Автор: Гончарова Эгнара Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: г.Реутов Московская область
Наименование материала: тренажёр-пособие для 9 класса
Тема: "Шаг за шагом к успеху"
Раздел: полное образование
МАОУ «СОШ №10»
Тренажёр «Шаг за шагом к успеху».
Гончарова Эгнара Ивановна
г.Реутов
2018
Аннотация.
Тренажёр «Шаг за шагом к успеху» - это систематизированный подбор теоретического и
практического материала для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе,
составленный в соответствии с требованиями ФГОС. Данное пособие может использоваться
при обучении по любым учебникам, входящим в федеральный перечень.
Тренажёр предназначен для закрепления изученного материала на уроках русского языка, а
также для дополнительных занятий в группах и индивидуальных занятиях при домашнем
обучении .Рассчитан на 15 занятий.
Сведения об авторе:
Гончарова Эгнара Ивановна
Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ№10» г.Реутов МО,
1 квалификационная категория,
89255264031
Пояснительная записка.
Вот уже несколько лет я выпускаю 9-ые классы и постоянно сталкиваюсь с проблемами при
подготовке к экзамену по русскому языку. Рабочие программы в основном рассчитаны на
освоение определённого теоретического материала. Про учебники для 9-ых классов говорить
не приходится, в них практически нет материала для подготовки к экзаменам.
Существует очень много методических разработок, дидактических материалов, тренажёров
для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку. Нам предлагают и презентации, и
онлайн-тесты, и видео-уроки, утверждая, что самостоятельно можно подготовиться к любому
экзамену. Остаётся только сесть за компьютер, и никаких проблем: мы всему научимся сами! К
сожалению, далеко не все ученики могут себе это позволить.
Да, совершенно забыла о нашем пресловутом репетиторстве. Мне очень не нравится слово
«натаскивать». В Толковых словарях одно из значений этого слова появилось буквально в 21
веке:
«Поверхностно обучать чему-либо, сообщая лишь самые необходимые знания».
Я не согласна с этим, настоящий учитель никогда не будет натаскивать, это невозможно!
Просто акцент при подготовке делается на определённые темы, тем более структура экзамена в
9 классе предполагает и написание сжатого изложения, и сочинения-рассуждения, и тестовой
части. Если на изложение и сочинение в программе есть определённые часы, то на тестовую
практически нет. Вот и приходится заниматься дополнительно. Что интересно, нельзя при
составлении элективных курсов, внеурочных программ употреблять понятия «подготовка к
ОГЭ или ЕГЭ», вот и думай, как тут быть.
Пять лет я веду дополнительные занятия по русскому языку в 9-11 классах. За эти годы
посмотрено, проанализировано, проработано очень много материала, я уверена, что это
делается каждым учителем и каждый выбрал то, что ему больше приемлемо.
Хочу предложить вашему вниманию тренажёр «Шаг за шагом к успеху» - это
систематизированный подбор теоретического и практического материала для подготовки
учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе на дополнительных занятиях. Это в помощь
учителю, чтобы облегчить его работу на дополнительных занятиях.
Весь материал дан в формате word, любой лист можно сразу распечатать именно в том
количестве, который нужен для занятия. С первого занятия на каждого ученика заводится
папка, где собирается весь теоретический материал и решённые тесты.
Материал для занятий я выбирала из демоверсий ФИПИ (2015- по 2019г), сборников
тренировочных упражнений, тестов под редакцией И.П.Цыбулько, Г.Т.Егораевой.
Т.Н.Назаровой. Главная задача тренажёра: отработать навыки выполнения тестовых заданий с
выбором и формулировкой ответа Части 2.
Содержание
Пояснительная записка– ………………………...3
Шаг 1.Вводное занятие …………………….. …..5-9
Шаг 2.Теория и практика задания 2…………….10-24
Шаг 3.Теория и практика задания 3……….........25-33
Шаг 4.Теория и практика задания 4…………….34-41
Шаг 5.Теория и практика задания 5…………….42-51
Шаг 6.Теория и практика задания 6…………….52-63
Шаг 7.Теория и практика задания 7…………….64-67
Шаг 8.Теория и практика задания 8…………….68-73
Шаг 9.Теория и практика задания 9…………….74-83
Шаг10.Теория и практика задания 10……… ….84-91
Шаг 11.Теория и практика задания 11………….92-96
Шаг 12.Теория и практика задания 12………….97-103
Шаг 13.Теория и практика задания 13………….104-113
Шаг 14.Теория и практика задания 14………….114-122
Шаг 1. Вводное занятие.
1.Ознакомление и изучение спецификации заданий Части 2.
Часть 2– задания с выбором ответа и задания
с кратким ответом
2
Нахождение информации, необходимой для обоснования ответа на заданный
1
вопрос.
3
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Анализ средств выразительности
1
4
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание
1
5
Правописание суффиксов различных частей речи (прилагательные,
причастия, глаголы, наречия)
1
6
Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов
по происхождению и употреблению
1
7
Словосочетание
1
8
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
1
9
Осложнённое простое предложение. Обособление
1
10
Осложнённое простое предложение. Вводные слова.
1
11.
Наличие грамматических основ.
1
12
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и в
сложноподчинённом предложениях
1
13.
Пунктуационный анализ. Виды подчинительной связи с в
сложноподчинённом предложении.
1
14.
Сложные предложения с разными видами связи между частями.
1
За верное выполнение каждого задания части 2 работы выпускник получает 1
балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый,
правильно выполнивший задания Части 2 работы, – 13 баллов
2. Общие правила заполнения бланков ОГЭ 2018 года
Правило №1. Писать можно только чёрной гелевой ручкой!
Правило №2. Пишите только по образцу! Неаккуратное и нечёткое написание букв и цифр
приведёт к их неверному распознанию.
Правило №3. Каждое поле в бланках заполняйте с первой клетки! Если вы не знаете ответа на
вопрос, то оставьте поле ответа пустым, не делайте в нем прочерков. Также нельзя
пользоваться замазкой и ластиками для исправления ответа. Исправить неверный ответ можно
в полях для замены ошибочных ответов. Первые две клетки поля замены предназначены для
записи номера задания, ответ на который вы хотите исправить. Запишите номер задания, а
после тире правильный ответ. А как быть, если вы хотели исправить ответ задания №2, а в поле
замены написали №3? Просто вычеркните 2, а в следующем поле замены напишите нужный
номер задания и ответ на него.
Правило №4. Пишите каждый символ в одной клетке, не оставляя пробелов, даже если вы
пишете словосочетания. Перед записью ответа внимательно прочитайте в инструкции к
заданию в КИМ что от вас требуется: написание цифр или слов.
Правило №5. Не выходите за рамки бланка №2. Они также сканируются. Текст, вышедший за
рамки, будет утерян. Эксперт проверяет только отсканированные копии. Несоблюдение
данного правила приведет к тому, что вашу работу будет сложно прочесть и правильно
оценить.
Правило №6. Не делайте никаких лишних знаков, даже точек в поле или вне поля бланка!
Как заполнять бланки ОГЭ по русскому языку
Во-первых, для заполнения бланков ОГЭ по русскому языку необходимо соблюдать общие
правила, названные выше. Но есть некоторые особенности, которые нужно знать и соблюдать
Во-вторых, обратите внимание на то, что заполнение бланка №1 по русскому языку начинается
не с первого поля, а со второго, так как ответ на первое задание пишется в бланке №2.
В-третьих, для правила №4 существует исключение. В каждом поле ответа всего по 17
клеточек. Что делать если в ответе букв больше? Согласно официальным источникам ФИПИ в
том случае, когда в ответе больше 17 символов и они не помещаются в каждую клеточку по
одной, нужно записать ответ, не обращая внимания на клеточки. То есть не обрывать свой
ответ, а вмещать его в поле. Главное писать разборчиво, так, чтобы символы в ответе не
соприкасались друг с другом.
Обратите внимание на примечания к ответам на задание 8.
в поле ответа не переносится дефис в слове. К примеру, сочетание слов "что-то упало"
нужно писать так:
союз не входит в грамматическую основу, поэтому в ответе его не пишут. К примеру,
сочетание слов "смотри и повторяй" правильно писать так:
частица НЕ входит в грамматическую основу, её пишем в поле ответа:
порядок записи главных членов предложения может быть любым:
3. Бланк ответов (образец)
Шаг 2. Нахождение информации, необходимой для обоснования ответа на заданный
вопрос.
(Задание 2)
Теория.
Текст как речевое произведение.
Смысловая и композиционная целостность текста.
Задание 2 направлено на анализ текста и поведения героев, а именно мотивов поведения или
совершения каких-либо поступков.
Для успешного выполнения данного задания необходимо сделать следующее:
внимательно прочитать текст
подумать и осмыслить прочитанное:
правильный ответ на вопрос может содержать часть текста или термины,
используемые
в
нем,
а
неправильные
ответы
наоборот
противоречат
утверждениям в тексте
Текст - речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой
по смыслу и грамматически.
Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря
единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.
Тема текста - то, о чем говорится в тексте.
Основная мысль (идея) текста - то, что хотел сказать автор читателю.
Практическое занятие.
На новогодний праздник к Тане собралось множество народу. Пришёл и нанайский
мальчик Филька с отцом, с матерью и с тремя маленькими братьями, на собаках
приехавшими к нему в город. Вслед за нянькой вошёл Фролов, ординарец отца. Он был в тулупе
шофёра, улыбался всем хитрой улыбкой, а в руке у него было ведро.
— Фролов, дружок, — сказал отец, — покажи-ка наш подарок ребятам.
Дети сами заглянули в ведро, но увидели там только снег. Запустив руку в ведро, Фролов
вытащил из-под снега большой апельсин, потом ещё два и ещё. Дети криками встретили эти
плоды. Они брали их в руки и тотчас же клали назад, потому что апельсины были тверды и
холодны. Держать их было трудно, как железо, долго лежавшее на морозе.
— Погодите, ребята, — сказал со смехом отец.
— Их надо сначала разморозить.
И тогда — даю слово — они понравятся вам. Он опустил апельсин в холодную воду, и на
поверхности его через мгновение выступил лёд. Он покрывал его тонкой коркой, и апельсин
блестел, как шар, висевший на маленькой пихте. Отец ударил по корке ножом, она
раскололась на части, и из осколков льда, тающих быстро на ладони, вышел круглый и свежий
плод. Незнаком и чудесен на севере был его запах и цвет. И маленький брат Фильки боялся его
и не ел. Сам же Филька принёс свой апельсин отцу.
— Съешь его, — сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод.
— Он подарен тебе друзьями, и в нём не может быть никакого вреда. Но не будь он такой
большой, я принял бы его за ягоду, упавшую с рябины на землю, и почистил бы им свою новую
трубочку, на которой медь так быстро тускнеет от холода в нашем лесу.
Однако, — добавил он с достоинством, — рябина у нас тоже бывает крупна перед морозом.
Он отстранил апельсин рукою. Он был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение,
ничему, что не росло в его родном лесу.
(По повести Р. Фраермана «Дикая собака динго» )
2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования
ответа на вопрос: «Почему старый охотник не стал есть апельсин?»
1.Отец Фильки боялся есть незнакомый фрукт.
2.У старого охотника было много детей, и он отказался от фрукта, чтобы им больше
досталось.
3.Апельсин был «чужим» фруктом для старого охотника, а он привык питаться только
тем, что росло на его родине.
4.Старый охотник считал, что апельсин — это баловство, лакомство для детей, поэтому
его не пристало есть уважающему себя мужчине.
Алгоритм выполнения задания:
1.Читаем текст.
2.О чем этот текст? (тема) - Текст повествует о старом охотнике, который не хотел есть
апельсин, потому что он казался ему чуждым тому, что растет в его родном лесу.
3.Что хотел этим текстом сказать автор? (основная мысль) - Автор хотел сказать, что
пожилые люди преданы тем местам и предметам, которые окружали их с детства. Для
старика съесть апельсин - означает своеобразное предательство.
4.Поразмышляем над каждым вариантом ответа.
Первый ответ неправильный, так как ему противоречит смысл предложения: «Съешь его, —
сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод. — Он подарен тебе
друзьями, и в нём не может быть никакого вреда». Противоречит теме и основной мысли
текста.
Второй ответ неправильный, так как в тексте нет информации о том, что охотник отказался от
апельсина ради детей. Противоречит теме и основной мысли текста.
Ответ на поставленный вопрос дается в последнем предложении текста - «был уже стар и
ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу».
Поэтому, правильный ответ в данном случае третий. Именно этот вариант ответа
соответствует теме и основной мысли текста.
Четвертый вариант нам тоже не подходит, так как в тексте не говорится о том, что старый
охотник считает апельсины лакомством для детей. Противоречит теме и основной мысли
текста.
Ответ: 3
Приложение 1 к Занятию 2
(для распечатки)
Задание 2 (для учителя с ответами)
10 вариантов
1.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему путешественники заблудились?»
1) Путешественники не учли, что путь к старым монастырям по реке был гораздо длиннее, чем
по суше.
2) У путешественников не было карты.
3) Корин, который знал путь, подвернул ногу.
4) На небе появились тучи, налетел ветер, стало темно, поэтому разглядеть ничего было нельзя.
(По З. Прилепину*) О т в е т : 2.
2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему Дина на всю жизнь запомнила случай из детства, когда прадедушка починил
ей часы?»
1) Девочка дорожила часами, потому что это был подарок прадедушки на её день рождения.
2) Дина боялась гнева Алика.
3) Дина поняла, каким добрым и неравнодушным к людям был её прадед.
4) Дина так и не поверила, что слепой прадед мог починить часы.
(По Л. Улицкой*) О т в е т : 3
3.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему герой не предложил кандидатуру Мити на общественный пост?»
1) Все общественные посты были уже заняты.
2) Митя не умел организовать одноклассников.
3) Рассказчик посчитал это нетактичным.
4) Рассказчик сделал это от обиды на друга
(По Ю.Нагибину О т в е т : 3
4.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему Серёжка спокойно уснул, забыв о своих страхах?»
1) Мама Серёжки прикрыла окно, и стало тихо.
2) Серёжка почувствовал, что родители его любят.
3) Мальчик понял, что одержал победу над родителями во вчерашней ссоре.
4) Серёжка был горд, что отец извинился перед ним.
(По В. Железникову*) О т в е т : 2
5.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему старик Пешеходов любит общаться не со взрослыми, а с ребятнёй?»
1) Ребята не задают сложных вопросов, на которые старик не мог бы дать ответы.
2) Ребятня искренне интересуется рассказами Пешеходова, верит в них, задаёт много вопросов.
3) Сыновья Пешеходова – давние друзья мальчишек.
4) Дети охотно помогают старику Пешеходову по хозяйству.
(По Ю. Яковлеву*) О т в е т : 2
6.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему лётчик подарил мальчику краски?»
1) Лётчик попросил мальчика нарисовать картину, где земля будет показана как-то по-новому.
2) Лётчик подарил мальчику краски на память о совместном полёте.
3) У мамы мальчика не было материальной возможности купить краски для сына.
4) Лётчик оценил фантазию мальчика, которая так важна для будущего художника.
(По В. Железникову*) О т в е т : 4
7.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему Оська не хотел, чтобы друг заступался за него?»
1) Оська всегда умел за себя постоять, дать сдачи обидчику.
2) Оська ненавидел физическое насилие, потому что оно унижает людей.
3) Оська был насмешлив, мог метким словом победить любого противника.
4) Оська переживал за друга, который мог пострадать в драке.
(По Ю. Нагибину) О т в е т : 2
8.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему после ухода Смирновой настроение у Коли Луковкина было радостным и
счастливым?»
1) Девочка принесла Коле гостинцы.
2) Коля обрадовался, что ему больше не надо притворяться вежливым.
3) Коля понял, что о нём не забыли ребята из отряда, что он не одинок.
4)
Смирнова
дала
Коле
волшебные
таблетки,
которые
позволили
быстро
справиться
с
болезнью.
(По Ю. Яковлеву) О т в е т : 3
9.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему прервалась дружба героев рассказа?»
1) Павлик не мог смириться с ролью ведомого в дружбе.
2) Герой рассказа испытывал чувство вины перед Павликом за свой поступок.
3) Герой рассказа считал, что Павлик не прав.
4) Павлик не простил другу предательства.
О т в е т : 4
10.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему герой готов идти на любую охоту со своим другом Костей?»
1) Костя умеет вовремя заметить признаки ненастья.
2) Герой очень любит охоту и готов ради неё переносить любые трудности.
3) Герой хотел бы снова встретиться с комбатом Пугачёвым.
4) Константин ни при каких обстоятельствах не бросит друга в беде.
(По Е. Рудакову) О т в е т : 4
Приложение 2 к Занятию 2
(для распечатки)
Задание 2 (для учеников без ответов)
10 вариантов
1.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему путешественники заблудились?»
1) Путешественники не учли, что путь к старым монастырям по реке был гораздо длиннее, чем
по суше.
2) У путешественников не было карты.
3) Корин, который знал путь, подвернул ногу.
4) На небе появились тучи, налетел ветер, стало темно, поэтому разглядеть ничего было нельзя.
(1)Мы сидели на майском берегу, под щедро распустившимся летним солнцем, у тонкой
реки и быстрой воды. (2)Вода называлась Истье, а недалекая деревня – Истцы. (3)Вдруг Корин,
друг отца, выступил с заманчивой идеей:
– Захар, а помнишь? (4)Мы с тобой катались на велосипедах через лес
в старые монастыри? (5)Давай сплавимся туда по реке? (6)На велосипедных колесах туда
добираться полчаса. (7)А по речке часа за два, ну, за три спустимся. (8)Полюбуемся местными
красотами.
(9)Вода в Истье была ласковой и смешливой. (10)Деревень вдоль реки не было.
– (11)Ты сплавлялся туда? – спросил отец.
– (12)В том-то и дело, что никогда, у меня и лодки нет. (13)А ведь очень любопытно было
бы! (14)У монастырей, – продолжал Корин, – как раз нынче стоят лагерем знакомые археологи.
(15)Они, во-первых, обрадуются нам, неожиданно спустившимся по реке, и, во-вторых, легко
доставят нас обратно на машине.
– (16)На чём поплывём? – спросил отец.
– (17)Автомобильные камеры, числом две! – ответил Корин.
– (18)Сплаваем, сынок? – посоветовался отец.
(19)Мы
спустили
чёрные
камеры
в
прозрачную
воду.
(20)Это
было
прекрасно:
уже
нежаркий,
пятичасовой,
такой
милый
и
лопоухий
день,
блики
на
воде,
стремительное
скольжение вперёд. (21)Когда отец толкал колесо, я чуть повизгивал от счастья, которое
переполняло меня.
(22)Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого-то. (23)Монастыри всё не
показывались. (24)На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи. (25)Появились комары.
(26)Я
стал
замерзать.
(27)Корин
отстал.
(28)Прошло,
наверное,
часа
три
или
больше.
(29)Налетел ветер, лес нахмурился и навис над нами, втайне живой, но ещё молчащий.
(30)Отец решил идти вперёд: в лесу без спичек с ребёнком делать нечего, а назад, поди, уже
добрые шесть часов ходу.
(31)Холод клокотал уже в груди. (32)Отец наклонялся ко мне и грел своими руками, грудью,
дыханием.
(33)Ещё
несколько
часов
мы
двигались
почти
беззвучно,
я
старался
не
смотреть
на
возвышавшийся с обеих сторон лес, чтобы не встретиться с кем-нибудь глазами. (34)Мне было
холодно и страшно.
– (35)Посмотри-ка, вон видишь впереди огонёк? (36)И похоже это на окошко, – сказал отец.
(37)Я вцепился в этот огонёк глазами, как в поплавок. (38)Может, только через полчаса
огонек стал явственно различим. (39)Он был впаян в чёрный дом, стоявший на высоком берегу.
(40)Впервые за шесть или семь часов мы вышли на берег. (41)Берег был остро-каменистый,
идти по нему я не мог. (42)Отец взял меня на руки и тихо пошёл вверх.
(43)Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской. (44)Трудно в ночи
довериться двум почти голым людям: мальчику, по груди и плечам которого была ровно
размазана кровавая кашка из комарья и мошкары, и огромному мужчине.
– (45)Спускались к старым монастырям, думали, что по воде столько же, сколько посуху, –
и не успели засветло, – пояснил отец.
– (46)Вы из Истцов? – догадался хозяин. – (47)Здесь река петляет так, что по воде до
монастырей будет пять пеших дорог. (48)Заходите. (49)Куда ж вам с ребёнком!
(50)Меня уложили в кровать, отец закутал меня в одеяло. (51)В кровати было почти
хорошо, мирно, сладостно. (52)Я всё ждал, что отец ляжет рядом и мир, отсыревший, чужой и
шероховатый, как кора, наконец, исчезнет вовсе, а на смену придёт мир сонный и тёплый.
(53)Рядом с папой никакие беды были не страшны.
– (54)Сынок, надо мне Корина искать, – сказал отец негромко. – (55)Мало ли что с ним.
(56)А то лежит там дядя Олег, никто не поможет ему.
(57)Корин нашёлся на берегу, он подвернул ногу. (58)Отец разжёг ему костёр – он взял у
приютившего меня деда спичек и сала. (59)Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за
мной на велосипеде и отвёз домой. (60)Снова спустился по реке, забрал Корина.
(61)Прошли годы, а я до сих пор вспоминаю тот случай и будто слышу голос своего отца...
(По З. Прилепину*)
2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему Дина на всю жизнь запомнила случай из детства, когда прадедушка починил
ей часы?»
1) Девочка дорожила часами, потому что это был подарок прадедушки на её день рождения.
2) Дина боялась гнева Алика.
3) Дина поняла, каким добрым и неравнодушным к людям был её прадед.
4) Дина так и не поверила, что слепой прадед мог починить часы.
(1)Всех
женщин
своей
большой
семьи,
от
бабушки
до
правнучки,
прадед
называл
«доченьками».
(2)Всех
мужчин
–
«сыночками».
(3)Последние
годы
он
был
совсем
слеп,
отличал
только
свет
от
тьмы:
видел
окно,
горящую
лампу.
(4)Разговаривал
он
мало,
но
постоянно что-то шептал так тихо, что было почти неслышно. (5)Видно было только, как
двигаются седые усы над провалившимся ртом – за это звали его дети дедом-шептуном.
(6)Братья ходили в школу, все взрослые были на работе, а Дина, самая младшая в семье,
оставалась с прадедом. (7)Когда брату Алику исполнилось десять лет, прадед подарил ему
часы. (8)Это был невиданно богатый по тем временам подарок. (9)Часы были на тонком
коричневом
ремешке,
формой
напоминали
кирпичик,
у
циферблата
было
торжественное
выражение лица.
(10)Ни у кого в классе часов не было. (11)А у Алика были. (12)Каждые пять минут он
смотрел на часы и всё удивлялся, какие же минуты разные: некоторые длинные, еле тянутся, а
другие быстрые, проскакивают незаметно. (13)Вечерами Алик заводил часы и клал их рядом с
кроватью на стул. (14)Сколько Дина ни просила, он не давал их даже подержать.
(15)Однажды утром, недели через две после того как подарили часы, Алик ушёл в школу,
оставив часы на стуле возле кровати. (16)По дороге он спохватился, но возвращаться было
некогда.
(17)После
завтрака
Дина
обнаружила
часы.
(18)Она
осторожно
взяла
их
и
надела.
(19)Прадед покачал головой.
(20)Во дворе Дину окружили ребята.
— (21)Это Алькины часы, — говорили они.
— (22)Нет, мои! – врала Дина. – (23)Наш прадед был часовщиком, пока не ослеп. (24)У
него таких часов сто штук. (25)Он и мне подарил.
(26)Девочка
побежала
на
задний
двор.
(27)Там
ребята
играли
в
волейбол.
(28)Она
попросилась, её приняли неохотно. (29) Играть толком она не умела. (30)Дина подняла руки с
растопыренными
пальцами
и
стала
ждать,
когда
мяч
шлёпнется
о
них.
(31)Наконец
долгожданный мяч, направленный чьей-то завистливой рукой, с силой ударился о запястье.
(32)Часы брызнули в разные стороны: отдельно механизм, отдельно стёклышко. (33)С жалким
звоном оно стукнулось о землю и подскочило, сверкнув на солнце.
(34)Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные.
(35)Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем. (36)Зажав в ладони то,
что осталось от часов, Дина медленно поднялась на крыльцо, прошла сквозь облако солнца,
лежащее на ступенях, в прохладную темноту. (37)Она не плакала, но было так тяжело, как
будто она несла на спине мешок картошки. (38)Она долго колотила пяткой в дверь, прадед
открыл. (39)Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.
— (40)Ничего, ничего, доченька, — сказал он, — не надо было их брать.
(41)И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй. (42)Она
сунула в маленькую сухую руку прадеда стёклышко и механизм. (43)А когда все слёзы,
которые были, вылились, она крепко уснула.
(44)Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла фарфоровая
коробочка с инструментами: пинцетами, щёточками, колёсиками и круглым увеличительным
стеклом.
(45)Дина
подошла
к
нему
на
цыпочках
и
прижалась
к
острому
плечу.
(46)Он
засовывал ремешок в ушки целых часов.
— (47)Деда, ты починил? – не веря своим глазам, спросила Дина.
—(48)Ну
вот,
а
ты
плакала.
(49)Стёклышка
нового
у
меня
нет.
(50)Здесь
трещинка
маленькая, видишь?
— (51)Вижу, – шёпотом ответила Дина. – (52)А ты? (53)Скажи, ты не слепой, да? (54)Ты
видишь?
(55)Прадед повернулся к ней. (56)Глаза его были добрыми и блёклыми. (57)Он улыбнулся.
— (58)Пожалуй, кое-что вижу. (59)Но только самое главное, – ответил он и зашептал, как
всегда, что-то неслышное.
(60)Прошло много лет, и Дина мало что помнит из того времени. (61)Но то, что помнит,
делается с годами всё ясней, и иногда ей кажется, что скоро она сможет различить, расслышать
те слова, которые шептал её прадед. (По Л. Улицкой*)
3.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос: «Почему герой не предложил кандидатуру Мити на общественный пост?»
1) Все общественные посты были уже заняты.
2) Митя не умел организовать одноклассников.
3) Рассказчик посчитал это нетактичным.
4) Рассказчик сделал это от обиды на друга
(1)У меня был закадычный друг, чернявый, густоволосый, подстриженный под девочку
Митя Гребенников. (2)Наша с ним дружба началась, кажется, ещё в возрасте четырёх лет.
(3)Митя был жителем нашего дома, но недавно его родители поменяли квартиру. (4)Митя
оказался по соседству в большом шестиэтажном доме и ужасно заважничал. (5)Дом был правда
хоть куда: с роскошными парадными, тяжёлыми дверями и просторным бесшумным лифтом.
(6)Митя не уставал хвастаться своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа… »,
«Не понимаю, как люди обходятся без лифта…». (7)Я деликатно напомнил, что совсем недавно
он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. (8)Глядя на меня влажными тёмными
глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. (9)За такое
следовало набить морду. (10)Но Митя не только внешне походил на девчонку — он был
слабодушный, чувствительный, слезливый, способный к истерическим вспышкам ярости, —и
на него рука не поднималась. (11)И всё-таки я ему всыпал. (12)С истошным рёвом он бросился
на меня... (13)Чуть ли не на другой день Митя полез мириться. (14)«Наша дружба больше нас
самих, мы не имеем права терять её» – вот какие фразы умел он загибать. (15)Митина
вздорность,
перепады
настроений,
чувствительные
разговоры,
готовность
к
ссоре,
проявляющаяся
при
первой
же
возможности,
стали
казаться
мне
непременной
принадлежностью дружбы.
(16)Наша драгоценная дружба едва не рухнула в первый же школьный день. (17)Когда
выбирали классное самоуправление, Митя предложил меня в санитары. (18)А я не назвал его
имени,
когда
выдвигались
кандидатуры
на
другие
общественные
посты,
–
то
ли
от
растерянности, то ли мне казалось неудобным называть его, после того как он выкрикнул моё
имя. (19)Митя не выказал ни малейшей обиды, но его благодушие рухнуло в ту минуту, когда
большинством голосов я был выбран санитаром. (20)Ничего заманчивого в этой должности не
было, но у Мити словно помутился разум от зависти.
(21)Ко всему ещё он оказался ябедой. (22)Однажды классная руководительница велела мне
остаться после занятий и учинила грандиозный разнос за игру в деньги. (23)Лишь раз в жизни
играл я в расшибалку, быстро продул семь копеек наличными и ещё рубль в долг. (24)Но на том
и кончилось моё знакомство с азартными играми.
(25)Прижатый в угол, Митя признался в доносе. (26)Важно заметить, что он оговорил меня
для моей же пользы, боясь, как бы дурные наклонности вновь не пробудились во мне. (27)А
затем со слезами Митя требовал вернуть ему былое доверие ради святой дружбы, что «больше
нас самих», и пытался влепить мне иудин поцелуй. (28)Всё это выглядело фальшиво, скверно,
непорядочно, тем не менее я ещё года два участвовал в недостойном фарсе, пока вдруг не
понял, что у настоящей дружбы совсем иной адрес. (По Ю.Нагибину)
4.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему Серёжка спокойно уснул, забыв о своих страхах?»
1) Мама Серёжки прикрыла окно, и стало тихо.
2) Серёжка почувствовал, что родители его любят.
3) Мальчик понял, что одержал победу над родителями во вчерашней ссоре.
4) Серёжка был горд, что отец извинился перед ним.
(1)Он проснулся ночью неизвестно от чего. (2)То ли от ветра – мать его всегда открывала на
ночь окно, то ли от щелчков усохших половиц. (3)А может быть, его разбудила внутренняя
тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями.
(4)Отец, по настоянию матери, отругал его за разбитые ботинки. (5)А что же, ему играть в
футбол без ботинок, что ли? (6)А потом отец так разошёлся, что запретил ему идти завтра в
кино.
(7)Он ждал этого кино целую неделю. (8)И фильм-то был старый – «Золушка», и он
понимал, что история маленькой девочки Золушки – это неправда, что это сказка, что ничего
этого никогда в жизни не было. (9)Даже тысячу лет назад, когда люди ездили по земле только
на лошадях, а по морю ходили на парусниках. (10)И всё равно он мечтал о том, как снова
увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное.
(11)Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды.
(12)Ему приснился сон, что он после незаслуженного оскорбления уходит из дому навсегда.
(13)И остаётся один на всём свете.
(14)Он лежал в темноте и слушал каждый шорох, раздававшийся в комнате. (15)И ему
казалось, что он на самом деле совсем один на всём свете. (16)Так страшно было темно, так
сильно надувал ветер парусом занавески и звенел мелким звоном в стекле.
(17)Ничего
не
было
слышно
из-за
ветра:
ни
ночного
разговора
большого
города,
ни
посапывания родителей в соседней комнате. (18)Только иногда трещали половицы, будто кто-
то невидимый ходил по комнате. (19)Это ещё больше пугало мальчика.
(20)Снова скрипнула половица. (21)Мальчик напряг слух, но услышал лишь вой ветра,
который дул из пустоты. (22)Он хотел крикнуть и позвать мать. (23)Ему необходимо было
разорвать
своё
одиночество,
такое
длинное
и
бесконечное
одиночество,
которым
он
так
гордился вчера.
(24)Как он тогда крепко сжимал губы и гордился внутренне тем, что не произнёс за весь
вечер ни слова.
(25)Он уже забыл про свою гордость, и ему хотелось закричать. (26)Но тут, к своей великой
радости, он услышал, как мать заворочалась в постели. (27)Потом отец сонным голосом
спросил:
– (28)Который час?
– (29)Спи, спи, – ответила мать. – (30)Ещё рано.
(31)У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота. (32)И уже сквозь сон он
слышал, как мать встала, прикрыла окно, почему-то пощупала его лоб.
(33)Дворники заговорили под окнами. (34)Их голоса в раннем, пустом городе звенели и
отдавались вдалеке. (35)Пролетел самолёт.
– (36)Хабаровский, «Ту-114», – сказал отец. – (37)Скоро вставать.
(38)Пропал куда-то ночной ветер, не скрипели половицы.
– (39)Что-то я, по-моему, вчера переругал Серёжку, – сказал отец. (40)Несправедливо.
– (41)Переругал, – ответила мать.
– (42)Придётся извиниться, – грустно сказал отец. – (43)И отпустить его в кино.
(44)Но Серёжка этого уже не слышал. (45)Он крепко спал. (46)И совсем забыл про какой-то
ночной ветер, про какие-то страхи и про то, что он несколько минут пробыл один на всём
свете.(По В. Железникову*)
5.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему старик Пешеходов любит общаться не со взрослыми, а с ребятнёй?»
1) Ребята не задают сложных вопросов, на которые старик не мог бы дать ответы.
2) Ребятня искренне интересуется рассказами Пешеходова, верит в них, задаёт много
вопросов.
3) Сыновья Пешеходова – давние друзья мальчишек.
4) Дети охотно помогают старику Пешеходову по хозяйству.
(1)Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в
тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. (2)Сыновья или
кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3)И,
прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер»,
учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. (4)Они знают, в чём дело.
(5)В
воскресные
дни
в
людных
местах
Белозерска
появляется
старик
с
выцветшими
глазами. (6)Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не
видно цвета. (7)На старике солдатская гимнастёрка.
(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели –
ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. (10)Более того,
он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь
засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.
–
(11)Дедушка
Пешеходов,
верно,
что
ты
на
войне
до
Берлина
пешком
дошёл?
–
спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
(12)И старик отвечает:
– (13)Прошёл до Берлина… пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.
– (15)А ты не устал?
– (16)Устал. (17)Что поделаешь! (18)Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)Я своих сыновей
так и не догнал.
– (20)Они быстро шли?
– (21)Быстро.
– (22)Пешком?
– (23)Пешком. (24)Они же у меня Пешеходовы… (25)Только сыновья моложе. (26)Ноги у
них резвые. (27)Я не поспевал за ними.
(28)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (29)Приходят новички и те, кто уже
много раз слушал дедушку Пешеходова. (30)Эти заранее знают его ответы, но терпеливо
молчат. (31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает
свою роль.
– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день
войны встретил немцев под Бугом?
– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.
– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
– (36)Мои сыновья, Семён и Василий.
– (37)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
– (38)Мои сыновья…
(39)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
– (40)Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?
(41)Нет, не собьёшь старика!
– (42)Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его
глазах,
застеленных
дымом,
проступает
такая
непоколебимая
уверенность,
что
никто
из
слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
(43)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и
достойно.
– (44)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?
– (45)Мои сыновья…
– (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
– (47)Мои сыновья…
– (48)Везде поспевали?
– (49)Везде. (50)Ноги у них молодые. (51)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой
сил не хватило.
– (52)Так и не вернулись?
– (53)Так и не вернулись. (54)Спят в могиле.
(55)И тогда кто-то из ребят решается спросить:
– (56)Где их могила?
(57)Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (58)Он
говорит:
– (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)По всей родной земле.
(61)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские
горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!
(По Ю. Яковлеву*)
6.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему лётчик подарил мальчику краски?»
1) Лётчик попросил мальчика нарисовать картину, где земля будет показана как-то по-
новому.
2) Лётчик подарил мальчику краски на память о совместном полёте.
3) У мамы мальчика не было материальной возможности купить краски для сына.
4) Лётчик оценил фантазию мальчика, которая так важна для будущего художника.
(1)Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик и
сел рядом с мальчиком. (3)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним сидел интересный
человек. (5)Ему хотелось с ним поговорить. (6)Лётчик это понял. (7)Его хмурое, усталое лицо
чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил:
– (8)Нравится?
– (9)Очень, – ответил мальчик.
– (10)Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?
– (11)Я люблю рисовать, – ответил мальчик. – (12)Вон, смотрите: белые облака совсем как
стадо белых слонов. (13)У первого под хоботом клыки. (14)Это вожак. (15)А вон облако-кит.
(16)Очень красивый хвост.
(17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (18)Ему стало
стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то
облачных слонов и китов.
(19)Мальчик уткнулся в окно.
(20)Лётчик тронул его за плечо:
– (21)Здорово у тебя работает фантазия. (22)Действительно, до чего эти облака походят на
слонов! (23)Ловко ты подметил.
–
(24)Мне
мама
купит
в
Москве
краски,
и
я
буду
рисовать,
–
сказал
мальчик.
–
(25)Смотрите, а вон земля! (26)Она похожа на мозаику – есть такая детская игра.
(27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он летал, а ничего этого не видел. (29)Ему
даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не
замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.
(31)Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки
зрения пригодности для полёта: низкая облачность – плохо для посадки, высокая облачность –
отлично для полёта, грозовая – опасно. (32)А земля для него была местом посадки, где можно
было отдохнуть в ожидании следующих полётов.
(33)Через несколько минут мальчик увидел, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча,
летит большая свинцовая туча.
(34)Между тем в самолёте сразу стало темно. (35)Пассажиры не отрываясь смотрели на
тучу,
которая
надвигалась
на
самолёт,
и
беспокойно
переговаривались
между
собой.
(36)Самолёт
развернулся
и
пошёл
вдоль
тучи.
(37)При
этом
взгляд
лётчика
на
секунду
встретился
со
взглядом
мальчика.
(38)Неожиданно
и
слишком
легкомысленно
для
такого
опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»
(39)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась
земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.
– (40)Вы сейчас куда? – спросил лётчик у матери мальчика в зале прилёта.
– (41)Нам надо на симферопольский самолёт, он улетает через два часа.
– (42)Два часа? – переспросил мальчик. – (43)Может быть, мы успеем купить краски.
– (44)Ты же видишь, какая погода? – сказала мать. – (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты
можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути.
(47)Мальчик ничего не ответил.
– (48)Ну, будь здоров! – сказал лётчик мальчику. – (49)Рад был познакомиться.
(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104»,
когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними
появился лётчик.
(51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но
чувствовал, что всё это неспроста.
–
(53)Вот
тебе
краски.
(54)Полный
набор:
красные,
синие,
лазурные
и
так
далее.
–
(55)Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. – (56)Бери, бери и рисуй!
(57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. (58)Он ушёл, а мальчик, прижимая к
груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров,
познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы
увидеть её как-то по-новому. (По В. Железникову*)
7.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему Оська не хотел, чтобы друг заступался за него?»
1) Оська всегда умел за себя постоять, дать сдачи обидчику.
2) Оська ненавидел физическое насилие, потому что оно унижает людей.
3) Оська был насмешлив, мог метким словом победить любого противника.
4) Оська переживал за друга, который мог пострадать в драке.
1)Знакомство наше состоялось, когда Оська уже учился в школе. (2)К маме пришла её
подруга с сыном.
– (3)Ну, показывай, чем живёшь! – сказал Оська.
(4)Давно уже содержимое ящиков письменного стола потеряло для меня всякий интерес,
но, чтобы развлечь гостя, я показал ему какие-то инструменты, коллекцию пересохших, почти
рассыпающихся бабочек
в коробке под стеклом, толстый, в красном тиснёном переплёте альбом
с марками, финский нож и пистолет.
(5)В альбоме с марками его привлекли портреты царей, шахов, султанов, магараджей,
президентов и прочих правителей кануна мировой войны, когда этот альбом был выпущен, –
коллекцией моей он пренебрёг. (6)Раздражение моё против гостя росло.
– (7)Альбом – вещь, а марки – дерьмо, – подвёл итоги Оська. – (8)Что у тебя ещё есть?
(9)Обветшалые сокровища оставили его равнодушным: кроме альбома, он не нашёл у меня
ничего заслуживающего внимания. (10)Чем он живёт, что может его заинтересовать?
– (11)Что ты читаешь, бледнолицый? – замогильным голосом произнёс Оська.
(12)Я
мотнул
головой
на
полку
с
книгами.
(13)Он
подошёл,
взгляд
его
удивлённых,
раскосых глаз забегал по корешкам. (14)Меня злила эта беглость, означавшая, что все книги
ему знакомы. (15)При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то
опадая в шёпот. (16)Затем отчётливо и спокойно сказал, глядя мне в лицо:
– (17)Стихов у тебя нет. (18)Ну, а «Смока Беллью» ты хоть читал?
– (19)Не помню. (20)Может, читал. (21)Чьё это?
– (22)Джека Лондона. (23)Если б читал, помнил бы. (24)Целая серия романов. (25)Все
лучшие люди зачитываются. (26)А ты ...
(27)Он
явно
нарывался.
(28)Но
до
каких
пор
должен
я
терпеть
его
разнузданность?
(29)Оська явно демонстрировал своё пренебрежение ко мне: он слонялся по комнате, трогал
вещи и небрежно отбрасывал, выкрикивал раздражающе непонятные стихи, свистел, пел.
(30)Но
задело
меня
другое:
он
вроде
в
дураки
меня
зачислил.
(31)Самолюбие
мешало
признаться в этом, но злоба закипела, противно и сладко.
– (32)А чем ты увлекаешься?– превозмогая себя, спросил я.
(33)Вместо ответа он сунул мне под нос ладонь, а когда я машинально наклонился, то вдруг
хлопнул меня по носу и губам и радостно захохотал. (34)Ни слова не говоря, я выпрямился и
ударил его кулаком в лицо. (35)Ударил сильно, он отлетел назад, наткнулся на продавленное
кресло
и повалился в его истёртую кожаную глубь. (36)Он потрогал ушиб и увидел на пальцах
кровь. (37)Лицо его скривилось. (38)Я ждал, что он, конечно, расплачется, и хотел этого, но он
не заплакал. (39)Он посмотрел на меня – странно, без тени страха или злости, даже обиды не
было в его раскосых, тёмно-карих глазах, лишь удивление и словно бы вина.
– (40)Слушай, – сказал он добрым голосом. – (41)Ну, чего ты?.. (42)Я вовсе не хотел тебя
обидеть. (43)Правда!
(44)Я
молчал.
(45)Я
видел
его
подпухший
нос,
тонкое
лицо,
шелковистые
брови,
непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.
– (46)Брось!.. (47)Забудем!.. – (48)Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул
руку.
(49)И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу…
(50)Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой
в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы. (51)Позже я бдительно следил, чтобы
его кто-нибудь не обидел. (52)А такая опасность постоянно существовала, потому что, при всей
своей доброте, открытости и любви к людям, Оська был насмешлив, размашист, крайне
неосмотрителен. (53)Однажды Оську избил парень по кличке Жупан. (54)Я публично вздул
Жупана,
чтобы
другим
было
неповадно.
(55)Сам
Оська
подошёл,
когда
экзекуция
уже
закончилась. (56)Он отвёл меня в сторону.
– (57)Я прошу тебя… я очень прошу тебя никогда за меня не заступаться. (58)Ладно?
(59)Просто мне наплевать, а для таких, как Жупан, – целая трагедия. (60)Не выношу, когда
унижают людей…(По Ю. Нагибину)
8.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему после ухода Смирновой настроение у Коли Луковкина было радостным и
счастливым?»
1) Девочка принесла Коле гостинцы.
2) Коля обрадовался, что ему больше не надо притворяться вежливым.
3) Коля понял, что о нём не забыли ребята из отряда, что он не одинок.
4)
Смирнова
дала
Коле
волшебные
таблетки,
которые
позволили
быстро
справиться
с
болезнью.
1)Коля Луковкин лежал в пустом лагерном изоляторе и страдал. (2)Страдал от насморка,
который мешал дышать, спать, читать и всё время требовал, чтобы Коля чихал.
(3)От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.
(4)Но больше, чем от хвори, Коля Луковкин страдал от одиночества. (5)Соседние койки были
аккуратно заправлены, подушки белели свежими сугробами. (6)Никто не хотел составить Коле
компанию. (7)Все были здоровы.
(8)За
стенами
изолятора
шла
обычная
лагерная
жизнь,
но
Коле
Луковкину
она
представлялась прекрасной и заманчивой. (9)Ему казалось, что там сейчас происходит что-то
очень важное, из ряда вон выходящее,а о нём все забыли. (10)И лежит он на жёсткой, горячей
койке один, как отставший от поезда. (11)Он чувствовал себя пленником, заточённым в глухую,
высокую башню и прикованным цепью.
(12)У Коли Луковкина пропал аппетит. (13)Расхотелось читать. (14)Он лежал на койке и
смотрел в потолок. (15)Серые трещинки, разбежавшиеся по потолку, напоминали реки Сибири.
(16)Коля разглядывал их. (17)Одной трещинке он присвоил имя Иртыша, другой – Лены…
(18)И тут дверь скрипнула. (19)Коля оторвал взгляд от сибирских рек и увидел Смирнову.
(20)Смирнова была девчонкой из их отряда. (21)Белобрысенькая, невидная, ничем не
примечательная. (22)Коля Луковкин удивлённо посмотрел на Смирнову, не зная, радоваться
или шугануть её…
– (23)Здравствуй, – сказала Смирнова.
– (24)Здравствуй, – отозвался больной.
– (25)Как твоё здоровье?
– (26)Хорошо, – ответил Коля и два раза чихнул.
– (27)Наш отряд передаёт тебе привет.
– (28)Спасибо. (29)Апчхи!
(30)Смирнова
говорила
сухо,
как
по
писаному.
(31)Она,
видимо,
получила
задание:
навестить больного товарища. (32)И теперь выполняла поручение без всякого энтузиазма.
(33)Но Коля Луковкин неожиданно почувствовал себя человеком значительным. (34)О его
здоровье справляются, ему передают привет. (35)Словно он не просто простудился и чихает, а
совершил какой-то подвиг. (36)Ранен. (37)Попал в госпиталь. (38)И отряд передаёт ему привет.
– (39)Вот тебе черника, – сказала Смирнова и поставила на деревянную тумбочку кружку,
наполненную влажной черникой с мелкими зелёными листочками, прилипшими к ягодам.
(40)До этого она держала кружку за спиной, и Коля не видел, что она пришла с подарком.
– (41)Спасибо! – сказал мальчик и, взяв из кружки ягодку, отправил её в рот. – (42)Вкусно!
– (43)Ешь на здоровье, – сказала Смирнова.
(44)Коля Луковкин посмотрел на белобрысую девчонку и вдруг почувствовал прилив тепла.
(45)Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное. (46)Но вместо этого (он не сообразил, что
именно сказать!) Коля протянул Смирновой кружку с черникой:
– (47)Ешь, пожалуйста.
– (48)Спасибо, не хочу, – сдержанно сказала Смирнова, – тебе надо для здоровья.
– (49)Я скоро поправлюсь, – пообещал мальчик и так некстати чихнул.
– (50)Ну, пока, – сказала Смирнова и выскользнула за дверь.
(51)Коля хотел сказать: «Куда ты? (52)Посиди немного. (53)Поговорим!» – но белая дверь
изолятора закрылась.
(54)Коля откинулся на подушку, посмотрел на реки Сибири и перевёл взгляд на белую
кружку с чёрными ягодами.
(55)Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство, как будто бы ему только что
вручили не кружку с черникой, а какую-то большую награду.
(56)Он ел не торопясь, растягивая удовольствие. (57)И каждая ягодка отдавалась в нём
радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от
страшной человеческой болезни – от одиночества…(По Ю. Яковлеву)
9.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему прервалась дружба героев рассказа?»
1) Павлик не мог смириться с ролью ведомого в дружбе.
2) Герой рассказа испытывал чувство вины перед Павликом за свой поступок.
3) Герой рассказа считал, что Павлик не прав.
4) Павлик не простил другу предательства.
(1)В нашей паре я был ведущим, а Павлик ведомым. (2)Недоброжелатели считали, что
Павлик был приложением ко мне. (3)На первый взгляд так оно и было. (4)Меня нельзя было
приглашать на день рождения без Павлика. (5)Я покинул футбольную дворовую команду, где
считался лучшим бомбардиром, когда Павлика отказались взять хотя бы запасным, и вернулся
вместе с ним. (6)Так возникла иллюзия нашего неравенства. (7)На самом деле ни один из нас
не
зависел
от
другого,
но
душевное
превосходство
было
на
стороне
Павлика.
(8)Его
нравственный кодекс был строже и чище моего. (9)Павлик не признавал сделок с совестью, тут
он становился беспощаден.
(10)Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий,
покладистый Павлик. (11)На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. (12)Я с детства
хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не
спрашивала у меня уроков. (13)Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске. (14)Как раз
перед этим я пропустил несколько дней и не знал о домашнем задании. (15)Поначалу всё шло
хорошо: я проспрягал какой-то глагол, отбарабанил предлоги, прочёл текст и пересказал его.
– (16)Прекрасно, – поджала губы Елена Францевна. – (17)Теперь стихотворение.
– (18)Какое стихотворение?
– (19)То, которое задано! – отчеканила она ледяным тоном.
– (20)А вы разве задавали?
– (21)Привык на уроках ворон считать! – завелась она с пол-оборота. – (22)Здоровенный
парень, а дисциплина...
– (23)Да я же болел!
– (24)Да, ты отсутствовал. (25)А спросить у товарищей, что задано, мозгов не хватило?
(26)Взял бы да и сказал: не хватило. (27)Ну что она могла мне сделать? (28)О домашних
заданиях я спрашивал у Павлика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении. (29)Забыл,
наверное. (30)Я так и сказал Елене Францевне.
– (31)Встань! — приказала Павлику немка. – (32)Это правда?
(33)Он молча наклонил голову. (34)И я тут же понял, что это неправда. (35)Как раз о
немецком я его не спрашивал...
(36)Елена
Францевна
перенесла
свой
гнев
на
Павлика.
(37)Он
слушал
её
молча,
не
оправдываясь и не огрызаясь, словно всё это нисколько его не касалось. (38)Спустив пары,
немка
угомонилась
и
предложила
мне
прочесть
любое
стихотворение
на
выбор...
(39)Я
получил «отлично».
(40)Вот так всё и обошлось. (41)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место,
Павлика, к моему удивлению, не оказалось рядом. (42)Он сидел за пустой партой далеко от
меня.
– (43)Ты чего это?..
(44)Он не ответил. (45)У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой.
(46)Я никогда не видел Павлика плачущим. (47)Даже после самых жестоких, неравных и
неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.
– (48)Брось! – сказал я. – (49)Стоит ли из-за учительницы?
(50)Он молчал и глядел мимо меня. (51)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о
ней забыл. (52)Его предал друг. (53)Спокойно, обыденно и публично, ради грошовой выгоды
предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
(54)Никому не хочется признаваться в собственной низости. (55)Я стал уговаривать себя,
что поступил правильно. (56)Ну покричала на него немка, подумаешь, несчастье! (57)Стоит ли
вообще придавать значение подобной чепухе?.. (58)И всё же, окажись Павлик на моем месте,
назвал
бы
он
меня?
(59)Нет!
(60)Он
скорее
проглотил
бы
собственный
язык.
(61)Когда
прозвучал звонок, я подавил желание броситься к нему, признавая тем самым свою вину и
готовность принять кару.
(62)Потом было немало случаев, когда мы могли бы вернуться
к прежней дружбе, но Павлик не хотел этого: ему не нужен был тот человек, каким я вдруг
раскрылся на уроке немецкого.
10.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему герой готов идти на любую охоту со своим другом Костей?»
1) Костя умеет вовремя заметить признаки ненастья.
2) Герой очень любит охоту и готов ради неё переносить любые трудности.
3) Герой хотел бы снова встретиться с комбатом Пугачёвым.
4) Константин ни при каких обстоятельствах не бросит друга в беде.
(1)Мы ехали на охоту с моими друзьями, Константином и Львом. (2)Вдруг Костя обратил
внимание на узкую тёмную полоску на севере. (3)Через полчаса стало ясно, что нужно уносить
ноги, и чем быстрее, тем лучше. (4)Тёмная полоска вытягивалась в огромную крокодилью
морду и явно норовила заглотить нас вместе с машиной. (5)Дождь со снегом всё усиливался.
(6)Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей. (7)Резко похолодало. (8)Я завёл
машину,
но
проехать
удалось
немного:
липкая
грязь
забила
колёса,
и
двигатель
заглох.
(9)Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится
вместе с нами, как перекати-поле!
(10)Я знал, что такие бури в степи могут длиться до двух-трёх суток. (11)Бензина, чтобы
обогревать салон, хватило бы нам часов на двадцать,
а что дальше?.. (12)Медленно замерзать?
(13)И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого,
в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и
постараться выйти к людям. (14)Больше ни Костя, ни я не успели и рта раскрыть, как Лев
заявил, что у него есть продукты и он, разумеется, никуда из машины не пойдёт! (15)Так что у
нас с Костей выбора не было.
…(16)Ветер валил с ног. (17)Недавно мне сделали операцию, и, конечно, мне было трудно.
(18)Когда я не мог встать, Костя помогал, и мы, опершись на два ружья, стояли спина к спине и
отдыхали.
(19)В очередной раз я упал и, барахтаясь в тягучей массе, не заметил, что потерял сапог.
(20)Только когда нога стала неметь, я обнаружил это. (21)Сил вернуться не было, но Костя
вернулся и с трудом, ползая по грязи, нашёл мой сапог. (22)Потом мы шли, по очереди толкая
друг друга, или отдыхали, опираясь спинами.
(23)Мы шли уже четыре часа, останавливались и стреляли в воздух, надеясь на чудо, но
только свирепые льдинки, как зубы хищников, клацали у наших задубелых лиц.
– (24)Врёте, не дойдёте! – казалось, зловеще шипели они.
– (25)Не на тех напали! – время от времени кричали мы им.
(26)Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали мощный гул и увидели
свет. (27)Мы начали стрелять, не жалея патронов, и через минуту к нам подъехало несколько
мощных военных машин.
(28)Так мы познакомились с нашим спасителем – комбатом Пугачёвым. (29)По нашим
следам он послал одну из машин с солдатами. (30)Мы же с Костей мгновенно заснули, даже
раньше, чем нас заволокли в машины, стащили с нас сапоги и мокрую одежду. (31)Мы спали,
пока не появился Лев, бодрый и весёлый.
– (32)А я и не сомневался, что Костя что-нибудь придумает и не оставит меня в этой степи,
– сказал он невозмутимо.
(33)Солдаты
нашли
его
по
нашим
следам,
прицепили
тросом
к
мощной
машине
и
притащили в безопасное место.
(34)Мы расстались на следующее утро с целым батальоном самых лучших в мире друзей –
рядовых и офицеров Советской Армии.
(35)Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не
бросит. (36)И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты.