Напоминание

"Особенности связной монологической речи у детей с ОНР III уровня"


Авторы: Носова Оксана Алексеевна, Стерхова Анастасия Анатольевна
Должность: студенты
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская обсласть
Наименование материала: Особенности связной монологической речи у детей с ОНР III уровня
Тема: "Особенности связной монологической речи у детей с ОНР III уровня"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР

III УРОВНЯ

Носова О.А., Стерхова А.А.,

г. Шадринск

Речь – это важнейший психический процесс, которое обеспечивает

человеку взаимодействие с окружающим социальным миром, возможность

осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.

За период дошкольного возраста ребенок должен научиться рассказывать

(связно

и

последовательно):

не

просто

называть

предмет,

давать

ему

характеристику,

рассказать

о

каком-то

событии,

явлении,

о

по следовательно сти

событий.

Рассказ

должен

включать

р я д

последовательных и логически связанных между собой

предложений и

характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета

[2].

Связная монологическая речь представляет собой наиболее сложную

форму

речевой

деятельности,

предполагающая

овладение

словарным

запасом; усвоение грамматическими конструкциями, а также практическое

их

применение

[3].

Так

же

в

процессе

формирования

связной

речи

наблюдается тесная связь речевого и умственного развития детей, развития

их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о

чем-нибудь,

нужно

ясно

представлять

себе

объект

рассказа

(предмет,

событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации

общения)

свойства

и

качества,

устанавливать

причинно-следственные,

временные и другие отношения между предметами и явлениями [5, 6].

Для

достижения

связности

речи

необходимо

овладеть

интонацией,

логическим (фразовое) смысловым ударение, уметь подбирать подходящие

для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения,

использовать языковые средства для связи предложений [1, 4].

Проблему

формирования

связного

монологического

высказывания

изучали:

А.А.

Леонтьев,

Н.И.

Жинкин,

Л.С.

Выготский,

В.Н.

Глухов,

Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская

.

Для

обобщения

и

систематизации

имеющихся

данных

в

области

логопедии

нами

был

организован

пилотажный

эксперимент

в

рамках

индивидуального

задания

при

прохождении производственной

практики

(практика

по

получению

профе ссиональных

умений

и

опыт а

профессиональной

деятельности),

которая

проходила

на

базе

МКДОУ

Детский сад № 23 «Солнышко», г. Шадринска, Курганской обл.

В констатирующем эксперименте нами была использована методика

обследования

связной

речи

детей

с

ОНР,

предложенная

В.П.

Глуховым,

которая

предполагает

выполнение

серии

заданий

по

составлению

предложений по ситуационным картинкам; по трем картинкам, связанных

между собой; пересказать текст; составление рассказа по картинке или серии

сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе прошлого жизненного

личного опыта; составление рассказа-описания. По результатам обследования

нами была составлена таблица 1, в которой отражено оценивание выполнения

заданий детьми в баллах.

Таблица 1

Результаты выполнения заданий детьми с ОНР III уровня (в баллах)

Имя

ребенка

задания

1

задание

2

задание

3

задание

4

задание

5

задание

6

задание

Всего

Б. Ярослав

2

2

2

1

1

2

10

Г. Ева

1

2

1

2

2

2

10

Г. Алиса

1

2

2

2

3

1

11

З. Маша

2

3

2

1

2

1

11

Л. Лиза

1

0

1

1

1

1

5

М. Регина

1

1

2

2

2

1

9

М. Павел

2

1

1

0

1

1

6

М. Рома

2

2

1

2

1

2

10

М. Семен

1

1

0

1

1

2

6

Н. Миша

3

2

2

2

2

2

13

Таким образом, многие дети с ОНР III уровня испытывали трудности в

первом задании в самостоятельном составлении высказываний на уровне

простой

законченной

фразы,

в

связи

с

чем

возникла

необходимость

в

дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что

делает

мальчик,

девочка?»).

У

большинства

испытуемых

наблюдалось

сочетание

выраженных

в

разной

степени

трудностей

смыслового

и

синтаксического характера. Только семеро из десяти детей смогли придумать

рассказ – описание по предъявленному предмету. Остальные же три ребенка

справиться с поставленной задачей самостоятельно не смогли. Их рассказы

отличались

бедностью,

наличием

аграмматизмов,

а

также

нарушением

связности текста, например, Семен: «Зовут…зовут такая мальчик. Он одетый

вещи».

Еще большие затруднения вызывало у детей с речевым недоразвитием

выполнение второго задания – составление предложение по трем картинкам.

Несмотря на задаваемый всем детям вопрос: «Что сделала девочка?» только 1

испытуемый

смог

составить

предложение

самостоятельно,

с

учетом

взаимосвязи

всех

трех

картинок.

Остальным

испытуемым

задание

объяснялось повторно (с указанием на пропущенную картинку), но и после

повторения инструкции 5 детям не удалось составить фразу с учетом всех

трех смысловых звеньев. У многих отмечались выраженные синтаксические

затруднения; 3 детей не смогли составить высказывание, и называли лишь

изображенные на картинках предметы; 1 испытуемый совсем не справился с

заданием.

Некоторые

дети

неоднократно

возвращались

к

уже

начатым

микротемам, например, Любовь: «Она ходит в школу, и она в платьешке. Ей

шесть лет. Она ходит в школу. У нее платье и сумочка».

У

части

испытуемых

прослеживалось

присуждение

описываемому

предмету своих личных характеристик, например, Никита: «Ему будет лет

всего шесть, как у меня. Он будет играть в большой конструктор, как и я».

Кроме

этого,

составленные

рассказы

детей

данной

категории

отличались наличием аграмматизмов, например, Слава: «Одежда у него с

кепочка, кофточка, футболка, шорты, кроссовки. У него пять лет. У него

много

друзей».

Данный

пример

также

свидетельствует

об

умении

использовать не только главные, но и однородные члены предложения.

В

третьем

задании

нами

была

использована

сказка

«Репка».

Один

ребёнок из десяти не смог выполнить задание, остальные составили пересказ

с

той

или

иной

помощью

экспериментатора.

У

4

детей

трудности

в

составлении пересказа носили выраженный характер (смысловые ошибки,

нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.).

Дети большое

количество

ошибок

показали

в

начале

пересказа,

при

воспроизведении

последовательности

появления

новых

персонажей

сказки

и

особенно

ритмизированного

повтора,

представляющего

собой

предложно-падежную

конструкцию.

Исследование

выявило

низкий

уровень

фразовой

речи,

используемой детьми.

Выполнение

четвертого

задания

составление

рассказа

по

серии

сюжетных

картинок.

Проводился

предварительный

разбор

содержания

каждой из 6 картинок с объяснением значения некоторых существенных

деталей

изображенной

обстановки

(«дупло»,

«поляна»),

а

также

детям

постоянно

требовалась

помощь:

вспомогательные

вопросы,

указание

на

соответствующую картинку или конкретную деталь. Все дети затруднялись в

установлении

причинно-следственных

связей.

Результаты

выполнения

четвертого задания свидетельствуют о том, что у многих детей возникали

трудности в полной и точной передаче наглядного сюжета, отсутствовало

смысловое обобщение сюжетной ситуации.

В пятом задании, при составлении рассказа на близкую детям тему: «На

нашем

участке»,

испытуемому

предварительно

давался

план

рассказа,

состоящий из пяти вопросов-заданий. Предлагалось рассказать о том, что

находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они

играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх

на участке зимой. После этого ребёнок составлял свой рассказ по отдельным

фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания

повторялся.

Анализ

рассказов

показал,

что

только

у

одного

ребенка

с

ОНР

III уровня фразовый ответ содержался во всех пяти фрагментах рассказа, у

большинства детей фразовые ответы отсутствовали в одном или нескольких

фрагментах и заменялись простым перечислением предметов и действий.

При

составлении

рассказов

дети

испытывали

преимущественно

короткие

фразы – в 2-4 слова. Сложные предложения встречались в рассказах детей

очень редко. Это свидетельствует о недостаточном уровне использования

фразовой

речи,

что

затрудняло

детям

составление

связного

развёрнутого

сообщения.

В шестом задании детям предлагались графические изображения трех

предметов (яблоко, кукла, машина). Задача детей состояла в описании всех

трех

предметов. Все дети смогли выполнить данное задание

с помощью

побуждающих

и

наводящих

вопросов.

Ответы

испытуемых

носили

неупорядоченный характер. У большинства детей наблюдались повторения

эпизодов

из

прочитанного

текста,

отмечались

смысловые

пропуски,

незавершенность

действия. М. Семен: «Дальше мальчику стало холодно,

ботинок уже в то время утонул. Мальчик пошел домой и надел резиновые

сапоги. Мальчику холодно…бр...И все, теперь он знает, что нельзя в обычных

сапогах ходить».

Приведенный пример также свидетельствует об умении

ребенка делать умозаключения, что характерно для его возраста.

Необходимо также отметить, что в рассказах детей присутствовало

нарушение

связности

повествования,

множество

допущенных

детьми

аграмматизмов

,

присутствовали

какие

либо

затруднения

в

смысловой

организации высказываний.

Результаты

обследования

показали,

что

из

10

детей

с

общим

недоразвитием

речи III

уровня

(100%)

1

ребенок

(10%)

находится

на

достаточно высоком уровне связной речи, 6 детей (60%) имеют средний

уровень развития связной речи, и 3 ребенка (30 %) оказались на низком

уровне

развития

речи

(табл.

2).

Это

указывает

на

необходимость

целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой

деятельности.

Таблица 2

Распределение испытуемых по уровням сформированности связной

речи (констатирующий эксперимент)

Имя ребенка

Уровень связной речи

Б. Ярослав

Средний

Г. Ева

Средний

Г. Алиса

Средний

З. Маша

Средний

Л. Лиза

Низкий

М. Регина

Средний

М. Павел

Низкий

М. Рома

Средний

М. Семен

Низкий

Н. Миша

Средний

Проведенные исследования по методике В.П. Глухова выявили ряд

особенностей,

характеризующих

состояние

связной

речи

детей

с

ОНР

III уровня, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной

работы. Высказывания детей с ОНР характеризуются нарушения логической

последовательности

повествования;

нарушения

связности,

пропуски

смысловых

звеньев;

незавершенность

микротем;

возвращение

к

ранее

сказанному; длительные паузы на границах фраз.

Это

требует

создание

условий

с

применением

специальных

игр

и

упражнений,

способствующих

развитию

связной

монологической

речи

у

детей с ОНР III уровня.

Список использованных источников

1. Жданова, М.Я. Обучение рассказыванию. Конспекты занятий для детей

5-6 лет с ОНР III уровня [Текст] / М.Я. Жданова. – Спб., 2014.

2. Поластрова, И.И. Ребенок с общим недоразвитием речи [Текст] / И.И.

Паластрова. – М., 2016.

3. Развитие связной речи детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред.

В.А. Соломахиной. - М., 2014.

4. Крутецкий, И.М. Рассказы в картинках [Текст] /

И.М. Крутецкий. -

СПб., 2017.

5. Тихомирова,

Е.И.

Развитие

связной

монологической

речи

детей

(раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихомирова. - М., 2016.

6. Якупова, Л.В. Характеристика связной речи детей 6-7 лет [Текст] / Л.В.

Якупова. - М., 2009.



В раздел образования