Авторы: Масленникова Диана Константиновна, Носова Оксана Алексеевна
Должность: студенты
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская обсласть
Наименование материала: статья
Тема: "КОРРЕКЦИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК"
Раздел: среднее профессиональное
КОРРЕКЦИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ
СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Масленникова Д.К., Носова О.А.,
г. Шадринск
Речь – это средство общения, которая служит важнейшим инструментов
социализации. Дошкольный возраста является сензитивным периодом для
овладением родным языком, а пополнение словаря, как средства для общения
и способа познания окружающего мира - является одним из самых важных
приобретений
ребёнка
в этом возрасте. Поэтому развитие связной речи у
детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем
логопедии.
Л.Н.
Ефименкова,
Г.В.
Чиркина,
Е.Ф.
Соботович
и р я д других
логопедов утверждают, что своевременное развитие связной речи – это один
из важных факторов подготовки ребенка к школьному обучению [2]. Связная
речь - это сложная речевой деятельности. От ее сформированности зависит:
полнота
познания
окружающего
мира;
успешность
обучения
в
школе;
развитие личности в целом.
Проблеме развития связной речи у детей с ОНР III уровня посвящены
исследования
многих
ведущих
ученых
и
логопедов-практиков
России:
С.Л. Рубинштейна,
Н.А. Головань,
Т.А. Власовой,
Л.С. Выготского,
В.П. Глухова, Н.И. Жинкина, А.Г. Зикеева, Н.В. Серебряковой, Е.С. Слепович
и многих других.
У
детей
с
ОНР III
уровня
отмечаются
трудности
планирования
развернутых высказываний и их
языкового
оформления. Их высказывания
(пересказ,
различные виды
рассказов)
характеризуются
нарушениями
связности и последовательности изложения материала, смысловые пропуски,
лексические
затруднения, всевозможные
аграмматизмы
при
построении
фразы [1].
Детям
с
ОНР III уровня оказывается недоступным самостоятельное
описание знакомой игрушки или какого-либо предмета; рассказ-описание
выглядит своеобразно (дети перечисляют некоторые признаки предмета в
произвольной последовательности, нарушают стройность повествования, в
рассказах наблюдаются смысловые повторы); испытывают трудности при
составлении рассказов по сюжетным картинам.
Многим детям
с
ОНР III
уууровня доступен пересказ, но при наличии наводящих вопросов. Между
отдельными
фразами
у
детей
с
ОНР
присутствуют необоснованные
длительные паузы, сигнализирующие о трудностях при составлении рассказа.
Дети не могут уловить сюжет картины, выделить главные роли, перечисляют
незначимые детали картины в ущерб значимым, при этом могут испытывать
лексические затруднения (дети не могут подобрать необходимое по значению
слово) [1].
Ес
۬
л
۬
и
по
۬
д
об
۬
р
۬
а
т
۬
ь
к
те
۬
р
۬
м
۬
и
۬
н
у
«с
۬
к
۬
а
۬
з
۬
к
۬
а
»
о
۬
д
۬
н
о
۬
к
о
۬
р
е
۬
н
۬
н
ые
с
۬
л
о
۬
в
۬
а
,
т о
по
۬
л
уч
۬
и
۬
м
р
۬
я
۬
д
с
۬
л
о
۬
в
,
кото
۬
р
ые
р
۬
а
с
۬
к
۬
р
ывают
н
۬
а
۬
м
е
۬
г
о
с
۬
м
ыс
۬
л
:
с
۬
к
۬
а
۬
з
۬
к
۬
а
-
с
۬
к
۬
а
۬
з
ы
۬
в
۬
а
т
۬
ь
,
р
۬
а
сс
۬
к
۬
а
۬
з
ы
۬
в
۬
а
т
۬
ь
. То ест
۬
ь
с
۬
к
۬
а
۬
з
۬
к
۬
а
-
э т о
т о ,
ч т о
р
۬
а
сс
۬
к
۬
а
۬
з
ы
۬
в
۬
а
етс
۬
я
,
э т о
уст
۬
н
ый
р
۬
а
сс
۬
к
۬
а
۬
з
о
че
۬
м
-
۬
л
۬
и
бо
и
۬
н
те
۬
р
ес
۬
н
о
۬
м
к
۬
а
۬
к
д
۬
л
۬
я
ис
۬
п
о
۬
л
۬
н
۬
и
те
۬
л
۬
я
,
т
۬
а
۬
к
и
д
۬
л
۬
я
е
۬
г
о
с
۬
л
у
۬
ш
۬
а
те
۬
л
۬
я
.
Учитывая особенности интересов детей дошкольного возраста, сказка –
это
эффективный
способ
развития
связной
речи,
как
диалогической
(например, при воспроизведении сказки по ролям), так и монологической
(пересказ сказки, творческий подход при изменении сюжета сказки и т.д.).
Русс
۬
к
۬
и
е
н
۬
а
۬
р
о
۬
д
۬
н
ые
с
۬
к
۬
а
۬
з
۬
к
۬
и
с
۬
п
особст
۬
в
у
۬
ю
т
р
۬
а
۬
з
۬
в
۬
и
т
۬
и
۬
ю
реч
۬
и
,
д
۬
а
۬
ю
т
об
۬
р
۬
а
۬
з
۬
ц
ы
русс
۬
к
о
۬
г
о
л
۬
и
те
۬
р
۬
а
ту
۬
р
۬
н
о
۬
г
о
я
۬
з
ы
۬
к
۬
а
[2].
В
с в о и х
р а б о т а х
Е . А .
Ф
۬
л
е
۬
р
۬
и
۬
н
۬
а
неоднократно
от
۬
м
еч
۬
а
۬
л
۬
а
,
ч т о
л
۬
и
те
۬
р
۬
а
ту
۬
р
۬
н
ое
п
۬
р
о
۬
и
۬
з
۬
в
е
۬
д
е
۬
н
۬
и
е
д
۬
а
ет
гото
۬
в
ые
я
۬
з
ы
۬
к
о
۬
в
ые
фо
۬
р
۬
м
ы,
с
۬
л
о
۬
в
ес
۬
н
ые
х
۬
а
۬
р
۬
а
۬
к
те
۬
р
۬
и
ст
۬
и
۬
к
۬
и
об
۬
р
۬
а
۬
з
۬
а
,
о
۬
п
۬
р
е
۬
д
е
۬
л
е
۬
н
۬
и
۬
я
,
кото
۬
р
ы
۬
м
۬
и
о
۬
п
е
۬
р
۬
и
۬
р
ует
ребе
۬
н
о
۬
к
.
С
۬
р
е
۬
д
ст
۬
в
۬
а
۬
м
۬
и
ху
۬
д
о
۬
ж
ест
۬
в
е
۬
н
۬
н
о۬
г
о
с۬
л
о۬
в۬
а
е۬
щ
е
д о
ш۬
к
о۬
л
ы ,
д о
ус۬
в
ое۬
н۬
и۬
я
г۬
р۬
а۬
м۬
м۬
а
т۬
и
чес۬
к۬
и۬
х
п۬
р۬
а۬
в۬
и۬
л
м۬
а۬
л
е۬
н۬
ь۬
к۬
и
й
ребе۬
н
о۬
к
п۬
р۬
а۬
к
т۬
и
чес۬
к۬
и
ус۬
в۬
а۬
и۬
в۬
а
ет
г۬
р۬
а۬
м۬
м۬
а
т۬
и
чес۬
к۬
и
е
но۬
р۬
м
ы
я۬
з
ы۬
к۬
а
в
е۬
д۬
и۬
н
ст۬
в
е
с
е۬
г
о
ле۬
к
с۬
и۬
к
ой.
П е р е д
д е т ь м и
с к а з к и ,
в
т о м
ч и с л е
и
русс
۬
к
۬
и
е
н
۬
а
۬
р
о
۬
д
۬
н
ы е
р а с к р ы в а ю т
я
۬
р
۬
к
ост
۬
ь
и
вы
۬
р
۬
а
۬
з
۬
и
те
۬
л
۬
ь
۬
н
ост
۬
ь
родного
я
۬
з
ы
۬
к
۬
а
,
по
۬
к
۬
а
۬
з
ы
۬
в
۬
а
۬
ю
т,
к
۬
а
۬
к
бо
۬
г
۬
а
т
۬
а
ро
۬
д
۬
н
۬
а
۬
я
реч
۬
ь
ю
۬
м
о
۬
р
о
۬
м
,
ж
۬
и
۬
в
ы
۬
м
۬
и
и
об
۬
р
۬
а
۬
з
۬
н
ы
۬
м
۬
и
вы
۬
р
۬
а
۬
ж
е
۬
н
۬
и
۬
я
۬
м
۬
и
.
У
۬
д
۬
и
۬
в
۬
и
те
۬
л
۬
ь
۬
н
۬
а
۬
я
с
۬
и
۬
л
۬
а
я
۬
з
ы
۬
к
о
۬
в
о
۬
г
о
т
۬
в
о
۬
р
чест
۬
в
۬
а
русс
۬
к
о
۬
г
о
н
۬
а
۬
р
о
۬
д
۬
а
н
۬
и
в че
۬
м
не
п
۬
р
о
۬
я
۬
в
۬
и
۬
л
۬
а
себ
۬
я
с
т
۬
а
۬
к
ой
я
۬
р
۬
к
ост
۬
ь
۬
ю
,
к
۬
а
۬
к
в
русс
۬
к
۬
и
۬
х
н
۬
а
۬
р
о
۬
д
۬
н
ы
۬
х
с
۬
к
۬
а
۬
з
۬
к
۬
а
۬
х
.
П
۬
р
۬
и
су
۬
щ
۬
а
۬
я
необыч
۬
а
й
۬
н
۬
а
۬
я
п
۬
р
остот
۬
а
,
я
۬
р
۬
к
ост
۬
ь
,
об
۬
р
۬
а
۬
з
۬
н
ост
۬
ь
,
особе
۬
н
۬
н
ост
۬
ь
по
۬
в
то
۬
р
۬
н
о
вос
۬
п
۬
р
о
۬
и
۬
з
۬
в
о
۬
д
۬
и
т
۬
ь
о
۬
д
۬
н
۬
и
и
т е
ж е
рече
۬
в
ые
фо
۬
р
۬
м
ы
и
об
۬
р
۬
а
۬
з
ы
з
۬
а
ст
۬
а
۬
в
۬
л
۬
я
۬
ю
т
вы
۬
д
۬
в
۬
и
۬
г
۬
а
т
۬
ь
с
۬
к
۬
а
۬
з
۬
к
۬
и
к
۬
а
۬
к
ф
۬
а
۬
к
то
۬
р
р
۬
а
۬
з
۬
в
۬
и
т
۬
и
۬
я
с
۬
в
۬
я
۬
з
۬
н
ой реч
۬
и
детей
пе
۬
р
۬
в
е
۬
н
ст
۬
в
у
۬
ю
۬
щ
е
۬
г
о
з
۬
н
۬
а
че
۬
н
۬
и
۬
я
[2].
Применение русских народных сказок для формирования связной речи
нами было реализовано пилотным экспериментом в рамках индивидуального
задания
по
производственной
практике
(практика
по
получению
профессиональных
умений
и
опыта
профессиональной
деятельности),
которая проходила с 17 сентября по 13 октября 2018 г. на базе МКДОУ
Детский сад № 23 «Солнышко», г. Шадринска, Курганской обл. Занятия с
детьми
проводили
студенты
3
курса
353
группы:
Масленникова Д.,
Стерхова А., Липнягова А.
При работе с детьми мы использовали следующие сказки (см. таблицу
1).
Таблица 1
Характеристика сказок, применяемых для формирования связной
монологической речи у детей с ОНР III уровня
Виды сказок
Характеристика
С۬
к۬
а۬
з۬
к۬
и
о
ж۬
и۬
в
от۬
н
ы۬
х
Гл۬
а۬
в۬
н
ы۬
й
пе۬
р
со۬
н۬
а۬
ж
–
ж и в о т н ы е ,
к о т о р ы м
м о ж е т
п۬
р
от۬
и۬
в
осто۬
я
ть
че۬
л
о۬
в
е۬
к – мужик и старуха Действия происходят в
де۬
р
е۬
в۬
н
е,
р۬
а
с۬
п
о۬
л
о۬
ж
е۬
н۬
н
ой
с۬
р
е۬
д۬
и
густы۬
х
лесо۬
в
, н۬
а
бе۬
р
е۬
г۬
а۬
х
г۬
л
убо۬
к۬
и۬
х
ре۬
к
;
во۬
к۬
р
у۬
г
де۬
р
е۬
в
е۬
н۬
ь
-
ш۬
и۬
р
о۬
к۬
и
е
по۬
л۬
я
…
Во۬
В
с ю ж е т е
л۬
ш
еб۬
н
ые сказки
р۬
а
сс۬
к۬
а۬
з
ы۬
в۬
а
етс۬
я
о
ц۬
а۬
р
ст۬
в۬
а۬
х
,
о
ц۬
а۬
р۬
я۬
х
и
ц۬
а۬
р
е۬
в۬
и
ч۬
а۬
х
,
ко۬
р
о۬
л۬
я۬
х
и
ко۬
р
о۬
л
е۬
в۬
и
ч۬
а۬
х
и
к۬
р
ест۬
ь۬
я۬
н۬
а۬
х.
Социально-бытовые сказки
Н а р я д у
с
гл а в н ы м
п е р с о н а ж е м
–
ц۬
а۬
р
е۬
м,
е с т ь
к۬
р
ест۬
ь۬
я۬
не
е
,
б۬
а۬
р۬
и۬
н
и
иногда
по۬
п
.
Такие сказки рассказывают о человеке и
его
в۬
з۬
а۬
и۬
м
оот۬
н
о۬
ш
е۬
н۬
и۬
я۬
х
в
об۬
щ
ест۬
в
е.
Работа
со
сказкой
осуществлялась
последовательно:
сказка
зачитывалась
ребенку;
с
помощью
наводящих
вопросов
определялись
главные персонажи; зарисовывались (разукрашивались) детьми действующие
лица;
предлагалось
пересказать
текст
сказки
по
частям
(с
помощью
логопеда);
изменить
начало
или
конец
сказки.
За
месяч
нам
удалось
отработать три русских народных сказки.
П.С. Кузнецова, О.С. Шарыпова в своих исследованиях указывают, что
при
формировании связной
речи
детей
с
ОНР III уровня
с
помощью
пименения русских народных сказок возможно сформировать следующие
навыки (см. таблицу 2). Помимо связной речи сказка позволяет быстрее
организовать контакт с ребенком, расположить его к себе, заинтересовать,
снять эмоциональное напряжение, на героев ребенок может спроектировать
свои переживания и т.д.
Таблица 2
Навыки, формируемые при помощи русских народных сказок
Раздел
Новообразования
Анализировать текст
устанавливать связь между частями текста;
определять
последовательность
и
связность
предложений в тексте;
устанавливать
смысловую
зависимость
между
предложениями;
озаглавливать
текст
с
опорой
на
тему
или
его
основную мысль;-
с о с т а в л я т ь
п л а н
м о н о л о г и ч е с к о г о
и
диалогического связного высказывания
Само стоятельно
с т р о и т ь
связные высказывания
оп р е д е л я т ь
з а м ы с е л
в ы с к а з ы в а н и я ;
программировать смысловую структуру высказывания;
устанавливать последовательность развёртывания
высказывания (план);
отбирать
языковые
средства,
необходимые
для
построения высказывания в тех или иных целях общения;
составлять
небольшой
текст
по
картине,
серии
картин, на заданную тему, по наблюдениям;
составлять рассказ по заданному началу, середине,
концу
Уз н а ват ь
с у щ е с т в е н н ы е
п р и з н а к и
с в я з н о г о
высказывания
сравнивать
текст
и
его
искаженные
варианты
(пропуск начала, середины, конца текста, добавление в
текст слов и предложений не по теме);
оределять отсутствие
слов
и
предложений,
раскрывающих основную тему рассказа
Строить
различные
виды
синтаксических конструкций
слово сочетания
по
типу
согласования
и
управления;
предложения
по
данным
словам
и
словосочетаниям;
выстраивать предложение по вопросам с опорным
словом и без него и др.;
распространять и сокращать предложения
В е с т и
д и а л о г и
п о
предложенной теме
самостоятельно
формулировать
и
задавать
вопросы;
сравнивать,
обобщать
и
делать
вывод,
доказывать и рассуждать;
уметь
выделять
главное
и
второстепенное
в
объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в
них общее и различия
Таким образом, эффективным средством при развитии связной речи
дошкольников с ОНР третьего уровня служат художественные произведения,
а
именно
русские
сказки. Сказки
важны
для
дошкольников,
так
как
мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних
средств. От того насколько у ребенка развиты все познавательные процессы:
память,
мышление,
воображение,
зависит
понимание
произведения,
содержания и идеи. Анализ литературы по заявленной теме позволил нам
сделать вывод, что русские народные сказки дают высокую эффективность в
работе по формированию
связной речи детей, так как раскрывают
все
эмоциональность, выразительность и меткость русского языка.
Через сказку ребенок накапливает словарь (в том числе эмоциональную
лексику и поэтическую). Сказка помогает детям излагать свое отношение к
прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства
образной выразительности.
Список использованных источников
1 . Коротовских,
Е.А.
Обучение
детей
дошкольного
возраста c ОНР
рассказыванию [Текст] / Е.А. Коротовских . – М.,- 2017.- 198с.
2. Кузнецова П.С. Программа развития связной монологической речи у
детей с ТНР [Текст] / П.С. Кузнецова. – М., 2000. – 204.
3 . Федорахина, В.И. Роль сказки в воспитании
правильной речи у
детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Федорахина. – Самара, 2012.- 342с.
4. Шарыпова, О.С. Сказка ложь, да в ней…возможности для обучения
детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Шарыпова. – СПб., 2017. – 96 с.
5. Якубская, М.П.
Русские народные сказки: значение в воспитании
детей дошкольного возраста [Текст] / М.П. Якубская. – Курск, 2014. – 120.