Автор: Сухотерина Наталия Викторовна
Должность: преподаватель хора и вокала
Учебное заведение: МБУДО ДМШ №6 им. Э.З.Бакирова
Населённый пункт: г.Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкально-эстетическое развитие детей младшего возраста в подготовительной группе
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей г. Казани
«Детская музыкальная школа №6 им. Э.З.Бакирова»
Сухотерина Наталия Викторовна
МУЗЫКАЛЬНО- ЭСТЕТИЧ
е
СКОЕ РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЕ
Программа и методические рекомендации.
Казань 2019
ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
В
сфере
задач
воспитания
и
эстетического
развития
в
нашей
стране вопрос
о
музыкальном
воспитании
и
образовании
детей
имеет
большое значение. Музыкальные школы призваны служить дальнейшему
развитию музыкальной культуры, способствовать формированию широких
кругов музыкально образованных слушателей; в то же время школы должны
подготавливать
одарённых
детей
к
поступлению
в
профессиональные
учебные заведения.
Настоящая
программа
музыкально-
эстетического
развития
предназначена для самых маленьких учащихся музыкальной школы – для
детей 3- 4х лет.
Методолого - методическое обоснование программы
Цель программы
-
развитие
музыкальности,
художественного,
музыкально- эстетического вкуса и творческих способностей детей, привитие
любви к музыке и на основе этого формирование нравственных ценностей.
Основными задачами программы являются: накопление музыкально -
слуховых впечатлений, развитие слуха, голоса, внимания, памяти, а также
изучение ими отдельных средств музыкальной выразительности и элементов
нотной
грамоты.
Так
же
этот
курс
включает
в
себя
знакомство
с
разными музыкальными
инструментами,
музыкой
в
исполнении
на
этих
инструментах и различные творческие занятия такие, как рисование, лепка,
аппликация.
При
создании
программы
были
учтены
важнейшие
положения
музыкальной
педагогики,
касающиеся
сущности и
о собенно стей
музыкального
обучения,
воспитания
и
развития
детей.
Важнейшим
принципом при составлении данной программы являлся принцип единства
обучения, воспитания и развития: обучая мы воспитываем, а воспитывая -
обучаем.
П р о г р а м м а
п р е д с т а в л я е т
с о б о й
р а з р а б о т а н н у ю
и
апробированную интегративную технологию комплексного музыкального
развития,
обучения
и
воспитания
детей
младшего
возраста,
которая
построена с учетом четырех основных направлений, наиболее отвечающих
целям
музыкально-эстетического
развития
детей
младшего
возраста,
а
именно:
вокального,
ритмического,
художественно-эстетического
и
интеллектуального.
1.
Вокальное
развитие -
это обучение
пению.
Оно
наиболее
близко
и
доступно
детям,
даже
в
таком
возрасте.
Участвуя
в
пении,
дети
сами
исполняют песенки, при этом они активно выражают свои переживания,
чувства. Пение развивает музыкальные способности у детей, музыкальный
слух,
память
и
чувство
ритма,
а
также
оказывает
большую
помощь
в
развитии речи.
2.
Ритмическое
развитие -
это один
из
предметов,
входящих
в
систему
музыкального
развития
ребенка.
Занятия
ритмикой
способствуют
более
глубокому
эмоционально
осознанному
восприятию
музыки.
В
основе
ритмики
лежит
изучение
тех
элементов
музыкальной
выразительности,
которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении.
Задача
преподавателя
-
научить
детей
двигаться
в
характере
музыки,
передавая
её
темповые,
динамические
и
метроритмические
особенности.
Круг
движений,
используемых
на
занятиях
ритмикой,
значительно
пополняется за счёт гимнастических, танцевальных и образных движений.
Программа
включает
в
себя
пальчиковые
игры,
развивающие
мелкую
моторику у малышей.
3.
Интеллектуальное
развитие
и
развитие
музыкального
мышления.
На
каждом занятии предлагается своя тема. Это может быть рассказ о темпе,
регистре, о музыкальных инструментах, о трёх китах музыки, о музыке из
известных фильмов - сказок, о музыке народов мира и т.д. В эту часть входит
занятие с шумовым оркестром и прочтение детских сказок.
4. Художественно-эстетическое развитие. Предполагает развитие фантазии,
творческих
способностей
обучающихся
в
процессе
занятий
лепкой,
рисованием,
аппликацией,
в
максимальной
степени
способствующих
развитию
мелкой
моторики
малышей,
способствует
музыкально
–
эстетическому развитию ребёнка.
Основными
принципами
музыкального
обучения
и
развития,
реализованными при создании данной программы, явились:
1. Принцип воспитывающего обучения. Предполагает воспитание у детей в
проце сс е
обуч ения
люб ви
к
пению,
прекрасному
в
ж и з н и ,
отрицательного отношения
к
дурному.
Способствует
развитию
внимания,
воображения, мышления и речи.
2. Принцип доступности. Предполагает доступность музыкального материала
для детей.
3.
Принцип
последовательности.
Способствует
поэтапному
развитию
у м с т в е н н ы х
и творче ских
спо собно стей
детей.
П р ед п ол а г а е т
последовательность в обучении, переход от более лёгких заданий к более
сложным.
Песенный
материал
и
материал
ритмики
распределялся
по
трудности освоения и по мере развития детского голоса в течение года.
4.
Принцип
наглядности.
Предполагает
включение
иллюстраций
музыкальных
образов,
картинок,
игрушек,
демонстрацию
видео
и
аудио
материалов.
5.
Принцип
сознательности.
Предполагает
воспитание
сознательного
о т н о ш е н и я
к
м у з ы к а л ь н о - т в о р ч е с к о й
и
х у д о ж е с т в е н н о -
творческой деятельности
в
классе.
Этот
принцип
так
же
предполагает
единство
художественных
и
технических
задач
в
процессе
освоения
произведений.
Срок
реализации
программы. Данная
программа
рассчитана
на
один
учебный год, с сентября по май, по 8 занятий в месяц. Объем программы - 72
часа.
Форма проведения занятий: классно-урочная.
Структура урока и особенности организации учебного процесса
В один день проводится сразу два занятия по 30 минут. Между ними перерыв
5
минут.
Первое
занятие
включает
в
себя наиболее
динамичные
и
информативно насыщенные первые два направления программы: вокальное и
ритмическое развитие. Второе занятие – познавательное, включает в себя
интеллектуальное и художественно- эстетическое развитие.
Первый блок
Вокальное развитие – формирование базовых вокальных навыков и умений.
Правильная постановка певческого аппарата, снятие напряжения. Важную
роль играют артикуляционные упражнения, вокальные упражнения для детей
такого возраста очень простые и основаны на коротких попевках.
Важно с
первого же занятия обучать детей петь плавно и протяжно, правильно брать
дыхание перед началом пения, не рвать слова, обращать внимание на дикцию.
Очень
полезны
дыхательные
упражнения.
Голосовой
аппарат
у
ребёнка
хрупкий,
нежный.
Диапазон
небольшой.
Репертуар
нужно
подбирать
соответствующий.
Ритмическое
развитие
–
формирование
начальных
ритмических
навыков,
способствующих
переживанию
ритма,
возможности
прочувствовать
его,
понять.
Основное
внимание
уделяется
повышению
качества
движений,
ритмичности и согласованности с характером музыки. Следует также уделять
внимание
расширению
словарного
запаса,
связанного
с
восприятием
характера музыки. Одни пьесы могут звучать весело, радостно, игриво, живо,
задорно, лукаво, озорно, блестяще, искрясь, бойко, празднично, а другие -
мягко,
спокойно,
нежно,
плавно,
безмятежно,
напевно,
протяжно,
задумчиво…
Слушая
музыку
и
определяя
её
настроение,
дети
представляют,
какой
характер
движений
может
ей
соответствовать.
Научимся
передавать
в
движении динамические оттенки музыки, а также отражать в пластике легато
и стаккато.
Кроме того, дети на уроках ритмики получают навыки, необходимые для
нормальной жизнедеятельности: совершенствуется их общая подвижность,
вырабатывается
ловкость
рук,
правильная
осанка.
В
ритмических
упражнениях
используются
основные
движения,
такие,
как
ходьба,
бег,
прыжки,
бросание
и
ловля
предмета
(мяча).
В
ритмические
композиции
включаются несложные танцы и игры. Все уроки ритмики предполагают
развитие
и
закрепление
знаний
и
навыков,
полученных
на
предыдущих
занятиях,
работу
над
новым
материалом.
Новый
материал
вводится
постепенно, преподаватель должен учитывать принципы систематичности и
последовательности обучения. Нужно постоянно помнить о психологических
и физиологических особенностях детей младшего возраста и так строить
урок,
чтобы
не
переутомлять
учащихся
однообразными
заданиями,
чередовать моменты возбуждения и торможения.
Второй блок
И н т е л л е к т у а л ь н о е
р а з в и т и е
и
р а з в и т и е
м у з ы к а л ь н о г о
мышления. П р ед п ол а г а е т
р а з в и т и е
м у з ы ка л ь н о го
м ы ш л е н и я ,
познавательной
активности детей, развитие
способности
мыслить
и
выражать свои мысли при обсуждении героев поучительных детских сказок,
воспитание
интереса
и
желания
к
игре
на
музыкальном
инструменте.
Представление
различных
инструментов
и
рассказ
о
них:
скрипке,
виолончели, трубе, саксофоне, флейте, домре, аккордеоне, рояле, о вокале
(инструмент- голос), группе ударных инструментов, об оркестре.
Приглашаются на урок иллюстраторы, игра в живую и возможность самим
детям
попробовать
инструмент
производят
неизгладимое
впечатление
на
маленьких учеников
Художественно-эстетическое
развитие. Э т о
н а ш а творческая
лаборатория, мастерская
идей,
наши
замечательные
поделки,
в
создание
которых вовлечены и родители детей. Занятия в ней создают прекрасную
атмосферу
добра
и
радости.
Во
время
создания
поделок
фоном
звучит
тематическая музыка, подходящая к данному занятию.
Материально- технические условия реализации программы.
Для занятий нужно светлое, просторное помещение. Инструмент (пианино),
аудио и видео техника для демонстрации видео - материала, инструменты для
шумового оркестра, столы и стульчики для занятия творчеством.
Заключение
Данная
программа
была
апробирована
в
ДМШ
№6
города
Казани
и
доказала
свою
эффективность.
В
процессе
реализации
программы
было
выявлено, что дети 3-4 летнего возраста, как правило, приобретают навыки
правильно
брать
вдох
перед
пением,
тянуть
звуки,
довольно
чисто
интонировать
простые
песенки.
Многие
из
детей
стали
более
свободно
говорить. Расширился их словарный запас в выражении своего впечатления о
характере
музыки.
Специальные
артикуляционные
упражнения
помогли
улучшить качество произношения звуков у малышей. Практически все дети
научились отличать марш от танца и песни, ощущать разные темпы, слышать
регистры
музыки.
Дети
познакомились
со
многими
музыкальными
инструментами.
Сами
занятия
в
группе,
в
игровой
обстановке
помогли
ребятам
почувствовать
себя
увереннее,
смелее.
Появились
свои
маленькие солисты.
Предполагается,
что
обучение
детей,
завершивших
освоение
данной
программы,
будет
продолжено
по
новой
программе
музыкально-
эстетического
развития
для
детей
младшего
возраста
5
–
6
лет.
После
окончания обучения
6 –
7
летние
дети
могут
поступать
в
1-й
класс
музыкальной школы и достигать более высоких результатов.
Список литературы
Учебно-методическая литература
1.
Песни для детского сада. Составитель Н.Метлов. - Москва, 1972.
1.
Давыдова Е., Запорожец С. Музыкальная грамота. - Москва,1970.
2.
Поддубная Е. Музыкальные пальчиковые игры. - Ростов, 2012.
3.
Музыка для уроков классического танца. Составитель Н.Ворновицкая.
-Москва,1989.
4.
Г.Франио. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. - Москва,
1989.
5.
Т.Куприянова. Музыка для малышей. - Ярославль, 2011.
6.
А.Щемененко. Топотушки - хлопотушки. - Ростов-на-Дону, 2011.
Рекомендуемая методическая литература
1. Дмитриев Л., Основы вокальной методики. – Москва, «Музыка», 2000.
1. Добровольская П., Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. -
Москва,1987.
2. Михайлова М., Развитие музыкальных способностей детей. –
Ярославль, «Академия развития», 1997.
3. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л., Методика работы с
детским вокально-хоровым коллективом. – Москва, Academia, 1999.
4. Струве Г., Школьный хор. - Москва,1981.
5. Теория и методика музыкального образования детей:
Научно-методическое пособие. Л.В. Школяр, М.С. Красильникова,
Е.Д.Критская и др. - Москва, 1998.
6.
Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания.
-
Санкт-Петербург, 2000.
7.
Халабузарь П., Попов В., Добровольская П., Методика музыкального
воспитания. Учебное пособие. - Санкт - Петербург, 1990.
8. Соколов В. Работа с хором. 2-е издание. - Москва,1983.
9. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - Москва, 2002.
10.
Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -
Москва, 1988.
11.
Чесноков С. Хор и управление им. - Москва,1963.
12.
Мерзлякова О., Ритмическое развитие дошкольников. - Москва,
1982.
13.
Метлов Н., Краткие методические указания. - Москва, 1972.