Автор: Николаев Александр Сергеевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКУДО "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Пополнение любительского оркестра младшими школьниками
Раздел: дополнительное образование
Пополнение любительского оркестра младшими школьниками.
Богатое
культурное
наследие
старшего
поколения
в
области
сценического
творчества,
а
также
его
яркий
пример
способствуют
привлечению
в
любительские
коллективы
молодых
участников.
Жизнь
диктует
необходимость
постоянного
пополнения
оркестрового
коллектива
юными музыкантами. Поэтому существование детского оркестра наряду с
взрослыми решает проблему подготовки музыкантов для более опытного
коллектива. В свою очередь, основной детский оркестр должен пополняться
за счет подготовительной группы детей 6-10 лет, что соответствует возрасту
младшего
школьника.
Дети
в
этом
возрасте
имеют
свои
отличительные
психолого-педагогические особенности. Очень важно для
плодотворной
работы с младшими школьниками знать эти особенности и учитывать их.
Главным фактором, обуславливающим развитие детей 6-10 лет, является
изменение социальной ситуации развития в связи с поступлением в школу.
Это трансформирует всю систему взаимоотношений ребенка со взрослыми и
сверстниками, формирует у него наиболее важную в этот момент, ведущую
деятельность – учебную.
Когда ребенок поступает в школу, очень важно, чтобы он легко принял
роль
школьника.
Внутреннее
вживание
в
эту
роль
школьника
–
дело
постепенное. Поэтому и детям, и учителям требуется определенное время и
пространство
для
протекания
данного
процесса.
Почти
все
ребята
без
исключения вначале ходят в школу с радостью, интерес к школе существует
почти
у
всех
детей
в
первые
несколько
недель
школьной
жизни.
В
определенной степени в основе этой мотивации лежит реакция на новизну,
новые условия жизни, новых людей. Однако интерес к форме обучения,
новым
тетрадям,
книгам
и
т.д.
достаточно
быстро
насыщается,
поэтому
важно уже в первые дни учебы сформировать новый мотив, связанный с
содержанием
знаний,
с
интересам
к
самому
материалу.
Сложность
и
«ненужность», с точки зрения первоклассника, получаемых в школе знаний
для его повседневной жизни повышает значение новых форм обучения.
Вскоре
после
начала
занятий
появляется
так
называемый
фантом
школьной
отметки.
Еще
не
поступив
в
школу,
дети
мечтают,
что
будут
получать только пятерки. Когда учитель начинает ставить отметки, ребенок
воспринимает
позитивно
только
пятерку,
остальные
оценки
для
него
негативны.
Естественно,
что
первоклассник
не
понимает
синтетическую
природу
школьной
оценки,
он
коллекционирует
пятерки,
словно
боевые
трофеи, и боится всех остальных отметок.
В том случае, если познавательная мотивация не возникает в младших
классах,
ведущим
мотивом,
определяющим
деятельность
детей
в
школе,
становится интерес к результатам обучения – к отметке, похвале взрослого
или
материальному
вознаграждению.
Естественно,
тот
факт,
что
в
этот
период
уже
существует
достаточно
выраженная
система
соподчинения
мотивов,
показывает,
что
в
любом
случае
познавательная
мотивация
не
является единственной в том мотивационном комплексе, который определяет
поведение ребенка в школе. Присутствуют здесь и игровые мотивы (особенно
в
первом
классе),
и
направленность
общения
со
сверстниками.
Вопрос
состоит, главным образом, в том, какой мотив преобладает в этой иерархии.
Исследование структуры и степени осознанности иерархии мотивов младших
школьников показало, что в большинстве случаев, несмотря на появление
рефлексии и развития самосознания детей, мотивации своих поступков они,
преимущественно, не осознают. Отчетливое понимание своих стремлений и
своей индивидуальности приходит только к концу этого периода, активно
развиваясь в подростковом возрасте.
В
младшем
школьном
возрасте
официальная
структура
класса
фактически совпадает с его неформальной структурой. Более того, так как по
большому
счету
группа
одноклассников
не
является
для
младших
школьников высокореферентной группой членства, его взаимоотношения с
соучениками,
как
правило,
не
несут
решающей
личностнообразующей
нагрузки.
Специально
проведенные
психологические
исследования
показывают, что определяющим в младшем школьном возрасте оказывается
тип взаимоотношений «ребенок – значимый взрослый» (в первую очередь,
эту роль, наряду с родителями, играют педагоги), а зависимым – «ребенок –
значимый ровесник». По сути дела, речь здесь может идти о том, что в
начальных
классах
значимость
учителя,
который
к
тому
же
располагает
возможностями
посредством
отметок
существенно
влиять
на
характер
внутрисемейных связей ребенка, настолько высока, что оценка соучеников, а
значит,
и
характер
взаимоотношений
одноклассников,
определяющим
образом зависят от того, каковы взаимоотношения учителя и конкретных
учащихся. Другими словами, в данном случае мы сталкиваемся с ситуацией,
при
которой
решающим
основанием
оценки
одного
ученика
другим
выступает их оценка педагогом. В связи с этим становится понятным и легко
объяснимым
неоднократно
экспериментально
зафиксированный
факт
господства
в
начальных
(особенно
в
первом)
классах
функционально-
ролевых
взаимоотношений
между
учащимися
и
склонности
последних
описывать
и
оценивать
друг
друга
как
бы
через
призму
роли
учителя,
используя
при
этом
по
преимуществу
не
собственно
личностные
характеристики,
а
скорее,
особенности
ролевого
поведения
(«хорошо
учится», «не списывает», «послушный», «невнимательный», «озорничает на
уроках» и т.п.).
В сущности, ту же психологическую природу имеет и проявляющаяся в
младшем
возрасте
и,
на
первый
взгляд,
труднообъяснимая
тяга
к
ябедничеству
(«Сидоров
списывает»,
«А
Петров
толкается»,
«А
Иванов
подсказывает»
и
т.п.).
Конечно,
подобная
«активность»
не
должна
поддерживаться, а тем более стимулироваться педагогом, но и не может
однозначно оцениваться как стремление досадить однокласснику, донести на
него
и
добиться
его
наказания.
Мотивы
такого
поведения
младших
школьников обычно носят совершенно иной характер. Оказавшись в новой
социальной ситуации развития и будучи поставлен перед необходимостью
адаптироваться к незнакомым условиям, вчерашний дошкольник, обращаясь
к наиболее референтному для него лицу – учителю, как бы еще и еще раз
проверяет «на прочность» осваиваемые им нормы и ценности школьной
жизни и одновременно демонстрирует педагогу свои успехи в их усвоении.
Понятно, что столь высокая значимость педагога для младших школьников
напрямую обуславливает характер внутригрупповой структуры класса.
Школа,
учителя
и
одноклассники
играют
доминирующую
роль
в
самоидентификации
младшего
школьника.
От
того,
насколько
успешно
ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и
как
оценивают
его
успехи
в
учебе,
зависит
позитивное
развитие
его
личности. Низкая успеваемость и конфликты с учителем в этот период могут
привести
не
только
к
отклонениям
в
познавательном
плане,
но
и
к
появлению
таких
негативных
симптомов,
как
тревога,
агрессия,
неадекватность. Внимательное отношение педагогов и школьных психологов
помогает
их
корректировать,
однако,
в
том
случае,
если
эти
симптомы
стабилизируются и не исчезают к подростковому периоду, их преодоление
существенно затрудняется.
Руководителю оркестра необходимо учитывать особенности младшего
школьного
возраста
для
привлечения
детей
в
подготовительную
группу.
Ребенку хочется
научиться играть, ему привлекательна новая роль «я –
музыкант»,
«я
–
артист».
В
этом
возрасте
для
него
значима
похвала
взрослого,
а
ее
можно
добиться,
выступая
«как
артист»,
получая
аплодисменты как похвалу.