Автор: Наговицына Алла Игоревна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: Казанского Федерального университета
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Современные требования к педагогу дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Современные требования к педагогу дополнительного образования
В
последние
годы
в
России
наблюдается
положительная
тенденция
–
появляется все больше и больше учреждений дополнительного образования.
В отечественной педагогике растет интерес к внешкольному образованию.
Это
связано
с
тем,
что
педагоги
дополнительного
образования,
которые
начали работать на постоянной основе, отвечают за организацию досуга
школьников, а также за содержательную часть свободного времени учащихся.
В
данной
статье
мы
подробнее
рассмотрим
обязанности
педагога
дополнительного образования и требования к нему.
Деятельность
педагога
внешкольного
образования
подразумевает
собой
создание
благоприятных
условий
для
развития
творческих
способностей
детей,
организацию
дел,
имеющих
конкретный
результат,
вовлечение
учащихся
в
активную
внеурочную
деятельность
и
помощь
учащимся
в
развитии организаторских способностей.
Поскольку деятельность такого сотрудника направлена на развитие личности
ребенка, полное удовлетворение потребностей школьников в неформальном
общении,
педагог
должен
быть
настоящим
профессионалом.
В
высших
учебных заведениях только начинает появляться такая специальность, как
«преподаватель
внеурочного
обучения»
или
«педагог
дополнительного
образования». Однако, пока преподавателями дополнительного образования в
большинстве своем являются люди, имеющие диплом, в котором указывается
специализация "учитель начальных классов", "учитель физической культуры"
и
др.
Несмотря
на
специфику
работы,
существует
немало
сходств
с
классическим
образовательным
процессом.
Например,
внедрение
инновационных методов в воспитательную работу.
Описание
должностных
функций
педагога
дополнительного
образования
похоже на описание должностных функций обычного учителя. Оно включает
в себя права и обязанности, определяет варианты продолжения образования,
способы вознаграждения за качественно проделанную работу. Деятельность
педагогов
дополнительного
образования
предполагает
владение
содержанием, формами и современными педагогическими методами. Так же
достичь желаемого результата невозможно без навыков постановки целей,
поиска
содержательной
составляющей
и,
конечно
же,
без
тесного
сотрудничества с детьми и коллегами. Всем этим тонкостям можно обучиться
на
курсах
повышения
квалификации,
которые
являются
необходимой
составляющей всей работы педагога дополнительного образования.
К счастью, центры дополнительного образования есть не только в больших,
но и в провинциальных городах России. Всего в стране насчитывается более
20 тыс. таких учреждений, в них занимаются тысячи мальчиков и девочек.
Структура
центров
дополнительного
образования
подразумевает
систему
множества секций и кружков различной направленности: интеллектуальной,
спортивной, вокальной, художественной.
Министерство
образования
РФ,
осознавая
важность
внеурочной
работы,
сделали
ее
обязательной
в
школах,
гимназиях
и
лицеях.
Если
в
разных
центрах дополнительного образования детям предлагаются различные виды
деятельности, то в учебных заведениях часто выбирают 2-3 приоритетных
вида внеурочной работы. Например, в школе есть спортивные секции и есть
танцевальная
студия.
Конечно,
такой
ограниченный
выбор
досуга
не
способствует формированию гармонично развитой личности и не в полной
мере удовлетворяет потребности учащихся и их родителей. Именно поэтому
в
стране
действует
множество
отдельных
учреждений,
предназначенных
специально для внеурочной работы со школьниками и подростками.
Итак,
какими
же
качествами
должен
обладать
педагог
дополнительного
образования?
В
первую
очередь,
это
позитивный
настрой
и
чуткость,
осознание
потребностей
детей.
Нельзя
забывать
и
об
интеллектуальном
уровне
и
самообразовании
педагога
дополнительного
образования.
Определенные
навыки и умения, необходимые для работы в данной сфере, должны быть
развиты в достаточной степени. Среди наиболее важных факторов, которые
влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования,
важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером
может
вырасти
другой
мастер,
воспитать
личность
может
только
другая
личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм
педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.
Чувство юмора и активная гражданская позиция также помогут в достижении
успеха
в
данной
сфере.
Нельзя забывать о термине «профессиональная компетентность», именно его
необходимо
применять
к
профессиональным
педагогам.
Компетентным
педагог может считаться тогда и только тогда, когда он обладает личными и
профессиональными
качествами
на
высшем
уровне.
Такой
педагог
ведет
свою
деятельность
на
высоком
уровне
и
демонстрирует
стабильные
результаты своей работы.
Как же повысить свою квалификацию?
Для того, чтобы улучшить свои профессиональные качества педагоги должны
постоянно развивать творческую сторону, формировать восприимчивость ко
всему
новому,
быть
открытым
к
инновациям.
Учитель
должен
легко
адаптироваться
к
реалиям
образовательной
среды,
реагировать
на
все
изменения
в
современной
школьной
программе.
Более
т о го ,
профессионализм педагога напрямую зависит от его интеллектуального и
духовного развития. Педагог должен постоянно следить за всеми реформами
и нововведениями, повышать свою компетентность. Так как от этого зависит
будет ли выпускник внешкольного центра готов к социальной адаптации,
самосовершенствованию, самообразованию, и вообще будет ли он активным
гражданином своей страны.
Учитель выступает гарантом реализации всех поставленных целей. В связи с
этим
резко
возросли
требования
к
профессионализму
преподавателя.
Учитывая
современные
требования,
можно
выделить
основные
пути
формирования профессиональной компетентности:
Активное
участие
в
работе
творческих
групп,
методических
объединений.
Осуществление
собственной
исследовательской
деятельности.
Проведение исследования с учениками.
Изучение инновационных педагогических технологий. Их внедрение в
профессиональную деятельность.
Различные варианты педагогического сопровождения.
Участие в различных педагогических конкурсах, фестивалях, форумах,
демонстрация коллегам мастер-классов.
Для
повышения
качества
своих
способностей
педагог
дополнительного
образования должен определить для себя и пройти следующие этапы:
Проведение самоанализа;
Определение цель развития;
Поиск заданий;
Разработка механизма достижения этой цели;
Проведение анализа результатов деятельности.
Так как дети, которые приходят в центры дополнительного образования,
самостоятельно выбирают секцию или кружок, та атмосфера, которая царит
на занятиях, увлекает школьников, дает им уверенность в себе, позволяет
развивать лидерские качества, чувство здоровой конкуренции. Различные
формы работы, используемые в дополнительном образовании, дают детям
возможность учиться в той области, в которой они заинтересованы и которую
понимают.
Для
того,
чтобы
работа
кружка
была
плодотворной,
педагог
готовит
программу
обучения
и
тематическое
планирование.
Он
должен
владеть
всей
законодательной
базой,
защищать
и
уважать
права
своих
учеников, следить за соблюдением правил пожарной безопасности во время
занятий.
В заключение хочется отметить, что педагог дополнительного образования в
школе
периодически
подтверждает
соответствие
занимаемой
должности,
принимая участие в обязательной сертификации. Такие проверки проводят
специальные комиссии, группы, созданные из преподавателей со статусом
экспертов. Аттестация позволяет показать уровень мастерства преподавателя.
Полученный результат сразу отразится на уровне его заработной платы. В
заявке, поданной в аттестационную комиссию, необходимо перечислить все
достижения самого преподавателя, а также его учеников за последние пять
лет. В качестве доказательства педагогом предоставляются копии дипломов,
сертификатов, благодарственных писем и благодарностей.
Настоящий профессионал охотно делится своими знаниями с коллегами,
проводит для них открытые занятия, организует мастер-классы. А желание
детей
вести
активную
и
яркую
внешкольную
жизнь
свидетельствует
о
профессионализме педагога дополнительного образования.