Напоминание

"Урок-экскурсия "К истокам каменного града"


Автор: Богданова Лидия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ № 12
Населённый пункт: город Иркутск Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок-экскурсия "К истокам каменного града"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутска средняя общеобразовательная школа № 12
К истокам каменного града

(урок-пешеходная экскурсия или проведение виртуальной экскурсии по приложенному

диску)
Богданова Л.В., учитель русского языка и литературы ВКК МБОУ г.Иркутска СОШ № 12
Цель урока:
пробудить интерес обучающихся к изучению истории родного города
Задачи:
 познакомить школьников с историей возникновения города  развивать образное мышление школьников через моделирование жизни предков в прошлом  формировать чувство гордости за свою малую родину, её прошлое и настоящее
Направленность:
4-6 класс
Предметная область:
Иркутсковедение, Литература Восточной Сибири
Предварительная подготовка:
изучение в рамках программы теоретического материала по истории возникновения Иркутского острога
Ход экскурсии

Начало экскурсии.
(Экскурсия начинается у Московских ворот со стороны города. Для более рациональной работы класс лучше разделить на творческие группы, которые будут работать в течение всей экскурсии) Испокон веков человек считает свой край, землю, на которой вырос, началом начал: здесь начинается его жизненный круг, отсюда уходят все дороги в пространство и время, сюда возвращаемся мы поклониться малой своей родине. Как признание в сыновней любви к своему родному городу звучат слова писателя Валентина Распутина: «Стоит Иркутск, умудрённый историей и жизнью, спокойно и мудро, зная себе цену, в меру знаменитый и прежней славой, и новой, в меру скромный, издавна культурный, традиционно гостеприимный…Стоит Иркутск, наделённый долгой и взыскательной памятью камня своего и дерева, с любовью и немалым удивлением взирающий на дела нынешних своих граждан… по-родительски оберегающий их от зноя и холода, дающий им жизнь, приют, работу, родину и вечность».
Мы родились в Иркутске, чудесном старинном сибирском городе, который недавно отметил своё 350-летие. И вполне согласны с мнением Константина Паустовского о том, «что человек, не знающий истории своего народа, - дикарь». Чтобы не стать Иванами, не помнящими родства, нужно изучать историю родного края. Давайте вспомним, что мы знаем об освоении Сибири и возникновении города на Ангаре. (Примерные вопросы для беседы с обучающимися)  Когда началось освоение Сибири?  Кто первым пришёл в Сибирь?  Какую цель преследовала императрица, отправляя казаков в Сибирь?  Как вы думаете, лёгкое ли это было дело?  А когда на нашу землю пришли первопроходцы?  В каком году был поставлен Иркутский острог? Хотите отправиться в прошлое? Я предлагаю вам совершить экскурс в прошлое и прямо сейчас отправиться к истокам каменного града, пройдя через Московские ворота. А почему ворота называются Московскими? (заслушиваются предположения обучающихся с доказательствами своего мнения, затем даётся ответ учителем) Давайте пройдём под сводом Московских ворот и окажемся на исторической территории города, где каждый камень – свидетель древности глубокой. Давайте пройдём к парапету на смотровую площадку. Проникновение русских в Сибирь имеет давнюю историю. Ещё в 11 веке новгородцам под именем Югры были известны северо-западные сибирские земли от Уральского хребта до реки Оби. Туда отправлялись для пушного промысла, менового торга и сбора ясака (дань пушниной) новгородские землепроходцы. Новый этап движения в Сибирь открыл поход дружины атамана вольных казаков Ермака (1581-1585гг.) против сибирского татарского ханства Кучума. Казаки нанесли такие удары царству Кучума, от которых оно не могло оправиться. Ревела буря, дождь шумел, В овраге молнии летали, И беспрерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали… Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой, На диком бреге Иртыша Сидел Ермак, объятый думой… «Нам смерть не может быть страшна; Своё мы дело совершили:
Сибирь царю покорена, И мы не праздно в мире жили!» (Кондратий Фёдорович Рылеев «Смерть Ермака») Ермак погиб, но путь в глубину Сибири был проложен. В конце XVI и начале XVII веков была присоединена к русскому государству Западная Сибирь и началось присоединение Восточной Сибири. На эту землю один за другим отправлялись отряды служилых людей. Исследователь Сибири А.Н.Копылов после тщательного изучения документов установил, что первая попытка постройки Иркутского острога относится к 1658 году. Но сын боярский Яков Тургенев, получивший задание построить острог в устье Иркута, не выполнил его. От его похода в сторону сибирскую осталось только воспоминание о постройке зимовья на острове Подьячем. Перейти бурную реку Якову Тургеневу не удалось. А вот и этот остров – историческое место стоянки казаков под предводительством Якова Тургенева. (обращаем внимание обучающихся на остров Подьячий) Как вы думаете, почему казаки не дошли до места? Почему не поставили острог? (заслушиваются варианты ответов ребят) Давайте продолжим нашу экскурсию и узнаем, кто же сумел переплыть через бурные воды Иркута. (по Нижней набережной экскурсия движется к памятнику первооткрывателям)
Продолжение экскурсии у памятника первооткрывателям.
Весной 1661 года вслед за Яковом Тургеневым в Восточную Сибирь направлен отряд казаков под предводительством Якова Ивановича Похабова. Труден и опасен был путь. Но казаки дошли до устья Иркута и стали здесь лагерем. А вот и памятник первооткрывателям Сибири, пришедшим вслед за первыми казаками. Суровые люди с крепким сибирским характером. Это и попытались изобразить авторы этой скульптурной группы. В 1661 году Похабов доносил в Енисейск: «В нынешнем 169 (1661) году июля в шестой день против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служивыми людьми ставлю… Тут место самое лучшее, угожее для пашень и скотной выпуск и сенные покосы и рыбные ловли всё близко…» (из донесения Якова Похабова енисейскому воеводе) Так возник Иркутский острог. Чтобы увидеть это место, поднимемся на Мост любви. (экскурсия движется на Мост любви)
Продолжение экскурсии на Мосту любви.
Возможно, именно здесь стояли ворота большой проезжей башни, через которую въезжали в город. Давайте повернёмся лицом к городу. Именно здесь и был воздвигнут Иркутский острог. Закройте глаза и попробуйте представить такую картину:
И вдруг привидится такое: в сплетенье судеб и тревог встаёт над дикою рекою Иркутский рубленный острог. …Ни знатных зодчих, ни прорабов, ни удалых грузовиков, весь мир – боярский сын Похабов да сотня дюжих казаков. Да Ангары ни с чем не схожий глоток, сжигающий уста, да для посева клин угожий, да славный выгон для скота. …Лишь на заре туманы стают над дивным бегом Ангары, как сирин-птицами взлетают в руках охочих топоры. Себя припевкой-шуткой тешат первопроходцы-молодцы, и золотые брёвна тешут, и вяжут вечные венцы. Смолёвый дух тревогу будит, волнует сердце казака: а что-то будет, что-то будет через года, через века? Поди поля взойдут хлебами, да встанут избы в сто рядов, и ляжет меж семью горбами Один из славных городов. И в нём диковин будет много… Да вспомнят ли в достойный час добром начальный день острога, и пашню первую, и нас? (Марк Сергеев «Иркутский острог») А хотите увидеть, каким был первый Иркутский острог? Тогда давайте пройдём к памятнику, поставленному благодарными горожанами первостроителям города. Острог, называвшийся «Иркуцким рубленным городом», имел форму квадрата, каждая сторона которого (острожные стены) имела по 60 сажень в длину. Поверх бревенчатых стен был
устроен облам, представляюший собой невысокий бруствер, выдававшийся немного вперёд и служивший для защиты стрелков, находившихся наверху стены. В обламах проделывались щели и отверстия, через которые производилась стрельба. Острожные стены были покрыты тесовой кровлей. Иркутский острог имел 7 башен, примыкавших к стенам. Три башни являлись проезжими, то есть имели ворота, остальные – «глухими». Вооружение Иркутской острожной крепости составляли три медные пушки, мушкеты, пики, копья, бердыши (боевые топоры), имелись запасы пороха, ядер, свинца. В центре острога были расположены деревянная церковь, пороховой погреб, гостиный двор с 11 лавками, изба для приезжих торговых людей, таможенная изба с амбаром, соляной амбар, винный погреб и другие постройки. Посередине городской стены, выходившей на Ангару, находилась большая проезжая башня с амбаром наверху, где хранилась ясачная казна (пушнина), а также слюда, сукна, гвозди и инструменты. К этой же стене примыкали воеводская приказная изба и дом воеводы. Вокруг острожной крепости были расположены постройки иркутских посадских торговых, промышленных и служилых людей. А кто может ответить на вопрос, почему острог называют острогом? А почему острог был в форме квадрата? Количество башен – четыре. Как вы это объясните? Острог быстро растёт и в 1686 году преобразуется в город. Утверждается герб Иркутска. А что изображено на гербе нашего города? Какие версии возникновения иркутского герба вы знаете?  Печать Якутского острога  Соболь и бабр (уссурийский тигр)  Соболь и Барсик, так называли жители города дикого кота, приходившего с Амура  Соболь и бобр (чёрный цвет) с кошачьим хвостом
Продолжение экскурсии у Мемориала славы Вечный огонь.
С этого времени Иркутск становится самостоятельным центром воеводства. Но это уже другая история. А мы заканчиваем своё путешествие у Вечного огня. Мемориал открыт в честь сибиряков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Но место выбрано не случайно. Ведь все мы – потомки тех первооткрывателей, что когда-то пришли на эти дикие необжитые сибирские земли. А значит должны чтить память тех, кто проложил дорогу в Сибирь. (возложение цветов к памятнику)
Домашнее задание.
1. Написать отзыв об экскурсии 2. Описать один из понравившихся памятников
Список литературы 1. Иркутская летопись 1661-1940г./составитель Колмаков Ю.П. – Иркутск, 2003. 2. Копылов А.Н. Затянувшийся вопрос. Альманах «Ангара», 1960,№ 4 3. Косых А.П., Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. История Иркутской области. Учебное пособие по краеведению для учащихся 7-10 классов средних школ. – Иркутск, Восточно-Сибирское издательство, 1983. 4. Кудрявцев ФА., Вендрих Г.А. Иркутск. Очерки по истории города. - Иркутск, Восточно- Сибирское издательство, 1971. 5. Писатели Восточной Сибири. Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ/ сост. Шахерова О.Н. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007.


В раздел образования