Автор: Божанова Елена Николаевна
Должность: Заведующий Отделением дополнительного образования детей
Учебное заведение: ГБОУ школа № 106 Приморского района
Населённый пункт: г.Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность организации педагогического образования для родителей в школе
Раздел: дополнительное образование
1
Актуальность организации педагогического образования для
родителей в школе
Школьная
жизнь
начинается
со
Дня
знаний
и
заканчивается
Выпускным балом. В этот временной отрезок дети учатся постигать не
только
премудрости
школьных
наук,
но
и
через
организацию
во спитательной
работы
в
классе,
школе,
становятся
б ол е е
организованными. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и
семья, которые подвергаются изменению, развитию. В нашем обществе
достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны
воспитывать образовательные учреждения и что это является их прямой и
непосредственной обязанностью.
В настоящее время большинство семей озабочено решением
проблем
экономического,
а
порой
и
физического
выживания,
что
формирует социальную тенденцию самоустранения многих родителей от
решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Педагогические коллективы, родительская общественность осознают,
что
сегодня
все
более
разрушаются
духовно-нравственные
нормы
и
традиции семейного уклада, снижается уровень педагогической культуры
родителей
и
всего
населения,
вследствие
чего
уменьшается
роль
воспитательного
воздействия
семьи
на
социализацию
подрастающего
поколения.
Недостаточное,
а
порой
и
полное
отсутствие
педагогического
образования родителей в средствах массовой информации подтверждает
необходимость активизации работы по педагогическому образованию, его
адаптации
к
современным
требованиям
системы
образования
и
педагогической общественности.
В
советский
период
имели
место
попытки
создания
системы
повышения педагогической культуры родителей. Эта система в различные
периоды
включала
в
себя: ликвидацию
неграмотности взрослых,
родительские школы для молодых отцов и матерей, пропаганду
элементарных психолого-педагогических знаний, родительские лектории,
университеты, всеобуч, индивидуальные беседы учителей с родителями по
профилактике асоциального поведения детей и др. Регулярно издавалась
литература
по
семейной
педагогике,
распространялась
периодическая
педагогическая
печать,
поощрялась
деятельность
общественности
по
оказанию помощи родителям в семейном воспитании, что способствовало
эффективности воспитания детей.
Проблема педагогического образования родителей не теряет своей
актуальности в быстро меняющихся условиях жизни в современной России.
Современная педагогика, школа и семья испытывают потребность в научно
обоснованных положениях, рекомендациях, основанных на традиционных
подходах народной педагогики и в то же время отвечающих современной
практике воспитания подрастающего поколения.
Для повышения эффективности педагогического образования
родителей целесообразно учесть такие факторы:
•
стремительная информатизация общества;
•
оснащенность межличностного общения техническими средствами
коммуникации (наличие электронной и мобильной связи, мультимедийные
средства в образовании и т.п.);
•
необходимость доведения достижений современной науки до роди-
телей.
Противоречия между растущей информатизацией общества, повыше-
нием технологичности процессов общения людей наряду со слабой инфор-
мированностью родителей в вопросах семейного воспитания, отсутствие
новейших
исследований,
направленных
на
совершенствование
педагогического образования родителей, свидетельствуют об актуальности
организации педагогического образования родителей в современной школе.
Если
повышать
педагогическую
компетентность
родителей,
если
способствовать организации совместной деятельности детей и родителей в
сфере образования, если поддерживать ответственность родителей за
обучение и воспитание детей, то более эффективно и оптимально будет
проходить
процесс
обучения
и
воспитания
школьников,
развитие
у
учащихся тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения
и самореализации.