Напоминание

Игра как средство экологического воспитания


Автор: Беликова Екатерина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани "СОШ №9"
Населённый пункт: Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Игра как средство экологического воспитания
Раздел: начальное образование





Назад




Игра как средство экологического воспитания.

Игровая

деятельность

младших

школьников

включает

в

себя

много

других

разнообразных

видов

деятельности

и

поэтому

является

универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без

принуждения,

на

добровольных

началах.

Педагогически

грамотное

руководство

игровой

деятельностью

позволяет

расширить

кругозор

младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое

число

школьников,

помогает

воспитывать

в

ребятах

чувство

ответственности за состояние родной природы. В то же время хотелось

бы предостеречь воспитателей и вожатых от чрезмерного увлечения

массовыми

играми

в

ущерб

другим

формам

работы.

Важны

не

отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс

деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Среди

традиционных

массовых

форм

натуралистической

работы,

которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить

праздники и тематические дни (День' природы, День леса, праздник

Нептуна,

Лесной

карнавал

и

др.).

Содержание

натуралистических

праздников может быть различным, но принципы организации их в

основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного

праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие

школьников,

формирование

их

активной

жизненной

позиции,

гражданской

ответственности

за

судьбу

родной

природы

и

надолго

запечатлелся в памяти всех его участников. “Охрана природы —долг

каждого”

—вот

основная

идея,

которая

красной

нитью

должна

проходить

через

композицию

всякого

натуралистического

дела.

Большую

часть

воспитательной

нагрузки

несет

на

себе

период

коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки

надо

стимулировать

творческую

инициативу,

находчивость,

выдумку

школьников.

Желательно

избрать

совет

дела,

который

уточняет,

конкретизирует план подготовки и проведения праздника, разрабатывает

задания и поручения отрядам, звеньям, бригадам. Каждый коллектив

готовит свой добрый сюрприз. А старшие друзья, не подавляя ребячью

инициативу, незаметно “по секрету”помогают воспитанникам. Ключ к

успеху

праздников

—в

преодолении

формализма

и

штампа

в

их

проведении.

Рекомендуем

смелее

импровизировать,

вводить

в

программы

тематических

дней

и

праздников

театрализованные

кукольные

представления,

шествия

шутливо-карнавального

типа,

уст раивать

выст авки,

аукционы,

ярмарки,

п од д е р ж и в ат ь

импровизированное

самодеятельное

творчество

зрителей.

В

эти

дни

можно

провести

тематические

линейки

(“Береги

природу,

человек)”,

“Бойтесь,

люди,

остаться

одни!”)

или

митинги

(“Осторожно

природа!”,

“Планета

у

нас

одна”),

спецвыпуски

радио

и

стенгазет,

конкурсы

рисунков,

плакатов,

фотографий,

сочинений,

миниатюр

о

полюбившемся уголке природы, трудовые десанты в зоне действия и

другие

общественно

полезные

дела.

Заслуженной

популярностью

у

ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно

комплексный

характер,

представляя

собой

сплав

традиционных

викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков

природы

может

включать

несколько

этапов:

1.

Конкурс

на

лучшего

знатока

тайн

природы

(требуется

выдвинуть

свою

гипотезу

относительно

разгадки

одной

из

ее

тайн).

2.

Конкурс

рисунков

“Природоохранительные

знаки”(командам

предлагается

нарисовать

различные природоохранительные знаки, которые можно установить в

лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе). 3. Эстафета

эрудитов

(она

проводится

цепочкой:

первая

команда

задает

вопрос

второй, вторая —третьей и т. д.). 4. Конкурс устных рассказов на тему

“Красная

книга

природы”(участники

турнира

должны

рассказать

о

самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны,

попавшем

на

страницы

Красной

книги).

Для

конкурса

можно

предложить и -такие темы: “Самый красивый уголок нашего края”,

“Удивительное растение (животное)”, “Очевидное —невероятное”и т.п.

5.

Конкурс

знатоков

голосов

природы

(команды

слушают

магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают

2—раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в

каком звучали их голоса), 6. Реклама книг о природе (книга может быть

предложена

заранее

или

в

ходе

турнира).

7.

Конкурс

на

лучшую

инсценировку

басни,

персонажами

которой

являются

представители

флоры

или

фауны.

Победителей

в

личном

и

командном

первенстве

определяют по итогам турнира в целом. Всегда с большим успехом

проходит в лагере конкурс научно-фантастических проектов по охране

окружающей среды. Школьникам среднего возраста можно предложить

такие

темы

проектов:

“Земля

заповедная”,

“Как

сложат ся

взаимоотношения человека и природы в будущем”, “Планета Земля в

3000 г.”, “Животный мир других планет”. Школьники старших отрядов

обычно работают над более сложными темами: “Наше будущее —земля,

океан или космос?”, “Энергия солнца —людям”, “Освоение солнечной

системы”.

Очень

важно,

чтобы

защита

проектов

проходила

в

доброжелательной

обстановке

с

соблюдением

регламента:

защита

проекта

—до

7

мин,

выступление

“оппонента”—мин,

высказывания

других

участников

—мин.

Такой

регламент

необходим,

чтобы

обсуждения

не

затянулось.

После

выступлений

—ответы

авторов

проектов

на

вопросы

слушателей,

членов

жюри,

“оппонентов”.

В

условиях

лагеря

желательно

практиковать

игры,

направленные

на

развитие

наблюдательности,

памяти,

умение

ориентироваться,

соблюдать правила поведения в природе. В большинстве случаев их

организация не требует особой предварительной подготовки. В то же

время такие игры можно органично включать в экскурсии, прогулки, в

кружковые

занятия.

Удачным

сочетанием

игровой

и

познавательной

деятельности младших школьников являются игры-экскурсии. Научить

ребят

распознавать

деревья

и

кустарники

можно

в

игре

“Юные

дендрологи”.

Задача

играющих

—определить

как

можно

больше

растений за наиболее короткое время. Для игры необходимы кружки с

номерами (из фанеры или картона), их заранее развешивают на деревьях

и

кустарниках,

которые

потребуется

определить.

Участники

игры

разбиваются на команды по 5 человек, получают маршрутные листы с

указанием исходного и конечного пунктов, направлением движения, а

также номеров деревьев и кустарников. Против этих номеров на листах

надо

оставить

свободное

место

для

записи

названий

растений

(для

младших

старших

школьников

можно

написать

список

видов,

включенных в игру, а ребята должны против них поставить номер, под

которым они числятся).По мере выполнения задания команды сдают

маршрутные листы членам жюри. Жюри отмечает время, проверяет

соответствие названий растений их номерам и подсчитывает очки. В это

время

руководитель

рассказывает

ребятам

о

биологиче ских

особенностях деревьев и кустарников, показывает наиболее трудные для

определения

растения,

включенные

в

игру.

Выигрывает

команда,

затратившая

наименьшее

время

на

определение

всех

предложенных

видов растений.



В раздел образования