Напоминание

Организация деятельности государственно–общественного управления МБОУ "Лицей" за 2017–2018 учебный год


Автор: Хакимуллина Гульнара Назхатовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО–Югра, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: Организация деятельности государственно–общественного управления МБОУ "Лицей" за 2017–2018 учебный год
Раздел: среднее образование





Назад




Отчет и анализ работы Управляющего совета МБОУ «Лицей»

в 2017-2018 учебном году

В настоящее время одним из приоритетных направлений модернизации образования

является развитие государственно-общественного характера управления образованием,

расширение общественного участия в управлении.

Значимость

этого

направления

модернизации

существенно

актуализируется

в

условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование», в рамках

Программы поддержки регионов, осуществляющих комплексные проекты модернизации

образования, развитие общественного участия в управлении выделено в качестве одного

из главных и определяющих.

Управляющий совет создан в 2007 году.

В Управляющем совете – 9 человек. Он состоит из представителей педагогической,

ученической,

родительской

общественности,

одного

кооптированного

члена

(представителя Департамента образования).

В состав Управляющего совета входят:

1. Избранные члены

- от родителей (законных представителей) обучающихся – 2 человека

- от администрации МБОУ «Лицей» - 1 человека

- от педагогических работников школы – 2 человека

- от старшеклассников – 2 человека

2. Директор лицея

3.

Кооптированный

член

представитель

Департамента

образования

города

Нижневартовска (Морозова Н.В.)

Председатель УС – Мухамбетов И.С.

Согласно

Положению

об

Управляющем

совете

школы

к

компетенциям

Управляющего совета отнесены:

Участие в оценке качества образовательной деятельности МБОУ «Лицей»;

Участие

в

финансово-экономической

деятельности

ОУ,

системе

мер

стимулирования труда его работников;

Содействие

созданию

в

лицее

оптимальных

и

безопасных

условий

и

форм

организации образовательного процесса;

Контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в

образовательном

учреждении,

сохранения

и

укрепления

здоровья

обучающихся,

за

целевым и рациональным расходованием средств лицея;

Участие

в

разработке,

внесении

дополнений

и

изменений

в

Устав

общеобразовательного учреждения в части определения:

Прав и обязанностей участников образовательного процесса;

Структуры, компетенции, порядка формирования и работы органов управления

и

самоуправления общеобразовательного учреждения;

Системы оценок при промежуточной аттестации, форм и порядка её проведения;

Принятие решений по:

определению режима занятий обучающихся;

введению (отмене) единой формы одежды для обучающихся в период занятий.

Определение

порядка

распределения

и

распределение

по

представлению

руководителя

общеобразовательного

учреждения

стимулирующих

выплат

педагогическому персоналу, внесение рекомендаций по распределению стимулирующих

выплат непедагогическому персоналу;

Согласование по представлению руководителя общеобразовательного учреждения:

заявки

на

бюджетное

финансирование

и

сметы

расходования

средств,

полученных общеобразовательным

учреждением

от

уставной,

приносящей

доходы

деятельности;

изменения

«части,

формируемой

участниками

образовательных

отношений»

учебного плана;

введения

новых

методик

образовательного

процесса

и

образовательных

технологий;

изменений и дополнений правил внутреннего распорядка общеобразовательного

учреждения.

Согласование:

Планов, локальных актов, затрагивающих права обучающихся, программ , в том

числе

программ

материально-технического

обеспечения

и

оснащения

образовательного

процесса,

оборудования

помещений

общеобразовательного

учреждения;

выбора

учебников

из

утвержденных

федеральных

перечней

учебников,

рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;

мер по созданию в общеобразовательном учреждении необходимых условий для

организации питания, медицинского обслуживания обучающихся;

Утверждение:

программы развития общеобразовательного учреждения;

сметы

расходования

целевых

безвозмездных

отчислений

физических

и

юридических

лиц

общеобразовательному

учреждению

и

отчета

об

ее

исполнении;

публичного

ежегодного

отчета

о

деятельности

общеобразовательного

учреждения, включая

его

финансово-хозяйственную

деятельность,

представляя

его

общественности и учредителю.

Определение

общего

порядка

деятельности

и

координация

деятельности

в

общеобразовательном учреждении общественных объединений (в том числе детских и

молодежных), не запрещённую законом.

Регулярное

информирование

участников

образовательного

процесса

о

своей

деятельности и принимаемых решениях.

Для

оптимизации

деятельности

Управляющего

совета

работа

велась

по

направлениям:

- учебно-правовое;

- финансово-экономическое;

- организационное;

- работа с родителями и местным сообществом.

Всего состоялось 5 заседаний Управляющего совета за 2017-2018 учебный год.

Заседания проходили при необходимом кворуме.

В рамках учебно-правового направления члены Управляющего совета занимались

вопросами

взаимодействия

с

общешкольным

родительским

комитетом,

организацией

рейдов

по

изучению

внешнего

вида

обучающихся

школы,

изучением

мнений

о

соблюдении правовых и законных интересов участников образовательного процесса, а

также поощрением лучших учеников школы.

Были проведены следующие мероприятия:

1)

Заседание

круглого

стола

совместно

с

представителями

родительской

общественности об установлении единых требований к стилю и цветовой гамме школьной

формы лицеиста;

2) Церемония награждения победителей и призеров школьного этапа всероссийской

олимпиады

школьников,

слета

НОУ,

отличников

учебы

-

«Лицейский

Олимп»

грамотами.

Помимо

образовательных

функций,

школа

должна

стать

центром

творчества,

спорта, здоровья и организации свободного времени.

При

участии

УС

были

организованы

лицейский

этап

игр

«Что?

Где?

Когда?»,

региональный

химический

турнир.

УС

принял

активное

участие

в

подготовке

к

празднованию юбилея лицея.

Школа должна найти своё место и ведущую роль в формировании Здорового Образа

Жизни.

На

заседаниях

УС

рассматривались

вопросы

контроля

горячего

питания

и

медицинского обслуживания, охраны труда, соблюдения требований норм СанПиНа и

пожарного надзора, создания безопасных условий обучения и воспитания.

В плане контроля соблюдения надлежащих условий обучения, воспитания и труда

в ОУ, сохранения и укрепления здоровья обучающихся были предприняты следующие

шаги:

1)

организовано

анкетирование

родителей

обучающихся

об

удовлетворенности

качеством блюд школьной столовой; акция - «Здоровое питание».

2) Организован рейд членов Управляющего совета во главе с председателем по

контролю за организацией питания обучающихся школьной столовой, изучен рацион

питания, качество блюд, их витаминизированность и калорийность; по результатам рейда

составлена справка.

3)

Проведен

рейд

по

сохранности

учебного

фонда

лицея;

разработана

памятка

«Правила обращения с книгой» для обучающихся.

В

отношении

компетенции

принятия

решений

в определении

режима

занятий

обучающихся

прошло

расширенное

заседание

Управляющего

совета

совместно

с

представителями родительских комитетов об использовании модульного подхода

для

восстановления учебного времени, пришедшегося на актированные, праздничные дни для

реализации образовательной программы в полном объеме.

В плане содействия созданию в лицее оптимальных и безопасных условий и форм

организации

образовательного

процесса

Управляющим

советом

был

организован

контроль за контент фильтрацией в учреждении, согласован список сайтов, относящихся к

образовательному процессу («белые сайты»).

В

плане

согласования

введения

новых

методик

образовательного

процесса

и

образовательных технологий при поддержке Управляющего совета были организованы

выездные

сессии

обучающихся

совместно

с

родителями

в

ведущие

физико-

математические школы России, участие команды лицея в межрегиональном химическом

турнире в г.Москве.

В

2017-2018

году

прошли

согласование

на

заседаниях

Управляющего

совета

следующие локальные акты, планы, программы:

1.

Образовательная программа на 2017-2018 учебный год.

2.

Учебные планы на 2017-2018 учебный год.

3.

Годовой календарный учебный график.

4.

Долгосрочная

целевая

программа

профессионального

развития

педагогических

работников МБОУ «Лицей» на 2019-2022 годы «Новая школа – новые точки роста».

5.

Целевая программа «Профилактика экстремистских настроений среди молодежи

среди учащихся лицея на 2017-2021 гг».

6.

Целевая программа «Одаренные дети».

7.

Положение о системе оплаты труда работников МБОУ «Лицей».

8.

Коллективный договор между работодателем и работниками МБОУ «Лицей»

Центральным в деятельности Управляющего совета было рассмотрение вопросов,

связанных

с

программой

развития

школы.

На

заседаниях

в

августе-октябре

были

рассмотрены

вопросы

развития

качества

образования

в

учреждении,

еще

раз

были

рассмотрены его критерии, по которым определяется уровень качества образования: это

не

только

проценты

успеваемости

и

качества

знаний,

но

и

внеучебные

достижения

учащихся,

материально-технические

ресурсы

и

эффективность

их

использования,

профессионализм педагогических работников и комфортность образовательного процесса.

Значительную часть работы Управляющего совета занимала учебная деятельность.

Члены совета активно участвовали в утверждении образовательного плана, организации

профильного обучения, дополнительных платных образовательных услуг. Большая ставка

делается сегодня на развитие системы оценки качества образования. Прежде всего это

ЕГЭ,

ГИА.

Результаты

государственной

итоговой

аттестации

обучающихся

школы

таковы: Все учащиеся школы достойно сдали ЕГЭ по обязательным предметам.

Одним из направлений деятельности Управляющего Совета является участие в

финансово-экономической

деятельности

ОУ,

системе

мер

стимулирования

труда

его

работников. Совместно с комиссией по оценке эффективности деятельности педагогов

МБОУ «Лицей» были разработаны критерии стимулирования педагогических работников,

осуществлялся

контроль

за

объективным

оцениванием

деятельности

педагогов

по

начислению данных выплат. На заседаниях Управляющего Совета были согласованы

вопросы

по

распределению

расходования

внебюджетных

средств,

заслушан

отчет

директора МБОУ «Лицей» по итогам финансово-хозяйственной деятельности в 2017 году.

В 2017-2018учебном году поступило 32894 рублей внебюджетных средств, из них:

- грантовая поддержка – 100000 руб.,

- аренда помещений – 228,924 рубля

В

рамках

реализации

муниципальной

программы

«Реализация

проекта

«Инициативное бюджетирование», проводимой администрацией города, были получены

финансовые средства в сумме 180000 рублей на замену деревянных оконных блоков 3 и 4

этажей на энергосберегающие окна ПВХ.

Целью образовательной деятельности МБОУ «Лицей» как учреждения повышенного

уровня является удовлетворение спроса потребителей (ученика, родителя, общества) в

полноценном, конкурентно способном, современном образовании, подготовке выпускника,

осознанно и обоснованно определившего путь продолжения образования в различных

областях науки и культуры.

Достигнутые результаты в 2017-2018 учебном году

1. Рост качества образования (количество отличников, медалистов, результаты

итоговой аттестации, итоги учебных периодов, количество победителей

предметных олимпиад).

Результаты итоговой аттестации

Приведем сравнительный анализ среднего тестового балла по ОГЭ в округе, лицее и

городе

Предмет/ Средний балл

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Русский язык

36

36

36

Математика

22

23

23

Информатика и ИКТ

18

19

18

Химия

27

26

28

Английский язык

60

59

61

Обществознание

29

28

29

Физика

25

25

28

География

25

27

24

Биология

32

30

32

Литература

21

-

-

История

-

-

29

Как видно из приведенной выше таблицы и диаграммы, лицей по всем предметам

имеет средний тестовый балл выше, чем средний тестовый балл в округе и городе.

Показатель успеваемости по всем предметам ОГЭ в 2018 году составляет 100%, что

позволяет

сделать

вывод

о

том,

что

все

выпускники

лицея

овладели

основными

элементами

обязательного

минимума

содержания

основного

общего

образования

и

основными способами учебной деятельности.

Приведем сравнительный анализ среднего балла по ЕГЭ в округе, лицее и городе:

Предмет

Средний балл в

округе

Средний балл в

городе

Средний балл в

лицее

русский язык

69,2

68,5

78

математика

50,4

49,2

64

информатика

59

54

67

история

52,3

51

62

физика

57,7

52

65

химия

55,9

55

69

обществознание

54,7

55

70

география

57,1

57

80

английский язык

65

69

биология

52,1

56

69

литература

64,8

64

64

базовая математика

4

5

Как видно из приведенной выше таблицы, лицей по всем предметам имеет средний

балл выше, чем средний балл в округе и городе.

Количество выпускников, окончивших лицей с отличием

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

2017-2018 учебный год

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

11

класс

9

9% (от числа

выпускников

11-х классов)

8

8% (от числа

выпускников

11-х классов)

11

11% (от числа

выпускников

11-х классов)

100% выпускников успешно прошли государственную итоговую аттестацию, получили

аттестат о среднем общем образовании. Средний балл единого государственного экзамена

в 2018 году по всем предметам, кроме литературы выше, чем в городе и округе. Лицей не

первый год удерживает лидерские позиции по результатам ЕГЭ. Это говорит о системной

целенаправленной

работе

администрации

и

педагогов

по

подготовке

обучающихся

к

государственной аттестации. За этими результатами стоит огромный, каждодневный труд

преподавателей

лицея,

работающих

в

профильных

классах.

Педагогами

проводится

целенаправленная работа над оптимизацией форм и методов обучения, над пробелами в

знаниях учащихся, над заданиями повышенного и высокого уровней сложности.

2. Сохранение и укрепление лидирующего положения в городе, округе, стране.

Лицей Нижневартовска лучший среди лицеев России

Средства и усилия, направляемые членами УС на создание современных условий

обучения, должны отразиться не только на повышении качества образования в целом, но и

на

росте

результатов

детей

неординарных,

творческих.

Это

еще

одно

направление

деятельности УС: оказание помощи в выявлении и поддержке талантливых детей.

Результативность участия лицея во всероссийской олимпиаде

за последние годы (количество побед)

Уровень

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Город

82

106

93

83

84

Округ

12

19

16

12

12

Россия

0

0

1

3

1

О возросшем методическом и профессиональном мастерстве преподавателей лицея,

об их готовности

участвовать в опытно-экспериментальной деятельности, об

умении

качественно

решать

задачи,

свидетельствует

участие

педагогов

лицея

в

конкурсах

различного уровня:

-

муниципальный

конкурс

педагогического

мастерства

«Дебют-2018»

-

преподаватель английского языка Борисова Д.Е. – победитель;

-

конференции

молодых

педагогических

работников

муниципальных

образовательных организаций города Нижневартовска «Образование – будущее города» -

преподаватель английского языка

Борисова Д.Е. – призер (2 место);

- Конкурс профессионального мастерства, «Просветитель», проводимой академией

«Просвещение» - Якушева Г.Н. призер (2 место во 2 туре).

В отношении компетенции участия в финансово-экономической деятельности ОУ

Управляющим советом были рассмотрены вопросы развития материально-технической

базы школы: согласования сметы расходования средств от Уставной части, проведения

ремонтных

работ

в

летний

период

и

подготовки

школы

к

осенне-зимнему периоду,

целевого использования бюджетных и внебюджетных средств.

Одним из важных вопросов в работе УС является согласование и утверждение

стимулирующих выплат педагогическому и обслуживающему персоналу. Рассмотрение

данного вопроса проводилось два раза в год в августе и в январе в соответствии с

принятым Положением «О системе оплаты труда работников». Вопрос об участии УС в

распределении стимулирующих выплат связан в большей степени с вопросами оценки

качества и результативности труда работников школы. И хотя члены УС непосредственно

не принимали участия в расчете стимулирующей части заработной платы, однако они

согласовывали

критерии

оценки

качества

труда

учителей

и

участвовали

в

оценке

результативности

его

труда.

Немаловажным

в

работе

Управляющего

совета

было

предложение регулярно поощрять денежными премиями педагогов лицея за высокие

результаты работы, творческий подход к делу и добросовестный труд.

Работа с родительской общественностью очень сложна и многообразна, поэтому

большую помощь в работе с ними членам УС оказывали социальный педагог, психолог

школы. Проводилась профилактическая работа с детьми девиантного поведения.

При

содействии

членов

Управляющего

совета

и

при

участии

родительской

общественности были организованы игровые турниры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». Участники

лицейской команды заняли призовые места на муниципальном, окружном и региональном

уровне.

Члены совета участвовали в исследовании и диагностике микросоциума, регулярно

информируя участников образовательного процесса о своей деятельности и принимаемых

решениях через участие представителей УС на общешкольных родительских собраниях и

размещение информации на информационном стенде и сайте лицея. Эта работа требовала

значительных временных затрат, но способствовала росту заинтересованности родителей

в решении проблем школьной жизни и стремление многих из них в ней участвовать. В

соответствии с комплексным проектом модернизации образования, с целью развития

системы информационного взаимодействия с общественностью, внедрению механизмов и

форм публичной отчетности в конце учебного года был представлен проект, а затем

утвержден публичный информационно-аналитический доклад директора школы.

Участие гражданского общества в

управлении образованием, в оценке качества

образования,

оценке

труда

педагогов

и

руководителей

учреждений

активизирует

заинтересованность общественности в инновационном развитии образования. В ситуации,

когда связи человека с обществом ослабли, а то и вовсе разрушились, школа часто

становится единственным местом, где человек ощущает свою общественную значимость

и находит возможность участвовать в общественной жизни. Об этом говорят результаты

анкетирования,

проведенного

с

родителями

и

местным

сообществом:

76

%

за

установление партнерских отношений школы и социума.

На заседания УС приглашались родители и работники лицея. В свою очередь члены

УС посещали семинары, педагогические советы, общешкольные родительские собрания.

Итак, за сравнительно небольшой срок работы Управляющего совета можно уже говорить

о некоторых положительных результатах его работы. В настоящее время УС:

- имеет авторитет и поддержку родительской общественности;

- тесно сотрудничает с администрацией и педагогическим коллективом лицея в

качестве основного партнера и помощника;

- благодаря УС родители начинают вникать в содержание образования.

Конечно, есть в работе Управляющего совета свои проблемы:

1) Нет в составе УС предпринимателей, способных оказать материальную помощь

лицею, а выстроить социальное партнерство с коммерческими структурами для успешной

работы УС чрезвычайно сложно.

2)

Привлечение

дополнительных

источников

финансирования,

т.е

спонсорских

средств.

Новый учебный год – это решение новых задач, продолжение работы по ставшим

для

Управляющего

совета

традиционным

направлениям.

Перспективы

дальнейшего

развития деятельности УС:

-продолжение работы школы по реализации ФГОС;

-пополнение материально-технической базы;

-реализация

проекта

«Благоустройство

школы»,

в

который

входят:

пополнение

музея, благоустройство территории и новый дизайн интерьера.

Опыт

показал,

что

наличие

УС

это

важнейший

признак

развития

системы

образования

лицея

как

открытой

государственно-общественной

системы

на

основе

повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога,

родителя,

образовательного

учреждения.

Без

участия

общественности

в

управлении

школой и развития государственно-общественного взаимодействия, решение одной из

важнейших задач школы – формирование у обучающихся необходимой культуры для

жизни в гражданском обществе представляется невозможным.



В раздел образования