Автор: Солодова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Красноярский край, Шушенский район, п. Сизая
Наименование материала: Проект
Тема: "Зимующие птицы - наши пернатые друзья"
Раздел: дошкольное образование
Краткосрочный экологический проект:
«Зимующие птицы – наши пернатые друзья»
Средняя группа.
Воспитатель: Солодова Елена Александровна
ТИП: познавательно – исследовательский.
СРОК: краткосрочный (1неделя: 21.01.2019 - 25.01.2019 г.).
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели, дети, родители.
ПРОБЛЕМА: недостаточные представления о жизни зимующих птиц у детей
среднего возраста.
ВВЕДЕНИЕ
В
холодное
время
года
перед зимующими
птицами встают
жизненно
важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно
меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится
практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и
погибают. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Экологическое образование
детей
дошкольного
возраста
имеет
важное
значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и
интеллектуальный путь развития. Огромную роль в экологическом образовании
детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность
в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки:
учится
наблюдать,
рассуждать,
планировать
работу,
учится
прогнозировать
результат,
экспериментировать,
сравнивать,
анализировать,
делать
выводы
и
обобщения,
работать
в
коллективе
–
словом,
развивать
познавательные
способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить
знания и представления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить
голодную
и
холодную зиму;
развить
связную
речь,
творческие
способности,
поисковую деятельность.
ЦЕЛЬ – Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах,
формировать
гуманное
отношение
к
природе
и
стремление
проявлять
заботу
о птицах.
ЗАДАЧИ:
1. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании;
знать
и
называть зимующих
птиц;
учить
распознавать птиц по
издаваемым
звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к
жизни птиц;
формировать
умение
находить
необходимую
информацию
из
доступных источников.
2. Формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую
речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы,
составлять описательный рассказ по картинке, строить развернутое суждение,
умозаключение,
активизировать
в
речи
прилагательные
и
глаголы,
характеризующие птиц.
3.
Развивать
эмоциональную
отзывчивость
на
произведения
искусства
и
литературы,
использовать
образные
слова
и
выражения,
выразительно
читать
стихотворения о зимующих птицах наизусть, отгадывать загадки.
4. Подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым
существам.
5. Учить детей рисовать птиц, передавая в рисунке форму тела, цвет оперения;
развивать
творчество,
закреплять
умение
рисовать
красками
и
карандашами,
штриховать.
6.
Развивать
двигательную
активность,
координацию
движений,
умение
ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в
умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания
детей: гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах,
подкармливать птиц,
воспитывать
бережное
отношение
к
живым
существам,
привитие
навыков экологически г р а м о т н о го
п о в е д е н и я
в
п р и р о д е .
Предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения
логически
мыслить,
обогащение
словаря,
развитие
наблюдательности,
любознательности, интереса к познавательной деятельности.
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПРОЕКТА:
1.
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП
Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса
Группировка материала, составление плана.
Подборка художественной литературы:
Александр Яшин «Покормите птиц зимой», А. Н. Толстой «Сорока», Максим
Горький «Воробьишко»,
В.
Зотов «Снегирь»,
В.
Бианки «Синичкин
календарь»,
потешки, загадки и стихи о зимующих птицах, приметы.
2. ОСНОВНОЙ (ДЕЯТЕЛЬНЫЙ) ЭТАП
Работа с детьми:
Беседа с детьми на тему: «Мир, в котором я живу», «Зимующие птицы»,
рассматривание
иллюстраций
с зимующими
птицами,
загадки
про птиц.
Прогулка
на
участке
детского
сада
–
наблюдение
за зимующими
птицами;
народные приметы про птиц, пословицы про птиц.
Рисование.
Тема: «Наши пернатые друзья (снегирь)»
Цель: Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей,
красивое оперение; упражнять в рисовании красками, кистью; развивать образное
восприятие,
воображение;
расширять
представления
о
красоте,
образные
представления.
Ознакомление с социальным миром. Формирование целостной картины
мира.
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: Формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к
птицам
и
воспитывать
бережное
отношение
к
ним;
вырабатывать
навыки
осознанного
и
уместного
употребления
слов
в
соответствии
с
контекстом
высказывания;
совершенствовать
диалогическую
речь;
уточнить
и
расширить
знания детей о зимующих птицах; развивать умения и навыки наблюдения за
птицами
Аппликация
Тема: «Кормушка для птиц».
Цель: Обогащение
знаний
об
окружающем
мире;
формирование
умений
наклеивать детали сюжета; вызвать у детей интерес к созданию птиц путём
аппликации; вызвать интерес к познанию природы; развивать мелкую моторику,
координацию движений; развивать глазомер, чувство симметрии и композиции;
развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Развитие речи
Тема: «Составление повествовательного рассказа «У кормушки».
Цель: Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении;
формировать
понятие
«зимующие
птицы»;
научить
детей
составлять
описательный рассказ по вопросному плану; активизировать словарь по теме,
учить
отвечать
на
вопросы,
составлять
предложения;
совершенствовать
грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные,
множественное
число
существительных;
воспитывать
желание
заботиться
о
птицах
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Покормите птиц зимой».
Домашнее задание - накопить знания (СМИ, Интернет, энциклопедическая
литература и др.).
Наблюдение на прогулках с детьми (внешний вид, среда обитания, повадки и
т. д.).
Выучить стихотворение о зимующей птице.
Подобрать загадки о зимующей птице.
Нарисовать вместе с ребенком зимующую птицу.
Обогащать словарный запас ребенка.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Установка кормушки для птиц на участке детского сада в лесополосе.
- Выставка аппликаций детей на тему «Кормушка для птиц».
- Выставка рисунков детей на тему «Наши пернатые друзья (снегирь)».
- выставка совместных работ с родителями на тему «Зимующие птицы».
ВЫВОДЫ.
- Расширился кругозор детей о зимующих птицах.
-
Развивающая среда
группы
пополнилась:
литературой,
иллюстрациями,
стихотворениями,
загадками,
рассказами
о зимующих
птицах,
музыкальным
альбомом «Голоса птиц».
-
У
детей
сформировалась
любознательность,
творческие
способности,
познавательная активность, коммуникативные навыки.
-
Воспитанники
и
их
родители
приняли
активное
участие
в
оказании
помощи птицам в трудных зимних условиях.