Напоминание

"Современные требования к педагогу дополнительного образования"


Автор: Наговицына Алла Игоревна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: Казанского Федерального университета
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Современные требования к педагогу дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Современные требования к педагогу дополнительного образования

В

последние

годы

в

России

наблюдается

положительная

тенденция

появляется все больше и больше учреждений дополнительного образования.

В отечественной педагогике растет интерес к внешкольному образованию.

Это

связано

с

тем,

что

педагоги

дополнительного

образования,

которые

начали работать на постоянной основе, отвечают за организацию досуга

школьников, а также за содержательную часть свободного времени учащихся.

В

данной

статье

мы

подробнее

рассмотрим

обязанности

педагога

дополнительного образования и требования к нему.

Деятельность

педагога

внешкольного

образования

подразумевает

собой

создание

благоприятных

условий

для

развития

творческих

способностей

детей,

организацию

дел,

имеющих

конкретный

результат,

вовлечение

учащихся

в

активную

внеурочную

деятельность

и

помощь

учащимся

в

развитии организаторских способностей.

Поскольку деятельность такого сотрудника направлена на развитие личности

ребенка, полное удовлетворение потребностей школьников в неформальном

общении,

педагог

должен

быть

настоящим

профессионалом.

В

высших

учебных заведениях только начинает появляться такая специальность, как

«преподаватель

внеурочного

обучения»

или

«педагог

дополнительного

образования». Однако, пока преподавателями дополнительного образования в

большинстве своем являются люди, имеющие диплом, в котором указывается

специализация "учитель начальных классов", "учитель физической культуры"

и

др.

Несмотря

на

специфику

работы,

существует

немало

сходств

с

классическим

образовательным

процессом.

Например,

внедрение

инновационных методов в воспитательную работу.

Описание

должностных

функций

педагога

дополнительного

образования

похоже на описание должностных функций обычного учителя. Оно включает

в себя права и обязанности, определяет варианты продолжения образования,

способы вознаграждения за качественно проделанную работу. Деятельность

педагогов

дополнительного

образования

предполагает

владение

содержанием, формами и современными педагогическими методами. Так же

достичь желаемого результата невозможно без навыков постановки целей,

поиска

содержательной

составляющей

и,

конечно

же,

без

тесного

сотрудничества с детьми и коллегами. Всем этим тонкостям можно обучиться

на

курсах

повышения

квалификации,

которые

являются

необходимой

составляющей всей работы педагога дополнительного образования.

К счастью, центры дополнительного образования есть не только в больших,

но и в провинциальных городах России. Всего в стране насчитывается более

20 тыс. таких учреждений, в них занимаются тысячи мальчиков и девочек.

Структура

центров

дополнительного

образования

подразумевает

систему

множества секций и кружков различной направленности: интеллектуальной,

спортивной, вокальной, художественной.

Министерство

образования

РФ,

осознавая

важность

внеурочной

работы,

сделали

ее

обязательной

в

школах,

гимназиях

и

лицеях.

Если

в

разных

центрах дополнительного образования детям предлагаются различные виды

деятельности, то в учебных заведениях часто выбирают 2-3 приоритетных

вида внеурочной работы. Например, в школе есть спортивные секции и есть

танцевальная

студия.

Конечно,

такой

ограниченный

выбор

досуга

не

способствует формированию гармонично развитой личности и не в полной

мере удовлетворяет потребности учащихся и их родителей. Именно поэтому

в

стране

действует

множество

отдельных

учреждений,

предназначенных

специально для внеурочной работы со школьниками и подростками.

Итак,

какими

же

качествами

должен

обладать

педагог

дополнительного

образования?

В

первую

очередь,

это

позитивный

настрой

и

чуткость,

осознание

потребностей

детей.

Нельзя

забывать

и

об

интеллектуальном

уровне

и

самообразовании

педагога

дополнительного

образования.

Определенные

навыки и умения, необходимые для работы в данной сфере, должны быть

развиты в достаточной степени. Среди наиболее важных факторов, которые

влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования,

важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером

может

вырасти

другой

мастер,

воспитать

личность

может

только

другая

личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм

педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Чувство юмора и активная гражданская позиция также помогут в достижении

успеха

в

данной

сфере.

Нельзя забывать о термине «профессиональная компетентность», именно его

необходимо

применять

к

профессиональным

педагогам.

Компетентным

педагог может считаться тогда и только тогда, когда он обладает личными и

профессиональными

качествами

на

высшем

уровне.

Такой

педагог

ведет

свою

деятельность

на

высоком

уровне

и

демонстрирует

стабильные

результаты своей работы.

Как же повысить свою квалификацию?

Для того, чтобы улучшить свои профессиональные качества педагоги должны

постоянно развивать творческую сторону, формировать восприимчивость ко

всему

новому,

быть

открытым

к

инновациям.

Учитель

должен

легко

адаптироваться

к

реалиям

образовательной

среды,

реагировать

на

все

изменения

в

современной

школьной

программе.

Более

т о го ,

профессионализм педагога напрямую зависит от его интеллектуального и

духовного развития. Педагог должен постоянно следить за всеми реформами

и нововведениями, повышать свою компетентность. Так как от этого зависит

будет ли выпускник внешкольного центра готов к социальной адаптации,

самосовершенствованию, самообразованию, и вообще будет ли он активным

гражданином своей страны.

Учитель выступает гарантом реализации всех поставленных целей. В связи с

этим

резко

возросли

требования

к

профессионализму

преподавателя.

Учитывая

современные

требования,

можно

выделить

основные

пути

формирования профессиональной компетентности:

Активное

участие

в

работе

творческих

групп,

методических

объединений.

Осуществление

собственной

исследовательской

деятельности.

Проведение исследования с учениками.

Изучение инновационных педагогических технологий. Их внедрение в

профессиональную деятельность.

Различные варианты педагогического сопровождения.

Участие в различных педагогических конкурсах, фестивалях, форумах,

демонстрация коллегам мастер-классов.

Для

повышения

качества

своих

способностей

педагог

дополнительного

образования должен определить для себя и пройти следующие этапы:

Проведение самоанализа;

Определение цель развития;

Поиск заданий;

Разработка механизма достижения этой цели;

Проведение анализа результатов деятельности.

Так как дети, которые приходят в центры дополнительного образования,

самостоятельно выбирают секцию или кружок, та атмосфера, которая царит

на занятиях, увлекает школьников, дает им уверенность в себе, позволяет

развивать лидерские качества, чувство здоровой конкуренции. Различные

формы работы, используемые в дополнительном образовании, дают детям

возможность учиться в той области, в которой они заинтересованы и которую

понимают.

Для

того,

чтобы

работа

кружка

была

плодотворной,

педагог

готовит

программу

обучения

и

тематическое

планирование.

Он

должен

владеть

всей

законодательной

базой,

защищать

и

уважать

права

своих

учеников, следить за соблюдением правил пожарной безопасности во время

занятий.

В заключение хочется отметить, что педагог дополнительного образования в

школе

периодически

подтверждает

соответствие

занимаемой

должности,

принимая участие в обязательной сертификации. Такие проверки проводят

специальные комиссии, группы, созданные из преподавателей со статусом

экспертов. Аттестация позволяет показать уровень мастерства преподавателя.

Полученный результат сразу отразится на уровне его заработной платы. В

заявке, поданной в аттестационную комиссию, необходимо перечислить все

достижения самого преподавателя, а также его учеников за последние пять

лет. В качестве доказательства педагогом предоставляются копии дипломов,

сертификатов, благодарственных писем и благодарностей.

Настоящий профессионал охотно делится своими знаниями с коллегами,

проводит для них открытые занятия, организует мастер-классы. А желание

детей

вести

активную

и

яркую

внешкольную

жизнь

свидетельствует

о

профессионализме педагога дополнительного образования.



В раздел образования