Напоминание

"Ритмика"


Автор: Шешина Вера Николаевна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО города Кызыла "Детская школа искусств им. Н. Рушевой"
Населённый пункт: Республика Тыва, город Кызыл
Наименование материала: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Тема: "Ритмика"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Кызыла

«Детская школа искусств имени Нади Рушевой»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

Программа по учебному предмету

В.01.УП.01. РИТМИКА

Кызыл - 2018

1

Разработчик:

Шешина Вера Николаевна преподаватель теоретических

дисциплин

Рецензент:

Шананина Т.П. заместитель директора по УР «ДШИ им. Н.

Рушевой»

Рецензент:

Мишина Е.Л. зав. сектором педагогической практики ГБОУ

СПО «Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола»

2

Структура программы учебного предмета

1. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

Срок реализации учебного предмета;

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

Цели и задачи учебного предмета;

Обоснование структуры программы учебного предмета;

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета;

2. Содержание учебного предмета

Учебный план;

Содержание тем;

Формы работы на уроках ритмики;

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

Критерии оценки;

Экзаменационные требования

5. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам по основным

формам работы;

6. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Учебная литература;

Методическая литература.

3

Пояснительная записка

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе и с

учетом

федеральных

государственных

требований

к

дополнительным

предпрофессиональным

общеобразовательным

программам

в

области

музыкального

искусства

«Фортепиано»,

«Народные

инструменты»,

«Струнные

инструменты»,

«Духовые

инструменты»,

«Хоровое

пение».

У ч е б н ы й

п р ед м е т

« Р и т м и ка »

в ход и т

в

ва р и ат и в н у ю

ч а с т ь

предпрофессиональной

программы

и

тесно

связана

с

предметом

«Сольфеджио».

Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные, как чувство

ритма, музыкально-ритмическую память, помогают выявлению творческих

задатков

учеников.

Наряду

с

другими

занятиями

они

способствуют

расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса,

пробуждению любви к музыке.

Полученные на уроках ритмики знания, формируемые умения и навыки

должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении

других

учебных

предметов

дополнительных

предпрофессиональных

общеобразовательных программ в области искусств.

Срок

реализации

учебного

предмета

«Ритмики»

для

детей,

поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с

шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 2 года.

Срок

реализации

учебного

предмета

«Ритмики»

для

детей,

поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с

десяти

до

двенадцати

лет

по

специальности

«Народные

инструменты»,

составляет 2 года.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного

учреждения

на

реализацию

учебного

предмета

«Ритмики»:

4

Таблица №1

Нормативный срок обучения – 2 года

Классы

1 - 2

Максимальная учебная нагрузка

65 часов

Количество

часов

на

аудиторные

занятия

65 часов

Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10

человек), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

Цели и задачи предмета «Ритмики»

Цель

предмета

«Ритмики»

не

противоречит

общим

целям

образовательной программы и заключается в следующем:

изучение и постижение музыкального искусства,

развитие музыкально-творческих способностей учащихся,

выявление

одаренных

детей

в

области

музыкального

искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные

заведения.

Программа направлена на решение следующих задач:

воспитание восприятия характера музыки,

развитие

музыкально-выразительных

представлений

и

творческой активности,

воспитание

чувства

ритма,

музыкально-ритмической

памяти и сознательное освоение детьми метроритмической структуры

музыки.

Формирование

знаний

музыкальных

стилей,

владение

профессиональной музыкальной терминологией.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

5

сведения

о

затратах

учебного

времени,

предусмотренного

на

освоение учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета.

Для

реализации

программы

«Ритмика»

в

ДШИ

имеются

специализированные кабинеты:

- библиотека;

- учебные аудитории для групповых занятий;

Для реализации учебного предмета «Ритмика»

аудитория оснащена

фортепиано,

звукотехнической

аппаратурой,

соответствующим

напольным

покрытием,

учебной

мебелью

(магнитно-маркерной

доской,

столами,

стульями), оформлена наглядными пособиями,

Материально-техническая

база

образовательного

учреждения

соответствует

санитарным

и

противопожарным

нормам,

нормам

охраны

труда.

Реализация программы учебного предмета «Ритмика» обеспечивается

доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный

фонд детской школы искусств укомплектован печатными и электронными

изданиями

основной

и

дополнительной

учебной

и

учебно-методической

литературой

по

учебному

предмету

«Ритмика»,

а

также

изданиями

музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями.

Оснащение занятий

6

Активно

используется

наглядный

материал.

Детские

ударные

и

музыкальные

инструменты.

В

кабинете

оформлен

стенд

с

основными

теоретическими понятиями.

Дидактический

материал

подбирается

педагогом

на

основе

существующих методических пособий, учебников, а также разрабатывается

педагогом самостоятельно.

2. Содержание учебного предмета

Учебный предмет «Ритмика» неразрывно связан с другими учебными

предметами,

поскольку

направлен

на

развитие

музыкально-ритмической

памяти, чувства метроритма, творческого мышления. Эти умения и навыки

необходимы

для

успешного

овладения

учениками

другими

учебными

предметами. Данный предмет опирается на теоретические знания учащихся,

приобретенные на уроках сольфеджио.

Учебный план

Учебный план содержит примерное распределение учебного материала

каждого

класса

в

течение

всего

срока

обучения.

Преподаватель

сам

планирует порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной

группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

Срок обучения 2 года

1 класс

Таблица 2

п.п.

Наименование

раздела темы

Вид

у ч е б н о го

занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная

учебная нагрузка

Аудиторные

занятия

1

Д в и ж е н и я

п о д

музыку.

урок

4

4

2

Повторение

ритмических

рисунков

урок

4

4

3

Тактирование

и

дирижирование

в

размерах 2/4 и 3/4

Ритмические

фигуры в размере

2/4

урок

3

3

7

Ритмические

фигуры в размере

3/4

урок

3

3

4

Ритмический

аккомпанемент

к

выученным

мелодиям

урок

3

3

5

Исполнение

ритмических

партитур

урок

4

4

6

Исполнение

ритмических

канонов

урок

4

4

7

Ритмический

диктант

урок

4

4

8

Теоретические

сведения

урок

2

2

9

Промежуточный

контроль

Контрольный

урок

1

1

Итого

32

32

8

2 класс

Таблица №3

9

п.п.

Наименован

ие

р а зд е л а

темы

Вид

учебного

занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная

учебная

нагрузка

Аудиторные

занятия

1

Движения под музыку

урок

4

4

2

Навыки

тактирования

и

дирижирования в размерах

4/4, 3/8

урок

4

4

3

Н о в ы е

р и т м и ч е с к и е

фигуры

в

размерах

2/4

и

3/4

урок

2

2

4

Ритмическая партитура

урок

4

4

5

Ритмический диктант

урок

5

5

6

Ритмический

аккомпанемент

урок

3

3

7

Ритмические каноны

урок

3

3

8

Простукивание

ритмических рисунков

урок

4

4

9

Теоретические сведения

урок

2

2

10

Резервный урок

урок

1

1

11

Итоговый контроль

экзамен

1

1

итого

33

33

Содержание тем

Движения под музыку.

Во I и II классах осваиваются разные виды бега (легкий, пружинный,

широкий, с высоким подъемом ног), ходьбы (обычный шаг с «подушечки», с

носка,

на

носках,

пружинный

шаг,

шаг

с

высоким

подъемом

ног),

танцевальные

движения

(хороводный

шаг;

приставной

шаг

с

полуприседанием; полуприседание с поочередным выставлением ноги на

пятку; топающий шаг на месте; шаг с продвижением вперед и в кружении;

притопы, различного рода подскоки; плавное разведение рук в стороны из

положения рук на поясе), а также музыкально-ритмические игры.

Простукивание ритмических рисунков.

Простукивание

ритмических

рисунков

исполненной

мелодии,

по

нотному

тексту,

схеме,

показу

педагога.

Проговаривание

ритмического

рисунка

на

слоги,

подтекстовка,

ритмизированное

чтение

нот.

Узнавание

мелодии по ритмическому рисунку.

Тактирование и дирижирование.

В I классе в размерах 2/4 и ¾ прорабатываются простые ритмические

фигуры. Например: две четверти, четверть и две восьмые, четыре восьмые,

три четверти, половинная и четверть и т.д.

Во II классе вводятся новые ритмические фигуры в размерах 2/4 и ¾.

Например,

в

размере

2/4

четверть

с

точкой

и

восьмая,

четыре

шестнадцатых. Знакомство с новыми размерами 4/4 и 3/8.

В I и II классах формируются навыки тактирования и дирижирования,

определение

размера

в

прослушанном

музыкальном

построении,

определение длительностей по дирижерскому жесту.

Ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям.

Исполнение

простого

ритмического

остинато

или

ритмического

аккомпанемента к выученным мелодиям или музыкальным отрывкам.

Исполнение ритмических партитур и канонов.

10

Ритмические партитуры исполняются с сопровождением фортепиано

или без него на ударных инструментах. Ритмические каноны – с текстом, без

текста, на слоги, на инструментах.

Ритмический диктант

Устные и письменные диктанты. Запись ритмического рисунка мелодии

или

ритма

исполненного

педагогом

на

ударном

инструменте,

хлопками,

карандашом.

Теоретические сведения

Основное

деление

длительностей,

паузы

(целая,

половинная,

четвертная,

восьмая,

шестнадцатая),

ритм,

метр,

размер,

такт,

затакт,

группировка длительностей в разных размерах, темп и его обозначения, доля.

Анализ

музыкальной

формы:

двухчастная,

трехчастна,

куплетная,

рондо,

период, предложение, фраза, мотив, вступление, припев, запев.

Формы работы на уроках ритмики

Движения под музыку

На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей

восприятие ритма связано с двигательной реакцией (ходьба, бег, хлопки).

Именно с этими движениями ассоциируются первоначальные представления

детей

о

длительностях

(четверть

«шаг»,

восьмые

«бег»).

Поэтому

целесообразно

уделять

большое

внимание

различным

двигательным

упражнениям

под

музыку:

ходьба,

бег,

прыжки,

танцевальные

движения,

маршировка и т.д.

Мелодико-ритмические

упражнения

и

ритмические

упражнения

вне

мелодического интонирования

К мелодико-ритмическим упражнениям относятся: пение мелодии с

ритмическим

аккомпанементом,

чередование

пения

и

воспроизведения

указанного ритмического рисунка, пение мелодий по ритмической схеме.

Собственно

ритмические

упражнения

вне

мелодиче ского

интонирования

включают

в

себя:

ритмические

диктанты,

ритмические

11

каноны,

воспроизведение

однолинейных

ритмических

рисунков

и

многолинейных ритмических партитур.

Музыкально-ритмические игры

Почти

на

каждом

уроке

должны

даваться

музыкально-ритмические

игры, с сюжетом или без. Такие игры пользуются у детей большой любовью,

вызывают

веселое,

бодрое

настроение,

т.к.

строятся

на

разнообразных

движениях, имеют интересные игровые задачи, элемент занимательности,

соревнования.

Вместе

с

тем,

они

закрепляют

и

развивают

музыкально-

ритмические навыки. Кроме этого необходимо применять игры, в которых

присутствует элемент творчества, например, «ритмическая импровизация».

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом

освоения

программы

учебного

предмета

«Ритмика»

является

приобретение

обучающимися

следующих

знаний,

умений

и

навыков:

Овладение теоретическими знаниями, музыкальной терминологией в

области

метроритма,

музыкальной

формы

и

других

выразительных

средств музыки.

Наличие у обучающихся сформированной ритмической памяти

Умение

свободно

ориентироваться

в

ритмических

рисунках,

выдерживать ритмический строй.

Умение определять характер музыки, передавать его в движениях и

дирижировании.

Умение удерживать нужный темп; двигаться в темпе исполняемого

произведения;

правильно

определять

темпы

(медленный,

быстрый,

умеренный); ускорять и замедлять; выполнять по памяти движения и

ритмические упражнения в заданном темпе.

Овладение навыками дирижерского жеста

Умение исполнять ритмическое многоголосие

12

Умение

запомнить

и

графически

записать

ритмический

рисунок

диктанта

Умение

осуществлять

элементарный

анализ

строения

музыкального

произведения

Формирование

навыков

сочинения

и

импровизации

музыкального

ритма

4. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели,

виды,

форма,

содержание

аттестации

обучающихся

Цели

аттестации:

установить

соответствие

достигнутого

учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения

программным требованиям.

Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на

уроках,

он

направлен

на

поддержание

учебной

дисциплины,

ответственную

организацию

домашних

занятий.

При

выставлении

оценок

учитываются

качество

выполнения

предложенных

заданий,

инициативность

и

самостоятельность

при

выполнении

классных

и

домашних

заданий,

темпы

продвижения

ученика.

Особой

формой

текущего

контроля

является

контрольный

урок

в

конце

каждой

четверти.

Промежуточный контроль – контрольный урок в конце

каждого учебного года.

Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса

обучения.

Виды и содержание контроля:

устный опрос (индивидуальный и фронтальный) – проверка усвоения

теоретических понятий, анализ формы музыкального произведения;

13

самостоятельные письменные задания - запись ритмического диктанта,

выполнение теоретического задания;

самостоятельные

практические

задания

-

мелодико-ритмические

и

ритмические упражнения вне мелодического интонирования, движения

под музыку.

творческие задания – сочинения и импровизация ритма.

Критерии оценки

Уровень

приобретенных

знаний,

умений

и

навыков

должен

соответствовать

программным

требованиям.

Задания

должны

выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени,

что

демонстрирует

приобретенные

учеником

умения

и

навыки.

Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по

сложности

материале

при

однотипности

задания.

Для

аттестации

учащихся используется дифференцированная 5-

балльная система

оценок.

Ритмические упражнения

Оценка

5

(отлично)

точное

выполнение

метроритма,

правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических

знаний.

Оценка

4

(хорошо)

недочеты

в

отдельных

видах

работы:

небольшие

погрешности

в

выдержанности

ритмического

строя,

нарушения

в

темпе,

ошибки

в

дирижировании,

ошибки

в

теоретических знаниях.

Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое выполнение

метроритма и дирижирования, замедление темпа, грубые ошибки в

теоретических знаниях.

Оценка 2 (неудовлетворительно) – грубые ошибки, не владение

чувством ритма и дирижирования, отсутствие теоретических знаний.

14

Ритмический диктант

Оценка 5 (отлично) – диктант записан полностью без ошибок в

пределах

отведенного

времени

и

количества

воспроизведений.

Возможны небольшие недочеты (не более двух).

Оценка 4 (хорошо) – диктант записан полностью в пределах

отведенного времени и количества воспроизведений. Допущено 2-3

ошибки в записи ритмического рисунка, либо большое количество

недочетов.

Оценка 3 (удовлетворительно) – диктант записан полностью в

пределах

отведенного

времени

и

количества

воспроизведений,

допущено большое количество (4-8) ошибок в записи ритмического

рисунка, либо диктант записан не полностью (но больше половины).

Оценка 2 (неудовлетворительно) – музыкальный диктант записан

в

пределах

отведенного

времени

и

количества

воспроизведений,

допущено большое количество грубых ошибок в записи ритмического

рисунка, либо диктант записан меньше, чем наполовину.

Примерные требования на экзамене во 2 классе

Написать ритмический диктант в объеме 8-10 тактов

Выполнить письменные теоретические задания. Например, расставить

тактовые черточки в разных размерах, определить размеры по

группировке, сгруппировать длительности в данном размере и т.д.

Сочинение и воспроизведение ритма в заданном размере, сочинение

ритма к словам четверостишия.

Пение

выученной

мелодии

с

одновременным

воспроизведением

ритмического аккомпанемента или остинато.

Повторение ритмического рисунка исполненной мелодии, по нотному

тексту, схеме.

Дирижирование

в

размерах

2/4,

¾,

4/4,

3/8

с

одновременным

ритмизированным чтением или пением нот.

15

Исполнение трехголосного канона.

Определение

на

слух

формы

музыкального

произведения

и

его

масштабно-тематические структуры.

5. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации

Ритм – явление комплексное, чувством ритма можно назвать

совокупность нескольких способностей, среди которых:

1.Ощущение и воспроизведение равномерности движения в разных

темпах как основа ритмического чувства;

2.Ощущение метрической акцентности;

3.Ощущение

точного

соотношения

ритмических

единиц

различной

длительности.

Сущность ритмического воспитания заключается в

совершенствовании

слухо-двигательного

аппарата.

Поэтому

система

движений, при развитии ритмического чувства, должна быть разнообразной:

движения

под

музыку,

тактирование,

дирижирование,

хлопки,

притопы,

артикулирование и т.д.

Для плодотворного развития полноценного ритмического чувства

важно

включение

в

учебный

процесс

богато

акцентированную

музыку,

например,

«Детская

полька»

М.И.

Глинки,

«Итальянская

полька»

С.В.

Рахманинова и др.

Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет

дирижирование, но не следует делать его самоцелью. Дирижирование на

начальном

этапе

представляет

для

учащихся

значительную

трудность.

Поэтому

его

можно

заменить

любым

другим

движением,

отмечающим

равномерную пульсацию доли, например, тактированием. Важно добиться

того, чтобы движения руки естественно отражали темп и размер музыки.

Постепенно

жест

приводится

в

порядок:

выделяется

сильная

доля

направление руки всегда вниз, каждая доля ограничивается определенным

16

пределом,

получает

свою

фиксированную

«точку»

и

свой

рисунок

в

движении

руки,

объем

жестов

сокращается,

используется

в

основном

свободная кисть руки, слегка участвует и рука до локтя.

Учащиеся часто ошибаются в определении на слух размера.

Преподавателям

целесообразно

предложить

учащимся,

слушая

музыку,

отстукивать рукой по столу удары и тем самым выражать свое ощущение

пульсирующей

доли.

Следующим

этапом

оказывается

выявление

слухом

акцентов. Далее следует выяснить длительность пульсирующей доли, а также

длительности,

преобладающие

в

мелодическом

движении,

повторение

ритмических

групп

тактах).

Наиболее

благоприятным

условием

для

определения

весомости

ритмической

длительности

является

средне-

умеренный темп. Именно в этом случае наиболее благоприятно выявляется

связь

метроритмических

ощущений

с

двигательными.

Проверить

размер

необходимо

полноценным

дирижерским

жестом.

Для

освоения

размеров

давать для слушания художественные музыкальные примеры опираясь на

жанры: ¾ или 6/8 – вальса, тарантеллы, баркаролы, мазурки, 4/4 – марша, 2/4

– полки, галопа.

Различение простого и сложного размера требует включения

музыкально-художественного

чувства,

ибо

размер

заключает

в

себе

определенные музыкально-выразительные возможности. Простые размеры

связаны

больше

с

четким,

размеренным

движением,

с

танцевальностью.

Сложный

же

размер

представляет

собой

расширение

масштаба

такта,

предполагает

большую

широту

дыхания

фразы.

Композитор

прибегает

к

сложному размеру при записи музыки широкого дыхания. Ученик должен

почувствовать, что мелодия песни «Широка страна моя родная» утратит

широту и масштабность, если ее исполнить на 2/4, а не на 4/4. Мелодия песни

Бетховена

«Сурок»

потеряет

песенность

и

приобретет

более

ясные

танцевальные черты, если размер 6/8 заменить на 3/8.

17

На занятиях необходимо использовать ритмические упражнения

как в тесной связи с музыкой, так и упражнения вне ее звучания, поскольку

это дает возможность большей фиксации внимания на отработку метроритма.

6. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Учебная литература

1.Бергер Н. Сначала – РИТМ. Санкт-Петербург, 2006.

2. Гарбузов, Н. Зонная природа темпа и ритма. – М., 1950.

3.Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для

искусства. Театр и искусство – 1922;

4.Назайкинский, Е.О психологии музыкального восприятия. – М., 1972

5.Теплов

Б.М.

Психология

музыкальных

способностей.

Избранные

труды в 2-х томах. М., 1985;

3.Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.,

1978;

Методическая литература

1.Барабошкина

А.,

Боголюбова

Н.

Музыкальная

грамота.

Ч.1

Л.,

Музыка, 1977

2.Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.,

Просвещение, 1984.

3.Бондаренко Л. Ритмика и танец. – Киев: Музична Украина, 1976.

4.Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для

подготовительных классов ДМШ. – М., Советский композитор, 1984.

5.Ветлугина Н. Развитие восприятий звуковысотных и ритмических

отношений

в

процессе

обучения

дошкольников

пению.

М.,

Просвещение, 1968

6.Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1, 2. – М.,

Музыка, 1978.

7.Кононова Н. Музыкально-дидактические игры для школьников. – М.,

Просвещение, 1982.

18

8.Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике: 1 кл. – М.,

Музыка, 1995.

9.Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2кл. – М., Музыка,

1996.

10.Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.,

Советский композитор, 1990.

11.Яновская В. Ритмика. – М., Музыка, 1979.

19



В раздел образования