Авторы: Смирнова Юлия Алексеевна, Шуваева Екатерина Алексеевна
Должность: Учитель истории и обществознания, учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Средняя общеобразовательная школа №26 имени Героя Советского Союза В.В. Князева, Вочуровская средняя школа.
Населённый пункт: город Кострома, город Мантурово
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Использование художественных и докуметальных фильмов на уроках истории
Раздел: полное образование
Методические рекомендации по теме
«Использование художественных и документальных фильмов на уроках истории»
Сегодня
к качеству
образования в целом
предъявляются совершенно новые
требования, определенные рядом нормативных документов Российской федерации.
Акцент, прежде всего, делается на гуманитарное образование и эстетическое развитие
учащихся, раскрытие личностного потенциала каждого ребёнка, стремление к духовному росту
с учётом задач модернизации и инновационного развития страны.
Необходимо, в первую очередь, создание наиболее благоприятных условий для
развития
личности.
Школа - тот социальный институт,
где каждый ребенок должен
раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны особые
условия, заинтересованность учащихся, их осознанный подход к учебной деятельности,
разнообразные
формы,
методы
и
приёмы
работы
педагога,
помогающие
успешно
адаптироваться детям и подросткам
в жизни. В этом плане большое
значение имеет
деятельность учителя, организующего
эту работу и направляющего ученика в нужное
русло.
Современный учитель несёт огромную ответственность перед родителями, детьми
и
обществом
в
целом.
И
только
при
условии
глубокого
понимания
своего
важного
предназначения он сможет вырастить из ребёнка личность, которая принесёт большую
пользу своей стране.
Профессия учителя заставляет педагога постоянно находиться в творческом поиске,
чтобы урок был интересным, результативным, запоминающимся и познавательным.
Поддерживать интерес у учащихся к своему предмету вовсе не просто: необходимо
экспериментировать, искать что – то новое, брать «хорошо забытое старое». Один из
главных
показателей
компетентности
учителя,
его
профессионализма
–
это
качество
знаний
учащихся,
результаты
итоговой
аттестации
в
форме
ОГЭ
и
ЕГЭ.
Единый
государственный экзамен по истории и обществознанию – это достаточно сложное испытание для
выпускников общеобразовательных учреждений. И чтобы его выдержать достойно, необходимо со
всей ответственностью и серьезностью отнестись к подготовке. Вполне закономерно, что важная
роль отводится учителю, который направляет учащегося в нужное русло, помогает ему овладеть
терминологией,
расширить
кругозор,
свободно
ориентироваться
в
современных
исторических
процессах, находить взаимосвязь между явлениями.
История как научная дисциплина - предмет не для всех, а для «избранных». Несмотря
на это, в последнее время он стал всё более востребованным. На экзамене дети должны
показать
высокий
уровень
знаний
по
предмету:
ориентироваться
в
хронологии,
устанавливать причинно – следственные связи, работать с историческим документом.
Кроме
того,
требуется
продемонстрировать
картографические
умения,
знать
культуру
страны в разные периоды, писать историческое сочинение и многое другое.
Задача истории как гуманитарной дисциплины – воспитывать через сопереживание
таких
участников
исторического
процесса,
которые
способны
анализировать
факты
истории человечества. Частичному решению данной задачи способствует применение в
процессе
обучения
наглядности,
ТСО
и
новых
информационно-коммуникативных
технологий.
Кино, как и другие вспомогательные дидактические материалы, служит важным
средством, подспорьем в работе учителя, особенно действенным ввиду его визуальной
наглядности,
зрелищности,
образности.
Ведь
не
зря
говорится,
что
лучше
один
раз
увидеть, чем сто раз услышать. Документальное историческое кино подтверждает эту
народную
истину. Кроме
того,
данные
средства
позволяют
формировать
у
учащихся
важные умения и навыки.
Имея достаточно большой педагогический
опыт,
я на протяжении многих лет
использую в качестве наглядности на уроках художественные и документальные фильмы.
Они не только являются одной из форм подготовки к экзаменам, но активно помогают
прививать и поддерживать интерес к моему предмету.
Каждый учитель вправе сам выбрать, как
применять
художественное и
документальное кино и на каком этапе урока. Однако в силу загруженности не у всех
есть возможность подбирать и систематизировать наглядный материал, который будет
хорошим подспорьем для учителя-предметника. Хочется верить, что моя методическая
разработка пополнит
копилку коллег, которые не останавливаются на достигнутом,
стремятся к саморазвитию, заинтересованы в результате своей деятельности.
По данному вопросу я неоднократно выступала как на городском методическом
объединении, так и на семинарах областного уровня.
Сейчас немного остановлюсь на теории по данной теме. Все видеоматериалы делятся на
три большие группы:
1.
Художественные фильмы;
2.
Документальные фильмы;
3.
Образовательные фильмы.
Каждый учитель преследует свои цели, используя на свое уроке документальное или
художественное
кино.
Чаще
всего
цели
использования
видеоматериалов
в
учебном
процессе такие:
1.
Активизация интереса к предмету;
2.
Обеспечение наглядности в учебном процессе;
3.
Создание не только образного представления о событии или явлении, но и передача
душевного и эмоционального настроя.
Вариантов,
на каком этапе урока использовать данный метод достаточно большой,
каждый учитель сам решает. Это может быть:
1.
Иллюстрация к рассказу учителя;
2.
Объяснение нового материала;
3.
Проверка знаний.
Естественно
для
наиболее
эффективного
использования
этой
методики
следует
руководствоваться следующими рекомендациями.
1.
Учитель
должен
формулировать
конкретную
цель
для
учащихся,
зачем
они
смотрят,
что
должны
увидеть,
на
что
обратить
внимание,
чтобы
это
не
превратилось в простое «убивание» времени урока.
2.
Отрывки
не
должны
содержать
материалы
эротического
или
сексуального
характера, ненормативную лексику.
3.
Фильм или отрывок фильма должен быть хорошего качества.
4.
Учитель должен сам заранее просмотреть и знать содержание фильма.
5.
Учитель должен продумать задания или вопросы, на которые учащимся придется
отвечать после просмотра.
6.
Не плохо будет,
если учитель будет владеть дополнительной информацией о
фильме, режиссере, актерском составе, что обогатить знание учащихся.
Так как я постоянно использую на своих уроках
как художественные,
так и
документальные фильмы, то я разработала рабочий лист, который позволит во время
просмотра учащимися делать записи на поставленную цель и не потерять сюжет и
интерес к фильму или фрагменту. Рабочий лист с отрезной линией, которую я всегда
прошу заполнить и сдать мне, так как хочется узнать мнение учащихся о фильме или
фрагменте. Основной рабочий лист остается у учащихся для дальнейшей работы
(рабочий лист может доработаться каждым учителем самостоятельно). Так как темы и
содержание фильмов разное, то рабочий лист разработан универсальный, который
подойдет как для художественного, так и документального фильма или фрагмента.
Рабочий лист
Название фильма (фрагмента):_______________________________________________
Год выпуска: ______________________________________________________________
Режиссер __________________________________________________________________
Страна ___________________________________________________________________
Цель ________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание:___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Содержание: ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ваше мнение о фильме (фрагменте) ____________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Методическая подборка художественных и документальных фильмов
Фильм
Содержание
Класс, в котором
можно использовать
ИСТОРИЯ РОССИИ
Романовы, ООО «Стар Медиа
Про» 2013 г
Ф иль м
со стоит
из
8
ф и л ь м о в ,
в
ко т о р ы х
подробно
рассказывается
о внутренней и внешней
политики
царствующей
д и н а с т и и ,
л и ч н ы х
кач е с т ва х,
с е м е й н ы й
отношениях.
6 – 11 класс
А зори здесь тихие… 1972 г
Великая
Отечественная
в о й н а .
Же н щ и н ы
н а
фронте.
9-11 класс, любой класс
в период недели истории
или перед 9 мая.
Великая война (18 фильмов)
О с н о в н ы е
с о б ы т и я
9-11 класс, любой класс
ООО «Стар Медиа Про» 2011
г. Режиссер А. Граждан.
Великой
Отечественной
войны
с
историческими
ф а к т а м и
и
реконструкциями.
в период недели истории
или перед 9 мая.
22 июня. Перые четыре часа
войны. ВГТРК, 2011 г
В документальном фильме
подробно
рассказывается
о
н а ч а л е
В е л и к о й
Отечественной войне.
9-11 класс, любой класс
в период недели истории
или перед 9 мая.
872
дня
Ленинграда.
В
г о л од н о й
п е т л е .
О О О »
ВИАНЖ ПРОДАКШН», 2014
г.
В
ф и л ь м е
п о д р о б н о
рассказывается
о
днях
блокады
с
первого
до
п о с л е д н е г о .
К а к
ленинградцы выживали в
сложных условиях.
9-11 класс, любой класс
в период недели истории
или перед 9 мая.
Брестская крепость, 2010 г.
В фильме подробно
рассказывается о
событиях первых дней
войны в Брестской
крепости.
9-11 класс, любой класс
в период недели истории
или перед 9 мая.
В бой идут одни старики,
1973 г.
В фильме рассказывается
о событиях лето 1943
года. Начинается
освобождение от немцев
украинских земель. Идут
неравные бои и большую
роль здесь играют
летчики, что вступают в
бой на небе.
9-11 класс, любой класс
в период недели истории
или перед 9 мая.
Жить на война, ВГТРК, 2014
г.
В
ф и л ь м е
п о д р о б н о
рассказывается о периоде
оккупации в годы войны,
как тыл помогал фронту.
9-11 класс, любой класс
в период недели истории
или перед 9 мая.
Оккупация – Холокост, 2011г.
В документальном фильме
подробно
рассказывается
о
концлагере.
Испытания
которым
подвергались
пленные концлагеря.
9-11 класс, любой класс
в период недели истории
или перед 9 мая.
Освенцум – фабрика смерти,
2009 г.
В документальном фильме
подробно
рассказывается
о
концлагере.
Испытания
которым
подвергались
пленные концлагеря.
9-11 класс, любой класс
в период недели истории
или перед 9 мая.
Офицеры, 1971 г.
Фильм —
о
л ю б в и
к
Родине,
к
жизни…
И,
конечно,
к
же н щи н е .
Герои — боевые товарищи
—
н е с м о т р я
н а
в с е
превратности
суд ьб ы,
хранят
верность
дружбе,
д о л г у,
о ф и ц е р с к о й
чести. ...
9-11 класс, любой класс
в период недели истории
или перед 9 мая.
Сталинград, 2013г.
Великая
Отечественная
война. На дворе 1942 год.
В о й с к а
ф а ш и с т с к о й
Германии
подобрались
к
окрестностям
Сталинграда.
Советское
главнокомандование
р е ш а е т с я
с о в е р ш и т ь
контрнаступление.
Необходимо
обезвредить
противника,
ко т о р ы й
расположился
на
левом
б е р е г у
В о л г и .
Н о
операция провалилась.
9-11 класс, любой класс
в период недели истории
или перед 9 мая.
Судьба человека, 1959 г.
С
н а ч а л о м
В е л и к о й
Отечественной
войны
п л о т н и к у
А н д р е ю
С о к о л о в у
( С е р г е й
Бондарчук)
приходится
расстаться с семьёй. Уже в
первые месяцы войны он
п о л у ч а е т
р а н е н и е
и
попадает
в
плен.
Он
п е р е ж и в а е т
а д
фашистского
концлагеря,
б л а г о д а р я
с в о е м у
м у ж е с т в у
и з б е г а е т
расстрела
и,
наконец,
бежит
из
него
за
линию
ф р о н т а ,
к
с в о и м .
В
ко р от ком
ф р о н т о в о м
отпуске на малую родину
в Воронеж он узнаёт, что
ж е н а
и
о б е
д о ч е р и
п о г и б л и
в о
в р е м я
бомбёжки.
Из
близких
у
него остался только сын,
который
стал
офицером.
Вернувшись
на
фронт,
Андрей получает известие
о том, что его сын погиб в
последний день войны.
9-11 класс, любой класс
в период недели истории
или перед 9 мая.
Серия
фильмов
Династия,
«Православная
энциклопедия», 2013 г.
Р а с с к а з
о
п р а в я щ и х
династиях Рюриковичей и
Романовых в лицах.
6-11 класс
«Кулаки России»
Историческая
хроника
о
с о б ы т и я х
1 9 2 9
г
в
советской деревне.
9- 11 класс
«Беломор»
История
строительства
Беломоро
–
Балтийского
к а н а л а
1 9 3 3
г .
И н д у с т р и а л и з а ц и я
в
9-11 класс
стране.
Сталинградский
тракторный
завод
Историческая
хроника
о
работе
завода
в
годы
войны.
9-11 класс
«Жаркий август 91…»
События
государственного
переворота
1991
года.
Первые лица государства.
Хроника событий.
9-11 класс
Серия
«Русские
цари»
14
серий, 2011 г.
К а ж д ы й
ф и л ь м
рассказывает
о
царях,
и м п е р а т о р а х
и
императрицах
правящих
династиях Рюриковичей и
Р о м а н о в ы х .
И х
внутренней
и
внешней
политики.
6-11 класс
Иллюстрированная
история
российского государства.
В
ф и л ь м е
п о д р о б н о
рассказывается
о
первых
князьях и царях династии
Рюриковичей
от
Рюрика
до Ивана IV.
6-10 класс
Спасти любой ценой. Южная
Осетия 08.08.08.
В документальном фильме
подробно
рассказывается
о
военном
конфликте
августа 2008 г. Роль РФ в
военном конфликте.
10-11 класс
«Александр Невский»
Фильм о роли А. Невского
в истории государства. Его
в о е н н ы е
п о д в и г и
и
культурные достижения.
6, 10 класс
Декабристы. Бунты в России,
ВГТРК 2003 г.
С о б ы т и я
1 8 2 5
г о д а .
Причины,
участники,
их
суд ь б ы ,
п о с л е д с т в и е
выступления.
9-10 класс
« А ф г а н »
ф и л ь м
А .
Кондрашова, 2014г.
Документальный
фильм
посвященный к 25-летию
вывода советских войск из
Афганистана.
Воспоминания
участников. Историческая
хроника.
9-11 класс
« Б а б и й
Я р .
П о с л е д н и е
свидетели», 2013 г.
Документальный фильм о
нацистском преступлении,
совершенном
в Бабьем Яру в
к о н ц е
сентября 1941 года.
9-11 класс, любой класс
в период недели истории
или перед 9 мая.
Гражданская
война.
Забытые
сражения, 12 серий, 2011 г.
Гражданская
война
в
России стала катастрофой
для страны. И по сей день
множе ство
в о п р о с о в ,
9-11 класс
с в я з а н н ы х
с
н е ю ,
остаются
без
ответов.
Даже
установить,
когда
именно
началась
война,
н е п р о с т о .
И с т о р и к и
называют разные даты. Не
Б р е с т с к и й
л и
м и р
с
н е м ц а м и ,
н а з в а н н ы й
позорным
и
постыдным,
стал
поводом
для
того,
чтобы
"одна
Ро с с и я "
подняла
оружие
против
" д р у г о й " ?
Г л а в н ы м
последствием
Брестского
мира
стало
м а с с о в о е
возмущение
–
в
первую
о ч е р е д ь ,
к а д р о в о г о
о ф и ц е р с т ва ,
ко т о р о е
восприняло мир с главным
врагом, с Германией, как
предательство. Правда ли,
что
Германия
снабдила
деньгами
большевиков,
ч т о б ы
о н и
з а т е я л и
междоусобную резню?
Н и к о л а й II:
с о р в а н н ы й
триумф, 2008 г.
Ф и л ь м
о с н о в а н
н а
документальных фактах и
к и н о х р о н и к и
э т о г о
периода.
Авторы
фильма
показывают
каких
высот
д о с т и г л а
Р о с с и я
в
царствование
Николая II.
Ма ло
кто
знает,
ч т о
м н о г и е
д о с т и ж е н и я
советской
эпохи
–
БАМ,
план электрофикации всей
страны,
строительство
крупнейших
железнодорожных
м а г и с т р а л е й
–
б ы л и
о с у щ е с т в л е н ы
и л и
р а з р а б о т а н ы
е щ е
в
царское
время.
Россия
в х о д и л а
в
п я т е р к у
ведущих экономик мира.
9-11 класс
«Тени исчезают в полдень»
История большой деревни
З е л е н ы й
Д о л ,
с т а л а
о т р а ж е н и е м
с у д ь б ы
о г р ом н о й
с т р а н ы .
В
фильме
разворачивается
ш и р о к а я
п а н о р а м а
народной
жизни:
от
10-11 класс.
разгрома
белых
б а н д
К о л ч а к а
д о
п е р в о й
борозды
трактора
н а
колхозной
меже,
о
т
п е р в ы х
в ы б о р о в
в
В е р хо в н ы й
с о в е т
д о
п р о в о д о в
н а
ф р о н т
Великой
Отечественной
войны ,
от
т р уд о в о г о
подвига
женских
рук
в
тылу
до
восстановление
страны после войны.
«Строговы»
А в т о р
ч е р е з
с у д ь б у
к р е с т ь я н с ко й
с е м ь и
Строговых ярко и образно
рисует
картину
жизни
сибирского края в период
крупных
исторических
с о б ы т и й
–
р у с с ко
–
я п о н с к а я
в о й н а ,
революция
1905
года,
революция
1917
года
и
гражданская война.
10,11 класс
«Андрей Рублев»
Творческая
деятельность
Андрея Рублева.
6, 7 класс
« Т а й н ы
д в о р ц о в ы х
переворотов», 2001г.
Э п о х а
д в о р ц о в ы х
переворотов, быт России с
«Тарас Бульба», 2009 г.
Б ы т
и
о б ы ч а и
Запорожской Сечи, боевое
искусство казаков.
7 класс
Т а й н ы
д в о р ц о в ы х
переворотов», 2001 г.
Э п о х а
д в о р ц о в ы х
переворотов,
быт
России
XVIIIвека.
8,10 класс
«Царь», 2009 г.
П р а в л е н и е
И в а н а
Грозного, опричнина.
7 класс
«Утомленные солнцем», 1994
г.
Сталинские
репрессии
в
Красной армии.
9-11 класс
«Брежнев», 2005г.
Брежневская
эпоха
в
СССР.
10-11 класс
«В
нача ле
славных
д е л
Петра», 1980 г.
В конце XVII века Россия
терпела убытки в торговле
оттого,
что
не
имела
выхода
к
морю.
Юный
российский
самодержец
П е т р
I
н а ч и н а е т
строительство
флота.
А
среди бояр, темвременем,
з р е е т
н е д о в о л ь с т в о
молодым монархом
7, 10 класс
«Юность Петра», 1980г.
Годы отрочества и юности
царя были полны для него
смертельной
опасности,
7,10 класс
исходившей
и
от
части
боярства, и от бунтующих
с т р е л ь ц о в ,
и
о т
стремящейся
к
власти
царевны
Софьи.
Однако
у ж е
в
т у
п о р у Петр
выказывает
глубок и й ,
я с н ы й
у м ,
в о л ю
и
целеустремленность,
к о т о р ы е
п о м о г а ю т
обезоружить его явных и
тайных врагов..
«Война
и
мир
Александра
Первого.
Наполеон
против
России», ВГТРК, 2012 г.
К
200-летию
п о б е д ы
России
в
Отечестенной
в о й н е
1 8 1 2
г о д а .
Д р а мату р г и я
ф и л ь м а
п о с т р о е н а
н а
противо стоянии
д ву х
м и р о в
и
д в у х
мировоззрений.
С
одной
с то р о н ы
Н ап ол е о н
-
у з у р п а т о р
в л а с т и ,
революционный
и м п е р а т о р ,
е г о
интернациональная армия,
с
другой
-
император
А л е к с а н д р
I ,
в н у к
Екатерины
Великой,
его
военачальники,
ополченцы
и
партизаны,
в е с ь
ру с с к и й
н а р о д ,
объединившийся
вокруг
главы государства в своем
стремлении
защищать
Отечество
от
врага.
В
свете
новых
источников
авторы
фильма
отвечают
на
вопросы:
военный
гений
Наполеона
-
миф
или
реальность?
Что
он
вез в своем обозе, напав
на
Ро ссию,
и
з ач е м ?
Почему
Русская
армия
отступала на первом этапе
войны?
Почему
победу
б и т ву
п р и
Б о р о д и н е
празднуют
как
победу
и
русские, и французы? Кто
и
к о г д а
п о д а р и л
Александру I серого коня,
на
котором
он
потом
въехал в Париж?
9-11 класс
«Декабристы.
Испытание
Сибирью» ВГТРК, 2015г.
С а н кт - П е т е р бу р г.
1 4
декабря
1825
года.
На
С е н а т с к у ю
п л о щ а д ь
в ы ш л о
б о л е е
3 0 0 0
ч е л о в е к .
В о
г л а в е
з а г о в о р щ и к о в
–
аристократы,
гвардейские
о ф и ц е р ы ,
г е р о и
Отечественной
войны
1812
года…
Восставшие
требовали
упразднения
самодержавия,
принятия
Конституции
и
отмены
крепостного
права.
Бунт
был
подавлен
в
тот
же
день…
9-10 класс
«Крым.
Путь
на
Родину»
ВГТРК, 2014 г.
Полнометражная
документальная
лент а
была
задумана,
чтобы
сохранить
для
истории
каждый значимый эпизод
событий,
происходивших
в Крыму весной 2014 года.
Съемки
продолжались
8
м е с я ц е в
и
о х в а т и л и
Севастополь
и
Форос,
Симферополь
и
Керчь,
Я л т у
и Бахчисарай;
Ф еодо сию ,
Д ж а н ко й ,
Алушту
и
еще
десяток
н а с е л е н н ы х
п у н к т о в
К р ы м а .
П о
г о р я ч и м
с л е д а м
б ы л
з а п и с а н
б о л ь ш о й
р а з го в о р
с
Владимиром
Путиным,
а
п о т о м
е щ е
б о л ь ш е
полусотни
интервью
с
у ч а с т н и к а м и
и
свидетелями
Крымской
в е с н ы .
С
ч е г о
в с е
началось?
Как
Ро ссия
получила
официальное
о б р а щ е н и е
о т
легитимного
президента
Украины
с
п р о с ь б о й
спасти ему жизнь
1 0 - 1 1
к л а с с .
Д л я
классного
час а
и л и
внеклассного
мероприятия
в
5 - 11
классах.
«Русско- японская война» Л.
Парфенов
Война между Российской
и Японской империями за
к о н т р о л ь
н а д
Маньчжурией с Кореей и
Жёлтым
морем.
После
перерыва
в
не сколько
9-11 класс
десятков лет стала первой
б о л ь ш о й
в о й н о й
с
применением
новейшего
оружия:
дальнобойной
артиллерии,
броненосцев,
миноносцев.
Терракты в России
Многосерийный
документальный фильм о
терактах
на
территории
РФ. Норд-Ост, Беслан.
9-11
класс.
Классный
час.
«Миропорядок»,
2018
г.
Фильм Владимира Соловьева.
В
э т о м
ф и л ь м е
-
и з б р а н н ы е
м е с т а
и з
нескольких
интервью
с
президентом,
которые
он
дал
специально
для
нас.
Предельно
откровенно,
иногда нелицеприятно, но
с
п о л н о й
ответ ственно стью
о н
рассказывает
о
самых
волнующих
событиях,
которые
повлияли
на
нынешние
отношения
с т р а н ы
с
м и р о в ы м
с о о б щ е с т в ом .
К р ы м ,
последовавшие
санкции,
Сирия.
В
чем
причина
этих
событий?
Как
на
самом деле реагируют на
п р о и с хо д я щ е е
н а ш и
друзья и противники? Как
м о ж е т
р а з в и в а т ь с я
создавшаяся
ситуация?
В
чем сила нашей позиции?
Часть
ответов
на
эти
вопросы
дает
президент.
Часть
должны
дать
мы
сами, как граждане своей
страны.
Н ов ы й
м и р о п о р я д о к .
Ответственность за него в
той или иной мере несут
в с е
го с уд а р с т в а .
Н о
Россия
предельно
четко
формулирует свой подход
и не изменяет ему, даже
если это вызывает у кого-
то раздражение. Можно ли
у м е с т и т ь
в
ч а с
с
небольшим
эк ра н н ого
времени
решение
всех
вопросов?
Конечно,
нет.
10-11 класс
Но
четко
о б о з н ач и т ь
государственный
подход
вполне возможно.
Н е и з в е с т н ы е
с т р а н и ц ы
Чеченской войны.
Б о е в ы е
д е й с т в и я
н а
т е р р и то р и и
Ч еч н и
и
приграничных
регионов
Северного Кавказа между
в о й с к а м и
Р о с с и и
и
непризнанной
Чеченской
Республикой
Ичкерия
с
ц е л ь ю
в з я т и я
п о д
конт роль
т е р р и т о р и и
Чечни, на которой в 1991
году была провозглашена
Чеченская
Ре спублика
Ичкерия.
10-11 класс
«Первая
мировая
в о й н а .
С а м оуб и й с т в о
Е в р о п ы »
ВГТРК, 2014 г.
В
ф и л ь м е
п о д р о б н о
р а с с к а з ы в а е т с я
о
причинах, последствиях и
итогах
Первой
мировой
войны 1914-1918 г.
9-11 класс
Ф иль м
Л.
П арф енова
о
Крымской
войне,
первый
канал, 2006г.
История Крымской войны
оживает
на сохранившихся
бастионах
Севастополя,
в названиях
лондонских
и п а р и ж с к и х
у л и ц ,
в гравюрах и фотографиях
того
времени.
История
в изложении
Л е о н и д а
П а р ф е н о в а
п о х о ж а
на увлекательный
пересказ
захватывающего
приключенческого
романа.
9-11 класс
«ИГИЛ
–
враг
у
ворот»
ВГТРК, 2015 г.
С Ш А
ф а к т и ч е с к и
признали
крах
с в о е й
кампании
по
борьбе
с
ИГИЛ.
6500
авианалетов
по позициям боевиков не
принесли
результатов.
В
строю
остались
только
ч е т в е р о
с и р и й с к и х
повстанцев,
обученных
Америкой.
Координатор
американской
коалиции
подает в отставку. Так кто
же
способен
уничтожить
т е р р о р и с т о в
И Г И Л ?
Современный
взгляд
на
мировую
проблему
в
борьбе с терроризмом.
10-11 класс
« П р е з и д е н т »
ф и л ь м
Владимира Соловьева ВГТРК,
2015 г.
К а р т и н а
о х в а т ы в а е т
период с августа 1999 года
до
сегодняшних
дней
и
п о в е с т в у е т
о
п у т и ,
который
страна
вместе
с
Президентом
прошла
за
п о с л е д н и е
1 5
л е т .
Историческая
хроника.
Факты. Личности.
10-11 класс
«Путин»
Документальный
ф и л ь м
А .
К о н д р а ш о в а
ВГТРК,2018 г.
П е р е д
в а м и
н о в ы й
документальный
проект
ж у р н а л и с т а
и
политический
о б о з р е ват е л ь
В Г Т Р К
А н д р е я
Ко н д р а ш о в а ,
который
представляет
из
с е б я
д о с т а т о ч н о
откровенное
интервью
с
действующим
п р е з и д е н т о м
Р Ф ,
в
к о т о р о м
В .
П у т и н
расскажет
о
событиях,
связанных с гибелью АПЛ
"Курск",
расскажет
о
своей
семье
и
друзьях,
поделится своим мнением
о
крымских
событиях
и
других
темах,
которые
ранее
не
поднимались
в
беседах с ним.
10-11 класс
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
«Спартак», 1960г.
Во сст ание
С п а р т а к а .
Причины,
ход
восстания,
результаты.
5 класс
«300 спартанцев»,1962 г.
Фермопильская битва
5 класс
«Троя», 2004 г.
Троянская война
5класс
«Александр», 2004 г.
В о с т о ч н ы й
п о х о д
Александра
Македонского,
битва
при
Гавгамелах.
5 класс
«Гладиатор», 2000 г.
Оружие,
одежда,
быт
Рима, гладиаторские бои.
5 класс
«Железный рыцарь», 2011 г.
Подписание
«Великой
ха рт и и
в о л ь н о с т е й » ,
р ы ц а р и
о р д е н а
тамплиеров,
лично сть
Иоанна Безземельного.
6 класс
«Царство небесное», 2005 г.
Эпоха крестовых походов,
осада Иерусалима 1187 г.
6 класс
«Храброе сердце», 1995 г.
О т н о ш е н и е
м е ж д у
Англией и Шотландией.
6 класс
«Генрих VIII», 2003 г.
Деятельность английского
7 класс
короля Генриха VIII.
«Патриот», 2000 г.
Война за независимость в
США
7-8 класс
«Дело Дрейфуса», 1899 г.
Политический
кризис
во
фрации в XIXвеке.
8-9 класс
«Наполеон», 2002 г.
Ф и г у р а
Н а п о л е о н а .
Наполеоновские войны
9 класс
«Последний самурай», 2003г.
Япония в конце XIX века.
9 класс
«На
Западном
фронте
без
перемен», 1930
«Нокдаун», 2005 г.
П е р и о д
« В е л и к о й
депрессии» в США.
9-10 класс
«Освобождение»,
1968-1972
гг.
К у р с к а я
б и т в а ,
форсирование
Днепра,
операция
«Багратион»,
штурм Берлина.
9 – 11 класс
«Список Шиндлера», 1993 г.
Преследование нацистами
еврейского
населения
в
годы войны.
9-11 класс
«Пианист», 2002 г.
Судьба польских евреев в
годы войны.
9-11 класс
«Никсон», 1995 г
Фигура Ричарда Никсона,
Уотергейтский скандал.
10-1 класс
«Взвод», 1986 г.
Война во Вьетнаме
10-11 класс
ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ
Костромская область, 2010 г.
В фильме рассказывается
об
городах
и
поселках
Костромской области. Их
и с т о р и и ,
к у л ь т у р е ,
исторических личностях.
5-11 класс
Православные
памятники
земли Костромской, 1997 г.
Ц и к л
ф и л ь м о в
о
многовековой,
богатой
с о б ы т и я м и
и с т о р и и
древних
монастырей,
о
п е р в ы х
ш а г а х
возрождения
православных
святынь
Костромского края.
5-11 класс
Список фильмов не является окончательным, он постоянно пополняется и обновляется.
Учитель вправе сам выбирать как должен выглядеть его урок. Использовать или нет
документальное и художественное кино на своем уроке решать, только самому учителю.
Но
то
что
благодаря
этому
методу
урок
получается
более
ярким,
насыщенным
и
наглядным
проверено
и
доказано
временем.
Причем
95%
фильмов,
которые
мы
показываем и используем кроме как на этих уроках не будут больше просмотрены детьми.
Еще в 2013 году Минкультуы и Минобразования опубликовали проект «100 фильмов» для
школьников
благодаря
которым
можно
еще
больше
приблизить
детей
к
культуре
и
истории своей страны .
Проект списка «100 фильмов»
1. А если это любовь? – Ю.Райзман, 1961
2. А зори здесь тихие – С.Ростоцкий, 1972
3. Адмирал Нахимов – В.Пудовкин, 1946
4. Айболит-66 – Р.Быков, 1966
5. Александр Невский – С.Эйзенштейн, 1938
6. Андрей Рублев – А.Тарковский, 1966
7. Аэлита – Я.Протазанов, 1924
8. Баллада о солдате – Г.Чухрай, 1959
9. Бег – А.Алов, В.Наумов, 1970
10. Белеет парус одинокий – В.Легошин, 1937
11. Белое солнце пустыни – В.Мотыль, 1969
12. Белорусский вокзал – А.Смирнов, 1970
13. Берегись автомобиля – Э.Рязанов, 1966
14. Бесприданница – Я.Протазанов, 1936
15. Бриллиантовая рука – Л.Гайдай, 1968
16. Броненосец «Потемкин» - С.Эйзенштейн, 1925
17. В бой идут одни «старики» – Л.Быков, 1973
18. В огне брода нет – Г.Панфилов, 1968
19. Веселые ребята – Г.Александров, 1934
20. Внимание, черепаха! – Р.Быков, 1969
21. Война и мир – С.Бондарчук, 1965-1967
22. Волга-Волга – Г.Александров. 1938
23. Восхождение – Л.Шепитько, 1976
24. Гамлет – Г.Козинцев, 1964
25. Дама с собачкой – И.Хейфиц, 1960
26. Дворянское гнездо – А.Кончаловский, 1969
27. Девять дней одного года – М.Ромм, 1961
28. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен – Э.Климов, 1964
29. Доживем до понедельника – С.Ростоцкий, 1968
30. Друг мой, Колька! – А.Салтыков, А.Митта, 1961
31. Дядя Ваня – А.Кончаловский, 1977
32. Ёжик в тумане – Ю.Норштейн, 1975
33. Живые и мертвые – А.Столпер, 1963
34. Застава Ильича (Мне двадцать лет) – М.Хуциев, 1964
35. Звезда – А.Иванов, 1949
36. Земля – А.Довженко, 1930
37. Зеркало – А.Тарковский, 1974
38. Золушка – Н.Кошеверова, М.Шапиро, 1947
39. Иван Грозный (1-2 серии) – С.Эйзенштейн, 1944-1946
40. Иваново детство – А.Тарковский, 1962
41. Иди и смотри – Э.Климов, 1985
42. Илья Муромец – А.Птушко, 1956
43. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж – А.Кончаловский, 1967
44. Калина красная – В.Шукшин, 1973
45. Ключ без права передачи – Д.Асанова, 1976
46. Королевство кривых зеркал – А.Роу, 1963
47. Красные дьяволята – И.Перестиани, 1923
48. Крылья – Л.Шепитько, 1966
49. Курьер – К.Шахназаров, 1986
50. Летят журавли – М.Калатозов, 1957
51. Маленькая Вера – В.Пичул, 1987
52. Марья-искусница – А.Роу, 1959
53. Мать – В.Пудовкин, 1926
54. Машенька – Ю.Райзман, 1942
55. Месть кинематографического оператора – В.Старевич, 1913
56. Мечта – М.Ромм, 1941
57. Молодая гвардия – С.Герасимов, 1948
58. Монолог – И.Авербах, 1972
59. Морозко – А.Роу, 1964
60. Начало – Г.Панфилов, 1970
61. Не горюй! – Г.Данелия, 1969
62. Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков – Л.Кулешов, 1924
63. Неоконченная пьеса для механического пианино – Н.Михалков, 1976
64. Несколько дней из жизни И.И.Обломова – Н.Михалков, 1979
65. Неуловимые мстители – Э.Кеосаян, 1966
66. Новый Гулливер – А.Птушко, 1935
67. Обыкновенный фашизм – М.Ромм, 1966
68. Они сражались за Родину – С.Бондарчук, 1975
69. Освобождение – Ю.Озеров, 1972
70. Охота на лис – В.Абдрашитов, 1980
71. Пацаны – Д.Асанова, 1983
72. Петр Первый – В.Петров, 1937
73. Печки-лавочки – В.Шукшин, 1972
74. Пиковая дама – Я.Протазанов, 1916
75. Плохой хороший человек – И.Хейфиц, 1973
76. Подвиг разведчика – Б.Барнет, 1947
77. Покаяние – Т.Абуладзе, 1984
78. Подранки – Н.Губенко, 1976
79. Проверка на дорогах – А.Герман, 1972
80. Путевка в жизнь – Н.Экк, 1931
81. Радуга – М.Донской, 1943
82. Республика Шкид – Г.Полока, 1966
83. Семеро смелых – С.Герасимов, 1936
84. Смелые люди – К.Юдин, 1950
85. Стенька Разин (Понизовая вольница) – В.Ромашков, 1908
86. Сто дней после детства – С.Соловьев, 1975
87. Собачье сердце – В.Бортко. 1988
88. Судьба человека – С.Бондарчук, 1959
89. Тихий Дон – С.Герасимов, 1957-1958
90. Утомленные солнцем – Н.Михалков, 1994
91. Холодное лето пятьдесят третьего – А.Прошкин, 1987
92. Чапаев – Г. Васильев, С.Васильев, 1934
93. Человек с киноаппаратом – Д.Вертов, 1929
94. Чужие письма – И.Авербах, 1975
95. Чук и Гек – И.Лукинский, 1953
96. Чучело – Р.Быков, 1983
97. Школьный вальс – П.Любимов, 1978
98. Щит и меч – В.Басов, 1968
99. Юность Максима – Г.Козинцев, Л.Трауберг, 1934
100. Я шагаю по Москве – Г.Данелия, 1963