Напоминание

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ


Автор: Вихарева Елена Александровна
Должность: преподаватель профессионального модуля "Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным"
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК Керченский медицинский колледж им. Г.К.Петровой
Населённый пункт: город Керчь, Республика Крым
Наименование материала: Методический доклад
Тема: СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республике Крым

«Керченский медицинский колледж имени Г.К. Петровой»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ФОРМИРОВАНИЕ

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЯХ

Автор: Вихарева Е.А. – преподаватель I категории

Профессионального модуля «Выполнение работ по профессии

младшая медицинская сестра по уходу за больными»,

председатель Цикловой Комиссии сестринского дела и

дисциплин терапевтического профиля

Керчь, 2019

PRIMUM NON NOCERE (лат.) –

ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕ НАВРЕДИ

В

ФГОС

«СЕСТРИНСКОЕ

ДЕЛО»,

«АКУШЕРСКОЕ

ДЕЛО»,

«ЛЕЧЕБНОЕ

ДЕЛО» образовательное

учреждение

обязано

формировать

социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего

развития и социализации личности. В результате общество должно получить

не только грамотного специалиста, но и специалиста, владеющего навыками

общения, умением формировать доверие пациента к действиям медицинского

работника,

владеющего

навыками

работы

с

тревогой

и

гневом,

раздражительностью и агрессивностью, а в целом внимательного к больному,

внимательного к малейшему изменению в состоянии здоровья, способного

это

увидеть,

оценить

и

принять

соответствующие

меры

формировать

социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего

развития и социализации личности.

Все

этические

кодексы

содержат

для

всех

видов

медицинской

деятельности общие моральные принципы, правила и нормы, главные из

которых

были

определены

на

первых

этапах

исторического

развития

медицины в Клятве Гиппократа.

Общими для всех медицинских работников этическими принципами

профессиональной

деятельности

являются:

непричинение

вреда,

благодеяние,

выполнение

профессионального

долга,

уважение

прав

и

достоинства пациента.

Нравственные

качества

личности

медработника

включают

в

себя

качества,

отражающие

его

отношение

к

людям,

видам

деятельности,

материальным и духовным ценностям, жизни и миру в целом.

Признание жизни человека высшей, безусловной ценностью, личность

каждого человека – достойной уважения и ее прав и свобод составляют

основополагающие ценности медицинской деятельности.

Главными моральными ценностями для медицинской деятельности

являются

жизнь

человека,

здоровье,

доброта,

милосердие,

сострадание,

справедливость, ответственность, долг, честь, совесть, достоинство.

Самокритичность, адекватная самооценка, скромность, оптимизм как

свойство мировоззрения и мироощущения - эти качества являются условием

предотвращения профессиональных ошибок и в случае их возникновения –

максимально

объективной,

всесторонней

оценки

и

анализа

для

предотвращения ошибок в будущем.

Коммуникативная

компетентность

медицинского

работника

представляет

собой

совокупность

знаний

и

умений,

обеспечивающих

эффективный

процесс

профессионального

общения

с

пациентами,

их

родственниками, коллегами и другими людьми, принимающими участие в

оказании медицинской помощи и услуг. Коммуникативная компетентность

позволяет оказывать качественную медицинскую помощь в различных, в т.ч.

экстремальных

ситуациях,

профессиональной

деятельности,

выбирать

оптимальные

для

каждой

конкретной

ситуации

стратегии

поведения,

предотвращать

или

конструктивно

разрешать

конфликтные

ситуации.

Коммуникативная компетентность тесно связана с другими качествами и

общей культурой личности медработника.

Но

невозможно

представить

себе

профессионалов

своего

дела

(медицинскую сестру, акушерку, фельдшера) не владеющих в совершенстве

практическими навыками.

В

настоящее

время

медицинское

образование

столкнулось

с

юридическими,

организационными,

техническими

и

экономическими

ограничениями в использовании традиционного способа обучения «у постели

пациента». В то же время появились современные технологии обучения,

о с н о в а н н ы е

н а

м о д е л и р о в а н и и ,

и м и т а ц и и

к л и н и ч е с к о й

ситуации, симуляционное обучение. Симуляционное обучение и обучение «у

постели

пациента»

взаимодополняющие

составные

части

современного

медицинского образования.

ФГОС третьего поколения сместил ориентиры качества образования с

суммы

усвоенной

информации

на

готовность

человека

действовать

в

различных ситуациях, способного быстро принимать решения и безупречно

выполнять необходимые действия в своей профессиональной деятельности.

В свете новых требований ФГОС СПО особое внимание уделяется

результатам

профессионального

обучения

студентов.

Внедрение

профстандартов в образовательный процесс налагает на профобразование

функции

формирования

профессиональных

компетенций

трудовые

функции, трудовую деятельность будущих специалистов.

Поэтому

ключевой

задачей

современного

среднего,

высшего

и

последипломного медицинского образования является создание условий для

развития

у

обучающихся

широкого

спектра

компетенций

и

прочно

закрепленных практических навыков без риска нанесения вреда пациенту.

Сюда относится развитие способности быстрого принятия решений

медицинским работником и безупречного выполнения ряда манипуляций или

вмешательств, особенно при неотложных состояниях.

Одним

из

методов

повышения

качества

практической

подготовки

будущих

фельдшеров,

медицинских

сестёр,

акушерок,

медицинских

лабораторных техников является использование симуляционных технологий.

Отработка практических навыков на реальных пациентах вызывает

негативное

отношение

со

стороны

самих

пациентов

и

ограничено

законодательством.

очевидны

определенные

проблемы

при

подготовке

среднего медицинского персонала, в частности, медицинских сестер. Среди

них:

страх

выпускников

перед

пациентами,

недовольство

пациентов

при

общении

с

неопытным

персоналом,

ограничение

доступа

студентов

в

процедурные, перевязочные, манипуляционные кабинеты,

операционные

при прохождении практики, психологическая боязнь выполнения процедуры.

Нельзя

не

обратить

на

внимание

на

недостаток

времени

для

отработки

каждого практического навыка, что ведет к высокому риску для здоровья

пациента.

В

тоже

время

работодатель

предъявляет

высокие

требования

к

выпускникам медицинских колледжей при трудоустройстве, а с введением

аккредитации выпускники проходят процедуру соответствия квалификации с

требованиями профессиональных стандартов.

Для

подготовки

специалистов

соответствующих

современным

требованиям необходимо приблизить образовательный процесс к будущей

профессии. Выходом

из

сложившейся

ситуации

является

создание

современных

практических

кабинетов

с

необходимым

комплектом

оборудования

для

выполнения

сестринских

манипуляций.

Важно

совершенствовать педагогические технологии обучения, применяя такие, как

игровые технологии, контекстное обучение, метод решения ситуационных

задач.

Наиболее современным методом обучения студентов практическим

навыкам деятельности является использование симуляционных технологий в

системе подготовки среднего медицинского персонала.

Моделирование обстановки рабочего места и наличие симуляторов,

позволяющих

отработать

манипуляции

обучающемуся,

являются

важным

звеном в формировании психологической и моторной готовности к работе с

пациентом.

В

настоящее

время

на

передний

план

выходят

симуляционные

технологии,

с

помощью

которых

осваиваются

коммуникативные

навыки,

диагностические

приемы,

алгоритмы

действий

в

неотложных

ситуациях,

базовые и углубленные навыки и умения в сестринском уходе в терапии,

хирургии,

акушерстве,

гинекологии

и

других

специальностях,

имеющих

практическую

составляющую,

проводятся

тренинги

командного

взаимодействия.

На начальном этапе профессионального модуля «Выполнение работ

по профессии младшая медсестра по уходу за больными» проведён отбор

практических

умений

и

навыков,

формируемых

с

использованием

симуляционных

технологий

по

всем

кластерам.

При проведении

выбора

умений и навыков мы руководствовались профессиональными и общими

компетенциями,

которые

должны

освоить

обучающиеся

и

приказами

Министерства здравоохранения РФ.

Студент

получает

возможность

выполнить

профессиональную

деятельность в соответствии со стандартами, порядками, правилами оказания

м е д и ц и н с ко й

п о м о щ и ,

а

з н а ч и т

о в л а д е т ь

н е о б х о д и м ы м и

компетенциями. Преимущество симуляционного обучения – это возможность

объективного

контроля

знаний

и

умений,

а

методика

«симуляционный

пациент» повышает процент качества знаний у студентов.

На непосредственное взаимодействие студентов со средствами обучения

(работа с муляжом) приблизительно

отводится 3:4 учебного времени, что

составляет около 4 часов из 6, отведенных практическому занятию.

Симуляционное

обучение

необходимо

для

организации

учебного

процесса и включает в себя практический навык, который будет сформирован

у

студентов

в

течение

этого

времени.

Симуляционное

обучение

можно

распределить на несколько частей:

1.

Входной контроль уровня знаний студентов по определенной

теме

-

тестирование,

инструктаж,

постановка

целей

и

задач

(до

20%

времени).

Студенты

самостоятельно

готовятся

по

теме

предстоящего

практического

занятия,

используя

рекомендованную

литературу,

мультимедийные

материалы,

лекции,

рабочую

тетрадь

и

т.д.

Наличие

теоретических знаний – основа для отработки практических навыков. При

недостаточной подготовке симуляционное обучение будет малоэффективно.

Входной контроль позволяет определить уровень знаний аудитории в целом,

что дает возможность преподавателю акцентировать внимание на наиболее

проблемных моментах.

Тестовые задания должны быть максимально практикоориентированы,

содержать ключевые вопросы и соответствовать тематике занятия. Студентам

предоставляется

информация

об

актуальности

проблемы,

необходимых

ресурсах

(муляжи

для

инъекций,

клизм

и

катетеризации,

промывания

желудка,

инструментарий

и

т.д.),

намеченной

ситуации

и

проверяется

теоретическая подготовленность. Студентам предоставляется информация в

качестве

ситуационной

задачи,

требующей

выполнения

определенного

алгоритма действий.

Преподаватель

демонстрирует

проведение

данной

манипуляции

согласно

утвержденному

алгоритму

сначала

в

медленном

темпе

с

поясняющими комментариями, затем в обычном ритме. После чего студентам

предлагается выполнить данную манипуляцию самостоятельно.

Работа

идет

в

парах:

один

студент

выполняет

процедуру,

второй

выступает в качестве эксперта. Затем студенты меняются местами. Таким

образом,

выполняя

манипуляцию

в

парах,

студенты

имеют

возможность

выполнить

процедуру

самостоятельно

и

оценить

правильность

ее

проведения.

2.

Непосредственное

выполнение

учебного

задания.

Студент

должен

убедиться

в

наличии

всего

необходимого

для

проведения

манипуляции, установить контакт с предполагаемым пациентом, объяснить

предполагаемому пациенту суть и ход предстоящей манипуляции, получить

согласие на ее проведение, провести непосредственно манипуляцию, сделать

отметку в медицинской документации о выполнении.

Наблюдая за студентом, преподаватель в течение 6 минут оценивает

критерии

выполнения

манипуляции.

После

закрепления

доведённого

до

автоматизма приобретенного умения предлагается усложнить обстоятельства,

необходимые для реализации отработанной манипуляции. Преподавателем

предлагается задача с наиболее вероятными ситуациями. Для правильного

решения практико-ориентированных задач, обучаемому приходится менять

последовательность каких-то действий, исключать одни способы и заменять

их

другими.

Студенты

вынуждены

наблюдать,

мыслить

и

оценивать,

проявлять находчивость, достигать необходимого результата и наилучшего

решения.

Данный

приём

повышает

надёжность

формирования

опыта

и

умений.

3.

Обсуждение

правильности

выполнения. Немаловажным

является совместное подведение итогов занятия. В процессе обсуждения

симуляционного занятия обучающийся получают обратную связь, которая

может

послужить

основой

для

дальнейшего

совершенствования

образовательного процесса.

При

оценке

проводимой

симуляции

среди

студентов

обращают

внимание на следующие частые ошибки: несоблюдение заданного времени,

выполнение

манипуляции

без

согласия

пациента,

погрешности

при

проведении манипуляции, отсутствие контакта с мнимым пациентом. В ходе

обсуждения необходимо проанализировать не только допущенные ошибки,

но и помочь студентам выявить их самостоятельно. В роли экспертов могут

выступать сами студенты (взаимоконтроль).

4.

Итоговый

контроль

включает

перечень

разработанных

параметров

профессиональной

деятельности

по

освоению

определённого

умения.

При

проведении

сестринских

манипуляций

обучаемые

стремились

выполнить

умение

по

алгоритму,

но

испытывали

затруднения

при

одновременном выполнении манипуляции и общении с мнимым пациентом.

Обсуждение

правильности

выполнения

манипуляции

позволяет

провести

анализ ошибок и замечаний преподавателя самому обучаемому. Итоговый

контроль

позволяет

определить

комплексный

уровень

усвоения

сложных

действий, обеспечиваемых совокупностью практического опыта, умений и

знаний.

Таким

образом,

во

время

прохождения

симуляционного

обучения

каждый студент показывает свои знания, техническую подготовку, скорость

выполнения

задания,

что

подразумевает

индивидуализацию

контроля.

На

занятии

есть

возможность

для

многократного

и

безопасного

повторения

данной манипуляции.

Процесс формирования умений длительный, причем длительность будет

зависеть

от

многих

индивидуальных

особенностей

студентов

и

требует

большого числа повторений. Задача преподавателя, в процессе формирования

этого

умения,

вносить

необходимые

корректировки,

чтобы

умение

формировалось правильно, чтобы в процессе неоднократного повторения не

повторялись

и

не

закреплялись

ошибки.

При

правильном

выполнении

манипуляцию

повторяют

до

определенного

автоматизма.

Выработка

автоматизма

при

выполнении

определенного

умения

это

уже

сформированный

навык.

Сохранение

навыка

возможно

только

при

регулярном

использовании.

В противном

случае,

при

нерегулярном

его

использовании, навык утрачивается.

В настоящее время мы сталкиваемся со следующими проблемами:

нехватка современного оборудования и расходного материала;

нехватка площадей;

динамическое совершенствование симуляторов;

отсутствие стандартов симуляционного обучения.

К преимуществам симуляционного обучения можно отнести:

клинический опыт без риска для пациента;

объектив -объективная оценка достигнутого уровня;

неограниченное число повторов отработки навыка;

отработка действий при неотложных состояниях;

повышение

эффективности

обучения

новым

методикам

и

процедурам;

снижение стресса при первых самостоятельных манипуляциях.

Конечный результат. Что мы должны иметь? Воспитывать у студентов

понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

- Приверженность профессии. Учить работать в коллективе и команде,

эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- Навыки командной работы. Брать на себя ответственность за работу

членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

-

Бережно

относиться

к

историческому

наследию

и

культурным

традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к

природе, обществу и человеку. Представлять информацию в понятном для

пациента

виде,

объяснять

ему

суть

вмешательств.

Ставить

цели,

мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать

их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения

заданий.

Таким

образом,

методологическая

задача

нашего

педагогического

коллектива на ближайшее будущее, «программа максимум» – это разработка

«сквозной»

обучающей

технологии

формирования

каждого

умения

с

использованием

моделей

(фантом,

манекен,

муляж,

и

пр.),

стандартизованных

пациентов

с

преемственностью

и

повторяемостью

на

каждом последующем этапе обучения, а также при допуске обучающихся на

УП, ПП или при проведении аттестация по итогам ПП.

Но

мы

можем

с

уверенностью

подчеркнуть

в

заключении,

что

симуляционное

обучение

это

не

альтернатива

«живого»

общения

с

пациентом,

а

средство

сделать

это

общение

более

эффективным

и

комфортным для больного и студента, потому что для реализации освоения

основных

видов

профессиональной

деятельности

для

медицинского

работника необходимы не манекены, а настоящие, реальные пациенты.



В раздел образования