Автор: Махлакова Елена Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКОУКО "Сосенская школа-интернат" Населённый пункт: город Сосенский, Калужская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Судьба планеты в наших руках" Раздел: среднее образование
Цель:
формирование основ экологической грамотности и чувств ответственности
у каждого воспитанника за судьбу России и планеты Земля в целом.
Задачи.
1.
Развивать экологическое сознание и экологическую культуру детей;
2.
Познакомить учащихся с факторами загрязнения окружающей среды
3.
Содействовать формированию высоконравственных качеств, любви ко
всему живому.
Ход занятия
1.
Организационный момент.
Воспитатель. Прислоните свои ладони ко рту и вдохните в них частицу
своего тепла. А теперь передайте частицу своего тепла соседу по парте,
взяв его крепко за руку. Почувствуйте тёплое дружеское рукопожатие.
Вот так дружно вы должны сегодня работать на занятии. Ну, а теперь
повернитесь к нашим гостям и подарите им улыбку. А я улыбнусь всем
вам и начнём наше занятие.
2.Введение в тему занятия. Воспитатель.
Берегите Землю! Берегите
Чудо песен городов и вёсен,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Берегите молодые всходы
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите!
Ребята, скажите, а вы знаете, когда отмечается во всём мире День земли
Ответ уч-ка
Воспитатель. Правильно молодец. С 1970 года 22 апреля в мире отмечается
День земли - день активных и практических дел в адрес природы.
Нам тоже небезразлична судьба планеты. Все наши мечты - это мечты о
хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот
это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь.
Появляется Черный рыцарь.
Черный рыцарь говорит мрачно, зловеще .
Катастрофы, катастрофы продолжаются,
Нефтяные пятна в море расплываются.
Стоки ядовитые по рекам
Отравляют рыб и человека.
И леса все больше исчезают,
Загрязненный воздух наступает.
Мрак и чернота скоро вернутся,
Вот уж будет нам, где развернуться.
Заповедные места ушли под дачи.
Срублена березка, тихо плачет.
А вокруг — мои родные пестициды.
Зелёный рыцарь
Я — рыцарь разума и света и добра.
Скажу я, что природа к нам добра.
Чем она только нас не наделила,
Дать разум человеческий тоже не забыла.
Конечно, изменения в природе,
Ведь старое ушло,
К нам новый день приходит.
По-новому мы учимся все жить:
Использовать и строить, и творить.
И в окружающей среде все изменения
Черный рыцарь.
Так что ж, сражение, турнир?
Зеленый рыцарь.
Турнир, турнир,
За чистоту и жизнь,
За торжество и разума, и света,
За то, чтоб жизнь на долгие века
Ты сберегла, зеленая планета!
Черный и Зеленый рыцари скрещивают шпаги.
Звенит колокол.
Воспитатель . Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они
звучали в дни людских бед, когда человеческому голосу не под силу было
выкрикнуть боль. Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету,
она в беде и нуждается в помощи. Судьба планеты в наших руках.
Ребята, а на какой планете мы живём?
Ответ воспитанника . Земля – это планета, на которой мы живем. Это – наш
дом. Она покрыта лесами и лугами, морями и реками. Её населяют рыбы,
насекомые, птицы, звери.
Воспитатель .
Послушайте ст-е (стихотворение обыграть сценкой показа всех
природных явлений)
Живая планета Земля
Я - горячее пламя огня,
И белый холодный снег,
Я - маленькая капля дождя.
И вода всех морей и рек.
Я - извержение вулкана,
И тихий ветер, и пушистые облака,
Я - нераскрытая тайна океана,
Я - живая планета Земля.
Воспитатель. Человек живёт в этом прекрасном мире, наполненном
гармонией и красотой. И судьба планеты Земля - в ЕГО руках.
Вместе с тем
Человек! Создал страшные яды, которые убивают всё живое.
Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух
вредными газами.
Человек! Вырубает лес, осушает болота, покрывает Землю
огромным слоем мусора.
Нашей планете грозит страшная беда!
3. Экологические проблемы.
Воспитатель. Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о
том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших
силах спасти ее.
(Работа со слайдами)
Слайд №2(Читает воспитанник)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Воспитатель. Как вы понимаете выражение «Убивайте лишь зверей внутри
себя»?
Никогда ещё отношения человека и природы не были столь драматичны,
как в последние пятьдесят лет. Никогда ещё не подвергалась природа и сама
Земля таким жестоким испытаниям, как авария в Чернобыле, применение
различного оружия, выхлопные газы, искусственные удобрения, из недр
Земли выкачивается нефть и газ. Ещё неизвестно, чем всё это обернётся для
человека.
Слайд №3,4
Выпал снег. И улицы стали посыпать песком и солью. Соль разъедает дороги,
способствует засорению почвы. Эту черную массу вывозят в пригород.
Воспитатель. Что м о жно сделать, чтобы почва и реки не загрязнялись? (Не
сыпать соль и различные химические вещества, которые вредны).
Слайд №5
В домах включили отопление. Тепло подаётся по тепловым сетям. Большие
кубы неочищенного дыма выбрасывается в атмосферу города, загрязняя её. -
Воспитатель. Как можно помочь атмосфере? (поставить различные
фильтры)
Что такое атмосфера? Прочтите ответ на слайде.
Слайд №6
Атмосфера-оболочка из газов, окружающая землю. Она защищает планету от
жестких условий космоса, а газы, составляющие ее, необходимы для
су ществования всего живого. - Промышленность – главный источник
загрязняющих веществ (слайд №7). Дым заводов, фабрик изменяет состав
воздуха.
4. (Физкультминутка)
Воспитатель. Ребята, а всегда ли виновата промышленность и сельское
хозяйство? Послушайте одну историю
(читает воспитанник).
Группа друзей Игорь, Иван и Стас решили отдохнуть. Взяли все необходимое
и отправились. Шли долго, и Стас сказал:
- Все, я устал, остановимся здесь, полянка то, что надо. Тихо и хорошо.
Установили они палатку около дерева, развели костер, разложили продукты:
рыбные консервы, бутылки с напитками, конфеты, йогурты, бутерброды,
приготовились перекусить.
Ваня увидел небольшой муравейник: – О, а это что за куча здесь?
Муравейник, что ли? А мы его вот так, чтоб никто тут не ползал и “пнул”
муравейник.
Чтобы отдыхать было веселее, Игорь включил приемник на всю громкость.
Весело, шумно. Но вдруг Игорь заметил гнездо птицы:
- Смотрите, что я нашел. Ах, вы, какие хорошенькие.
Взял одного птенца в руки и понес показывать друзьям, затем положил его
обратно в гнездо. Так отдыхали друзья час или больше. Все было съедено,
выпито и, пришло время, уходить домой, довольные друзья, собрав свои
вещи, покинули поляну. Долго после них не возвращалась птица к своему
гнезду, остался разрушенным муравейник и, красивая поляна превратилась в
невзрачный, захламлённый уголок природы.
Слайд№8
Воспитатель. Обратите внимание на справочные данные
.Слайд №9
Слайд№10
А когда снег сошёл, все улицы покрылись мусором: пакеты, бумага, бутылки
и прочее.
Воспитатель. Что нужно было сделать ,чтобы этого не произошло?
(не бросать мусор на землю, проводить субботники) .
Слайд № 11
Сейчас время машин. Много на дорогах ездят машины, выбрасывая
выхлопные газы в воздух. Тем самым приносят вред растениям и животным.
Воспитатель. Как можно помочь?
(строить дороги подальше от населенных людьми мест, ставить специальные
фильтры для очистки выхлопного газа).
Слайд №10
Когда растаял лёд на водохранилищах и реках, то горы мусора, масляные
пятна отправились в путешествие по воде.
Воспитатель. Что мы можем сделать?
(организовать субботники, не выбрасывать мусор).
Слайд № 12
Парки и скверы всё больше приходят в упадок. За ними порой не ухаживают,
да и деревья в них постепенно вырубают, застраивая различные павильоны и
торговые комплексы.
Воспитатель. Как мы можем помочь?
(посадить деревья)
Сейчас, ребята мы поработаем в группах. Я предлагаю вам интересную
работу спецкора Экологический вестник. Скажите, кто такой спецкор и где, в
какой профессии эта должность используется. Это было вашим заданием,
найти определение этой профессии.
(Спецкор - это сокращение от специальный корреспондент. Это
-
человек,
сообщающий известия в газеты, журналы и т. п., а также
лицо, отвечающее иногородним жителям на их вопросы по разным поручени
ям).
Каждой группе я дам лист с тремя вопросами и тремя ответами. Вы должны
подчеркнуть нужный из трёх ответ. Затем прочесть информацию, которая у
вас получилась. Я собрала вам материал, а ваша задача отредактировать и
сдать в печать.
(чтение статей по одному воспитаннику от каждой группы)
К выше сказанному, я хочу представить вашему вниманию мультфильм
«Экологическая корова». Какой вывод можно сделать из этого мультфильма?
Ответы воспитанников…
В нашем городе тоже есть экологические проблемы и главная из них
проблема мусора, которую можно решить, объединив усилия всех граждан.
Мы составили обращение к жителям нашего города и надеемся, что все
присутствующие гости нашего занятия поддержат нас и тоже поставят свои
подписи. Обращение будет вывешено на доске объявлений по ул. Кирова.
(Воспитанник читает обращение)
Уважаемые жители города!
Мы обращаемся к тем, кто забыл о том, что нужно заботиться о своём
здоровье и о здоровье окружающих. Мы должны жить сегодняшним днём,
чтобы наши ошибки не пытались исправить наши дети и наши внуки.
Убедительно просим Вас, не загрязняйте окружающую природу! Остановите
человека, который своими действиями ухудшает экологию.
Подписи……………
Воспитатель. Мы разумные люди и должны беречь свою планету.
Послушайте стихотворение, которое написал ваш ровесник Кирилл
Трофимов « Разумный человек» (читает воспитанник).
Чтоб радость завтрашнего дня,
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля,
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век,
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы,
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть,
Все те страданья, что Земле,
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И, чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек
Воспитатель. Люди опустошают свою планету,
И если нам не спасти остатки,
Мы завтра в пустыне проснёмся ребятки.
Закройте глаза и перенеситесь в будущее, в конец 21 века, год так примерно
2098.Откройте глаза. Перед вами безжизненная пустыня. (на доске ватман с
изображением пустыни). Посмотрите, наша планета опустела, на ней нет
жизни. Оживите её (составление коллажа). А сейчас чтобы наша планета не
оказалась в такой беде, давайте составим правила «Помощь природе» и будем
им всегда следовать.
Возьмите шаблоны листьев дуба и каждый напишите на листе по одному
правилу (учащиеся получают заранее приготовленные шаблоны).
А теперь я предлагаю каждому подойти к нашему дереву, прикрепить лист
предварительно прочитав вслух написанное вами правило.
Ребята, в нашей стране есть такие праздники, когда мы ведем особый
разговор о нашей маленькой планете «Земля» Давайте вспомним эти даты.
Дети крепят плакаты с датами на доску, прочитав каждую
11 января - Всемирный день водных ресурсов.
22 марта - Международный день водных ресурсов.
1 апреля - Международный день птиц.
22 апреля - Международный день Земли.
5 июня - Всемирный день окружающей среды.
28 сентября - Всемирный день моря.
4 октября - Всемирный день защиты животных.
А, сейчас я попрошу вас подойти к макету нашей земли- глобусу и оставьте
свои впечатления от занятия, окружив глобус флажками определённого цвета.
Какие впечатления вы получили от занятия.
Голубой и зелёный - хорошее, чёрный и синий не интересно.