Напоминание

"КОРРЕКЦИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК"


Авторы: Масленникова Диана Константиновна, Носова Оксана Алексеевна
Должность: студенты
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская обсласть
Наименование материала: статья
Тема: "КОРРЕКЦИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




КОРРЕКЦИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ

СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Масленникова Д.К., Носова О.А.,

г. Шадринск

Речь – это средство общения, которая служит важнейшим инструментов

социализации. Дошкольный возраста является сензитивным периодом для

овладением родным языком, а пополнение словаря, как средства для общения

и способа познания окружающего мира - является одним из самых важных

приобретений

ребёнка

в этом возрасте. Поэтому развитие связной речи у

детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем

логопедии.

Л.Н.

Ефименкова,

Г.В.

Чиркина,

Е.Ф.

Соботович

и р я д других

логопедов утверждают, что своевременное развитие связной речи – это один

из важных факторов подготовки ребенка к школьному обучению [2]. Связная

речь - это сложная речевой деятельности. От ее сформированности зависит:

полнота

познания

окружающего

мира;

успешность

обучения

в

школе;

развитие личности в целом.

Проблеме развития связной речи у детей с ОНР III уровня посвящены

исследования

многих

ведущих

ученых

и

логопедов-практиков

России:

С.Л. Рубинштейна,

Н.А. Головань,

Т.А. Власовой,

Л.С. Выготского,

В.П. Глухова, Н.И. Жинкина, А.Г. Зикеева, Н.В. Серебряковой, Е.С. Слепович

и многих других.

У

детей

с

ОНР III

уровня

отмечаются

трудности

планирования

развернутых высказываний и их

языкового

оформления. Их высказывания

(пересказ,

различные виды

рассказов)

характеризуются

нарушениями

связности и последовательности изложения материала, смысловые пропуски,

лексические

затруднения, всевозможные

аграмматизмы

при

построении

фразы [1].

Детям

с

ОНР III уровня оказывается недоступным самостоятельное

описание знакомой игрушки или какого-либо предмета; рассказ-описание

выглядит своеобразно (дети перечисляют некоторые признаки предмета в

произвольной последовательности, нарушают стройность повествования, в

рассказах наблюдаются смысловые повторы); испытывают трудности при

составлении рассказов по сюжетным картинам.

Многим детям

с

ОНР III

уууровня доступен пересказ, но при наличии наводящих вопросов. Между

отдельными

фразами

у

детей

с

ОНР

присутствуют необоснованные

длительные паузы, сигнализирующие о трудностях при составлении рассказа.

Дети не могут уловить сюжет картины, выделить главные роли, перечисляют

незначимые детали картины в ущерб значимым, при этом могут испытывать

лексические затруднения (дети не могут подобрать необходимое по значению

слово) [1].

Ес

۬

л

۬

и

по

۬

д

об

۬

р

۬

а

т

۬

ь

к

те

۬

р

۬

м

۬

и

۬

н

у

«с

۬

к

۬

а

۬

з

۬

к

۬

а

»

о

۬

д

۬

н

о

۬

к

о

۬

р

е

۬

н

۬

н

ые

с

۬

л

о

۬

в

۬

а

,

т о

по

۬

л

уч

۬

и

۬

м

р

۬

я

۬

д

с

۬

л

о

۬

в

,

кото

۬

р

ые

р

۬

а

с

۬

к

۬

р

ывают

н

۬

а

۬

м

е

۬

г

о

с

۬

м

ыс

۬

л

:

с

۬

к

۬

а

۬

з

۬

к

۬

а

-

с

۬

к

۬

а

۬

з

ы

۬

в

۬

а

т

۬

ь

,

р

۬

а

сс

۬

к

۬

а

۬

з

ы

۬

в

۬

а

т

۬

ь

. То ест

۬

ь

с

۬

к

۬

а

۬

з

۬

к

۬

а

-

э т о

т о ,

ч т о

р

۬

а

сс

۬

к

۬

а

۬

з

ы

۬

в

۬

а

етс

۬

я

,

э т о

уст

۬

н

ый

р

۬

а

сс

۬

к

۬

а

۬

з

о

че

۬

м

-

۬

л

۬

и

бо

и

۬

н

те

۬

р

ес

۬

н

о

۬

м

к

۬

а

۬

к

д

۬

л

۬

я

ис

۬

п

о

۬

л

۬

н

۬

и

те

۬

л

۬

я

,

т

۬

а

۬

к

и

д

۬

л

۬

я

е

۬

г

о

с

۬

л

у

۬

ш

۬

а

те

۬

л

۬

я

.

Учитывая особенности интересов детей дошкольного возраста, сказка –

это

эффективный

способ

развития

связной

речи,

как

диалогической

(например, при воспроизведении сказки по ролям), так и монологической

(пересказ сказки, творческий подход при изменении сюжета сказки и т.д.).

Русс

۬

к

۬

и

е

н

۬

а

۬

р

о

۬

д

۬

н

ые

с

۬

к

۬

а

۬

з

۬

к

۬

и

с

۬

п

особст

۬

в

у

۬

ю

т

р

۬

а

۬

з

۬

в

۬

и

т

۬

и

۬

ю

реч

۬

и

,

д

۬

а

۬

ю

т

об

۬

р

۬

а

۬

з

۬

ц

ы

русс

۬

к

о

۬

г

о

л

۬

и

те

۬

р

۬

а

ту

۬

р

۬

н

о

۬

г

о

я

۬

з

ы

۬

к

۬

а

[2].

В

с в о и х

р а б о т а х

Е . А .

Ф

۬

л

е

۬

р

۬

и

۬

н

۬

а

неоднократно

от

۬

м

еч

۬

а

۬

л

۬

а

,

ч т о

л

۬

и

те

۬

р

۬

а

ту

۬

р

۬

н

ое

п

۬

р

о

۬

и

۬

з

۬

в

е

۬

д

е

۬

н

۬

и

е

д

۬

а

ет

гото

۬

в

ые

я

۬

з

ы

۬

к

о

۬

в

ые

фо

۬

р

۬

м

ы,

с

۬

л

о

۬

в

ес

۬

н

ые

х

۬

а

۬

р

۬

а

۬

к

те

۬

р

۬

и

ст

۬

и

۬

к

۬

и

об

۬

р

۬

а

۬

з

۬

а

,

о

۬

п

۬

р

е

۬

д

е

۬

л

е

۬

н

۬

и

۬

я

,

кото

۬

р

ы

۬

м

۬

и

о

۬

п

е

۬

р

۬

и

۬

р

ует

ребе

۬

н

о

۬

к

.

С

۬

р

е

۬

д

ст

۬

в

۬

а

۬

м

۬

и

ху

۬

д

о

۬

ж

ест

۬

в

е

۬

н

۬

н

о۬

г

о

с۬

л

о۬

в۬

а

е۬

щ

е

д о

ш۬

к

о۬

л

ы ,

д о

ус۬

в

ое۬

н۬

и۬

я

г۬

р۬

а۬

м۬

м۬

а

т۬

и

чес۬

к۬

и۬

х

п۬

р۬

а۬

в۬

и۬

л

м۬

а۬

л

е۬

н۬

ь۬

к۬

и

й

ребе۬

н

о۬

к

п۬

р۬

а۬

к

т۬

и

чес۬

к۬

и

ус۬

в۬

а۬

и۬

в۬

а

ет

г۬

р۬

а۬

м۬

м۬

а

т۬

и

чес۬

к۬

и

е

но۬

р۬

м

ы

я۬

з

ы۬

к۬

а

в

е۬

д۬

и۬

н

ст۬

в

е

с

е۬

г

о

ле۬

к

с۬

и۬

к

ой.

П е р е д

д е т ь м и

с к а з к и ,

в

т о м

ч и с л е

и

русс

۬

к

۬

и

е

н

۬

а

۬

р

о

۬

д

۬

н

ы е

р а с к р ы в а ю т

я

۬

р

۬

к

ост

۬

ь

и

вы

۬

р

۬

а

۬

з

۬

и

те

۬

л

۬

ь

۬

н

ост

۬

ь

родного

я

۬

з

ы

۬

к

۬

а

,

по

۬

к

۬

а

۬

з

ы

۬

в

۬

а

۬

ю

т,

к

۬

а

۬

к

бо

۬

г

۬

а

т

۬

а

ро

۬

д

۬

н

۬

а

۬

я

реч

۬

ь

ю

۬

м

о

۬

р

о

۬

м

,

ж

۬

и

۬

в

ы

۬

м

۬

и

и

об

۬

р

۬

а

۬

з

۬

н

ы

۬

м

۬

и

вы

۬

р

۬

а

۬

ж

е

۬

н

۬

и

۬

я

۬

м

۬

и

.

У

۬

д

۬

и

۬

в

۬

и

те

۬

л

۬

ь

۬

н

۬

а

۬

я

с

۬

и

۬

л

۬

а

я

۬

з

ы

۬

к

о

۬

в

о

۬

г

о

т

۬

в

о

۬

р

чест

۬

в

۬

а

русс

۬

к

о

۬

г

о

н

۬

а

۬

р

о

۬

д

۬

а

н

۬

и

в че

۬

м

не

п

۬

р

о

۬

я

۬

в

۬

и

۬

л

۬

а

себ

۬

я

с

т

۬

а

۬

к

ой

я

۬

р

۬

к

ост

۬

ь

۬

ю

,

к

۬

а

۬

к

в

русс

۬

к

۬

и

۬

х

н

۬

а

۬

р

о

۬

д

۬

н

ы

۬

х

с

۬

к

۬

а

۬

з

۬

к

۬

а

۬

х

.

П

۬

р

۬

и

су

۬

щ

۬

а

۬

я

необыч

۬

а

й

۬

н

۬

а

۬

я

п

۬

р

остот

۬

а

,

я

۬

р

۬

к

ост

۬

ь

,

об

۬

р

۬

а

۬

з

۬

н

ост

۬

ь

,

особе

۬

н

۬

н

ост

۬

ь

по

۬

в

то

۬

р

۬

н

о

вос

۬

п

۬

р

о

۬

и

۬

з

۬

в

о

۬

д

۬

и

т

۬

ь

о

۬

д

۬

н

۬

и

и

т е

ж е

рече

۬

в

ые

фо

۬

р

۬

м

ы

и

об

۬

р

۬

а

۬

з

ы

з

۬

а

ст

۬

а

۬

в

۬

л

۬

я

۬

ю

т

вы

۬

д

۬

в

۬

и

۬

г

۬

а

т

۬

ь

с

۬

к

۬

а

۬

з

۬

к

۬

и

к

۬

а

۬

к

ф

۬

а

۬

к

то

۬

р

р

۬

а

۬

з

۬

в

۬

и

т

۬

и

۬

я

с

۬

в

۬

я

۬

з

۬

н

ой реч

۬

и

детей

пе

۬

р

۬

в

е

۬

н

ст

۬

в

у

۬

ю

۬

щ

е

۬

г

о

з

۬

н

۬

а

че

۬

н

۬

и

۬

я

[2].

Применение русских народных сказок для формирования связной речи

нами было реализовано пилотным экспериментом в рамках индивидуального

задания

по

производственной

практике

(практика

по

получению

профессиональных

умений

и

опыта

профессиональной

деятельности),

которая проходила с 17 сентября по 13 октября 2018 г. на базе МКДОУ

Детский сад № 23 «Солнышко», г. Шадринска, Курганской обл. Занятия с

детьми

проводили

студенты

3

курса

353

группы:

Масленникова Д.,

Стерхова А., Липнягова А.

При работе с детьми мы использовали следующие сказки (см. таблицу

1).

Таблица 1

Характеристика сказок, применяемых для формирования связной

монологической речи у детей с ОНР III уровня

Виды сказок

Характеристика

С۬

к۬

а۬

з۬

к۬

и

о

ж۬

и۬

в

от۬

н

ы۬

х

Гл۬

а۬

в۬

н

ы۬

й

пе۬

р

со۬

н۬

а۬

ж

ж и в о т н ы е ,

к о т о р ы м

м о ж е т

п۬

р

от۬

и۬

в

осто۬

я

ть

че۬

л

о۬

в

е۬

к – мужик и старуха Действия происходят в

де۬

р

е۬

в۬

н

е,

р۬

а

с۬

п

о۬

л

о۬

ж

е۬

н۬

н

ой

с۬

р

е۬

д۬

и

густы۬

х

лесо۬

в

, н۬

а

бе۬

р

е۬

г۬

а۬

х

г۬

л

убо۬

к۬

и۬

х

ре۬

к

;

во۬

к۬

р

у۬

г

де۬

р

е۬

в

е۬

н۬

ь

-

ш۬

и۬

р

о۬

к۬

и

е

по۬

л۬

я

Во۬

В

с ю ж е т е

л۬

ш

еб۬

н

ые сказки

р۬

а

сс۬

к۬

а۬

з

ы۬

в۬

а

етс۬

я

о

ц۬

а۬

р

ст۬

в۬

а۬

х

,

о

ц۬

а۬

р۬

я۬

х

и

ц۬

а۬

р

е۬

в۬

и

ч۬

а۬

х

,

ко۬

р

о۬

л۬

я۬

х

и

ко۬

р

о۬

л

е۬

в۬

и

ч۬

а۬

х

и

к۬

р

ест۬

ь۬

я۬

н۬

а۬

х.

Социально-бытовые сказки

Н а р я д у

с

гл а в н ы м

п е р с о н а ж е м

ц۬

а۬

р

е۬

м,

е с т ь

к۬

р

ест۬

ь۬

я۬

не

е

,

б۬

а۬

р۬

и۬

н

и

иногда

по۬

п

.

Такие сказки рассказывают о человеке и

его

в۬

з۬

а۬

и۬

м

оот۬

н

о۬

ш

е۬

н۬

и۬

я۬

х

в

об۬

щ

ест۬

в

е.

Работа

со

сказкой

осуществлялась

последовательно:

сказка

зачитывалась

ребенку;

с

помощью

наводящих

вопросов

определялись

главные персонажи; зарисовывались (разукрашивались) детьми действующие

лица;

предлагалось

пересказать

текст

сказки

по

частям

помощью

логопеда);

изменить

начало

или

конец

сказки.

За

месяч

нам

удалось

отработать три русских народных сказки.

П.С. Кузнецова, О.С. Шарыпова в своих исследованиях указывают, что

при

формировании связной

речи

детей

с

ОНР III уровня

с

помощью

пименения русских народных сказок возможно сформировать следующие

навыки (см. таблицу 2). Помимо связной речи сказка позволяет быстрее

организовать контакт с ребенком, расположить его к себе, заинтересовать,

снять эмоциональное напряжение, на героев ребенок может спроектировать

свои переживания и т.д.

Таблица 2

Навыки, формируемые при помощи русских народных сказок

Раздел

Новообразования

Анализировать текст

устанавливать связь между частями текста;

определять

последовательность

и

связность

предложений в тексте;

устанавливать

смысловую

зависимость

между

предложениями;

озаглавливать

текст

с

опорой

на

тему

или

его

основную мысль;-

с о с т а в л я т ь

п л а н

м о н о л о г и ч е с к о г о

и

диалогического связного высказывания

Само стоятельно

с т р о и т ь

связные высказывания

оп р е д е л я т ь

з а м ы с е л

в ы с к а з ы в а н и я ;

программировать смысловую структуру высказывания;

устанавливать последовательность развёртывания

высказывания (план);

отбирать

языковые

средства,

необходимые

для

построения высказывания в тех или иных целях общения;

составлять

небольшой

текст

по

картине,

серии

картин, на заданную тему, по наблюдениям;

составлять рассказ по заданному началу, середине,

концу

Уз н а ват ь

с у щ е с т в е н н ы е

п р и з н а к и

с в я з н о г о

высказывания

сравнивать

текст

и

его

искаженные

варианты

(пропуск начала, середины, конца текста, добавление в

текст слов и предложений не по теме);

оределять отсутствие

слов

и

предложений,

раскрывающих основную тему рассказа

Строить

различные

виды

синтаксических конструкций

слово сочетания

по

типу

согласования

и

управления;

предложения

по

данным

словам

и

словосочетаниям;

выстраивать предложение по вопросам с опорным

словом и без него и др.;

распространять и сокращать предложения

В е с т и

д и а л о г и

п о

предложенной теме

самостоятельно

формулировать

и

задавать

вопросы;

сравнивать,

обобщать

и

делать

вывод,

доказывать и рассуждать;

уметь

выделять

главное

и

второстепенное

в

объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в

них общее и различия

Таким образом, эффективным средством при развитии связной речи

дошкольников с ОНР третьего уровня служат художественные произведения,

а

именно

русские

сказки. Сказки

важны

для

дошкольников,

так

как

мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних

средств. От того насколько у ребенка развиты все познавательные процессы:

память,

мышление,

воображение,

зависит

понимание

произведения,

содержания и идеи. Анализ литературы по заявленной теме позволил нам

сделать вывод, что русские народные сказки дают высокую эффективность в

работе по формированию

связной речи детей, так как раскрывают

все

эмоциональность, выразительность и меткость русского языка.

Через сказку ребенок накапливает словарь (в том числе эмоциональную

лексику и поэтическую). Сказка помогает детям излагать свое отношение к

прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства

образной выразительности.

Список использованных источников

1 . Коротовских,

Е.А.

Обучение

детей

дошкольного

возраста c ОНР

рассказыванию [Текст] / Е.А. Коротовских . – М.,- 2017.- 198с.

2. Кузнецова П.С. Программа развития связной монологической речи у

детей с ТНР [Текст] / П.С. Кузнецова. – М., 2000. – 204.

3 . Федорахина, В.И. Роль сказки в воспитании

правильной речи у

детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Федорахина. – Самара, 2012.- 342с.

4. Шарыпова, О.С. Сказка ложь, да в ней…возможности для обучения

детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Шарыпова. – СПб., 2017. – 96 с.

5. Якубская, М.П.

Русские народные сказки: значение в воспитании

детей дошкольного возраста [Текст] / М.П. Якубская. – Курск, 2014. – 120.



В раздел образования