Автор: Краснова Елена Петровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 Населённый пункт: город Гагарин, Смоленская область Наименование материала: статья Тема: "Анализ коррекционной работы учителя-логопеда ОУ" Раздел: среднее профессиональное
Анализ работы
учителя – логопеда
Красновой Елены Петровны
за 2014-2015 учебный год
Общий педагогический стаж: 24года
Стаж по специальности работы учителем – логопедом: 3года
Квалификационная категория: первая
2015 год
Коррекционная деятельность
.
Результативность.
За три года коррекционно - логопедической работы логопункта
прослеживается положительная динамика у 100% учащихся в соответствии
с перспективным планом коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися корекционных логопедических программ
Учебный
год
Класс
Количество
обучающихся
Результаты освоения
2012-2013
1-4
классы
25
100%
2013-2014
1-4
классы
29
100%
2014-2015
1-4
классы
32
100%
К 2015 году уменьшилось количество детей, выпущенных с незначительно
улучшенной речью за счёт увеличения количества детей с качественной и
хорошей речью.
2013-2014 уч год
2014-2015 уч.год
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
улучшеная речь
качественная речь
хорошаяч речь
За год процент выпущенных детей с качественной речью увеличился с
28 % до 40%, с хорошей с 15% до 20%.
Отсутствуют
первоклассники,
не
освоившие
программу
1
класса,
неуспевающих
по русскому языку и литературному чтению в начальных
классах
нет;
снизился
процентный
показатель
младших
школьников,
имеющих нарушения в устной и письменной речи.
Динамика формирования монологической речи.
Динамика
прослеживается
у
100%
учащихся
(воспитанников)
в
соответствии
с
перспективным
планом
коррекционной
работы.
Увеличилось количество
детей,
самостоятельно справляющихся
с
различными видами речевой деятельности: последовательный пересказ,
пересказ
описательного
характера,
пересказ
описательного
-
повествовательного характера
(от 22% до 68%).
15%
61%
21%
3%
Уровни речевого развития учащихся-логопатов
Высокий уровень речевого
развития
Средний уровень речевого
развития
Низкий уровень речевого
развития
Очень низкий уровень ре-
чевого развития
Динамика формирования грамматического строя речи.
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
2013-2014 уч.год
2013-2014 уч.год2
2014-2015
Увеличилось количество детей с высоким уровнем в понимании
грамматических структур, конструировании слов и предложений
(с 28% до 50%).
Динамика формирования коммуникативных умений .
Увеличилось
количество
детей,
которые
отличаются
активностью,
умеют слушать и понимать речь. С учетом ситуации, легко входят в контакт,
ясно и последовательно выражают мысли, пользуются формами речевого
этикета с 15% до 50%.
Личностные результаты обучающихся
Год
Кол-во
обуч-ся
Наименование личностного результата
Результаты
стартовой
диагностики
Результаты
итоговой
диагностики
2013-
2014
29
Мотивация (выраженность интереса к занятиям)
Интерес практически не обнаруживается
11 ч. - 38%
-
Интерес
возникает
лишь
к
новому
материалу
5 ч. - 17 %
-
Интерес возникает
к новым подходам
решения учебных задач
4 ч. - 14%
3 ч. - 10%
Устойчивый познавательный интерес, не
выходящий
за
пределы
изучаемого
материала
7 ч. - 24%
17 ч.-59 %
Постоянный
интерес
и
творческое
отношение к занятиям
2 ч. - 7%
9 ч.-31 %
2014-
2015
32
Самооценка (самооценка деятельности на занятиях)
Самооценка (самооценка деятельности на
занятиях)
4 ч. - 13 %
-
Ученик
не испытывает потребности в
оценке своих действий
5 ч. – 16 %
1 ч. – 3 %
Пытается оценить свои возможности, но
не умеет аргументировать
17 ч. – 53 %
11 ч. – 34 %
Может с помощью учителя оценить свои
6 ч. – 19 %
20 ч. –63 %
возможности
Динамика
прослеживается
у
100%
учащихся
в
соответствии
с
перспективным планом коррекционной работы.
Большое внимание уделяю обеспечению мотивационного обучения , что
способствует активному включению ребенка в процесс коррекции устной и
письменной
речи.
Достигаю
через: содержание
учебного
материала,
организацию
учебной
деятельности,
коллективные,
групповые
формы
учебной деятельности, оценку учебной деятельности ребенка в безличной
форме, в сравнительной динамике.
Если в начале учебного года дети без желания, по необходимости шли на
логопедические занятия, чтобы поиграть, то к концу года они уже имеют
четкую цель.
год
Кол-во обуча-
ющихся
Наименование
мониторинга
Качественные показатели уровня
мотивации
2012-2013
25
Мотивация
учебной
деятельности.
Методика
Н.Лускановой
Высокий уровень - 3
Хорошая школьная мотивация -14
Низкая школьная мотивация - 7
Негативное отношение к школе- 1
2013-2014
29
Высокий уровень - 7
Хорошая школьная мотивация -17
Низкая школьная мотивация - 5
Негативное отношение к школе- 0
2014-2015
32
Высокий уровень - 9
Хорошая школьная мотивация -18
Низкая школьная мотивация - 5
Негативное отношение к школе- 0
В
своей
работе
реализую принцип коррекционной направленности
(единство в организации процессов воспитания, обучения, развития речи).
Все приёмы и методы, применяемые мною, формируют осмысленное
отношение школьника к усвоению языка.
Комплексный подход к формированию и коррекции речи выражаю в:
1 . Коммуникативной
направленности
всего
комплекса
логопедического
воздействия (слушание, говорение, письмо и чтение).
2. Одновременно работаю над всеми компонентами речевой системы.
3. Тесно связываю с образовательной программой по русскому языку.
Это позволяет преодолевать трудности, возникающие у учащихся в процессе
обучения.
Ставлю перед собой задачи:
Сохранить
физическое
и
психическое
здоровье
детей
с
нарушениями речи.
Осуществлять
коррекцию
недостатков
про содич е ской,
выразительной, эмоциональной стороны речи.
Успешно социализировать детей с дефектами речи.
Применяю следующие технологии:
1.
Игровые (проблемное обучение, интенсификация обучения на основе
схемных моделей учебного материала).
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного
процесса.
2. Технологии уровневой дифференциации (коллективный способ обучения,
групповые технологии, индивидуальное обучение).
3.
Технологии
развивающего
обучения
(использование
элементов
РО
систем, информационные технологии).
Внеурочная деятельность.
Кружок внеурочной деятельности «Лингва» - 68 часов.
Программа ориентирована на воспитание самодостаточного человека с
развитым коммуникативно-речевым и социокультурным кругозором,
способным понимать и общаться на родном языке.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:
1.определение уровня коммуникативных склонностей обучающихся;
2.создание условий для самореализации обучающихся,
3.развитие коммуникативных способностей детей.
Результаты мониторинга, проведённого по «Методике выявления
коммуникативных склонностей обучающихся» ( по Р.В. Овчаровой):
1.показатель выраженности коммуникативных склонностей:
на начало года на конец года
низкий уровень — 0,1—0,45 – 3 чел.; низкий уровень — 0,1—0,45 – 1
чел.;
ниже среднего — 0,46—0,55 - 2 чел.; ниже среднего — 0,46—0,55 – 1 чел.
средний уровень — 0,56—0,65 -3 чел.; средний уровень — 0,56—0,65 -4
чел.
выше среднего — 0,66—0,75 -2 чел.; выше среднего — 0,66—0,75 -3 чел.
высокий уровень — 0,76—1 – 0 чел.; высокий уровень — 0,76—1 – 0 чел.
2.созданы благоприятные условия для самореализации обучающихся:
активное участие в школьных, городских и областных конкурсах; одарённые
обучающиеся кружка привлекаются в качестве консультантов на уроках
русского языка, проведённых в нетрадиционной форме (урок-путешествие,
урок - аукцион, урок-КВН, урок – сказка, урок-проект и т.д.);
3.70 % обучающихся повысили коммуникативные способности, что на 20%
выше стартовой диагностики.
Взаимодействие с другими специалистами.
1.
Участвую
в
работе
школьного
ПМПк.
Совместно
с
другими
специалистами:
учителем,
психологом,
медицинским
работником,
родителями учащегося и социальным педагогом
участвую в создании и
реализации
программы развития
детей с целью преодоления речевых
трудностей.
2. Осуществляю консультации и даю рекомендации родителям, учителям
начальных классов, направленные на посильную помощь по формированию
правильной речи.
3.
Анализирую,
совместно
с
учителями,
контрольные
работы
по
русскому языку и литературному чтению с целью наблюдения за речевой
деятельностью детей.
4.
Получаю
методические
и
организационные
рекомендации
(по
необходимости) от других логопедов района.
6.
Осуществляю
консультативно-методическую
помощь
(по
необходимости
и согласно перспективному плану) учителям начальной
школы.
Работа с родителями.
1.Знакомлю родителей с результатами речевой диагностики.
2. Привлекаю родителей к активному участию в коррекционном процессе по
преодолению речевого дефекта у ребёнка; закреплении ребёнком полученных
знаний, речевых умений и навыков.
3. Оказываю консультативную помощь, приглашаю на занятия демонстрации
приёмов работы над речевым материалом.
В области здоровьесбережения.
С целью создания оптимальных здоровьесберегающих условий мною:
-
изучены
методы,
методики
и
накопленный
педагогический
опыт
по
применению здоровьесберегающих технологий в работе педагога;
-
созданы необходимые условия для проведения логопедических занятий:
приобретено
необходимое
оборудование
(массажные
коврики,
су-джок
тренажёры, развивающие игры), установлена регулируемая школьная мебель
с органомической поверхностью, для детей с нарушением
поведенческой
сферы СДВГ – конторки;
- организована специальная коррекционно-воспитательная работа с учетом
индивидуальных особенностей развития;
-
на
занятиях
создана
атмосфера
психологической
защищенности,
что
способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его
уверенность
в
собственных
силах
и
способствует
углублению
его
взаимодействия с окружающими;
- с целью коррекции нарушения эмоционального состояния детей и создания
условий для нормального функционирования их нервной системы заказано
оборудование для сенсорной комнаты;
-
реализуется план работы с родителями по сохранению и укреплению
здоровья обучающихся;
- активно применяю на занятиях современные технологии сохранения и
стимулирования
здоровья:
ма с с а ж
и
с а м ома с с а ж,
гимнастику
корригирующую,
дыхательную,
для
глаз,
пальчиковую; игротреннинги,
сказкотерапию, цветотерапию, кинезиологические упражнения
С целью повышения активности детей на уроках провожу занятия в режиме
динамической позы, т.е. строительство коррекционного процесса происходит
на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности (предложение
Базарного В. Ф.).
Планирую логопедического занятия с таким расчетом,
чтобы
дети
несколько
раз
за
занятие
организованно
поднимались.
Практический опыт показал, что детей без ущерба для учебного процесса
можно переводить в положение «стоя» до трех раз (при продолжительности
каждого стояния от 3 до 7 минут). Применение данных технологий позволяет
организовать
учебную
деятельность,
сохраняет
работоспособность,
исключает переутомление обучающихся.
Обобщение и распространение педагогического опыта
Имею
практический
опыт
работы
с
дошкольниками
и
младшими
школьниками. Постоянно нахожусь в творческом поиске, повышаю свою
квалификацию
через
самообразование,
посещение
открытых
занятий
с
последующим анализом, через курсы.
Большинство логопедических пособий изготавливаю сама. Применяю
информационные технологии.
Систематически
посещаю
РМО
логопедов,
участвую
в
семинарах,
дискуссиях, обсуждениях значимых в коррекционной педагогике.
Трансляция опыта по теме самообразования
Наименование
профессиональн
ого сообщества
педагогов
Дата
Наименован
ие
мероприяти
я
Форма
представлен
ия
результатов
Тема
представленн
ого опыта
практических
результатов
Электронный
адрес
размещения
результата
Социальная сеть
работников
образования
13.02.20
14
Публикация
в
электронном
СМИ
План-
конспект
занятия
Конспект
коррекционног
о группового
занятия
nsportal
/node/1045099
Электронный
журнал
педагогических
материалов
«Эдукон»
01.04.20
14
Публикация
в
электронном
СМИ
Методическо
е тьюторство
Циклограмма
методической
работы
Edukon
/material/?
mid=8542
Общероссийское
методическое
объединение
учителей
«Логос»
15.06.20
14
Конкурс
«Лучшая
педагогическ
ая идея
2014-2015
учебного
года»Диплом
IIстепени.
Семинар-
практикум
Научно-
методический
материал
«Современные
воспитательны
е технологии и
модели в
условиях
внедрения
ФГОС»
distkon
Повышение профессионального мастерства
С целью совершенствования профессионального педагогического мастерства
в 2014-2015 уч. году пройдены курсы повышения квалификации:
1)
«Смоленский
областной
институт
развития
образования»,
17марта-
24апреля
2014г.,
«Современные
информационные
технологии
в
педагогической
деятельности
в
рамках
реализации
требований
ФГОС»
(базовый курс, второй уровень);
2) ГБОУ ВПО
г.Москвы «Московский государственный педагогический
университет»,
целевые
курсы
по
дополнительной
профессиональной
программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ
в ОО»,17 сентября 2014 – 17 ноября 2014 г.;
3)
Го сударственное
автономное
учреждение
д о п ол н и те л ь н о го
профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
"Смоленский областной институт развития образования", с 16 марта 2015
года по 29 апреля 2015 года, "Профессиональная компетентность учителя
начальных классов в условиях реализации ФГОС"
Учитель-логопед Е. П. Краснова