Автор: Брциев Клим Дмитриевич
Должность: Магистрант
Учебное заведение: Российский государственный социальный университет
Населённый пункт: Россия, г. Москва
Наименование материала: Научно исследовательская работа
Тема: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ В РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Раздел: высшее образование
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗРЕШЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ В РОССИЙСКОМ И
МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Брциев Клим Дмитриевич
магистрант Российского государственного
социального университета
Россия, г. Москва
В мировой практике нередко возникают разногласия и споры не просто
между
физическими
или
юридическими
лицами,
но
и,
зачастую,
межу
целыми
государствами.
Здесь,
в
отличие
от
бытовых
разбирательств,
не
обойтись
национальными
судами,
а
необходимо
третья
сторона,
которая
объективно и не предвзято сможет разобраться в конфликте и определить кто
прав,
а
кто
виноват.
Обычно
в
роли
этой
самой
третей
стороны
могут
выступать
международные
суды
или
международные
арбитражи.
Международные
арбитражи
в
свою
очередь
бывают
изолированные
и
постоянно действующие. Между судами и арбитражами существуют, как и
общие черты, так и существенные отличия.
Существенным
отличием
международных
судов
от
арбитражей,
является то, что состав международного суда не зависит от воли сторон и
образуется заранее, а дела рассматриваются по установленному регламенту. В
то время, как в случае международного арбитража, стороны сами определяют
порядок
выбора
арбитров
и
правила
рассмотрения
дела
(в
случае
изолированного арбитража). Также можно отметить и то, что разбирательства
в
международных
судах
обычно
известны
широкой
публике
и
прессе,
а
судебные решения часто публикуются. Арбитраж, в сою очередь, гораздо
более
закрыт
и,
при
желании
обеих
сторон,
может
о с т ат ь с я
конфиденциальным.
Различаются
также
и
сроки
разбирательства,
как
правило, в международных арбитражах дела рассматриваются быстрее, чем в
судах.
Когда речь заходит о выборе формы рассмотрения международного
экономического спора, то практика показывает, что стороны такого спора
предпочитают разрешать его в международном коммерческом арбитраже,
нежели
в
государственном
суде.
Так,
около
70–90
%
международных
контрактов
содержат
арбитражные
оговорки.
Такое
поведение
сторон
коммерческих
конфликтов
свидетельствует
о
наличии
определённых
преимуществ
рассмотрения
подобных
споров
в
международном
коммерческом арбитраже перед государственными судами.
Как российские, так и зарубежные учёные высказываются в пользу
того,
что
международный
коммерческий
арбитраж
представляет
собой
наиболее
политически
и
процессуально
нейтральный
способ
разрешения
конфликтов между субъектами разных государств. Действительно, поскольку
стороны находятся в разных государствах, законодательство которых порой
исходит
из
правовых
концепций,
имеющих
в
своей
основе
различные
традиции и культуру, они обычно не склонны обращаться в национальные
суды, несмотря на то, что в большинстве стран специальные экономические
суды функционируют хорошо и эффективно отправляют правосудие.
Важно отметить, что фундаментальным принципом международного
коммерческого арбитража является окончательный характер арбитражного
решения
–
res
judicata,
согласно
которому
арбитражное
решение
окончательно и обязательно для сторон, оно не подлежит изменению, не
может
быть
пересмотрено
по
существу
и
подлежит
исполнению
в
принудительном порядке. Стороны отдают предпочтение завершенности, а не
педантичной юридической чёткости.
Реорганизация
судебной
системы
России
в
том
виде,
в
каком
она
проведена, у большинства аналитиков не вызывает позитивных эмоций. Во-
первых, ее проведение не нацелено на укрепление гарантий защиты прав
граждан и организаций, в то время как, любая реформа прежде всего должна
преследовать именно эту цель. Во-вторых, весьма сомнительно и достижение
целей, поставленных в пояснительной записке к самому законопроекту, тем
более что некоторые из них непосредственно с принятым Законом № 2-ФКЗ
не связаны.
Уже к настоящему времени эффективность функционирования системы
арбитражных
судов
в
России
снизилась,
поскольку
не
обеспечивается
должный
уровень
организационного
единства
в
структуре
органов
арбитражных судов, и это связано, прежде всего с тем что возможности
Судебной коллегии ВС РФ по рассмотрению экономических споров не могут
сравниваться
в
части
обеспечения
единства
судебной
практики
с
возможностями Высшего Арбитражного Суда РФ. В международных судах и
арбитражах
можно
выделить
как
свои
преимущества,
так
и
недостатки.
Преимущества арбитража в том, что процедуры более быстрые и простые, а,
следовательно,
и
дешевле
чем
в
судах.
Также
стороны
непосредственно
принимают
участие
в
определении
порядка
процесса:
имеют
право
на
свободный выбор арбитров, процедуры, применимого права, места и языка
арбитражного
разбирательства.
Несомненный
плюс
арбитража
–
конфиденциальность.
Международные
суды
больше
подходят
для
решения
каких-либо
сложных межгосударственных споров, или глобальных проблем, требующих
глубоких и кропотливых разбирательств. А арбитражи больше подходят для
частных
споров
в
области
торговли,
коммерции,
производства
на
государственном уровне. Другими словами арбитражи более гибки, и просты,
а суды более сложны, но и более фундаментальны.
Таким образом, сравнивая современные системы арбитражных судов в
России и за рубежом, можно сказать, что в странах Запада она направлена на
упрощение и ускорение судопроизводства, поскольку система органов проста
и понятна. В каждой административно-территориальной единице существуют
арбитражные суды, которые благодаря отсутствию расширенного аппарата не
бюрократизированы, как арбитражные суды в России. Поэтому решения по
арбитражным спорам за рубежом принимаются более оперативно, чем в
нашей стране. Кроме того, большим плюсом западной системы арбитражных
судов является развитие альтернативных способов разрешения споров. В
частности,
особая
роль
отведена
медиации.
В
России
данная
процедура
только начинает развиваться, и пока не повсеместно. Поэтому можно сказать,
что реорганизация системы арбитражных судов в России, проведенная «с
головы», нуждается в дополнительном совершенствовании «с низов», то есть
непосредственно
с
улучшения
самой
системы
органов
в
муниципальных
образованиях, с ускорения процедур решения арбитражных споров.
Список литературы:
1.
Доронина
Н.Г.,
Семилютина
Н.Г.
Правовые
проблемы
разрешения
инвестиционных
споров
и
развитие
российского
законодательства
об
альтернативных
механизмах
разрешения
споров
//
В.А.
Кабатов,
С.Н.
Лебедев. Сборник воспоминаний, статей, иных материалов / науч. ред. А.И.
Муранов, О.Н. Зименкова, А.А. Костин; сост. А.И. Муранов. М.: Статут, 2017.
С. 502 - 520.
2.
Овчаров
А.О.,
Иванова
Л.Н.,
Мазин
Н.С.
Современные
правовые
механизмы разрешения международных экономических споров // Lex russica.
2018. N 3. С. 143 - 152.
3.
Федеральный
закон
от
17.12.1998 N 191-ФЗ (ред.от 27.06.2018) «Об
исключительной экономической зоне Российской Федерации» (с изм., и доп.,
вступ., в силу с 01.01.2019)