Автор: Лыкова Екатерина Сергеевна
Должность: студент–магистрант
Учебное заведение: Волгоградский Государственный Университет
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Формы предварительного расследования
Раздел: дополнительное образование
Формы предварительного расследования
Уголовный
процесс
охватывает
порядок
деятельности
органов
расследования
и
суда
при
расследовании
и
разрешении
уголовных
дел,
распадается на рад различного рода стадий, которые соответствуют этапам
прохождения уголовных дел в процессе их расследования и разрешения.
Каждая из стадий имеет свои « специфические» формы и условия.
Как известно второй по счету стадией уголовного процесса вслед за
стадией возбуждения уголовного дела, является
стадия предварительного
расследования. Она обладает процессуальной формой, которая может быть
дифференцирована, то есть - усложнена или вообще упрощена. В науке
уголовного процесса принято считать, что предварительное следствие- это
нечто иное, как усложненное производство, а дознание- упрощенное.
Согласно
части
1
статьи
150
Уголовно-процессуального
кодекса
Российской Федерации предварительное расследование производится в двух
формах: в форме дознания и в форме предварительного следствия. Но в
законе
выделяется
еще
одна
форма
предварительного
расследования.
Согласно
части
4
статьи
415
УПК,
еще
одной
формой
выступает
-расследование введу новых или вновь открывшихся обстоятельств, которые
предусмотрены пунктом 3 частью 4 статьи 413 УПК.
В
т е о р и и
у гол о в н о - п р о ц е с суа л ь н о го
п р а ва п од
ф о рм о й
предварительного
расследования
следует
понимать
предусмотренный
уголовно-процессуальным
кодексом
порядок,
в
рамках
которого
непосредственно осуществляется производство по конкретному уголовному
делу на стадии досудебного производства.
По своему характеру формы расследования преступлений являются
процессуальными
в
силу
того,
что
они
составляют
часть
уголовно-
процессуальной
формы.
Эта
процессуальная
форма
уголовного
1
судопроизводства
соотносится
с
формами
досудебного
производства
как
философские категории общего и особенного. Можно отметить, что формы
расследования
соответствует
названию
органа,
который
выполняет
определенные полномочия по расследованию и раскрытию преступления,
хоть и сама их деятельность по расследованию преступлений внешне схожа,
тем не менее, они имеют свои различия.
1.
По методам работы;
2.
По органам, осуществляющим расследование;
3.
По характеру последственности уголовных дел;
Существует характерное различие между предварительным следствием
и дознанием, которое заключается, прежде всего, различной компетенции
органов предварительного следствия и дознания. Впервые на это различие
обратил
внимание
советский
ученый
теоретик
Строгович
М.С.,
который
писал: « Если для органов
следствия
производство предварительного
расследования
является
их единственной
функцией, то для органов
дознания расследование - это функция не основная и не единственная ».
По
уголовно-процессуальному
законодательству,
основной
формой
предварительного
расследования,
в
первую
очередь,
я вл я е т с я
предварительное следствие, так как оно обязательно по всем уголовным
делам, кроме уголовных дел
о преступлениях, перечисленных в части 3
статьи
150
УПК
Р.Ф.,
и
дел,
возбуждаемых
в
порядке
частного
обвинения(
статья
318
УПК).
В
большинстве
случаев
форма
предварительного
следствия
может
быть
усложнена
по
делам
несовершеннолетних и лицах, которые обладают служебным иммунитетом , а
так же о применении принудительных мер медицинского характера,
Основным
признаком
предварительного
следствия
является
то
обстоятельство, что оно производится должностным лицом самостоятельно -
следователем.
Данная
гарантия
обеспечивает
установление
истины
и
реализации прав участников процесса.
Процессуальный
порядок
производства
предварительного
следствия
урегулирован
гл.
21—30,
50,
51,
52,
53,
54
УПК
РФ.
Материалы
2
предварительного
следствия
являются
основанием
для
рассмотрения
уголовного дела в суде.
Анализируя главу 22 УПК можно прийти к такому выводу, что данная
глава регулирует
производство
предварительного следствия, которые в
конечном итоге преобразуются в решения процессуального характера.
В соответствии со статьей 118-120 УПК РСФСР понятием дознания
охватывалось
два разных процессуальных института. В первую очередь
деятельность
органов
дознания
по
делам
которых
производство
следственных
действий
было
обязательно
(
статья
119
УПК
РСФСР),
и
деятельность
органов
дознания
по
делам
которых
производство
следственных действий не обязательно ( статья 120 УПК РССФСР).
И так дознание представляет собой вторую форму предварительного
расследования , которая предназначена для расследования уголовных дел как
в сокращенной, так и в упрощенной форме. Анализ главы 32 УПК Р.Ф
позволяет
нам
сделать
вывод,
что
главными
особенностями
дознания
заключаются в том, что само дознание может осуществляться по уголовным
делам, которые возбуждены в отношении конкретного лица, привлеченного в
качестве обвиняемого.
Выделение
дознание
как
самостоятельную
форму
предварительного
расследования
заключается
в
том,
чтобы
по
делам
об
«
очевидных
преступлениях», упростить предварительную подготовку дела на досудебном
и судебном этапе.
Однако
предварительное
следствие
и
дознание
имеют
свои
так
называемые « общие» черты, которые выражаются в объединении принятий
предварительного расследования, которое является самостоятельной стадией
досудебного производства, следующей за стадией возбуждения уголовного
дела. Производство предварительного расследования, как в форме следствия,
так и в форме дознания подчиняется совокупности «общих требований»,
закрепленных в Уголовно-процессуальном кодексе.
Можно
заметить,
что
законодатель
выделяет
две
формы
предварительного расследования. Однако если обратить внимание на статью
3
5
УПК,
где
перечислены
основные
понятия,
используемые
в
уголовно-
процессуальном закон, где впервые на законодательном уровне
(
пункт
8
статьи
5
УПК),
было
дано
понятие
«дознания»,
как
формы
предварительного
расследования,
производство
по
делам
которого
не
обязательно, при этом законодатель не раскрывает в данной статье понятие
«предварительного следствия».
О т с ю д а
с л е д у е т,
ч т о дознанием
называется
расследование
преступлений,
которое
производится
с
соблюдением
норм
уголовно-
процессуального
закона
органами
дознания,
на
основании
решения
начальника органа дознания или же самим начальником. Так же дознание
можно назвать как расследование преступлений, производимое на основании
пункта 7,8 части 3 статьи 151 и части 5 статьи 152 УПК Р.Ф.
Дознание осуществляется по правилам производства предварительного
следствия, которое регулируется главами 21, 22, 24-29 УПК, с изъятием
предусмотренными главой 32 УПК. Предварительное расследование, как и
само
предварительное
следствие,
применяется
только
для
установления
событий преступления, а так же выявления лиц, совершивших преступление,
путем
проведения следственных действий. Материалы
предварительного
следствия и дознания являются основанием для дальнейшего рассмотрения
уголовного дела судом ( пункт 1 часть 1 статьи 226 УПК).
Предварительное следствие и дознание помимо общих черт сходства,
имеют так же и свои существенные различия. Во-первых, у обеих форм
различен
круг
должностных
лиц,
управомоченных
осуществлять
предварительное
следствие
и
само
дознание.
Если
производство
следственных
действий
уполномочены
осуществлять
следователи,
то
производство
дознания
законом
может
быть
возложено
не
только
на
следователей,
но
и
на
должностных
лиц,
не
имеющих
юридического
образования.
Во-вторых,
различие
между
формами
предварительного
расследования
заключается
в
то
у
них
различен
круг
уголовных
дел
о
преступлениях, в отношении которых проводится предварительное следствие
или же дознание ( часть 3 статьи 150, часть 3 статьи 151, часть 2,4,6 статьи
151
УПК).
В-третьих,
если
дознание
производится
в
отношении
4
преступлений небольшой и средней тяжести, то предварительное следствие
производится
преимущественно
в
отношении
тяжких
и
особо
тяжких
преступлений, которые зачастую являются неочевидными (часть 3 статьи 150,
часть 2, 4, 5, 6, часть 1 статьи 223 УПК РФ). Четвертым различием является
то
,
что
для
дознания
и
предварительного
следствия
предусмотрены
различные
сроки
следствия.
К
примеру,
основной
срок
производства
дознания равен 30 суткам со дня возбуждения уголовного дела, то срок
производства
предварительного
следствия
равен
двум
месяцам
со
дня
возбуждения уголовного дела;
По общему правилу, основной срок производства дознания может быть
продлен прокурором до 30 суток, а в необходимых случаях и до шести
месяцев, а в исключительных случаях, к примеру, связанных с исполнением
международного запроса о правовой помощи до 12 месяцев. То основной
срок
производства
предварительного
следствия
может
быть
продлен
руководителем
(заместителем
руководителя)
соответствующего
следственного органа на срок, превышающий 12 месяцев (статья 162 и 223
УПК РФ).
Не
всегда
так
же
совпадают
и
режимы
принятия
процессуальных
решений
органами
при
производстве
дознания
или
предварительного
следствия. Бывают случаи, когда многие решения дознавателя утверждаются
начальником
органа
дознания,
то
решения
же
следователя
подлежат
утверждению только с согласия прокурора или руководителя следственного
комитета,
но
только
в
тех
случаях,
когда
следователь
обращается
с
ходатайством к судье о производстве следственных действий и принятии по
ним в конечном итоге процессуальных решений. Имеются и другие отличия
между предварительным следствие и дознанием.
Некоторыми
учеными
дознание
рассматривается
в
каче стве
упрощенной
формы
досудебного
производства.
Но
анализ
процедуры
дознания
не
позволяет
назвать
её
упрощенной.
Расследование
в
данной
форме зачастую удается окончить в установленные законом сокращенные
5
сроки. Но ускорение дознанию придает отнюдь не упрощение процедуры. На
основании
уголовно-процессуального
закона,
дознание
как
форма
расследования приводит к громоздкости и медлительности предварительного
расследования.
Современное
дознание
даже
при
учете
всех
своих
особенностей
отличается
от
предварительного
следствия
незначительно.
Внесенные
в
УПК
РФ
изменения
и
дополнения
приблизили
дознание
к
предварительному
следствию,
что,
безусловно,
поставило
перед
законодателем
вопрос
о
новой
(дополнительной)
форме
досудебного
производства в тех случаях, когда совершено преступление небольшой или
средней тяжести, очевидны обстоятельства его совершения и известно лицо,
его совершившее.
Еще одной, но не основной формой предварительного расследования
можно
назвать
«производство
неотложных
следственных
действий».
Институт производства неотложных следственных действий
регулируется
пунктом 19 статьи , пунктом 2 части 2 и 3 статьи 40, частью 4 статьи 146,
пунктом 3 части 4 статьи 149, частью 5 статьи 152 и статьей 157 УПК Р.Ф.
Данный
институт,
в
первую
очередь,
представляет
собой
совокупность
уголовно-процессуальных
норм,
которые
определяют
понятие,
порядок
и
срок
производства
неотложных
следственных
действий,
а
так
же
определяется круг лиц, которые непосредственно и будут являться лицами,
участвующими
в
процессе.
В
зависимости
от
ситуаций
неотложные
следственные действия необходимо производить как по делам, проведение
предварительного
следствия
обязательно,
так
и
по
делам,
по
которым
проведение предварительного следствия не обязательно. При осуществлении
производства неотложных следственных действий, надзор за законностью
возложен на прокурора, а в случаях, указанных в ч. 2 ст. 29, ст. 125,а за
законностью производства неотложных следственных действий возложен на
судей.
Еще одним условие предварительного расследования является
так
называемо
«
суммарное
производство
предварительного
расследования»,
6
основание которого перечислено в пункте 19 статьи 40, части 3 статьи 149,
части 7 статьи 152 и в статье 226 УПК. Данная форма предварительного
расследования
характеризуется
тем,
что
в
ней
имеется
в
виду
предварительное
расследование,
производимое
по
уголовным
делам
последовательно, сначала органами дознания, а затем и следователем, или же
наоборот. К примеру, возбуждение уголовного дела органами дознания, о
преступлении
которое
отнесено
к
подследственности
следователя
на
основании
статьи
157
УПК,
неотложные
следственные
действия
представляют
собой
первоначальный
этап
расследования
и
раскрытия
преступления дальнейшее производство, по делу которого осуществляется
следователем. В данном случае суммарное производство расследования по
уголовному
делу
проводилось
органами
дознания,
в
форме
неотложных
следственных
действий
,
а
после
направляется
органом
дознания
в
следственный комитет по подследственности.
Суммарным будет предварительное расследование при соединении в
одном производстве уголовных дел, по части которых до этого проводилось
предварительное следствие, а по другой - дознание (части 7 статьи 151,
статья 153 УПК РФ).
Рассмотрев формы уголовно-процессуального законодательства, можно
прийти
к
выводу,
что
в
статье
5
Уголовно-процессуального
кодекса
российской
Федерации
необходимо
закрепить
следующее
понятие
предварительного следствия и изложить его в следующей редакции :
«
Предварительное
следствие -
это
форма
предварительного
расследования , которая осуществляется следователем по уголовному делу,
по
которому
предварительное
следствие
обязательно,
при
соблюдении
законных прав и интересов участников уголовного процесса. направленных
на доказывание обстоятельств и событий преступления, оканчивающимся в
конечном
итоге
принятием
процессуального
решения
о
направлении
уголовного дела в суд или о прекращении уголовного дела».
7
Учитывая
процессуальные,
оперативно-розыскные
задачи,
которые
решаются органами предварительного расследования, процесс расследования
преступлений
я
предлагаю
разделить
на
три
этапа:
первоначальный,
последующий и производство по приостановленным делам.
8