Автор: Лошкарев Павел Игоревич
Должность: Магистрант
Учебное заведение: Тюменский Индустриальный Университет
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Научная статья №2
Тема: Автоматизированная работа на морском шельфе в РФ
Раздел: высшее образование
Автоматизированная работа на морском шельфе в РФ
Геологи исследуют как сушу, так и акватории морей и океанов. Если
месторождение
находят
близко
к берегу —
в прибрежной
зоне, то
с суши
в сторону моря строят наклонные разведочные скважины. Месторождения,
которые находятся дальше от берега, относятся уже к зоне шельфа. Шельфом
называют
подводную
окраину
материка
с таким
же геологическим
строением, как у суши, и границей его является бровка — резкий перепад
глубины.
Для
таких
месторождений
используют
плавучие
платформы
и буровые установки, а если глубина небольшая — просто высокие сваи,
с которых ведется бурение.
Рис. 1 Система скважин
Для
добычи углеводородов на морских
месторождениях
существуют
плавучие буровые установки — специальные платформы — в основном трех
видов: гравитационного типа, полупогружные и самоподъемные.
Поскольку России принадлежит самый обширный в мире шельф, где
находится множество месторождений, развитие морской добычи является
крайне перспективным для нефтегазовой отрасли. Первые морские скважины
для добычи газа в России начала бурить в 2007 году компания «Сахалинская
энергия» на Лунском месторождении Сахалина. В 2009 году с платформы
«Лунская-А» началась добыча газа. Сегодня проект «Сахалин-2» — один
из крупнейших проектов «Газпрома». Две из трех платформ гравитационного
типа, установленных на шельфе Сахалина, являются самыми тяжеловесными
конструкциями на море за всю историю мировой нефтегазовой отрасли.
Кроме
того,
«Газпромом»
осуществляется
проект
«Сахалин-3»
в Охотском
море,
готовятся
к разработке
Штокмановское
месторождение
в Баренцевом
море
и Приразломное —
в Печорском. Геологоразведочные
работы проводятся в акватории Обской и Тазовской губ.
На
Российском
шельфе
освоение
проектируемых
месторождений
связано
со
строительством
морских
инженерных
сооружений.
Все
эти
сооружения и технологии являются чрезвычайно сложными, связанными с
работой в условиях Крайнего Севера на мало изученных структурах. Такие
условия не имеют аналогов в мире.
Удаленность
от
береговой
линии
(60
км.)
и
невозможность
прокладывания наземных кабельных сетей внесли свои коррективы в общую
архитектуру
инфраструктуры.
Для
организации
связи
используются
спутниковые
каналы
геостационарного
спутника
Ямал
200-02.
В
силу
расположения платформы в данной географической точке связь не является
непрерывной из-за солнечной интерференции в период «осень, весна».
Расположение платформы на арктическом шельфе делает невозможным
использование
традиционных
методов
внедрения
систем
управления.
Отсутствие стабильных каналов связи создает дополнительные трудности и
делает невозможным использование методов внедрения с подключением к
системе
удаленных
пользователей
управляющей
организации,
что
делает
необходимым их личное присутствие на платформе в процессе внедрения
программного продукта.
Рис. 2 Системы управления и связи платформ
Современные технические средства и программные продукты в области
информатизации и автоматизации процессов позволяют решать широкий круг
задач
по
эффективному
управлению
разработкой
нефтяных
и
газовых
месторождений.
Фактически,
информационные
технологии
становятся
одним
из
базовых
инструментов
повышения
конечной
нефтеотдачи
пластов,
стабильности и управляемости текущих процессов добычи, транспортировки
и
промысловой
подготовки
нефти
и
газа
при
снижении
энергозатрат
на
разработку.
В масштабах крупной добывающей компании для автоматизации его
деятельности
зачастую
требуются
специализированные
системы.
Технологическая составляющая системы AMOS обеспечивает интеграцию
модуля ТОРО (техническое обслуживание и ремонт оборудования) AMOS с
внешними системами, например:
автоматизированные
системы
управления
технологическими
процессами производства (АСУТП);
-
автоматизированными
системами
контроля
и
учет а
энергоресурсов;
- программно-аппаратные системы организации работ мобильных
бригад;
- геоинформационными системами (например, ArcGIS);
- программно-аппаратные системы для считывания штрих-кодов
и RFID меток.
Как показала
практика использования АИС ТОРО на нефтегазовых
платформах в условиях Арктического шельфа, данная система позволяет
контролировать не только финансовые и материальные потоки, но и качество
работы каждого конкретного сотрудника.
Использование
нового
технического
решения
при
внедрении
этого
хорошо
зарекомендовавшего
себя
на
нефтегазовом
рынке
программного
продукта
позволит
в
кратчайшие
сроки
и
с
наименьшими
затратами
осуществлять
его
внедрение
и
на
аналогичных
проектах
нефтегазовых
предприятиях Арктического шельфа.
Гибкость данного решения основана
на использовании небольших
мобильных
групп
специа листов,
которые
проводя
б ол ь ш у ю
подготовительную
работу,
производят
непосредственное
внедрение
программного продукта в кратчайшие сроки и с минимальными затратами.
Поддержка программного продукта и обучение персонала работе с ним
как на этапе подготовки, так и на завершающем этапе внедрения также
являются отличительной особенностью этого метода внедрения. Поддержка
данной системы в дальнейшем планируется собственными специалистами
компании, что так же оптимизирует затраты на сопровождение.
Таким
образом
использование
нового
технического
решения
при
внедрении этого хорошо зарекомендовавшего себя на нефтегазовом рынке
программного продукта позволит в кратчайшие сроки и с наименьшими
затратами
применять
его
при
внедрении
и
функционировании
и
на
аналогичных проектах нефтегазовых предприятиях Арктического шельфа.