

возраста,

а

именно:

вокального,

ритмического,

художественно-эстетического

и

интеллектуального.

1.

Вокальное

развитие -

это обучение

пению.

Оно

наиболее

близко

и

доступно

детям,

даже

в

таком

возрасте.

Участвуя

в

пении,

дети

сами

исполняют песенки, при этом они активно выражают свои переживания,

чувства. Пение развивает музыкальные способности у детей, музыкальный

слух,

память

и

чувство

ритма,

а

также

оказывает

большую

помощь

в

развитии речи.

2.

Ритмическое

развитие -

это один

из

предметов,

входящих

в

систему

музыкального

развития

ребенка.

Занятия

ритмикой

способствуют

более

глубокому

эмоционально

осознанному

восприятию

музыки.

В

основе

ритмики

лежит

изучение

тех

элементов

музыкальной

выразительности,

которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении.

Задача

преподавателя

-

научить

детей

двигаться

в

характере

музыки,

передавая

её

темповые,

динамические

и

метроритмические

особенности.

Круг

движений,

используемых

на

занятиях

ритмикой,

значительно

пополняется за счёт гимнастических, танцевальных и образных движений.

Программа

включает

в

себя

пальчиковые

игры,

развивающие

мелкую

моторику у малышей.

3.

Интеллектуальное

развитие

и

развитие

музыкального

мышления.

На

каждом занятии предлагается своя тема. Это может быть рассказ о темпе,

регистре, о музыкальных инструментах, о трёх китах музыки, о музыке из

известных фильмов - сказок, о музыке народов мира и т.д. В эту часть входит

занятие с шумовым оркестром и прочтение детских сказок.

4. Художественно-эстетическое развитие. Предполагает развитие фантазии,

творческих

способностей

обучающихся

в

процессе

занятий

лепкой,

рисованием,

аппликацией,

в

максимальной

степени

способствующих

развитию

мелкой

моторики

малышей,

способствует

музыкально

эстетическому развитию ребёнка.

Основными

принципами

музыкального

обучения

и

развития,

реализованными при создании данной программы, явились:

1. Принцип воспитывающего обучения. Предполагает воспитание у детей в

проце сс е

обуч ения

люб ви

к

пению,

прекрасному

в

ж и з н и ,

отрицательного отношения

к

дурному.

Способствует

развитию

внимания,

воображения, мышления и речи.

2. Принцип доступности. Предполагает доступность музыкального материала

для детей.

3.

Принцип

последовательности.

Способствует

поэтапному

развитию

у м с т в е н н ы х

и творче ских

спо собно стей

детей.

П р ед п ол а г а е т

последовательность в обучении, переход от более лёгких заданий к более

сложным.

Песенный

материал

и

материал

ритмики

распределялся

по

трудности освоения и по мере развития детского голоса в течение года.

4.

Принцип

наглядности.

Предполагает

включение

иллюстраций

музыкальных

образов,

картинок,

игрушек,

демонстрацию

видео

и

аудио

материалов.

5.

Принцип

сознательности.

Предполагает

воспитание

сознательного

о т н о ш е н и я

к

м у з ы к а л ь н о - т в о р ч е с к о й

и

х у д о ж е с т в е н н о -

творческой деятельности

в

классе.

Этот

принцип

так

же

предполагает

единство

художественных

и

технических

задач

в

процессе

освоения

произведений.

Срок

реализации

программы. Данная

программа

рассчитана

на

один

учебный год, с сентября по май, по 8 занятий в месяц. Объем программы - 72

часа.

Форма проведения занятий: классно-урочная.

Структура урока и особенности организации учебного процесса

В один день проводится сразу два занятия по 30 минут. Между ними перерыв

5

минут.

Первое

занятие

включает

в

себя наиболее

динамичные

и

информативно насыщенные первые два направления программы: вокальное и

ритмическое развитие. Второе занятие – познавательное, включает в себя

интеллектуальное и художественно- эстетическое развитие.

Первый блок

Вокальное развитие – формирование базовых вокальных навыков и умений.

Правильная постановка певческого аппарата, снятие напряжения. Важную

роль играют артикуляционные упражнения, вокальные упражнения для детей

такого возраста очень простые и основаны на коротких попевках.

Важно с

первого же занятия обучать детей петь плавно и протяжно, правильно брать

дыхание перед началом пения, не рвать слова, обращать внимание на дикцию.

Очень

полезны

дыхательные

упражнения.

Голосовой

аппарат

у

ребёнка

хрупкий,

нежный.

Диапазон

небольшой.

Репертуар

нужно

подбирать

соответствующий.

Ритмическое

развитие

формирование

начальных

ритмических

навыков,

способствующих

переживанию

ритма,

возможности

прочувствовать

его,

понять.

Основное

внимание

уделяется

повышению

качества

движений,

ритмичности и согласованности с характером музыки. Следует также уделять

внимание

расширению

словарного

запаса,

связанного

с

восприятием

характера музыки. Одни пьесы могут звучать весело, радостно, игриво, живо,

задорно, лукаво, озорно, блестяще, искрясь, бойко, празднично, а другие -

мягко,

спокойно,

нежно,

плавно,

безмятежно,

напевно,

протяжно,

задумчиво…

Слушая

музыку

и

определяя

её

настроение,

дети

представляют,

какой

характер

движений

может

ей

соответствовать.

Научимся

передавать

в

движении динамические оттенки музыки, а также отражать в пластике легато

и стаккато.

Кроме того, дети на уроках ритмики получают навыки, необходимые для

нормальной жизнедеятельности: совершенствуется их общая подвижность,

вырабатывается

ловкость

рук,

правильная

осанка.

В

ритмических

упражнениях

используются

основные

движения,

такие,

как

ходьба,

бег,

прыжки,

бросание

и

ловля

предмета

(мяча).

В

ритмические

композиции

включаются несложные танцы и игры. Все уроки ритмики предполагают

развитие

и

закрепление

знаний

и

навыков,

полученных

на

предыдущих

занятиях,

работу

над

новым

материалом.

Новый

материал

вводится

постепенно, преподаватель должен учитывать принципы систематичности и

последовательности обучения. Нужно постоянно помнить о психологических

и физиологических особенностях детей младшего возраста и так строить

урок,

чтобы

не

переутомлять

учащихся

однообразными

заданиями,

чередовать моменты возбуждения и торможения.

Второй блок

И н т е л л е к т у а л ь н о е

р а з в и т и е

и

р а з в и т и е

м у з ы к а л ь н о г о

мышления. П р ед п ол а г а е т

р а з в и т и е

м у з ы ка л ь н о го

м ы ш л е н и я ,

познавательной

активности детей, развитие

способности

мыслить

и

выражать свои мысли при обсуждении героев поучительных детских сказок,

воспитание

интереса

и

желания

к

игре

на

музыкальном

инструменте.

Представление

различных

инструментов

и

рассказ

о

них:

скрипке,

виолончели, трубе, саксофоне, флейте, домре, аккордеоне, рояле, о вокале

(инструмент- голос), группе ударных инструментов, об оркестре.

Приглашаются на урок иллюстраторы, игра в живую и возможность самим

детям

попробовать

инструмент

производят

неизгладимое

впечатление

на

маленьких учеников

Художественно-эстетическое

развитие. Э т о

н а ш а творческая

лаборатория, мастерская

идей,

наши

замечательные

поделки,

в

создание

которых вовлечены и родители детей. Занятия в ней создают прекрасную

атмосферу

добра

и

радости.

Во

время

создания

поделок

фоном

звучит

тематическая музыка, подходящая к данному занятию.

Материально- технические условия реализации программы.

Для занятий нужно светлое, просторное помещение. Инструмент (пианино),

аудио и видео техника для демонстрации видео - материала, инструменты для

шумового оркестра, столы и стульчики для занятия творчеством.

Заключение

Данная

программа

была

апробирована

в

ДМШ

№6

города

Казани

и

доказала

свою

эффективность.

В

процессе

реализации

программы

было

выявлено, что дети 3-4 летнего возраста, как правило, приобретают навыки

правильно

брать

вдох

перед

пением,

тянуть

звуки,

довольно

чисто

интонировать

простые

песенки.

Многие

из

детей

стали

более

свободно

говорить. Расширился их словарный запас в выражении своего впечатления о

характере

музыки.

Специальные

артикуляционные

упражнения

помогли

улучшить качество произношения звуков у малышей. Практически все дети

научились отличать марш от танца и песни, ощущать разные темпы, слышать

регистры

музыки.

Дети

познакомились

со

многими

музыкальными

инструментами.

Сами

занятия

в

группе,

в

игровой

обстановке

помогли

ребятам

почувствовать

себя

увереннее,

смелее.

Появились

свои

маленькие солисты.

Предполагается,

что

обучение

детей,

завершивших

освоение

данной

программы,

будет

продолжено

по

новой

программе

музыкально-

эстетического

развития

для

детей

младшего

возраста

5

6

лет.

После

окончания обучения

6 –

7

летние

дети

могут

поступать

в

1-й

класс

музыкальной школы и достигать более высоких результатов.

Список литературы

Учебно-методическая литература

1.

Песни для детского сада. Составитель Н.Метлов. - Москва, 1972.

1.

Давыдова Е., Запорожец С. Музыкальная грамота. - Москва,1970.

2.

Поддубная Е. Музыкальные пальчиковые игры. - Ростов, 2012.

3.

Музыка для уроков классического танца. Составитель Н.Ворновицкая.

-Москва,1989.

4.

Г.Франио. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. - Москва,

1989.

5.

Т.Куприянова. Музыка для малышей. - Ярославль, 2011.

6.

А.Щемененко. Топотушки - хлопотушки. - Ростов-на-Дону, 2011.

Рекомендуемая методическая литература

1. Дмитриев Л., Основы вокальной методики. – Москва, «Музыка», 2000.

1. Добровольская П., Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. -

Москва,1987.

2. Михайлова М., Развитие музыкальных способностей детей. –

Ярославль, «Академия развития», 1997.

3. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л., Методика работы с

детским вокально-хоровым коллективом. – Москва, Academia, 1999.

4. Струве Г., Школьный хор. - Москва,1981.

5. Теория и методика музыкального образования детей:

Научно-методическое пособие. Л.В. Школяр, М.С. Красильникова,

Е.Д.Критская и др. - Москва, 1998.

6.

Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания.

-

Санкт-Петербург, 2000.

7.

Халабузарь П., Попов В., Добровольская П., Методика музыкального

воспитания. Учебное пособие. - Санкт - Петербург, 1990.

8. Соколов В. Работа с хором. 2-е издание. - Москва,1983.

9. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - Москва, 2002.

10.

Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -

Москва, 1988.

11.

Чесноков С. Хор и управление им. - Москва,1963.

12.

Мерзлякова О., Ритмическое развитие дошкольников. - Москва,

1982.

13.

Метлов Н., Краткие методические указания. - Москва, 1972.



В раздел образования